Рассмотрение вопроса о том, каково соотношение функций в решении сложных производственных задач между человеком и компьютером, заставляет, прежде всего, обратиться к проблеме самих интеллектуальных функций и к проблеме интеллекта в более широком плане. Рассматривая эволюцию понятия «интеллект», Е.Б. Моргунов отмечает, что со времен Платона и Аристотеля «ранг интеллекта как бы все время понижался». Интеллект начали рассматривать как «способность человека к познанию», «функции интеллекта операционализировались», «делались попытки низвести интеллект к способности приспособления, к решению лишь практических задач». «В психологии делались попытки измерений интеллекта как некой технической функции, и ученые, осознающие ограниченность этих процедур, не без ехидства определяли интеллект как то, что измеряется с помощью тестов на интеллект» [7, с. 231].
Наиболее сложной оказалась проблема рассмотрения интеллекта как творческого акта. Е.Б. Моргунов пишет в связи с этим: «Сложилась ситуация, при которой мы многое знаем о разновидностях интеллекта, умеем отличить одну от другой и даже определять, более того, формировать некоторые из них, но не умеем определить интеллект как таковой». При этом сам процесс творческого размышления предлагается рассматривать как особый «функциональный орган» индивидуальности [там же, с. 232].
Поскольку работа человека за компьютером формируется и под воздействием характеристик программного обеспечения, «вполне логичной была бы задача рассмотрения того, какие изменения в процессе мышления происходят под влиянием компьютера, и в особенности компьютера, оснащенного искусственным интеллектом» [там же]. При этом, по мнению Е.Б. Моргунова и В.П. Зинченко, «многообещающей представляется логика размышлений,предложенная выдающимся российским философом П.А. Флоренским и обозначенная им еще в 1919 г. в работе «Органопроекция»] [2, с. 222-252].
«Органопроекция» (согласно П.А. Флоренскому) — это не только модель конкретного органа, но и устройство для реализации определенной функции. Как считают В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, «органопроекция "размазывается" между человеком и объектом его деятельности, она проекция не только первообраза, но объекта, не только органопроекция, но и объектопроекция», этом «разные органопроекции, а также разные технические релизации одной и той же органопроекции в большей или меньшей степени тяготеют к одному из вьделенных полюсов, т. е. к первообразу или к объекту, они всегда продукт некоторого компромис са» [там же, с. 223].
В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают также, что «органа проекция и объектопроекция сходятся, сливаются в системах искусственного интеллекта» [там же, с. 226], так как в них не толь» моделируются функции человека, но и создается новый объев обретающий определенную независимость от пользователя (за счет гибкости и возможности самонастраиваться). И хотя искусственный интеллект не укладывается уже в рамки традиционного «средства труда» (технического орудия), это еще и субъект труда. Более корректно говорить здесь об «органопроекции» интеллекта.
«Система приобретает определенную независимость от пользователя в решениизадач,— пишет Е.Б. Моргунов. — Наиболее распространенная разновидность систем искусственного интеллекта — экспертная — функционирует в строго ограниченной меткой области. Вобрав в себя совокупность приемов работы специалиста высокого уровня, экспертная система начинает да решения, уровень которых близок к уровню решений и рекомендаций специалиста. Если помощью экспертной системы пользуется студент или менее квалифицированный специалист, в его глазах она может приобретать индивидуально-психологические черты. Может возникнуть эффект персонализации компьютера, сопровождаемый речевым обращением к нему, эмоциональными оценками и реакциями на те или иные особенности функционирования системы. Каждый пользователь, имеющий опыт работы с интеллектуальными системами, в состоянии припомнить ряд примеров на этот счет» [7, с. 234—235].
Однако проблема, обозначенная В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым, представляется еще более интересной (и одновременно запутанной). Поставим перед собой вопрос: только ли средстваопределяют деятельность человека и потенциально претендуют на то, чтобы всецело завладеть человеком (когда само средство превращается в «инициатора» активности и размышлений человека, точнее, когда сам человек из субъекта труда превращается в ведомый компьютером «объект»)? В качестве таких инициаторов могут выступать и цели труда (когда человеком «овладевает» какая-то идея), и условия труда (например, когда заработок явно доминирует над иными смыслами труда) и т. п.
