Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Великая Отечественная война (1941-1945)



 

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. –война СССР с Германией и ее союзниками в 1941-1945 гг. и с Японией в 1945 г.; составная часть Второй мировой войны.

Начало войны. 22 июня 1941 г. Германия без объявления войны напала на СССР. С самого начала эта война отличалась от боевых действий на Западе своим размахом и небывалыми зверствами фашистов по отношению к военнопленным и гражданскому населению. Подчеркивая, что компания на Востоке есть «нечто большее, чем просто вооруженная борьба», А. Гитлер требовал вести войну «на уничтожение». Нацисты предполагали «разгромить русских как народ», подорвать его «биологическую силу», уничтожить русскую культуру.

Согласно плану «Барбаросса» предписывалось разгромить основные силы Красной Армии в рамках кратковременной кампании «посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев». Удар наносился по трем направлениям: на Ленинград, Москву и Киев. «Конечной целью операции, – отмечалось в нацистской директиве, – является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга-Архангельск». Для нападения на СССР Гитлер выделил большую частью своих сухопутных сил. Вместе с союзниками (Финляндией, Румынией, Венгрией, Италией) армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек, 3,8 тыс. танков и 4,6 тыс. самолетов. Ей противостояли 3,3 млн. советских войск, имевших 10,4 тыс. танков и 8,6 тыс. самолетов. Однако подавляющая часть этой техники была явно устаревшей. Огромный выигрыш фашистам дала внезапность нападения (в первый же день войны они уничтожили, преимущественно на аэродромах, 1200 самолетов), наличие боевого опыта современной маневренной войны.

Уже через два дня после начала войны на направлениях главных ударов немецкие танки, без труда подавив дезорганизованное сопротивление советских войск, прорвались на 230 км от государственной границы СССР. Один за другим захлопывались «котлы», в которых оставались сотни тысяч красноармейцев. Только в районе Белостока-Минска было разгромлено 38 советских дивизий, в плен попало 288 тыс. чел. 28 июня пал и сам Минск. К середине июля немцы овладели почти всей Прибалтикой, Белоруссией, Правобережной Украиной. Немецкому руководству стало казаться, что война уже выиграна.

Советское общество пережило сильнейший шок. Командиры и красноармейцы (да и вся страна) были совершенно не готовы к подобному развитию событий. Воспитанные на официальном лозунге, гласившим, что войны с Германией в ближайшее время не будет, а когда она начнется, военные действия будут вестись на территории врага и «малой кровью», они не могли зачастую разобраться в том, что происходит, легко поддавались панике.

Вместе с тем, уже в самом начале военных действий в России немецкие генералы отмечали, что в целом войска противника обороняются намного упорнее, чем на Западе. Героическое сопротивление было оказано немцам в Бресте (где немногочисленный гарнизон месяц сражался в полном окружении), в Лиепае, под Перемышлем, в районе города Ровно (где был организован первый танковый контрудар). Постепенно и руководство страны брало ситуацию под контроль. В день начала войны, 22 июня, была объявлена мобилизация, 23 – создана ставка Главного (впоследствии – Верховного) командования, 30 – Государственный комитет обороны, сосредоточивший всю полноту государственной и военной власти. Оба эти органа возглавил Сталин. Развертывалась перестройка управления войсками, военной промышленностью, началась эвакуация предприятий и населения с оккупированных территорий.

Постепенно увеличиваются потери и среди личного состава немецко-фашистских войск. К середине июля они составляли до 100 тыс. чел. Красная Армия оказала ожесточенное сопротивление врагу в сражении под Смоленском, при обороне Киева (июль-август 1941 г.), Одессы (август-октябрь 1941 г.) и Севастополя (началась в ноябре 1941 г.). Однако остановить превосходящие силы противника советские войска не смогли. К ноябрю 1941 г. враг блокировал Ленинград, остановился в 25 – 30 км от Москвы, вышел к Ростову-на-Дону. Красная Армия потеряла убитыми, ранеными и пленными 5 млн. чел., значительную часть танков и самолетов. Между тем, противостояние все больше обретало черты народной, Отечественной войны. Летом-осенью 1941 г. до 10 млн. мирных граждан, в основном женщин, участвовали в сооружении оборонительных рубежей, до 2 млн. человек вступили в народное ополчение.

Битва за Москву и военные действия весной-осенью 1942 г. Сражение за столицу Советского Союза характеризовалось крайней напряженностью, сложностью и огромным размахом боевых действий. Оно продолжалась более шести месяцев, и велось на линии фронта протяженностью около 2 тыс. км.

К декабрю 1941 г. стали сказываться мероприятия советского руководства по организации обороны: в 2,8 раза возрос выпуск танков, 1,6 раза – самолетов, почти в три раза – орудий. Наступательный порыв немецко-фашистских частей постепенно иссякал. К тому же сказалось и изменение погодных условий. Немцы оказалась неподготовленными к успешным действиям при низких температурах. 5–6 декабря началось контрнаступление Красной Армии под Москвой (командующие – генералы И.С. Конев, Г.К. Жуков, маршал С.К. Тимошенко). Оно переросло в наступление по всему фронту, продолжавшееся до апреля 1942 г. Враг был отброшен на 100 – 250 км от столицы. Были освобождены Московская и Тульская области, города Калинин и Калуга, ряд районов других областей. Одновременно советские войска нанесли удары под Тихвином, Ростовом-на-Дону, высадили десант на Керченском полуострове. В результате битвы за Москву было разгромлено 38 дивизий противника, его общие потери достигли цифры в 0,5 млн человек.

