Форма ионической колонны - стройный ствол, который едва утолщается к основанию.
Колонна начинается многосоставным подножием (базой). Опоясывают базу выкружки и вал. Покоится колонна на четырехугольной плите (плинте), служащей переходом от прямолинейных очертаний фундамента здания к округлости стержня.
Поставить тонкую колонну непосредственно на основание было бы конструктивной ошибкой. Задача распределения тяжести верхних частей разрешается по обстоятельствам:
1.диск (плинт)Т обычно профилированный и выступает из – под ствола (рис 13).
2.между диском и основанием промежуточный квадратный плинт S.
Плинт- плита, выложенная между базой и основанием. Распределяет давление как конструктивный элемент, но стесняет проходы между колоннами. Будучи перегружен в своей середине, легко подвергается опасности разрыва в углах R.Отказ от его применения влечет за собой известные неудобства, допущение же его небезопасно. Поэтому в разные периоды плинт то появляется, то исчезает.
База - выступающий за пределы стержня колонны диск. В дорическом ордере база отсутствует. Все внимание зрителя сосредотачивается на верхних частях здания-капители и антаблементе. Ничто не нарушает единства впечатлений. В ионическом ордере для избежания однообразия архитектуры валики (обычно верхний) покрывают бороздками или плетением.
К середине 5 века форма ионической базы видоизменяется. Разделяющая оба валика скоция значительно увеличивается, а общая форма базы представляет конус с широким основанием. Эта новая форма вводится строителями Парфенона. С этих пор применяются два вида типа баз: с маловыступающим профилем и виде конуса с широким основанием (рис.14).
Ствол ионической колонны.
Общее правило-сохранение всех украшений для верхних частей здания и простая обработка нижних - допускает, однако, исключения, и иногда греки, наоборот, направляют все внимание на украшение нижних частей ордера. Таким исключением является Эфесский храм - поверхности пьедесталов покрыты скульптурными изображениями, а фронтон был совершенно гладкий.
Главная часть ствола.
Ствол сделан из целого камня (Эфесский храм, храм Ники Аптерос). С середины 5 века решаются подразделить ионический ствол на несколько тамбуров. Форма ствола вполне соответствует идее монолитной опоры. Естественной его формой является цилиндр, который легко можно утончать по всей его высоте.
Как и дорический, в профиле представляет кривую линию, но меньшего изгиба. Украшен каннелюрами. Профиль каннелюр не сплющенная арка с острыми углами, а полуовал, часто полукруглый. Каннелюры разделяет гладкий промежуток в виде дорожки.
Число каннелюр до двадцатичетырех. На архаической колонне в Эфесе сорок. В Дельфах на вотивной колонне жителей о. Наксона их такое количество, что ствол кажется покрыт плиссировкой. Вотивная колонна - отдельно стоящая на священном участке у античного храма с изображением предметов, посвященных божествам.
Капитель– играет двоякую роль. В конструкции служит для уменьшения пролета, перекрываемого архитравом. С декоративной точки зрения является связующим звеном, переходом от круглой поверхности ствола к прямолинейным формам архитрава. Эта цель в дорическом ордере достигается путем приме6нения эхина. В ионическом ордере эхин дополняется двумя боковыми завитками-валютами (рис.15).
Первоначальное строение- деревянная конструкция А, из которой зародилась абака: ствол входит в промежуток между двумя зачаточной формы волютами, наподобие деревянного столба, вершина которого охватывает выступами лежащей на нем подбалки.
Позже в целях экономии вытесывают волюты и эхин в целом камне, характер капители смягчается: эхин выпрямляется, ожерелье исчезает и три спиральные линии сходятся в глазке волюты (рис.16).
В архаической капители волюта иногда имеет форму цилиндра, а иногда перехватывается посередине и образует профиль, который может подчеркиваться кольцевыми каннелюрами, напоминающими каннелюры ствола. Между каннелюрами и иониками существует известное соотношение - группе из двух каннелюр ствола соответствует один ионик эхина, а ему одна каннелюра балюстры (балюстра - завиток, головку которого образует валюта). Таким образом вдоль ствола проходит непрерывная линия по разделительной линии иоников эхина и тянется по поверхности балюстры (рис.17).Поэтому крайние каннелюры балюстры значительно уже средних Плоскости волют расположены не вертикально, а слегка под наклоном. Начиная с 6 века формы ионической капители уже вполне установились. Значение 5 века для ионического ордера, так же, как и для дорического, заключается в том, что установленные традицией формы совершенствуются и делаются более гибкими. Главным же образом это значение заключается в том абсолютном чувстве меры, которое насквозь пропитывает ордер и является признаком полного расцвета искусства.