Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Компьютер в деятельности психолога



Разработка и использование компьютерных средств для психолога предполагает: 1) описание необходимых и достаточных функций деятельности психолога; 2) определение группы режимов, в которых возможно использование компьютеров психологами; 3) описание дерева целей, которые необходимо достичь психологу при работе в упомянутых режимах; 4) определение требований к конкретным программным средствам, позволяющим достигать Указанные цели [7, с. 187].

Е.Б. Моргунов выделяет следующие основные режимы использования компьютера психологом.

Работа с компьютерными вариантами психологических методик, где выделяются два подрежима: 1) психодиагностика на компьютере; 2) подрежим обучения сотрудников (на различных курсах по обучению иностранному языку, при проведении деловых игр и т. п.). Как отмечает Е.Б. Моргунов, выделяются две линии в автоматизации психодиагностических методик: первая связана с созданием компьютерных аналогов известных бланковых методик, а вторая — с широким использованием аппаратных средств. «Две упомянутые линии автоматизации психодиагностики дополняют друг друга и в случае совместного использования могут расширить возможности психолога» [там же, с. 189].

Работа с данными: представление данных, их статистическая обработка, запись и хранение в памяти компьютера и т. п.

Работа с текстами, предполагающая следующие подрежимы: поиск и чтение текстов, ввод текста, редактирование текста, поиск ошибок, распечатка текстов и т. п.

Как отмечает Е.Б. Моргунов, «второй и третий режимы работы не являются прерогативой психологов», так как реализуются и «другими специалистами», поэтому «трудно говорить о специальных психологических программных средствах для этих режимов» ; [там же, с. 189].

Работа психолога с людьми — подрежимы: работа с испытуемыми и клиентами, работа с коллегами и руководителями. «Для каждого из этих подрежимов необходимы специальные программные средства» [там же].

Если обратиться к самой истории использования психологами компьютерных средств и выделить стадии внедрения компьютера в психологические исследования и психологическую практику, то станет ясно, что сами эти стадии различаются, во-первых, хронологически, а во-вторых, степенью проникновении компьютеров в структуру деятельности психолога. Е.Б. Моргунов показывает стадии внедрения компьютеров в деятельность психолога:

1. Компьютеры используются в качестве средства статистической обработки данных (начало 60-х гг. XX в.).

2. Попытки использовать компьютер в режиме реального времени в качестве средства управления инженерно-психологическим экспериментом, например, работа Дж. Сперлинга по изучению кратковременной памяти в начале 60-х гг. (в СССР подобные боты были выполнены в середине 60-х гг.).

3. Использование компьютеров в качестве средства объединения отдельных методик в пакеты прикладных психологических программ. Например, в СССР первые такие попытки использования компьютерных программ (не как отдельных методик, а групп методик) были сделаны в 1977—1978 гг. на факультете психологии МГУ.

4. Более отчетливое разделение программного и информационного обеспечения компьютерной методики. Были созданы так называемые «конструкторы» тестов-опросников и тестов-заданий, доводить которые до готового образца были в состоянии «непро­граммирующие психологи». Первые эксперименты в этой области были проведены еще в 1979—1980 гг. «Традиционным стало разделение функций, при котором программное обеспечение разрабатывалось программистом, а информационное (вид стимульного материала, его объем, параметры времени предъявления) вводилось психологом. Психологу сразу стало легче общаться с компьютером. Соответственно увеличились темпы распространения последних» [7, с. 191].

5. Использование декларативных заданий для интерпретации компьютерной психодиагностики. Эта стадия началась в конце 80-х гг., и пока делаются лишь первые шаги в этом направлении. «Наивысшего уровня развития эта стадия достигнет при полноценном использовании в психологии экспертных систем» [там же, с. 191].

«Если сопоставить последовательность инноваций в компьютеризации психологической практики с этапами работы психолога, то получится следующая картина, — пишет Е.Б. Моргунов. — Первая стадия связана с автоматизацией обработки результатов, вторая стадия — с проведением отдельной методики, третья — с проведением эксперимента, включающего несколько методик; четвертая стадия связана с процессом создания методик и пятая стадия — с интерпретацией результатов эксперимента» [там же, с. 191-192].

12. Компьютер как вариант «органопроекции» человеческого интеллекта

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.