Не все поставленные задачи удалось решить в ходе контрнаступления под Москвой. План Сталина, стремящегося разгромить основные силы немецко-фашистских войск, имел в то время ярко выраженный утопический характер. Советские войска также оказались не в состоянии деблокировать Ленинград.

И все же победа под Москвой имела огромное военно-политическое значение. Немецко-фашистская армия потерпела первое, с начала второй мировой войны, крупное поражение. Окончательно был сорван гитлеровский план «молниеносной войны». Война приняла затяжной характер. В то же время, победа под Москвой укрепила моральный дух Красной Армии, всего народа. Более прочными стали и международные позиции СССР. В период Московской битвы оформилась антигитлеровская коалиция.

Уже 22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а 24 июня и президент США Ф. Рузвельт заявили о поддержке Советского Союза. 12 июля было принято советско-английское соглашение о совместных действиях против нацистской Германии, а 24 августа СССР присоединился к Атлантической хартии (подписанной ранее Рузвельтом и Черчиллем). На Московской конференции 29 сентября – 1 октября был подписан трехсторонний договор о поставках вооружений в СССР и стратегического сырья – в Англию и США. 7 ноября Рузвельт распространил на Советский Союз действие закона о ленд-лизе (безвозмездная поставка вооружения, обмундирования и т.д.).

Контрнаступление советских войск под Москвой, а также вступление в войну США серьезно изменили международную обстановку. 1 января 1942 г. в Вашингтоне представители 26 государств подписали Декларацию Объединенных Наций, которая, в основном, завершила оформление антигитлеровской коалиции.

Между тем, вермахт готовился к реваншу. Будучи уже не в состоянии наступать по всему фронту, немецкая армия сосредоточила главный удар на юге России: в направлении Сталинграда и Северного Кавказа. Гитлер стремился не только разгромить весь южный фланг советских войск, захватить богатые нефтеносные и хлебородные районы, но и получить выход на Ближний Восток. Реализацию этих планов облегчили просчеты военно-политического руководства СССР. Переоценив собственные силы, Сталин потребовал развернуть серию наступательных операций едва ли не по всему фронту от Ленинграда до Крыма. Практически все они потерпели неудачу и привели к военным катастрофам в мае 1942 г. (сдача Севастополя, поражение под Керчью, окружение советских войск под Харьковом). Путь на Восток был открыт, и немецко-фашистские войска стали стремительно продвигаться вперед. В течение нескольких недель они оккупировали Донбасс и важнейшие сельскохозяйственные районы. Немцы вышли к Северному Кавказу и одновременно начали штурм Сталинграда.

Причины поражений Красной Армии весной-осенью 1942 г. Помимо отмеченных выше стратегических ошибок и еще сказывавшегося дефицита людских ресурсов и вооружений, следует назвать неадаптированность сталинского режима к новому для него военному времени. Хотя организационная перестройка началась уже с первых дней Великой Отечественной войны, в 1942 г. Сталин и сохранявшиеся еще старые военные кадры – выдвиженцы периода «большого террора» по-прежнему полагались на силу репрессий. Так, в июле 1941 г. Сталин взвалил вину за поражения войск на ряд военачальников и расстрелял целую группу генералов (Д.Г. Павлова, А.Я. Лактионова, П.К. Рычагова и др.). В августе приказом Ставки попавшие в плен красноармейцы объявлялись изменниками, а семьи дезертировавших или пленных командиров подлежали аресту. В октябре-ноябре 1941 г. при приближении немцев к Москве впервые стала использоваться тактика «выжженной земли».

Поражения Красной Армии в 1942 г. ускорили обновление руководящих кадров, определенную перестройку режима. Весьма показательным явился отказ Сталина от веры в собственную непогрешимость в военной стратегии и отмена в армии института комиссаров и политруков в октябре 1942 г. В результате принятых советским командованием мер к середине ноября продвижение немецких войск удалось остановить.

Коренной перелом в ходе войны. К ноябрю 1942 г. впервые с начала войны советскому руководству удалось добиться общего превосходства сил над немецко-фашистскими войсками: 6,6 млн. чел. против 6,2 млн., 78 тыс. орудий против 52 тыс., 7,3 тыс. танков против 5 тыс., 4,5 тыс. самолетов против 3,5 тыс. Поскольку, несмотря на обнаружившуюся нехватку сил, Гитлер по-прежнему пытался захватить Сталинград и Кавказ, сложились благоприятные возможности для нанесения контрудара. В связи с этим, советское командование разработало операцию по окружению войск противника у Сталинграда, руководство которой было поручено маршалам Жукову и Василевскому.

Наступление началось 19 ноября 1942 г. Благодаря мощным ударам с флангов, Красной армии удалось окружить до 330 тыс. солдат и офицеров противника. Предпринятая немцами попытка их деблокады была сорвана, и к февралю 1943 г. Красная Армия разгромила мощную группировку во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом, взяв в плен 91 тыс. чел. Общие же потери вермахта в ходе этой гигантской битвы составили около 1,5 млн. чел. Это был сокрушительный удар, до основания потрясший всю немецкую военную машину. Сталинград явился поворотной точкой всей второй мировой войны.

Захватив стратегическую инициативу, советские войска развернули общее наступление. Они освободили Северный Кавказ, прорвали блокаду Ленинграда и разгромили группировки немцев на центральном участке фронта. Вермахт же смог ответить одним, хотя и довольно чувствительным контрударом под Харьковом.

