Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ордер с квадратными опорными столбами (аттический ордер).



Если ствол колонны заменить не человеческой фигурой, как в ордере кариатид, а простым квадратным опорным столбом, то мы получим ордер пилястров, который Плиний называет «аттическим». Применение этого ордера было в большом ходу в греческой гражданской архитектуре. Причем пропорции этих столбов, казалось, были совершенно не совместимы с формами колонны: высота их была в одиннадцать раз больше толщины, а капитель равнялась длины столба.

Тосканский ордер.

Тосканский ордер является архаической разновидностью дорического ордера, но с более легкими пропорциями. Витрувий называет его этрусским. Колоннаимеет базу. Капитель по форме дорическая, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух деревянных балок. Фриз отсутствует. Роль карниза выполняет свешивающаяся в виде навеса крыша.

 

 

Раздел 2 ИЗОБРАЖЕНИЕ В МАССАХ

РИМСКИЕ ОРДЕРА

 

В состав архитектурного ордера входят три части. Главная, основ­ная часть ордера — колонна; часть, расположенная над колонною, назы­вается -- антаблемент и, наконец, часть под колонною — пьедестал. Принято делить ордера на две категории: полные и неполные. Пол­ный ордер содержит все три названные выше части, неполный же не имеет пьедестала. Таким образом, пьедестал является такой частью, которая иногда может быть исключена, но необходимо отметить, что только на пьедестал и распространяется возможность исключения, другие же части— колонна и антаблемент—никогда не могут быть разлучены, так как ничем не поддерживаемый антаблемент — такой же абсурд, как и колонна, не несущая никакой нагрузки; другими словами, форма, предназначен­ная для поддержки тяжести, не выполняющая своего прямого назначения, является лишней, никому не нужной, не имеющей никакого смысла. Все связанные между собою части имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении.

Для каждого очевидно, что отношение высоты колонны к высоте анта­блемента не может быть вполне произвольно. Высокий, грузный антабле­мент, лежащий на маленькой колонке, будет производить неприятное впечатление; не лучшее впечатление произвело бы сочетание тонкого легкого антаблемента с большими массивными колоннами.

Каждый из нас, даже не специалист, до известной степени чувствует природу материала, а потому отдает себе некоторый отчет в правильности соотношений размеров отдельных конструктивных частей.

Деревянная потолочная балка, дли­ною в 5—б м, лежащая своими концами на стенах и свободно висящая над промежутком между стенами, не внушает никаких опасений за ее прочность. Но если мы вообразить совершенно такую же по размерам и находящуюся в тех же условиях перекладину, но не деревянную, а сде­ланную, например, из мрамора или другого какого-либо камня, то можно с уверенностью утверждать, что такого рода перекладина будет произво­дить на каждого из нас неприятное впечатление. Не говоря о том, что едва ли подобная балка удержалась бы, не лопнув просто от собственной тяжести, даже если бы она и удержалась, то малейшее сотрясение могло бы вызвать ее разрушение, и потому с таким конструктивным решением очень трудно примириться. Правильное соотношение между высотою колонны и антаблемента человечество выискивало в течение многих веков. Изучая эти размены по сохранившимся древним зданиям, Винъола вывел некоторые средние простые отношения, которые и сделались общепринятыми, как бы обязательными правилами.

По Виньоле, высота антаблемента должна составлять 1/4 высоты колон­ны. Таким образом, если дана высота стены (предположим, от пола до потолка), которую желательно украсить, например, неполным ордером, т. е. так, чтобы колонны стояли на полу, а верх антаблемента упирался в потолок, то для определения высоты колонн придется разделить всю

Рис.1 Соотношение главных частей ордера.

 

данную высоту на 5 равных частей и отделить одну верхнюю часть для антаблемента. Понятно, что полученная часть всей высоты отложится в остальной части 4 раза.

Если при тех же условиях требуется поместить полный ордер, т. е. прибавить и пьедестал, то для решения подобной задачи необходимо знать отношение высоты пьедестала к высоте колонны. По Виньоле, высота пьедестала составляет 1/з высоты колонны. Следовательно, для определения высоты колонны и ос­тальных частей ордера, надо разделить всю данную высоту на 3 неравные части, пропорциональные 1/4: 1: 1/з, или (приведя дроби к одному зна­менателю)3/12: 12/1: 4/12,т.е. разделить данную высоту на такие три части, которые относятся между собою, как 3: 12: 4. Складывая эти числа, получим 19; значит, разделив всю высоту на 19 частей, следует отделить 3 верхние части на антаблемент, 4 нижние — на пьедестал, а 12 средних частей составят высоту колонны (рис. 1).

 

Модуль и парта

Модуль является величиной, взятой из самого ордера, при помощи которой определяются относительные размеры всех частей ордера. Итальянский архитектор Джакомо Бароцци да Виньола в 1562 г. написавший книгу «Правила пяти ордеров архитектуры» принимает за модуль нижний радиус ствола колонны. Размеры всех остальных частей ордера выражаются в этих модулях. Высота колонны разных ордеров по Виньола составляет:

Тосканский ордер 14 модулей

Дорический ордер 16 модулей

Ионический ордер 18 модулей

Коринфский ордер 20модулей

Нахождение модуля.

Используя теорему Фалеса разделить высоту колонны на количество частей соответственно выбранному ордеру(14,15,18,20).Поученные на оси колонны отрезки равны модулю. На свободном поле чертежа начертить модульную линейку, на которой отложить несколько отрезков равных полученному при построении модулю.

Для определения размеров более мелких частей ордера модуль делят на части-парты. Для простых ордеров: тосканского и дорического на 12 частей.

Для сложных ордеров: ионического и коринфского 18 частей.

 

 

Части ордера.

Теперь рассмотрим в отдельности каждую часть, вошедшую в состав ордера, начиная с главной части, т. е. с колонны.

Колонна чаще всего состоит из трех частей: главная, средняя, часть называется стержень или ствол колонны; внизу колонны имеется небольшое расширение-база колонны, а наверху также расширение- капитель.

Ствол колонны - представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху. Желательно уяснить, чем вызвано такое утонение колонны. Об­ращаясь к древнейшим греческим образцам, мы и в них уже находим подобное утонение. Если допустить, что в древнейшие времена в перво­начальных простых постройках применялись стволы деревьев, т. е. столбы, утоняющиеся кверху, а в последующие времена дерево было заменено более долговечным каменным материалом, то легкопредставить себе, чтоэтим каменным столбам старались придать такой же вид, к какому глаз привык уже с давних пор.

Но существует еще и другое рассуждение. Если поставить круглый столб повсюду одинаковой толщины (правильный цилиндр), то нашему глазу он будет казаться утолщающимся кверху.

Для предотвращения этого оптического обмана приходится кверху уменьшать толщину столба.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.