Основание здания дорического ордера состоит из ряда ступеней окружающих здание, расположенных уступами (рис.2).
В 1 в. до н.э. эти уступы представляли собой ступени соразмерные с человеческим ростом. Постепенно утилитарное значение ступени утрачивают и становятся частями ступенчатого основания, высота которых определяется исключительно размерами здания, для того чтобы придать им величественные пропорции храма.
База– это круглая плита, которая в дорическом ордере встречается только виде исключения. Профилированная база появляется позже, вероятно, в подражание ионическому ордеру (рис.3).
По Витрувию ствол колонны вырастает непосредственно из стилобата.
Ствол– древнейшие колонны имели монолитные стволы. Постепенно греки решаются возводить стволы колонн из отдельных барабанов. В 6 в. до н.э. барабаны скрепляли деревянными штырями (только в 5 веке железными скобами), вделанными непосредственно в мрамор. Воизбежания разбухания дерева пробки изготавливались из смолистых пород (рис.4).
Рисунок 5
Известковый раствор вливался в гнезда барабана через канал, помещенный вдоль оси. Обработка колонны производится сначала на нижнем и верхнем барабанах, пока они еще не положены на место - вытесываются начала каннелюр. Остальная работа производится уже после возведения колонн.
Каннелюры - преобладает среднее число-20 каннелюр(24,16).В разрезе дорические каннелюры имеют форму очень плоской правильной дуги с острыми гранями. Плоские грани применялись в местах подверженных повреждениям во время движения толпы (рис 5)..
Капитель - состоит из двух частей: абаки и эхина (рис.6).Как конструкция играет роль подбалки. С декоративной точки зрения - переход между круглым в сечении стволом и прямыми линиями антаблемента.
Эхин, в зависимости от эпохи может иметь различные схемы:
-вписывается в конус с очень широким основанием. Ширина основания равна 3 единицам при 1 единице высоты;
-конус с основанием равным 2 единицам при 1 единице высоты;
-конус с основанием равным 4 единицам при 3 единицах высоты;
-конус с основанием равным 4 единицам при 4 единицах высоты.
Профиль эхина – кривая линия, близкая к параболе. В 5 веке вырождается почти в прямую линию (рис.7).
Шейка- перехват у основания эхина. Лишает эхин характерного для него выражения мощи. В этой впадине получается рассеянный свет, и профиль капители теряет свою определенность. При наличии шейки каннелюры или не доводятся до ее начала или теряются в ее изгибе. При отсутствии шейки каннелюры продолжаются до самой подушки эхина.
Архитрав-балка, несущая тяжесть верхних частей антаблемента. Расстояние между колоннами соответствовало пролету, который может перекрыть деревянная балка. В 6 веке деревянные балки заменяются на каменные. Величина пролетов сокращается (иногда балки колонн почти соприкасаются друг с другом). Современем, стремясь к облегчению пропорций, архитрав делается настолько узким, что уже становится невозможным вытесывать его из отдельной глыбы камня не связанной с антаблементом - фриз и архитрав составляют одно целое.
Фриз состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенных друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов, а заполняющие плиты - метоп. С внутренней стороны фриз облицован сплошной стенкой. В Парфеноне внутренняя и внешняя части фриза разделены пустым пространством.
Карниз – две разновидности: первая-период формирования ордера,вторая-5 век.
Под выносной плитой карниза (рис.8) расположены мутулы, которые нарушают однообразие этой выступающей плоскости. Чередование происходит таким образом - одна мутула располагается над триглифом, другая располагается под метопом.
Нижняя часть мутулы украшена капельками. Эти капли (гуты), очень удачно приспособленные для постоянного нахождения в тени, располагаются тремя параллельными рядами по шесть капель в каждом. Встречаются полумутулы, которые располагаются по три в ряду.
Профили карниза в основном остаются неизменными для всех эпох.
Водосточный желоб – венчающая часть карниза, с отверстиями для стока воды, украшенными львиными головами. Профиль желоба представляет собой вертикальную прямую линию или же каблучок, гусек, полувал.
Триглифы- столбики или монолиты.
Метопы - тонкие плиты.
Триглифы имеют по бокам вертикальные пазы, в которые вставляются плиты метоп. В целом образуется легкая, мало обременяющая архитрав конструкция.
Триглифы и метопы распределяются между двумя колоннами от одного до трех, в зависимости от пролетов между колоннами.
Детали триглифов –вертикальные бороздки, напоминающие каннелюры колонн. Эти каналы располагаются так, что два приходятся спереди и по одному полуканалу по краям. Профиль бороздки - входящий угол. Верхняя часть заканчивается полукругом, в форме стрельчатых арок, плоской кривой (рис 9).
Метопы-плоскости, хорошо приспособленные к тому, чтобы служить полем для рельефных изображений.
Внутренние колоннады.
Внутренний ордер не является полным воспроизведением внешнего ордера. В помещениях другое освещение.
Колонны - Витрувий советует делать внутренние колонны более тонкими, чтобы они не загромождали внутреннее пространство.
Антаблемент- внутри портика греки никогда не помещали карниз в виде водосточного желоба. Они вырабатывают профиль исключительно с расчетом на игру светотени.
Анты(головные части стен)- плоский вертикальный выступ на стене (рис10). Первоначально ант уподоблялся колонне. Позже принимает вид столба (пилястры).