Тем не менее, силы нацистской Германии еще не были сломлены. Проведя тотальную мобилизацию, Гитлер смог частично восполнить огромные людские потери и резко (на 70 % за год) увеличить выпуск военной техники, в том числе ряда новых вооружений. Летом 1943 г., пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, Гитлер сосредоточил огромные силы в районе Орла и Белгорода – на Курской дуге. Туда было стянуто до 50 дивизий и более 2/3 всех танков и самолетов, находившихся на советско-германском фронте. Сходящимися ударами на Курск он хотел окружить и уничтожить советские войска, располагавшиеся на Курской дуге, и тем самым открыть дорогу на Москву. Это была отчаянная попытка переломить ход войны в одном сражении.

Возросшее искусство советских военачальников проявилось в том, что, заблаговременно узнав о планах Гитлера, и, располагая перевесом сил, ставка приняла решение провести преднамеренную оборону на Курской дуге с тем, чтобы обескровить врага и перейти в контрнаступление. В целом этот план удался.

В начале июля советские войска, упорно обороняясь, смогли в течение недели остановить противника. Кульминацией этой грандиозной битвы явилось крупнейшее в мировой истории танковое сражение под Прохоровкой 12 июля, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Начиная с этого момента, советские войска стали повсеместно переходить в наступление. В результате ожесточенных сражений на Курской дуге вермахт потерял 0,5 млн человек, 1,6 тыс. танков и 3,7 тыс. самолетов. Эти потери оказались для Германии невосполнимыми. Курская победа знаменовала окончательный переход стратегической инициативы в руки советских войск.

Потерпев поражение под Курском, немецкое командование попыталось закрепиться на Днепре. Однако уже в октябре 1943 г. советские войска сумели форсировать реку, а 6 ноября вступить в Киев. Продолжая наступление, Красная Армия освободила центральную Украину и блокировала немцев в Крыму. Одновременно началось и освобождение Белоруссии.

В целом же, с ноября 1942 г. по конец 1943 г., было освобождено около половины захваченной немецко-фашистскими войсками территории СССР. Враг был отброшен на запад на 600–1200 км.

Огромный урон наносили немцам партизаны, численность которых доходила до 250 тыс. Войска СС и вермахт вели беспощадную борьбу с ними. Однако покончить с партизанским движением они не смогли. Жестокость оккупационных порядков лишь способствовала усилению борьбы с захватчиками. Только в 1943 г. количество партизанских диверсий увеличилось примерно в пять раз. Начатая партизанскими отрядами в период Курской битвы «рельсовая война», серьезно затрудняла переброску немецко-фашистских войск, их сообщение.

Перелом в войне был обеспечен и беспримерным героизмом тружеников советского тыла, а в какой-то мере и преимуществами сверхцентрализованной системы управления экономикой. В результате ряда мероприятий, осуществленных партийно-государственным аппаратом, уже в первые полгода войны удалось эвакуировать 1,5 тыс. промышленных предприятий, главным образом, на Дальний Восток, Урал и в Среднюю Азию. К концу 1942 г. экономика СССР была переведена на военные рельсы и огромными темпами наращивала выпуск боевой техники и вооружения. К этому времени производство машиностроительных заводов в Западной Сибири, по сравнению с 1940 г., выросло в 7,9 раза, на Урале – в 4,5 раза, в Узбекистане – в 5,1 раза. Располагая в целом меньшим, чем Германия и работавшие на нее европейские страны промышленным потенциалом, Советский Союз произвел за июнь 1941 – май 1945 гг. почти вдвое больше военной техники.

Немалый вклад в завершение перелома в войне против фашизма внесли действия английских и американских войск в Африке и Италии. Вместе с тем, очевидно, что судьба второй мировой войны решалась на Восточном фронте, а североафриканский и итальянский театры военных действия носили явно второстепенный характер. В то время как в Африке в 1942–1943 гг. сражались лишь 17 итальянских и немецких дивизий, на советско-германском фронте их было 260. Неудивительно, что на первой встрече «большой тройки» (Сталина, Рузвельта и Черчилля) в Тегеране в конце ноября – начале декабря 1943 г. проблема открытия второго фронта в Европе стала основной. В результате дискуссий было принято решение о высадке союзников на Севере Франции в мае 1944 г. На Тегеранской конференции обсуждались и судьба послевоенной Германии, и будущие границы Польши.

Победа над фашизмом. На Восточном фронте 1944 год прошел под знаком подавляющего превосходства советских вооруженных сил, последовательно осуществлявших крупнейшие стратегические наступательные операции на всем протяжении фронта. В них участвовало 6,3 млн. человек, 5,3 тыс. танков и 10,2 тыс. самолетов. В январе советские войска ликвидировали блокаду Ленинграда и, разгромив немецкую группу армий «Север», отбросили ее в Прибалтику. Почти одновременно развернулось и наступление на Украине. Весной Правобережная Украина, Крым, Молдавия были полностью освобождены от захватчиков. Группа армий «Юг» была разгромлена.

В этих благоприятных условиях 6 июня 1944 г. англо-американские войска под командованием Д. Эйзенхауэра начали самую крупную в истории десантную операцию через Ла-Манш. Имея многократное превосходство в силах, они без особого труда высадились во Франции. Тогда же советские войска развернули новое мощное наступление. 10 июня оно началось в Карелии, 23 июня – в Белоруссии и 13 июня – в Западной Украине. В ходе этих операций была разгромлена группа армий «Центр», освобождены Белоруссия, Западная Украина, подавляющая часть Прибалтики, и уже осенью 1944 г. советские войска вели войну на территории Польши, Румынии, Чехословакии, Норвегии. Румыния и Финляндия вышли из войны, объявив ее Германии. В результате восстания 9 сентября Болгария также освободилась от профашистского правительства.