Зададимся другим интересным вопросом: где кончается человек(и соответственно где начинаются средства его деятельности,его труда)?Ответ на данный вопрос очень непрост. Эта проблема связана, с одной стороны, с проблемой границы телесности. Напомним, что еще К. Маркс говорил об орудии как о «продолжении руки человека»: «Предмет, которым человек овладевает непосредственно, есть не предмет труда, а средство труда. Так, данное самой природой становится органом его деятельности, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом... естественные размеры последнего...» [6, с. 27].
С другой стороны, не менее интересен и иной вопрос: где кончается субъектность, не является ли сам человек лишь «органопроекцией» своего предприятия или проводником воли своего начальника? Кроме того, можно спросить: не является ли сам человек (оператор) «органопроекцией» компьютерных сетей, куда также включены другие операторы-пользователи?
Современная компьютерная техника не может сравниваться с человеком, по крайней мере по следующим позициям [2, с. 228—242]:
1) главная особенность человеческого интеллекта — способность к творчеству, на которое компьютер не способен;
2) пока специалисты в области ЭВМ рассматривают мышление лишь как результат, но не как процесс (не как деятельность со своими специфическими механизмами);
3) для настоящего творчества необходима активность по «преодолению всех степеней свободы, кроме одной», где сама степень свободы рассматривается как одна из характеристик «хаоса», но не творчества; проблема — как мобилизовать, т.е. как организовать систему для решения данной задачи; при этом оставшаяся одна степень свободы — это и есть выбор наиболее верного решения [там же, с. 239—242];
4) «успехи в создании искусственного интеллекта всегда будут идти вслед за успехами психологии мышления», однако «тот, кто идет за кем-то, всегда остается позади», поэтому опасения насчет того, что компьютер покорит человека (человечество) преждевременны и в итоге все будет определяться нравственным развитием самих людей...
Обозначим здесь основные направления, пути обогащения «компьютерной метафоры» [там же, с. 242—251]:
1. Разработка искусственного интеллекта на логико-математических основаниях (правда, необходимо помнить, что у человека процессы мышления иные, чем у машины)
2. В когнитивной психологии нет характеристики источников самодвижения системы субъективного опыта, так как неясно с активностью... Отсюда перспектива развития компьютерной техники связана с дальнейшей разработкой (пониманием) проблемы активности.
3. Как отмечал Дж. Джонс, «для изобретения чего-то необходимо изменить не только чье-то (или свое) окружение, но и самого себя» [цит. по: 2, с. 246]. Следовательно, нужны другие разработчики компьютеров — другие «обогатители компьютерной метафоры».
4. В.П. Зинченко видит перспективу в разработке идеи «живого движения» (как единицы анализа психики) [там же, с. 248—251]. Интересно, что еще известный отечественный философ Э.В. Ильенков говорил о том, что рука человека способна совершать движение по форме предмета, не дожидаясь, пока этот предмет заставит двигаться по своим законам. «Неживое движение», например движение циркуля, не способно «увидеть» другой предмет, и если этим циркулем не руководить, он либо сломает данный предмет, либо сломается сам. В.П. Зинченко отмечает, что «действие — принципиально открытая система, которая никогда не бывает тождественна сама себе, это противоречивое единство, в котором субъект, живое движение и предмет смыкаются в цельное психофизиологическое и психофизическое образование» [там же, с. 248].
Вопросы для самопроверки
1. Можно ли назвать оператором парикмахера с механической машинкой? Почему?
2. В чем специфика методов инженерной психологии?
3. Чем определяется быстродействие труда оператора?
4. Что такое «спонтанная отвлекаемость» в операторском труде?
5. Приведите пример рационального (и нерационального) расположения клавиатуры и дисплея персонального компьютера.
6. Приведите примеры правил экономии рабочих движении.
7. В чем проблема «технократического мышления»?
8. Как соотносятся «органопроекция» и «объектопроекция»?
9. Каковы перспективы создания искусственного интеллекта на основе компьютерных технологий?
Рекомендуемая литература
1. Зинченко В. П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века / Под ред. Н. Н. Пахомова, Ю.Б.Тупталова. — М., 1992.
2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М., 1994.
3. Зинченко В. П., Мунипов В.М. Основы эргономики. — М., 1979.
4. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: Ориентированное на человека проектирование. — М., 1995.
5. Леонова А. Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы: Хрестоматия. - М., 1995.
6. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде. — М,, 1984.
7. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. — М., 1994.
8. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф.Ломова. - М., 1986.
9. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание операторского труда. — М., 1999.
10. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М., 2001.
11. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А.Душкова. - М., 1991.