Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Первая лекция. Понятие философской веры



С. 422. Сократ, Боэций, Бруно — как бы святые в истории философии.—
Сократ
(ок. 470—399 до Р. X.) — древнегреческий философ. Жил в Афинах.
Центральная тема философии Сократа — нравственная жизнь (благо, мудрость,
справедливость и т. д.). Основной метод—диалог. Бескомпромиссность сокра-
товского философского вопрошания привела его к столкновению с современными
ему «столпами общества». Сократ был привлечен к суду за «введение новых
божеств и развращение юношества» и приговорен к смерти. Отказавшись от
бегства, он принял в тюрьме яд.

Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480—524) — римский философ, теолог
и поэт. Принадлежащие ему переводы Аристотеля и текстов аристотелевской
традиции оказали значительное влияние на средневековую схоластику. Будучи
на службе у остготского короля Теодориха, он был обвинен в тайных сношениях
с Восточной Римской империей и казнен. В тюрьме написал знаменитое моралис-
тическое сочинение «Утешение философией», воспевающее свободу духа фило-
софа.

Бруно Джордано (1548—1600) —итальянский философ и поэт эпохи Возрожде-
ния, представитель пантеизма. Из-за конфликта с католической церковью вынуж-
ден был покинуть Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвра-
щении в Италию был обвинен в ереси и после восьмилетнего заключения в тюрь-
ме сожжен на костре.

«Святые в истории философии», по Ясперсу, это люди, наиболее аутентично
воплотившие в своей жизни следование канонам философской веры. В своем
многотомном сочинении «Великие философы» Ясперс дает классификацию фило-
софов и знаменитых людей, тем или иным способом существенно повлиявших
на историю философской мысли. Полезно представить элементы этой класси-
фикации:

Те, которые дали меру человечности: Сократ, Будда, Конфуций и Иисус
Христос (Ясперс принципиально отрицает богочеловечество Христа).

Те, которые основывают философию и всегда продолжают порождать ее:

Платон, Августин, Кант.

Метафизические наброски. Светские космические концепции: Ксенофан, Эмпе-
докл, Демокрит, Посейдоний, Дж, Бруно.

Те, которые потрясают и обновляют. Взрывающие отрицатели: Абеляр,
Декарт, Юм. Великие пробудители: Паскаль, Лессинг, Кьеркегор, Ницше. Ве-
ликие создатели систем: Аристотель, св. Фома, Гегель.


Философы в поэзии: греческие трагики, Данте, Шекспир, Гете, Гельдерлин,
Достоевский.

Философы в сфере мудрости. Отступление в трансцендентное: Эпиктет,
Боэций. Эрудиты мудрости: Сенека, Чжуан-цзы. Успокоение без трансцендент-
ного: Эпикур, Лукреций. Скептическая независимость: Монтень.

Протей — в греческой мифологии морское божество, способное принимать
облик различных существ.

С. 427. Согласно мифу, изложенному Платоном в «Федре», созерцание
земной красоты есть воспоминание о занебесном мире истинного бытия и совер-
шенного знания, который душа созерцала до своего воплощения в тело (и которого
она вновь касается в таинствах религий).

Cogito ergo sum Декарта. Основой философского метода Декарта служит
сомнение. Мыслитель, претендующий на создание истинной философской сис-
темы, должен подвергнуть сомнению все ее основания и, тщательно исследовав
их, отбросив все недостоверное, все смутное, найти в качестве базиса для своей
системы абсолютно достоверное положение. Таким базисным положением оказы-
вается у Декарта факт собственного существования, очевидность которого усмат-
ривается из следующего умозаключения: если я мыслю (в частности, сомне-
ваюсь), то с необходимостью я и существую.