Освободительный поход советской армии в Восточную Европу, развернувшийся в конце 1944 г. и превратившийся постепенно в борьбу за раздел сфер влияния в этом регионе, не мог не способствовать обострению противоречий между СССР, США и Великобританией. В то время как Рузвельт в целом с пониманием отнесся к стремлению советского руководства сформировать в соседних с СССР странах дружественные правительства, британское руководство во главе с Черчиллем, напротив, – было крайне обеспокоено этим намерением. Все же осенью У. Черчиллю удалось заключить со Сталиным соглашение о разграничении сфер влияния в Юго-Восточной Европе, что на время снизило накал противоречий между союзниками.
В феврале 1945 г. на конференции в Ялте «большая тройка» смогла договориться о будущем Европы.

Параллельно с наступлением советских войск, активные действия вели и союзники. Англо-американские войска, с большим трудом отразив контрудар немцев в районе Арденн в конце 1944 – начале 1945 гг., перешли в наступление и в марте форсировали Рейн, а в апреле окружили и пленили крупную группировку противника в Руре. Почти не встречая сопротивления, они стали стремительно продвигаться на Восток. Эти успехи были обусловлены тем, что основные силы нацистской Германии по-прежнему являлись задействованными на Восточном фронте. В январе 1945 г. советские войска начали здесь мощное наступление. Взломав оборону противника, они уже в феврале вышли на линию реки Одер, освободили Польшу и Будапешт, а 24 апреля окружили Берлин, где начались уличные бои. 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством, назначив своим преемником адмирала К. Деница. Попытки последнего заключить сепаратный мир с США и Великобританией не удались. 7 мая в Реймсе был подписан предварительный протокол о капитуляции, а 8 мая в Берлине, под председательством Жукова, – акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. В то же время, взяв 2 мая Берлин, советские войска двинулись на помощь восставшей Праге. Ее освобождение 9 мая 1945 г. стало фактически Днем победы для народов СССР.

Проблемы послевоенного устройства мира обсуждались на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 г. Ее решения определили судьбу Европы почти на 4,5 десятилетия, сформировав предпосылки геополитического раскола континента и всего мира на два оформившихся позднее блока, которые возглавили США и СССР.

Разгром Японии. Выполняя союзнические обязательства, Советский Союз еще в апреле 1945 г. денонсировал договор с Японией о нейтралитете, а 8 августа объявил ей войну. На следующий день советские войска под командованием Василевского начали стремительное наступление против Квантунской Армии. Пользуясь подавляющим превосходством в личном составе и вооружении, советские войска всего за три с небольшим недели смогли полностью разгромить японцев и освободить Северный Китай, Корею, южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Самая кровавая в истории человечества война, ставшая причиной гибели более 60 млн. человек, закончилась спустя шесть лет и один день после ее начала.

Народам СССР отечественная война стоила потери 27 млн. жителей, большинство которых составили гражданские лица. Советский Союз лишился почти трети своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов, более 40 тыс. деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. В целом страна потеряла примерно половину городского жилого фонда и до 30 % домов сельских жителей.

 

СССР в 1945-1991 гг.

 

Борьба с космополитизмом – кампания, проводившаяся в СССР в 1948-1949 г. и имевшая откровенно антисемитский характер, хотя целиком к антисемитизму не сводившаяся. Кампания сопровождалась обвинениями евреев в «безродном космополитизме» и враждебности русскому и советском патриотизму и их массовыми увольнениями со сколько-нибудь заметных постов и должностей и арестами. В обстановке секретности были приговорены к смерти и расстреляны члены Антифашистского еврейского комитета. Их обвинили в организации антигосударственной деятельности, в осуществлении шпионажа в пользу США. Все еврейское население страны рассматривалось как массовый враг советского народа.

Другой целью кампании было «воспитание советского патриотизма», понимавшегося как подчёркивание исключительности национальных корней и отрицание всего иностранного. Кампания была направлена против интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций. Сопровождалась борьбой за отечественные приоритеты в области науки и изобретений, критикой ряда научных направлений, административными мерами против лиц, заподозренных в космополитизме и низкопоклонстве.

В стране началась массированная кампания, проводившаяся под флагом борьбы за «утверждение советского патриотизма» против «тлетворного влияния Запада», за «перевоспитание» интеллигенции. Гонениям подверглись такие выдающиеся деятели культуры, как писатель М. Зощенко, поэтесса А. Ахматова, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, кинорежиссеры Э. Казакевич, С. Эйзенштейн и многие другие.

 

Ленинградское дело (1949-1951) – политические репрессии против большого числа советских, партийных и хозяйственных деятелей, имевших отношение к Ленинградской партийной организации. Формально оно началось в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП(б) анонимной записки о фальсификации результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома, а завершилось снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше 200 из них. Они были обвинены в попытке разрушить СССР, якобы противопоставив Россию Союзу, а Ленинград – Москве. Среди казненных были: член Политбюро и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов, председатель СМ РСФСР М.И. Родионов, глава Ленинградской партийной организации П.С. Попков и др.

 

Дело кремлевских врачей – уголовное дело против группы высокопоставленных советских врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Истоки кампании относятся к 1948 г., когда врач Лидия Тимашук обратила внимание компетентных органов на странности в лечении Жданова, приведшие к смерти пациента, хотя начало «дела» относится к октябрю 1952 г.

