С. 243. Третичный период — период геологического времени, ок. 60.^0 млн лет назад. /'
С. 247. Эддингтон (Eddington) Артур Стэнли (1882—1944') — английский астроном.
С. 251.Экхарт Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260—1327) — немецкий монах, доминиканец; проповедовал воззрения, близкие к пантеизму.
С. 252.Фома Аквинский (1225/1226—1247) —философ и теолог, системати- затор схоластики на базе христианизированного аристотелизма. Данте Алигьери (1265—1321) — итальянский поэт, создатель итальянского лите- ратурного языка. В своей знаменитой поэме «Божественная комедия» ярко и глу- боко выразил мировоззрение позднего средневековья.
С. 256.Аменхотеп (1419—1400 до Р. X.)—имя фараонов Египта из XVIII династии. Имеется в виду Аменхотеп IV, который в борьбе с всевластием жречества отменил культ Амона-Ра, бывшего в то время главным в египетской религии, и установил новый государственный культ единого бога Атона, взяв себе имя Эхнатон.
С. 263.Янычары (тур. букв.— «новое войско») — турецкая регулярная пехо- та, созданная в XIV в. Первоначально комплектовалась из пленных юношей, поз- же — путем насильственного набора мальчиков из христианского населения Осман- ской империи.
С. 265. Иоахим Флорский (ок. 1132—1202) —итальянский мыслитель, раз- вивший мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, согласно ко- торой мировая история делится на три эры, соответствующие Лицам Троицы.
Каждая эра исчерпывает свое содержание в одной и той же последователь- ности этапов, в конце истории грядет царство справедливости. Боссюэ (Bossuet) Жак Бенинь (1627—1704)—французский писатель, епископ. Создал концепцию исторического развития как осуществления божественного Провидения, как движения, направленного к определенной Богом цели. Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим (1729—1781)—немецкий мыслитель эпо- хи Просвещения. Рассматривал историческое развитие как процесс постоян- ного совершенствования, восхождения к все более высоким ступеням. Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ, критик, эстетик. Считал мировой исторический процесс единым органичным ростом чело- веческого общества, в основе которого наряду с национальным фактором лежат также природные условия и культурные традиции. Для всех этих мыслителей характерно понимание истории как направленного однолинейного развития, ко- торое было выдвинуто иудаизмом и утверждалось христианством (в первую очередь, Августином) в борьбе с языческим толкованием истории как цикличе- ского развития, вечного чередования жизни и смерти.
С. 279.Хартман или Гартман (Hartmann) Эдуард (1842—1906)—немец- кий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютное бес- сознательное духовное начало — мировую волю.
Пытается ли вавилонский бог повернуть развитие вспять — неясно, какого из вавилонских богов имел в виду Ясперс. Вероятнее всего, речь идет об индуист- ском боге Брахме, который, погружаясь в сон, прекращает жизнь мира.
ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ
Книга впервые опубликована в 1931 г. Перевод выполнен М. И. Левиной
в 1990 г. по изданию /aspers K. Die geistige Situation der Zeit. В.— Leipzig, 1932.
Введение
С. 291.Гуттен (Hutten) Ульрих фон (1488—1523) — немецкий писатель, гуманист, идеолог рыцарства.
Руссо (Rousseau) Жан Жак (1712—1778) — французский мыслитель, писа- тель, один из главных представителей французского Просвещения XVIII в. В 1750 в Женеве он опубликовал конкурсную работу «Способствовало ли воз- рождение наук и искусств улучшению нравов», в которой дал отрицательный ответ на поставленный в заглавии вопрос Дижонской академии. Руссо утверждал, что науки и искусства порождают честолюбие и препятствуют естественному поведению людей. Его взгляды положили начало современной критике цивили- зации, во многом определив дальнейшее развитие социальной философии.
Кромвель (Cromwell) Оливер (1599—1658) —деятель Английской буржуаз- ной революции XVII в., руководитель движения индипендентов — радикальной части пуритан, выступавших за полную независимость церковных общин и от каких-либо организаций, и от государства. Один из организаторов парламентской армии, одержавшей победы над армией короля в гражданских войнах (1642— 1646, 1648).
