Выделяя понятие «профессиональные действия», Ю.К. Стрелков отмечает, что трудовой процесс легче рассматривать, разделив его на части. Один из вариантов «квантования» труда — выделение ситуаций. Ядром понятия «ситуация» является человек, осуществляющий действие в определенном пространстве и времени. При этом само действие — это «живое» исполнение, «психологическое настоящее субъекта» [9, с. 11—54].
Главная проблема построения моделей труда определяется тем, что сам образ ситуации должен быть задан не просто как некая данность, а более широко — как «форма настоящего, того, что предстоит субъекту». Выделяются основные модели трудового действия. Традиционный деятельностный подход исходит из трехкомпонентной схемы («триады»): «субъект—деятельность—объект». Ю.К. Стрелков предлагает четырехкомпонентную схему («тетраду»): «субъект—действие—объект—окружающий мир» (субъект совершает действие среди движущихся, изменяющихся предметов).
Подробнее рассмотрим каждый из этих компонентов:
Субъект деятельности. Сам субъект рассматривается как «носитель» целостного, единого телесного опыта, активности, сознания. «Субъект выступает как высшая интегрирующая инстанция». Интегрирующая функция обеспечивается рефлексивным планом сознания. По сравнению с бытийным планом (который включен в данную ситуацию), рефлексивный план внеситуативен, т.е. выходит за пределы выполняемого действия и наличной ситуации. Именно «благодаря рефлексивному плану сознания происходит формирование специалиста» [там же, с. 14].
Окружающий мир понимается как совокупность движущихся, меняющихся объектов. Эта совокупность предметов окружающего мира, данная субъекту в его восприятии, есть «перцептивный мир». В перцептивном мире субъекту даны его собственные тело, управляемый объект, а также собственное действие, которое он совершает, двигаясь среди предметов. Предметы и события окружающего мира влияют на выполнение действия и составляют «пространство—время действия». Очевидно, что «пространство — время действия» не совпадает с «пространством—временем перцептивного мира» (например, действие может строиться на основе предварительного восприятия, ориентировки в мире, а может выстраиваться интуитивно, до такой ориентировки, но бессознательное действие — это уже не совсем действие). Границы двух миров, внешние и внутренние, различны (границы перцептивного мира определяются возможностями восприятия — порогами и прочими параметрами).
Действия. Каждое действие обладает пространственно-временной определенностью и позволяет субъекту удерживать его в сознании как единый целостный акт, как свое «психологическое настоящее» (как «хронотроп» — по В.П. Зинченко). В инженерной психологии речь идет не просто о соответствии действий оператора требованиям технологического процесса, а о «роли субъекта в приспособлении (посредством своего действия) характеристик движения управляемого объекта к особенностям окружающего мира» [9, с. 15]. Субъект координирует свои действия с событиями в окружающем мире. В действии соединяются исполнительные процессы (движения, речь) с когнитивными и эмоциональными процессами.
Поскольку действия нередко выступают интегрирующим образованием, где соединяются ориентировочные, исполнительные и даже эмоциональные составляющие труда оператора, то есть смысл кратко обозначить основные характеристики действия.
Пространственные характеристики действия. Иногда сравнение намеченного пути и пути, реально проходимого среди предметов, позволяет отделить субъекта (ориентирующегося и планирующего действие) от самого действия. Очень важна роль восприятия (симультанного, одномоментного схватывания) для планирования путей движения и обхода препятствий.
Временные характеристики действия. Важно учесть не только «объективные» характеристики трудового процесса (начало, конец, последовательность движений, циклы и т.п.), но и «телесные ритмы самого субъекта, и процессы в окружающем мире». При анализе действий оператора важно найти «точку отсчета», которая соотносилась бы с «настоящим»: «Описание должно схватывать пульсацию живого, текущего сейчас действия» [там же, с. 18].
Энергетические характеристики действия. Учитываются усилие субъекта, масса объектов и ускорение их движения. Учитываются концентрация внимания и утомление оператора на разных этапах выполнения действия. Но при этом возможны и «пустые зоны», например, когда действие как бы «выходит за свои пределы» (реальные усилия очень малы и почти не учитываются). Важно учитывать и социально-психологическое обоснование понятия «действие», т.е. «социальный характер действия необходимо сопоставлять с технологическим процессом» [9, с. 19].