Врачей (Вовси М. С., Когана Б. Б., Фельдмана А. И., Гринштейна А. М., Этингера Я. Г. и других) обвиняли в причастности к заговору с целью умерщвления руководителей государства и партии путем заведомо неправильного лечения. Предполагалось, что судебный процесс состоится в марте 1953 г., и он будет публичным. Хотя в числе арестованных были не только евреи, но и русские, украинцы, дело сразу приняло антисемитский характер. В опубликованном извещении прямо указывалось, что свою террористическую и шпионскую деятельность арестованные врачи осуществляли по указаниям иностранных разведок и под руководством международных сионистских организаций, располагавшихся в США.

По всей стране были организованы митинги, участники которых требовали смертной казни для «врачей-убийц» и призывали к усилению «большевистской бдительности». Готовилась новая волна массового террора, которую предотвратила лишь скоропостижная кончина Сталина в марте 1953 г. Сама смерть этого высокопоставленного пациента часто увязывается с этим делом и трактуется как его цель и следствие.

 

Берия Лаврентий Павлович (1899 – 1953) – советский государственный и политический деятель, глава НКВД (1938–1945). Входил в ближайшее окружение И. В. Сталина; участвовал в проведении репрессий к. 1930-х – нач. 1940-х гг. Курировал ряд важнейших отраслей оборонной промышленности, в том числе все разработки, касавшиеся создания ядерного оружия.

После смерти Сталина Берия оказался наиболее реальным претендентом на власть, в подчинении которого была вся система карательных органов – МВД и МГБ. Берия, одним из первых в руководстве страны, осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикальную программу перемен.

Прежде всего, он выступил против пропаганды культа личности Сталина на страницах печати. В марте 1953 г. по его инициативе был издан указ об амнистии, в апреле – прекращено «дело врачей». Он же пытался повлиять на развитие хозяйственного механизма. В своих выступлениях в президиуме ЦК КПСС Берия поставил под сомнение эффективность колхозного производства, призвав отказаться от практики колхозного строительства в странах народной демократии. В области внешней политики Берия являлся сторонником объединения ГДР и ФРГ, создания на их основе нейтрального демократического германского государства, считал необходимым нормализовать отношения с Югославией. Имели место и попытки установления контактов с приверженцами идеи «демократического социализма» на Западе. Все это было поставлено Берия в вину и дало основания для обвинения его в шпионской деятельности в интересах «мирового капитализма».

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берия, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него, используя поддержку армии. Берия в июне 1953 г. был арестован (согласно официальной версии) по обвинению в шпионаже и заговоре с целью захвата власти. Расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР в декабре 1953 г.

Устранение главы политической полиции сделало возможным ее реорганизацию, имеющую целью ослабить роль карательных институтов в системе государственной власти. В частности были устранены «тройки» – органы внесудебного рассмотрения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав его министерству юстиции. Политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию, получившую название Комитета государственной безопасности (КГБ). Очень широкие права за ее деятельностью были предоставлены прокуратуре. Вслед за Берией арестам подверглись и другие организаторы послевоенных репрессий (например, бывший глава МГБ Абакумов). Некоторые политические заключенные, в основном бывшие военнопленные, были амнистированы.

 

МаленковГеоргий Максимилианович (1901–1988) – политический деятель. Классический пример партийного аппаратчика: прямо со студенческой скамьи оказался на работе в аппарате ЦК партии. В предвоенные годы, являясь секретарем ЦК, получил должность заместителя председателя Совета Народных Комиссаров, курировал самолетостроение. Ведая партийными и военными кадрами, он стал фактически вторым человеком в партии после Сталина, даже не входя формально в состав Политбюро.

В послевоенные годы курировал сельское хозяйство, занимался также вопросами промышленности и идеологии. В 1952 г. он выступил с отчетным докладом ЦК на XIX съезде ВКП(б), что до тех пор делал лишь сам Сталин. Когда после съезда Сталин добился создания вместо Политбюро нового высшего органа – Президиума ЦК КПСС, Маленков вошел в его состав. Вновь являясь секретарем ЦК, он фактически руководил этим органом в период ухудшения здоровья Сталина. Смерть Сталина в марте 1953 г. сделала Маленкова преемником умершего. Он стал председателем Совета министров – официальным главой правительства СССР.

В послесталинском руководстве Маленков выступал за проведение осторожных реформ. В июне 1953 г. в центральном печатном органе КПСС – газете «Правда» была опубликована статья, в которой впервые в осторожной форме подвергался критике «культ личности». В блоке с Хрушевым ему удалось избавиться от другого претендента на верховную власть – Берия. Затем Маленков выдвинул план, направленный на усиленное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства.

На сессии Верховного Совета Союза в августе 1953 г. глава правительства Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два-три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли. В сентябре 1953 г. было решено повысить заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и вложить в сельское хозяйство большие денежные средства.

Во внешней политике Маленков призывал к «мирному сосуществованию» с западными государствами. Его правительство в 1954 г. предложило создать в Европе систему коллективной безопасности, а в 1955 г. Маленков выдвинул инициативу объединения Германии путем проведения всеобщих выборов. Кстати, это были предложения, впервые озвученные Берией и поставленные ему в вину.

После ХХ съезда Маленков также как и Молотов, Каганович и другие не желали дальнейшего разоблачения Сталина, опасаясь, что это подорвет престиж государственно-политической системы СССР. Они были не согласны с теми мерами по хозяйственной децентрализации, которые с 1955 г. отстаивал первый секретарь ЦК. В июне 1957 г. Президиум ЦК высказался против Хрущева; ему угрожало смещение с поста первого секретаря ЦК. Но Хрущева поддержало «среднее звено» партийного аппарата и влиятельные армейские круги во главе с первым заместителем министра обороны, маршалом Г.К. Жуковым. Маленков как член «антипартийной группы» лишился поста члена Президиума ЦК и был отправлен руководить электростанциями в провинции.

