Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика методов инженерной психологии



Традиционно выделяются следующие методы инженерной психологии[8, с. 29-62; 3, с. 75-76]:

Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ (главное — не синтез изолированных исследований, а «синтез нового» знания).

Эмпирические способы получения нового знания:

1) психофизиологические методы (исследования или испытания): исследования — раскрывают механизмы и закономерности; испытания — выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;

2) физиологические методы (определяют затраты организма, «психофизиологическую цену» успешности в труде);

3) наблюдение и самонаблюдение;

4) эксперимент (лабораторный, производственный, «формирующий»);

5) диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью);

6) приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий);

7) метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование) — это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.

Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений); разновидность математических методов — имитационные (моделирование с помощью ЭВМ отдельных трудовых процессов и труда в целом).

Способы интерпретации данных — в контексте целостного, системного подхода.

Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это методы моделирования деятельности оператора в системе «человек—машина». Как отмечает Б.А. Смирнов, сущность метода моделирования — «изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели» [11, с. 60]. Заметим, что модель должна «воспроизводить» не весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.

Б.А. Смирнов выделяет виды моделирования деятельности оператора [11, с. 60—63]:

психологическое моделирование — замещение реальной деятельности некоторой ее модификацией (через имитаторы, макеты, испытательные стенды). Выделяется два основных вида психологического моделирования:

1) внешнее воспроизведение, имитация деятельности и рабочего места оператора;

2) воспроизведение характерных сторон деятельности без внешнего сходства (например, моделирование групповой деятельности по гомеостатической методике, когда несколько человек в разных душевых кабинках купаются и им необходимо так отрегулировать воду, чтобы всем было хорошо. Внешне это никак не похоже на «настоящую» работу операторов, но, по сути, моделирует сложные отношения в бригаде операторов);

математическое моделирование — исследование деятельности с помощью математических моделей (через формулы, неравенства, закономерности), когда такая модель ставится в соответствие реальному процессу труда;

статистическое (имитационное) моделирование — имитация деятельности оператора при помощи ЭВМ (с учетом воздействия и просчета различных факторов, включая и прогнозирование случайных факторов).

Достоинства статистического моделирования: по сравнению с психологическим моделированием появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего «имитировать»); по сравнению с математическим моделированием — возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где «соответствие реальному процессу» лишь предполагается).

Недостатки статистического моделирования: метод статистического моделирования — «численный и поэтому результаты, полученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным» (не учитывается изменчивость этих условий и данных). Поэтому «для других условий моделирование необходимо проводить заново» — отмечает Б. А. Смирнов [там же, с. 61—62].

Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:

на первых этапах преимущество за методами математического и статистического моделирования;

на более поздних — за психологическим моделированием;

на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.