Традиционно выделяются следующие методы инженерной психологии[8, с. 29-62; 3, с. 75-76]:
Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ (главное — не синтез изолированных исследований, а «синтез нового» знания).
Эмпирические способы получения нового знания:
1) психофизиологические методы (исследования или испытания): исследования — раскрывают механизмы и закономерности; испытания — выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;
2) физиологические методы (определяют затраты организма, «психофизиологическую цену» успешности в труде);
5) диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью);
6) приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий);
7) метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование) — это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.
Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов — имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом).
Способы интерпретации данных — в контексте целостного, системного подхода.
Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это методы моделирования деятельности оператора в системе «человек—машина». Как отмечает Б.А. Смирнов, сущность метода моделирования — «изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели» [11, с. 60]. Заметим, что модель должна «воспроизводить» не весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.
Б.А. Смирнов выделяет виды моделирования деятельности оператора [11, с. 60—63]:
психологическое моделирование — замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психологического моделирования:
1) внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора;
2) воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике, когда несколько человек в разных душевых кабинках купаются и им необходимо так отрегулировать воду, чтобы всем было хорошо. Внешне это никак не похоже на «настоящую» работу операторов, но, по сути, моделирует сложные отношения в бригаде операторов);
математическое моделирование — исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда;
статистическое (имитационное) моделирование — имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов).
Достоинства статистического моделирования: по сравнению с психологическим моделированием появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего «имитировать»); по сравнению с математическим моделированием — возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где «соответствие реальному процессу» лишь предполагается).
Недостатки статистического моделирования: метод статистического моделирования — «численный и поэтому результаты, полученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным» (не учитывается изменчивость этих условий и данных). Поэтому «для других условий моделирование необходимо проводить заново» — отмечает Б. А. Смирнов [там же, с. 61—62].
Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:
на первых этапах преимущество за методами математического и статистического моделирования;
на более поздних — за психологическим моделированием;
на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).