Например, у летчиков (штурманов) действие осуществляется в «удвоенном пространстве и времени — действие штурмана осуществляется и внутри, и вне кабины. Здесь приходится говорить о двух перцептивных мирах штурманов» [там же, с. 23].
Важную роль при анализе некоторых видов операторского труда (например, труда летчиков) имеет выделение «пространства действия» и «пространства восприятия». «Пространство действия не совпадает с пространством восприятия. Например, бессознательное исполнение нельзя назвать действием. Действие развертывается на фоне уже знакомого перцептивного мира». Но парадокс в том, что «действие расширяет пространство восприятия: воспринимаемым становится то, что ранее не воспринималось, — предметы, различия между ними». «Действие расширяет и время восприятия: воспринимаемым становится то, что также не воспринималось — само изменение предметов, тонкости временного упорядочивания». «В реальном трудовом потоке точно выделить и пронаблюдать действие невозможно. Действие можно выделить только после его окончания и только с помощью субъекта» [там же, с. 20].
В само понятие «действие» должен быть включен и результат — точный или ошибочный. Между элементами действия возникают динамические, т. е. силовые отношения (например, между самими управляемыми объектами и мотивами, симпатиями-антипатиями оператора и т. п.). Преодоление препятствий — волевой акт, требующий большого расхода энергии. Очень часто подлинным субъектом труда становится экипаж (бригада операторов), и тогда возникает проблема координации и синхронизации действий этого экипажа, направленных на решение единой задачи.
Назовем основные модели трудового действия оператора:
имитационная модель Зигеля и Вольфа. Часть трудового процесса разделяется на отдельные трудовые задачи. Анализ отдельных задач позволяет с высокой точностью предсказывать статистические результаты различных испытаний. Модель учитывает возможность сокращения времени на одну операцию;
информационные и информационно-процессуальные модели (например, модель Шеннона). Работа с информацией, понимаемой как мера неопределенности сигнала. Информация, которую несет сигнал, зависит от его вероятности — наибольшую информацию несут наиболее редкие из случайных сигналов; неслучайные (ожидаемые) сигналы не несут никакой информации;
линейные модели. Главная особенность: они используются для временного анализа последовательности операций, выполняемых в ходе простого, т.е. одиночного акта. Это отдельный двигательный акт, результаты которого не могут быть улучшены внутри него самого (чтобы улучшить результат требуется совершить другой акт);
кольцевые модели (например, модель Н.А. Бернштейна). В модели Н.А. Бернштейна два элемента выделены по анатомическому основанию (рецептор и эффектор), а другие — по логическому основанию (сравнивающий блок, программа, усиливающий и преобразующий блоки). В данной модели «кольцо замыкается через вход». Различные авторы дополняли схему Н.А. Бернштейна «тремя внутренними кольцами» (А.И. Назаров), «дополнительными блоками памяти» (С.М. Морозов) и т.п.;
корреляционные модели. Факторные, кластерные и другие модели позволяют изучить связи между характеристиками субъекта и успешностью трудового процесса.
Для лучшего понимания профессионального действия полезно разобраться с тем, что такое «профессиональная задача» [9, с. 55— 114]. «Действие определяется задачей». «В характеристике задачи время играет важнейшую роль: задача предзадается и ориентирует субъекта на будущее действие» [там же, с. 55].
Формулировка задачи. Она формулируется на технологическом языке и толкуется на языке обыденном. В задаче указываются цель, средства, сроки и пространственная точность действия.
По мере выполнения задачи отношение к ней субъекта меняется (например, эмоциональное безразличие может смениться глубокой личной заинтересованностью). Задача отличается от действия как формальное условие от процесса исполнения («живого» и переживаемого субъектом процесса).
