Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В инженерной психологии главный субъект труда — это «оператор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.



ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теоретико-методологические основы инженерной психологии

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек — машина "(СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии» [8, с. 7]. Но в психологии труда предметом изучения является субъект труда. И тогда можно сказать, что предмет инженерной психологии — система «человек как субъект — сложная техника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т. е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).

Для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности, используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в труде (на стыке разных наук). Это изучение многообразной системы «человек—коллектив—машина—среда—социум—культура—природа», которую часто и обозначают как «эргономическая система». Более конкретные направления изучают и более конкретные системы: в частности, инженерная психология в своем традиционном варианте рассматривает систему «человек—машина», организационная психология изучает систему «человек—коллектив (организация)» или же систему «руководитель—подчиненный» и т.п.

Термин «эргономика» впервые предложен в 1921 г. В.Н. Мясищевым и В.М. Бехтеревым, но тогда термин не получил широкого распространения. В 1949 г. группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое общество, после чего началось широкое распространение термина. Но еще в 1857 г. польский биолог В. Ястшембовский предложил близкий по смыслу термин «эргология», что свидетельствует о давно назревшем появлении комплексного подхода к изучению трудовой деятельности. К сожалению, в полной мере идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.

В инженерной психологии главный субъект труда — это «оператор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю.К. Стрелков, «изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)» [9, с. 3]. «...Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психолог опирается не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени», — пишет далее Ю.К. Стрелков [там же, с. 7].

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)» [там же, с. 8]. Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога...

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии [8, с. 13—17]:

1. Методологические задачи — определение предмета и задач исследования (т.е. уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).

2. Психофизиологические задачи — изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

4. Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

 

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются [там же, с. 18—23]:

принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах — проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

 

Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии, по А.А. Крылову [цит. по:, 11, с. 27-39]:

Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой концепции на первом этапе в основном использовался опыт других наук «для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда» (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизированных систем управления — АСУ). На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как «звено АСУ»). Б.Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии:

1) на начальных этапах господствовал «машиноцентрический» подход (основная линия разработок: «от машины к человеку», где и сам человек описывается в терминах техники — как элемент, придаток машины);

2) позже на первое место выходит «антропоцентрический» подход (меняется вектор разработок: «от человека к машине», где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника — как средство его же труда).

Главная идея основной концепции — общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а реализация этих функций — преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее разнообразие (по А.Д. Урсулу).

Выделяются разные уровни информационных отношений:

1) «натуральный» обмен информацией (начиная с простейших организмов — раздражимость и возбудимость);

2) речевой уровень (человеческое общение);

3) общение как взаимодействие с техникой, а через нее — с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).

Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции (по В.П. Зинченко, Д.Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу «дистанционно». Это означает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Требования («правила») построения информационной модели основаны на главном правиле — учете возможностей самого человека — и конкретизируются в следующем: 1) модель должна отражать только существенные взаимосвязи в системе управления; 2) она должна строиться на основании использования наиболее эффективного кода (языка); 3) модель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характеристик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложности выполняемых операций.

«Эквивалентное звено системы» (по Ю.Б. Садомову, Л..М. Хохлову) — это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого комплекса — передача и переработка информации.

Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции — определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.

Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как «совокупность отдельных логически законченных операций», то можно выделить следующие виды таких операций: 1) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т.п.); 2) операции заканчиваются принятием решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решением не выдавать информацию вовне.

Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Например, Г.М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристики деятельности оператора. В основе — составление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для анализа и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т.е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются «операторами), что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности.

Выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.