Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные психологические школы С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского.



Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку, Выготский осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле". В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми Выготский большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические ценности. Новшества Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о психической системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, у школьника – мышление.) Выготский экспериментально показал, что речь не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Речь исполняет роль организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его.

тематикой исследований Рубинштейна- проблемы методологии науки. Опираясь на труды К. Маркса, он обосновал принцип единства сознания и деятельности, который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, – таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Это существенно изменяло перспективу конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что "все психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и определяясь". Предполагалось, что природа сознания является изначально социальной, обусловленной общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от эпохи к эпохе, то и сознание представляет собой исторически изменчивый продукт.Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие – той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива. Психика есть только у животных и появляется она только у животных. Растениям психика не требуется, у них есть раздражимость. Стадии развития психики: - сенсорная: простая деятельность соотв. восприятие свойств объекта. Пр.: креветка. - перцептивная: - разнообразная среда соотв. восприятие объектов. Пр.: курица. - интеллект: сложная среда, сложная деятельность – восприятие отношений. Пр.: обезьяна.

Б.Г. Ананьев - создатель особого направления в отечественной психологии, которое соответствует тенденциям развития мировой психологической мысли. В теории Ананьева человек исследуется как полисистемное образование, в котором ученый выделяет разные ипостаси. Первая из них определяется как индивид или целостный организм. Индивидные свойства человека выступают в виде сложнейшей совокупности различных - первичных и вторичных свойств. К первичным относятся соматические, нейродинамические, конституциональные, половые характеристики. Возникающие между ними в процессе жизни связи ведут к появлению вторичных индивидных свойств - сенсомоторной организации, темперамента, структуры органических потребностей, а также задатков. Прослеживая их дальнейшую интеграцию, Ананьев приходит к выводу о том, что темперамент и структура органических потребностей образует природные основания характера и мотивации поведения человека.

Б.М. ТепловВ начале научной деятельности (конец 20-х - начало 30-х гг.) Теплов занимался преимущественно изучением проблем зрительных ощущений и восприятий, в частности в их прикладном аспекте, применительно к задачам военной маскировки. Впоследствии в круг его научных интересов вошли и проблемы слухового восприятия. На этой основе Теплов провёл исследование музыкального творчества и восприятия музыки ("Психология музыкальных способностей", 1947). Согласно Теплову, музыкальность как совокупность способностей представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных особенностей слухового восприятия. Теплов показал, что основа музыкальной способности - "ладовое чувство", "способность к слуховому представливанию", "музыкально-ритмическое чувство" - могут находиться в разных соотношениях между собой, что обусловливает ту или иную структуру музыкальности, её своеобразие. Теплов, раскрывая сложную, опосредованную зависимость развития психических свойств от природных задатков, отмечал, что способности человека общественно-исторически обусловлены - они развиваются в конкретных видах деятельности под влиянием воспитания и обучения. При этом Теплов подчёркивал, что способности коренятся в личности, несут на себе печать индивидуальности.

В годы Великой Отечественной войны Тепловым было выполнено исследование "Ум полководца" (1943 г.); книга была многократно переиздана (в т. ч. в 1990 г.) и не утратила научного значения. Это исследование посвящено общим умственным способностям, качествам ума, необходимым для определённого вида практической деятельности; раскрываются такие черты, как "схватывание" целого при одновременном внимании к деталям, умение находить быстрое решение, способность к предвидению и др. В труде получили конкретное воплощение важные для психологической науки принципы изучения психики в деятельности личности.В 50-60-х гг. научная деятельность Теплова была связана с разработкой психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий. Он теоретически обосновал большую исследовательскую программу, творчески разрабатывая идеи И. П. Павлова о свойствах типов нервной системы. Теплов показал, что помимо различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются и по формальным, или динамическим, особенностям поведения (например, по степени энергичности действий, по скоростным характеристикам). Некоторые из таких особенностей обладают высокой устойчивостью, проявляются в разнообразных ситуациях и зависят непосредственно от свойств нервной системы. Систематические экспериментальные исследования, проводившиеся под руководством Теплова (материалы представлены в пяти сборниках "Типологические особенности высшей нервной деятельности человека", М., 1956-1967), привели к выводам о ценности разных полюсов одного и того же типологического свойства (силы - слабости, подвижности - инертности); индивидуальные различия предстали как варианты, каждый из которых имеет свои достоинства. Теплов показал, что изучение природных свойств нервной системы даёт возможность объяснения некоторых индивидуально-психологических особенностей и выработки индивидуального подхода к человеку. Тем самым были заложены основы новой отрасли науки - дифференциальной психофизиологии, дальнейшее развитие которой связано с именем ближайшего ученика Теплова - В. Д. Небылицына.



 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.