Субъект знает свои возможности и делит задачи на доступные и недоступные для него, т.е. он часто выходит за рамки движений, действий, всей ситуации исполнения. Сам деепричастный оборот «выполняя действие» показывает, что, «будучи включенным в действие, субъект совершает нечто, выходящее за рамки данного действия» [там же, с. 59—60].
Субъект способен работать параллельно в разных пространствах: работая и воспринимая свое действие «здесь», он может одновременно анализировать то, что будет «там». Действуя, субъект выходит за рамки действия.
О субъекте невозможно говорить вне времени. Понятия «свертывание» и «развертывание» (по А.Н. Леонтьеву) означают именно временную трансформацию.
О субъекте невозможно говорить вне пространства. Субъект вообще работает с ориентирами. «Пространство возникает для субъекта, когда он теряет ориентировку. Тогда он начинает думать о пространстве, осознавая себя в пространстве». Сориентироваться в пространстве — это волевой акт, а проявление в человеке воли — это и есть субъектность. Но через волю оператор проявляет и свои энергетические характеристики.
Понятие «сложная задача». Операциональное определение сложности задачи предполагает дробление задачи на отдельные фрагменты (операции); оценку их количества; установление сложности движений для их выполнения. Сложность задачи во многом зависит от неопределенности обстоятельств. Для диагностики и формирования операторского мышления необходимо подбирать задачи, соответствующие их реальному труду (например, шахматные задачи для работы со штурманами неприменимы).
При решении сложных задач выделяется «двухуровневая структура»: на первом уровне — простые, исполнительские действия, доведенные до автоматизма; на другом уровне — более сложные мыслительные действия, связанные с предвосхищением (антиципацией) и преобразованием ситуации.
«По мере совершенствования профессионального опыта отношение специалистов к выполняемым задачам меняется. Возникает и закрепляется сочетание опасных установок (склонность к риску, уверенность в собственной неуязвимости, импульсивность)». Это может «стать причиной объективного усложнения решаемой задачи, в то время как сам субъект считает задачу простой» [9, с. 73].
Анализируя деятельность пилотов, Ю.К. Стрелков вводит понятие «навигационный образ полета» [там же, с. 79—90]. Решение навигационных задач включает в себя психологические процессы построения образа; выполнение умственных преобразований; переходы от одной системы отсчета к другой; согласование систем отсчета. Навигационный образ зависит от профессионального опыта специалиста.
Образ полета — это не просто представление о географическом пространстве. Он формируется путем наложения на географическое пространство воздушных путей и схем подходов. «Совмещение представлений — непростая задача, требующая особого внимания при обучении и подготовке летчиков» [там же, с. 82].
Представление о ситуации полета включает в себя несколько слоев: представление о пространстве и времени, сложившееся в ходе предыдущей деятельности; систему перцептивных миров (актуальное восприятие). «Выполнение задачи предполагает преобразование этих структур. Преобразования, которые специалист выполняет уже в процессе подготовки к полету, позволяют согласовать пространственные и временные составляющие образа и заставить функционировать динамическую часть создаваемого образа будущего полета» [там же, с. 84].
Проблема «точки отсчета» в построении образа полета. Сама система координат — это «пространство» преобразования объекта: его сдвиги, вращения, сжатия и растяжения... Постепенно субъект обретает способность использовать любую свободно выбираемую точку отсчета. Препятствиями для развития специалиста часто являются единственная система отсчета; неспособность переходить к иным системам отсчета.
Объектно-центрированная система отсчета основана на использовании двух объектов: один служит для создания нулевого (главного) направления; другой — для фиксации нулевой точки (для последующей сверки нулевого направления с фиксированной точкой). Субъектные системы отсчета организованы в сложную иерархию. У каждого конкретного штурмана «упорядочение отдельных систем отсчета зависит от его субъективных, личных, индивидуальных предпочтений, от профессионального опыта и мастерства».
Интересно, что в исследовании штурманского труда психологу лучше действовать следующим образом: а) предлагать испытуемым «не решать задачу», а «дать консультацию» по поводу задачи; б) посоветоваться, «как лучше ее построить»; в) высказать «мнение» о пригодности задачи для обучения курсантов летных училищ [там же, с. 88].