 

ХрущевНикита Сергеевич(1894–1971) – советский партийный и государственный деятель. В начале карьеры продвигался при поддержке Л.М. Кагановича. С 1931 г. – на партийной работе в Москве. В январе 1938 г. – первый секретарь ЦК КП Украины. С 1939 г. – член Политбюро. Во время Великой отечественной войны – член военных советов ряда фронтов; руководил партизанским движением за линией фронта. Затем – первый секретарь ЦК КП (б) Украины. С 1947 г. – первый секретарь Московского комитета партии и секретарь ЦК ВКП(б).

После смерти Сталина внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Наиболее реальными претендентами оставались председатель Совета министров Г.М. Маленков и Хрущев, ставший в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. Позиции Маленкова были ослаблены вследствие падения Берия, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий (в частности «ленинградского дела»). Хрущев, напротив, сумел укрепить свои позиции: контролируя партийный аппарат, он начинает расставлять своих сторонников на всех ведущих постах в партийных органах. В начале 1955 г. Маленкова сняли с поста председателя Совета министров, возложив на него политическую ответственность за отставание сельского хозяйства. Тогда Хрущеву удалось убедить ЦК, что преимущественное развитие тяжелой промышленности, а, следовательно, и производство вооружений, более приоритетно для построения социализма, чем производство предметов потребления, как предлагал Маленков.

В начале 1954 г. он объявил о начале грандиозной программы освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна. Проекты реформ в сельском хозяйстве Хрущев начал составлять еще при жизни Сталина, так в 1952 г. он выступил с идеей превращения сел в агрогорода с многоэтажками и без приусадебных участков.

На ХХ съезде партии (1956) он выдвинул тезис, согласно которому война между капитализмом и коммунизмом не является «фатально неизбежной». На закрытом заседании Хрущев выступил с осуждением Сталина, обвинив его в массовом уничтожении людей и ошибочной политике, едва не закончившейся ликвидацией СССР в войне с нацистской Германией. Результатом этого доклада стали волнения в странах восточного блока – Польше и Венгрии. Эти события подорвали позиции Хрущева, особенно после того, как в декабре 1956 г. выяснилось, что из-за недостаточных капиталовложений срывается выполнение пятилетнего плана. В июне 1957 г. Президиумом (ранее Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста первого секретаря партии. Он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку «антипартийную группу» Молотова, Маленкова и Кагановича. А через полгода Хрущев отправил в отставку поддержавшего его в этот момент маршала Г.К.Жукова. С марта 1958 г. он стал совмещать пост лидера партии и пост председателя совета министров, взяв в свои руки все основные рычаги власти.

Во внешней политике он начал серию личных контактов с руководителями западных стран. Он призывал покончить с «холодной войной», не переставая выполнение ракетно-ядерной программы. Во время Карибского кризиса Хрущев сумел внять голосу разума и остановить эскалацию военных действий и предупредить ядерный конфликт. Отношения с Китаем ухудшались по причине неприятия тем предложенной Хрущевым версии «ленинизма». В ноябре 1960 г., после трехнедельной дискуссии, съезд представителей коммунистических и рабочих партий принял компромиссное решение, позволявшее Хрущеву вести дипломатические переговоры по вопросам разоружения и мирного сосуществования, призвав при этом активизировать борьбу против капитализма всеми средствами, кроме военных.

14 октября 1964 г. Пленумом ЦК КПСС Хрущев был смещен со всех постов по обвинению в «волюнтаризме и субъективизме». Его сменили Л.И.Брежнев, ставший первым секретарем Коммунистической партии, и А.Н.

 

«Оттепель» – время перемен в социальной и культурной жизни СССР, наметившихся после смерти И.В. Сталина (1953). Считается, что термин «Оттепель» восходит к названию повести И.Г. Эренбурга (1954 – 1956), рассказывающей о личных отношениях и чувствах людей. Однако, слово «оттепель» применил поэт и дипломат Ф.И. Тютчев к наступившему после смерти Николая II началу царствования Александра II.

Ее началом стал XX съезд партии, на котором был разоблачен культ личности, сталинские репрессии. Вслед за этим из тюрем и лагерей были возвращены сотни тысяч людей, арестованных по политическим мотивам. Предпринимались некоторые шаги, которые могут быть обозначены как меры по демократизации политической системы: расширяются права Советов всех уровней в решении хозяйственных и социальных проблем. Увеличился объем полномочий общественных организаций, в частности профсоюзов. Период «Оттепели» характеризовался некоторым ослаблением идеологического контроля в области культуры и науки. Однако позитивные сдвиги середины 50-х гг. не получили дальнейшего развития.

 

Реформы Н.С. Хрущева – комплекс экономических и социальных мер, которые по замыслу Хрущева должны были вывести СССР в мировые экономические лидеры и обеспечить базу для построения коммунизма.

Главным направлением политических преобразований хрущевского руководства являлось расширение самостоятельности местных государственных и экономических структур. Будучи глубоко уверенным в правильности и эффективности политической и экономической системы, Хрущев все проблемы и трудности хозяйственного развития объяснял недостатком управления – сверхцентрализацией и бюрократизацией. Он считал, что существующий порядок согласования решений и ограниченные полномочия местных органов власти не отвечают потребностям страны, тормозят ее социально-экономическое развитие. Еще в 1954 г. по инициативе Хрущева производится упрощение структуры министерств и сокращение численности аппарата государственных служащих. В последующие два года было упразднено около десяти тысяч главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955 г. принимаются меры по расширению прав союзных республик в финансово-экономической сфере.

