Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Философско-историческая мысль России



Парадигма русской историософской традиции. Русская философия истории в общей системе философского знания. Ее отношение к европейской философии истории и своеобразие. Русская философия истории о смысле истории, ее начале и конце, о всеобщих началах человеческого бытия, об исторической миссии России в мировом историческом процессе. Основные этапы в развитии философско-исторической мысли России. Соотношение в ней метафизики, теории исторического процесса и эпистемологии.

«Древлее любомудрие». Истоки русской философско-исторической мысли: распространение письменности, летопись, христианская традиция. «Повесть временных лет»: рефлексия по поводу истоков Русской земли. Развитие историософских суждений, или «древлего любомудрия» в «Слове о законе и благодати» Илариона.

Идеологема «Москва — третий Рим». Обоснование русского мессианизма. Его влияние на последующее развитие русской историософской мысли.

Русское просвещение и поиски национальной идентичности. Отношение «Россия — Европа» — доминанта русской историософской мысли XIX в. Общество любомудров в поисках национальной идентичности. «Философические письма» П.Я. Чаадаева о выпадении России из всеобщей истории.

Антиномичность спора славянофилов и западников об исторических судьбах России. Антитеза «Восток — Запад» в славянофильской критике просвещения (И.В. и П.В. Киреевские). Соборность (А.С. Хомяков). Отношения народа и власти (К.С. Аксаков).

Западничество как утверждение принципа универсальности исторического процесса (К.Д. Кавелин). Философия истории А.И. Герцена: идея «растрепанной импровизации истории» и многообразия путей исторического развития народов. От западничества к либерализму в объяснении социально-исторического развития России.

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского: история человечества как развитие самостоятельных, замкнутых культурно-исторических типов. Теория стадиальности исторического развития К.Н. Леонтьева. Византизм — как культурно-исторический архетип России. Идея конца истории.

Философский позитивизм и теория прогресса П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. «Формула прогресса» (П.Л. Лавров). Критически мыслящая личность и народ в историческом процессе. Субъективный метод в социологии и философии истории. «Правда» как критерий прогресса (Н.К. Михайловский). Социологический позитивизм в моделировании исторического процесса (Н.И. Кареев).

Материалистическая философия истории Г.В. Плеханова. Ее европейские и русские источники. «Научный социализм»: теория классовой борьбы и социальной революции. «Легальный марксизм»: критика марксизма и поиски новой модели социализма. Социализм как естественная транфсормация капитализма (П.Б. Струве). «Этический социализм» (М.М. Туган-Барановский).

B.C. Соловьев: поворот к религиозной историософии. Критика «отвлеченных начал» западной философии. Идея всеединства — основа религиозной историософии Соловьева. Богочеловечество как интенция исторического процесса.

Духовные искания в начале XX в. Развитие историософии всеединства. Религиозный материализм. С.Н. Булгаков как оправдание мира.

Православие как провиденциальная основа Русской идеи у Л.П. Карсавина. Смысл истории. Исторический процесс и пути исторического познания.

Евразийство — движение русской эмиграции. «Исход к Востоку». Отношение России к Европе и Азии. Учение об идеократическом государстве и симфонической личности. Евразийство и большевизм. Евразийский соблазн и критика евразийства.

Персоналистический вариант религиозной философии Бердяева. История как реализация свободы человеческого духа в объективированном мире. Метафизический смысл истории: историческое как тождество ноуменального и феноменального, универсального и индивидуального, временного и вечного. Конец истории и эсхатологическое преображение мира.

Перерыв в развитии русской историософской традиции.

Раздел III ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.