Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ отдельных элементов дорического ордера и его эволюция.



 

Основание здания дорического ордера состоит из ряда ступеней окружающих здание, расположенных уступами (рис.2).

В 1 в. до н.э. эти уступы представляли собой ступени соразмерные с человеческим ростом. Постепенно утилитарное значение ступени утрачивают и становятся частями ступенчатого основания, высота которых определяется исключительно размерами здания, для того чтобы придать им величественные пропорции храма.

База– это круглая плита, которая в дорическом ордере встречается только виде исключения. Профилированная база появляется позже, вероятно, в подражание ионическому ордеру (рис.3).

По Витрувию ствол колонны вырастает непосредственно из стилобата.

Ствол– древнейшие колонны имели монолитные стволы. Постепенно греки решаются возводить стволы колонн из отдельных барабанов. В 6 в. до н.э. барабаны скрепляли деревянными штырями (только в 5 веке железными скобами), вделанными непосредственно в мрамор. Воизбежания разбухания дерева пробки изготавливались из смолистых пород (рис.4).

Рисунок 5  
Известковый раствор вливался в гнезда барабана через канал, помещенный вдоль оси. Обработка колонны производится сначала на нижнем и верхнем барабанах, пока они еще не положены на место - вытесываются начала каннелюр. Остальная работа производится уже после возведения колонн.

Каннелюры - преобладает среднее число-20 каннелюр(24,16).В разрезе дорические каннелюры имеют форму очень плоской правильной дуги с острыми гранями. Плоские грани применялись в местах подверженных повреждениям во время движения толпы (рис 5)..

Капитель - состоит из двух частей: абаки и эхина (рис.6).Как конструкция играет роль подбалки. С декоративной точки зрения - переход между круглым в сечении стволом и прямыми линиями антаблемента.

Эхин, в зависимости от эпохи может иметь различные схемы:

-вписывается в конус с очень широким основанием. Ширина основания равна 3 единицам при 1 единице высоты;

-конус с основанием равным 2 единицам при 1 единице высоты;

-конус с основанием равным 4 единицам при 3 единицах высоты;

-конус с основанием равным 4 единицам при 4 единицах высоты.

Профиль эхина – кривая линия, близкая к параболе. В 5 веке вырождается почти в прямую линию (рис.7).

Шейка- перехват у основания эхина. Лишает эхин характерного для него выражения мощи. В этой впадине получается рассеянный свет, и профиль капители теряет свою определенность. При наличии шейки каннелюры или не доводятся до ее начала или теряются в ее изгибе. При отсутствии шейки каннелюры продолжаются до самой подушки эхина.

Архитрав-балка, несущая тяжесть верхних частей антаблемента. Расстояние между колоннами соответствовало пролету, который может перекрыть деревянная балка. В 6 веке деревянные балки заменяются на каменные. Величина пролетов сокращается (иногда балки колонн почти соприкасаются друг с другом). Современем, стремясь к облегчению пропорций, архитрав делается настолько узким, что уже становится невозможным вытесывать его из отдельной глыбы камня не связанной с антаблементом - фриз и архитрав составляют одно целое.

Фриз состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенных друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов, а заполняющие плиты - метоп. С внутренней стороны фриз облицован сплошной стенкой. В Парфеноне внутренняя и внешняя части фриза разделены пустым пространством.

Карниз – две разновидности: первая-период формирования ордера,вторая-5 век.

Под выносной плитой карниза (рис.8) расположены мутулы, которые нарушают однообразие этой выступающей плоскости. Чередование происходит таким образом - одна мутула располагается над триглифом, другая располагается под метопом.

Нижняя часть мутулы украшена капельками. Эти капли (гуты), очень удачно приспособленные для постоянного нахождения в тени, располагаются тремя параллельными рядами по шесть капель в каждом. Встречаются полумутулы, которые располагаются по три в ряду.

Профили карниза в основном остаются неизменными для всех эпох.

Водосточный желоб – венчающая часть карниза, с отверстиями для стока воды, украшенными львиными головами. Профиль желоба представляет собой вертикальную прямую линию или же каблучок, гусек, полувал.

Триглифы- столбики или монолиты.

Метопы - тонкие плиты.

Триглифы имеют по бокам вертикальные пазы, в которые вставляются плиты метоп. В целом образуется легкая, мало обременяющая архитрав конструкция.

Триглифы и метопы распределяются между двумя колоннами от одного до трех, в зависимости от пролетов между колоннами.

Детали триглифов –вертикальные бороздки, напоминающие каннелюры колонн. Эти каналы располагаются так, что два приходятся спереди и по одному полуканалу по краям. Профиль бороздки - входящий угол. Верхняя часть заканчивается полукругом, в форме стрельчатых арок, плоской кривой (рис 9).

Метопы-плоскости, хорошо приспособленные к тому, чтобы служить полем для рельефных изображений.

 

Внутренние колоннады.

 

Внутренний ордер не является полным воспроизведением внешнего ордера. В помещениях другое освещение.

Колонны - Витрувий советует делать внутренние колонны более тонкими, чтобы они не загромождали внутреннее пространство.

Антаблемент- внутри портика греки никогда не помещали карниз в виде водосточного желоба. Они вырабатывают профиль исключительно с расчетом на игру светотени.

Анты(головные части стен)- плоский вертикальный выступ на стене (рис10). Первоначально ант уподоблялся колонне. Позже принимает вид столба (пилястры).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.