С. 429. Намек на знаменитый разговор Ивана и Алеши Карамазовых в «Брать-
ях Карамазовых» ?. ?. Достоевского (Книга V, глава IV: «Бунт»). Иван Карама-
зов, обсуждая проблему искупления мирового зла и будущей мировой гармонии,
настаивает, что честнее не принимать этой гармонии. «Не стоит она слезинки
хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в
грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками к «божень-
ке»! Не стоит потому, что слезки его остались неискупленными. Они должны быть
искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве
это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение,
зачем мне ад для мучителей, что тут ад может поправить, когда те уже замучены?..
Лучше уж я останусь при неотмщенном страдании моем и неутоленном негодова-
нии моем, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по
карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход
спешу возвратить обратно» (Ф. М. Достоевский. Поли. собр. соч. В 30 т. Л.,
1976. Т. 14. С. 223).

С. 430. Знаменитое «Утешение философией» Боэция начинается тем, что
герою его (самому автору), погруженному в бездну невзгод, оказавшемуся на
грани отчаяния, является «женщина с ликом, исполненным достоинства, и пылаю-
щими очами, зоркостью своей далеко превосходящими человеческие, поражаю-
щие живым-илеском и неисчерпаемой притягательной силой» (Боэций. «Утеше-
ние философией» и другие трактаты. Наука. М., 1990. С. 190). Это—живая
персонификация философии. Она ведет с героем диалог и демонстрирует ему
почти физически ощутимую терапевтическую силу мысли, осознающей себя, по-
гружающейся в себя и постепенно преодолевающей душевное смятение на путях
осознания всемогущества Божественного Промысла.

С. 431. Спевсипп (ок. 407—339 до Р. X.) —древнегреческий философ-плато-
ник. Преемник Платона по руководству Академией. Усилил пифагорейские на-
чала в платоновской доктрине.

Вторая лекция. Содержание философской веры

С. 435. Хаубах (Haubach) Теодор ( 1896—1945) — немецкий журналист и
участник антифашистского сопротивления. С 1933 неоднократно подвергался арес-
ту. С 1943 член так называемой «Крайсауэровской группы», организации против-
ников национал-социализма, придерживавшихся консервативно-христианской
ориентации. За участие в покушении на жизнь Гитлера 20 июля 1944 г. Хаубак
был приговорен к смерти и казнен.

С. 436. Ясперс нередко пользуется довольно плоским просвещенческим
пониманием авторитета, как косной традиции, противопоставленной творческому
разуму. Критику подобного понимания см., напр.: Гадамер X. Г. Истина и
метод. М., 1988 (особенно с. 332 и далее).

С. 439. Иов (евр.— «истерзанный», «ненавидимый») — набожный человек,
живший в земле Уц, между Едомом и Пустынной Аравией. История его рас-
сказана в библейской «Книге Иова». Иов был очень богат, имел семерых сыно-
вей и трех дочерей. Сатана в споре с Богом подверг сомнению глубину правед-
ности Иова. Тогда Бог позволил Сатане поразить Иова несчастиями: враги и мол-
ния уничтожили его стада, буря разрушила дом, под развалинами которого
погибли и дети. Сам Иов был поражен тяжелой болезнью. Но все эти испытания
не заставили Иова возроптать против Бога. К последнему его подталкивала
жена, друзья убеждали его исповедать нераскаянный грех, но Иов не желал ни
роптать на Бога, ни брать на себя несодеянный грех. Две основных темы вооду-
шевляют повествование: бессилие земного, человеческого разума, лукаво изобре-
тающего успокоительные объяснения неисповедимым путям Божьего Промысла,
и мужество праведника, стоящего в вере до конца. Бог обличил друзей Иова,
а ему самому вернул вдвойне его состояние и дал новых детей. После этого Иов
прожил еще 140 лет.

Книга Проповедника — имеется в виду библейская «Книга Екклезиаста».
Согласно вступлению самой книги, она была написана сыном Давида Соломо-
ном, царем Иерусалима. Основной пафос книги — крушение всех надежд на обре-
тение полноты счастья в земной жизни. .

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.