· Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности».
· Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».
· Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза.
· Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.
Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой.
На основе наблюдений отсутствия крови в левых отделах сердца убитых животных и гладиаторов создал первую в истории физиологии теорию кровообращения (по ней считалось, в частности, что артериальная и венозная кровь — жидкости суть разные, и коль первая «разносит движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы»). Не зная о существовании малого круга кровообращения, высказал предположение, что между желудочками сердца имеется соединяющее их отверстие (основанием для подобного умозаключения, по-видимому, могло послужить анатомирование трупов недоношенных младенцев, у которых такое отверстие действительно существует).
Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья.
Положил начало фармакологии. До сих пор «галеновыми препаратами» называют настойки и мази, приготовленные определёнными способами. Лечение по Галену — правильная диета и лекарственные средства. Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др.
Особенности понимания человека в русле христианского вероучения. Средние века 4 - 17
Рассвет феодального строя, упадок культуры и образования в ходе крушения античного мира. В 6 веке была закрыта Афинская школа. Мировые религии – буддизм и ислам. Христианство начало приобретать огромный масштаб. Религия теперь влияла на все сферы жизни, образовалось теологическое мышления.
По новому понимается божественная сущность, бог един и уникален, бог всё создал, люди – божьи твари, морфологическое строение теперь состоит из тела, души, духа, роль чувственной сферы незначительна.
Схоластика зарождается в 8 веке, направлена на основании догматов. Цель: придать священному писанию вид рационального учения. В схоластике присутствует связь и зависимость от богословия, использование комментирования и интерпретации священных текстов. В русле схоластики получили большое обсуждение труды Аристотеля и Платона «О душе». Бессмертие души доказывалось.
Схоластика разделилась на реализм и номенализм. Отличия в решении вопроса: что реально: общие понятия (универсалии) или индивидуальные вещи? Реалисты отстаивали положение об объективном существовании общих понятий в божественном уме, то есть первичность бытия Бога и выражение теологической точки зрения в схоластике. Номеналисты считали, что универсалии это слова, звуки и имена. Они отходили от богословской проблематики и предметом научного познания считали природные явления.
Фома Аквинский (1225 - 1274) схоласт – реалист. Разум должен служить вере. Доказывал бессмертие души, зависимость человека от божьей милости, о личной ответственности перед всевышнем. Душа – посредник между материальным миром и творцом. Душа: растительная, животная, человеческая.
Уильям Оккам (1300 - 1350) схоласт – номеналист. Отстаивал учение о двойной истине. Философия, опирающаяся на логическое и на религию имеют разные предметы исследования. Философия – познание природы, религия – моральная сфера. Оккам опирается на чувственный опыт! Универсалии не являются истинными.