Перестройка управления экономикой.В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма,системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и служащих в 1954 г. – 444,8 млн. чел., свыше 6,5 млн. составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд. руб.

В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления – советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах.

Так были созданы предпосылки для осуществления главной реорганизации хрущевского руководства – перестройки системы управления народным хозяйством по территориальному принципу и создание совнархозов. Хрущев полагал, что данная реорганизация ограничит всевластие министерств и ведомств, будет способствовать развитию инициативы на местах. Согласно закону от 10 мая 1957 г. промышленные министерства были заменены сотней совнархозов, управляющих предприятиями на региональном уровне. Реформа в целом принесла мало положительных результатов. Конечно, она облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, финансировавшихся по остаточному принципу ранее, когда руководство осуществлялось из центра, но затруднило функционирование ряда секторов крупной промышленности. Главным результатом реформы стало возбуждение недовольства десятков тысяч чиновников, вынужденных отправиться из столицы в регионы.

Много нововведений осуществлялось в сельском хозяйстве – главном «детище» вождя. Происходило укрупнение сельских населенных пунктов и колхозов, им передавалась сельхозтехника из МТС, вводились новые культуры, осваивалась целина. К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн. га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962–1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.

В результате к 1960 г. сократился урожай зерна и других сельскохозяйственных культур, уменьшилось производство мяса. Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1–2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса.

С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%. По сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения.

Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»), которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества.

Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961–1965 гг. – на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг.

Пытаясь как-то отрегулировать ситуацию в стране, удержать растущий спад производства, Хрущев предпринимает ряд организационных мер: он лично выезжает в деревню, пытаясь наладить на месте управление сельским хозяйством, обрушивается на «спекулянтов». Способ решения экономических проблем Хрущев видит в очередной перестройке системы управления – партийно-хозяйственного аппарата. Еще в 1961 г. принимается новый устав партии, в котором подчеркивалась необходимость периодического обновления партийных кадров всех уровней – от сельских партячеек до ЦК. На каждых выборах замене подлежало определенное количество членов выборных органов, кроме того, дополнительное правило запрещало избираться в одни и те же инстанции более определенного числа раз. Хрущев, будучи непритязательным в быту человеком, начинает требовать чуть ли не аскетизма от своих приближенных. Он стал закрывать спецраспределители и переводить аппаратчиков на обслуживание через обычную торговую сеть. В начале 60-х годов был резко сокращен перечень лиц, имеющих право на пользование персональными государственными автомобилями. Весной 1962 г. Хрущев начал перестройку административно-хозяйственного управления в сельских районах. Не закончив ее, он сразу взялся за коренную реорганизацию партийного руководства по производственному принципу. Областные и районные комитеты партии были разделены на промышленные и сельские, что лишь привело к резкому увеличению численности функционеров. Затем, с осени 1962 г., началось укрупнение совнархозов. Но все эти попытки административно-силового решения экономических проблем окончились крахом.

Научно-технический прогресс.В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. Начали развиваться новые виды транспорта – локомотивы на электрической и тепловой тяге, трубопроводы, атомный флот. Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.

Причины провала хрущевских реформ.Половинчатость реформ:ставилось лишь усовершенствование политической системы, а не ее коренное изменение. Ни вожди, ни общество не были готовы к радикальным переменам. Руководители сталинской плеяды (в том числе и Хрущев) не мыслили общества вне командно-административной системы. Свою задачу они видели лишь в том, чтобы заменить неэффективные, по их мнению, не оправдавшие себя компоненты и механизмы системы. Общество не мыслилось без жесткого планирования и руководящей роли партийных комитетов во всех сферах жизни общества. Пути совершенствования системы определялись без должного представления, за что следует браться в первую очередь, как и в каких границах проводить преобразования (отсюда и тот «лихорадочный» характер, с которым проводились хрущевские реформы).

Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.

Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962–1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства.

Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу – систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

Хрущев исчерпал все организационные варианты поиска путей эффективного развития социализма. Проводившиеся реформы не выходили за рамки командно-административной системы. Люди, проводившие преобразования, были людьми прошлого. Кризис реформаторской политики привел к возникновению консервативных тенденций в политическом руководстве. В результате произошел откат назад, выразившийся в восстановлении некоторых элементов тоталитаризма.

Экономическая реформа 1965 г. в СССР– реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965–1971 гг. Предполагала внедрение экономических методов управления, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широкое использование приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина, экономическое обоснование нашла в работах Е.Г. Либермана.

Реформа готовилась в период лидерства Хрущева в духе преобразований его периода, но в отличие от инициатив, исходивших лично от Хрущева, была разработана профессионалами – учеными и практиками. Ей предшествовала общесоюзная экономическая дискуссия 1962–1964 гг. В результате были сформулированы основные принципы: использование интенсивных факторов производства через улучшение его культуры и организации, эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций. Программной можно считать статью профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда». Его поддержали ведущие экономисты академики В.С. Немчинов и С.Г. Струмилин, Госплан СССР, руководители предприятий и др.

Тогда же обозначилась «технократическая» линия совершенствования управления производством академика В.М. Глушкова – программа тотальной информатизации экономических процессов, которая должна была основываться на Единой Государственной Сети вычислительных центров. Она выдвигалась как альтернатива «социальной» программе Либермана.

Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин предпочел вариант Либермана. Начало реформы относят к решениям сентябрьского пленума ЦК КПСС (1965 г.), который поставил задачу изменить соотношение между административными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью – все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965–1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы: значительно выросли валовой общественный продукт (на 43 %), национальный доход – на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста производительности труда, растет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается валовой внутренний продукт, производительность труда, падает фондоотдача, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу превращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался неспособным перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов – министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов всего лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производства (50 млн человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить организацию промышленного производства путем создания научно-производственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководящие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного реформирования советской системы.

 

Эпоха застоя – обозначение периода в истории СССР, охватывающего примерно два десятилетия (1960-е – 1980-е гг.), т.е. период от прихода Л.И. Брежнева к власти (1964) до начала перестройки (1985), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений и изменений, социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни большинства населения. В советских источниках того времени этот период именовался развитым социализмом. Впервые понятие «застой» было использовано в политическом докладе М.С. Горбачева ЦК XXVII съезду КПСС.

Причиной этой стабильности считают рост цен на нефть в 1970-е гг. Эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом лидеров страны. Увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран.

В то же время ряд экономических данных позволяет характеризовать данный период в целом положительно. СССР в 1990 г. достиг 26-го места по индексу развития человеческого потенциала. В 1980 г., то есть к концу «эпохи застоя», Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн. человек. В эксплуатацию было введено 1,6 млрд. кв. м. жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн. чел., квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Росла энерговооруженность сельского хозяйства, однако урожайность была в два с лишним раза ниже, чем в США и Канаде.

С другой стороны, имели место и негативные явления. Однако с середины 1970-х гг. в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Значительным было и отставание от Запада в развитии наукоёмких отраслей. Например, положение в вычислительной технике характеризовалось как катастрофическое. Хронической проблемой оставалось недостаточное обеспечение населения продуктами питания, несмотря на большие капиталовложения в сельское хозяйство, принудительную отправку горожан на сельхозработы и значительный импорт продовольствия.

В период застоя благодаря некоторой либерализации по сравнению с временами Сталина, появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын.

Происходил неуклонный рост потребления спиртных напитков. Происходил и непрерывный рост числа самоубийств. С 1973 по 1983 гг. общее число ежегодно совершаемых преступлений увеличилось почти вдвое, в том числе тяжких насильственных преступлений против личности – на 58%, разбоев и грабежей – в два раза, квартирных краж и взяточничества – в три раза. Количество преступных посягательств в сфере экономики за этот период возросло на 39%. В армии в это время расцвела дедовщина.

Состояние политической системы.Как считают многие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что преобразования в социально-экономической сфере не были поддержаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в период брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более того, руководители центральных и региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось расхождение между демократической формой и бюрократической сущностью советского строя. В Конституции 1977 г. подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственности меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представители которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явления, характерные для советской экономики в 70-е–начале 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно государственному функционированию в СССР.

 

БрежневЛеонид Ильич (1906–1982) – генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1964 по 1982 гг. С к. 1930-х гг. продвигался по службе при поддержке Н.С.Хрущева, первого секретаря ЦК КП(б) Украины. В годы войны – политработник. С 1950 г. – в центральных органах партии, первый секретарь КП Молдавии (1950-1952), затем Казахстана (1955-1956), отвечал за освоение целинных земель. В 1960-1964 гг. – председатель Президиума Верховного Совета СССР. После отстранения Хрущева – первый (с 1966 г. – генеральный) секретарь ЦК КПСС. С 1977 г. – глава государства (председатель президиума Верховного совета).

Был последовательным сторонником политики разрядки – подписания международных соглашений по ограничению вооружений, личных встреч лидеров США и СССР и проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписания Хельсинкских соглашений. Для населения страны годы его руководства стали самыми спокойными и стабильными в социальном плане: население получало бесплатные квартиры, развивалась система бесплатного медицинского обслуживания, все виды образования были бесплатными, развивалась аэрокосмическая, автомобильная, нефтегазовая и военная промышленность. С другой стороны, Брежнев не колеблясь, подавлял инакомыслие как в СССР, так и в других странах социалистического юлока: в Польше, Чехословакии, ГДР. В 1970-е годы обороноспособность СССР достигла такого уровня, что советские вооруженные силы могли в одиночку противостоять объединенным армиям всего блока НАТО. Однако ввязавшись в 1980-х гг. в гонку вооружений и в войну в Афганистане, Советский Союз нанес непоправимый удар по своей экономике: нарастал дефицит продовольственных и непродовольственных товаров.

С 1974 г. состояние здоровья Брежнева ухудшилось, он несколько раз ставил вопрос о своей отставке, но его соратники по Политбюро, прежде всего М.А. Суслов, движимые личными интересами и стремлением остаться во власти, уговорили его не уходить на пенсию. К концу 1970-х гг. в стране уже наблюдался культ личности Брежнева, сравнимый с аналогичным культом Хрущева.

 

Диссиденты – движение несогласных с политической системой и официальной идеологией. В СССР в 1960-1970-е гг. – правозащитное движение. Другое название – «инакомыслящие». Деятельность диссидентов состояла в том, что они писали письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготовляли и распространяли самиздат, устраивали демонстрации, распространяли за рубежом информацию о положении в стране. Диссиденты всегда отмежевывались от какого-либо терроризма и насильственной деятельности.

Начало широкого диссидентского движения связы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.