С. 293.«Основные черты современной эпохи» — работа Фихте (1806). Нибур (Niehbur) Бартольд Георг (1776—1831) — немецкий историк антич- ности, иностранный почетный член Петербургской Академии наук.
Талейран (Tallereyrand) Шарль Морис (1754—1838) — французский дип- ломат, министр иностранных дел в 1797—1799 (при Директории), в 1799—1807 (во времена Консульства и империи Наполеона I), в 1814—1815 (при Людови- ке XVIII). Глава французской делегации на Венском конгрессе (1814—1815).
С. 294.Кавур (Cavour) Камилло Бенсо (1810—1861) —итальянский поли- тик, лидер либерального крыла итальянского Рисорджименто, в 1852—.1861 — премьер-министр Сардинского королевства; проводил буржуазные и антиклери- кальные реформы. После объединения Италии (1861) был главой итальянского правительства.
С. 295. Грундтвиг (Grundtvig) Николай Фредерик Северин (1789—1872) — датский писатель, реформатор церкви и школы. Ратенау (Rathenau) Вальтер (1867—1922) —немецкий промышленник и финан- сист, политический деятель и публицист.
С. 296. Кьеркегор, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813—1855) — датский теолог, философ и писатель. Вел замкнутый образ жизни, посвятив себя целиком философской и писательской деятельности. В конце жизни вступил в острую полемику с официальными церковными кругами. Философия Кьеркегора высту- пала прежде всего как персоналистическая реакция на объективизм гегелев- ской диалектики. Он противопоставлял ей свою «экзистенциальную диалекти- ку» человеческой жизни, главным стержнем которой является отношение чело- века к Богу. Кьеркегор резко критиковал протестантскую традицию за смягче- ние средневекового аскетизма и рационализацию религии. При жизни труды Кьеркегора остались непонятыми. Особенный интерес к ним пробудился уже в XX в. благодаря протестантской «диалектической теологии» и экзистенциа- лизму.
Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844—1900)—немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В работе «Так говорил Заратустра» — своеобразной библии ницшеанства — устами Заратустры (легендарного основа- теля зороастризма) в притчах, поучениях, афоризмах изложена своеобразная программа преодоления существующего антропологического типа ради торжества сверхчеловека, отличительной чертой которого является творческая мощь, не свя- занная никакими — прежде всего моральными — ограничениями.
Философская ситуация XX в. характеризовалась, по мнению Ясперса, постоян- ным возрастанием влияния этих двух философов, Кьеркегора и Ницше. Оба они были для Ясперса «великими пробудителями» (см. классификацию фило- софов, приведенную в прим. к «Философской вере»). Кьеркегор был потрясен открывшимся ему несоответствием современной жизни христиан его собствен- ному пониманию Нового Завета. Ницше выразил всю трагичность своей исто- рической ситуации словами «Бог умер». Однако оба не приняли человеческого ничтожества и отчаяния, как последней правды. Оба попытались преодолеть их и обрести новую духовную опору для жизни. Для Кьеркегора этой опорой стало его доведенное до предела индивидуалистическое понимание христианства, как испытания и мученичества. Для Ницше — пафос «героического пессимиз- ма» и культ сверхчеловека. Следование путями, намеченными этими двумя фило- софами, отнюдь не является задачей современного философствования, не раз подчеркивал Ясперс. Ницше и Кьеркегор, по Ясперсу, скорее существенно изме- нили общую духовную атмосферу в XX столетии, чем дали какие-то конкретные ответы. «...Через Кьеркегора и Ницше,— писал Ясперс,— открывается некий модус экзистенциального опыта, последствия которого во всех областях еще не- достаточно уяснены. Они поставили вопрос, который еще не совсем ясен, но ко- торый можно почувствовать; этот вопрос все еще открыт. Благодаря им мы осозна- ли, что для нас нет больше самоочевидного обоснования. Нет больше безопас- ной основы для нашей мысли» (Jaspers К. Vernuft und Existenz. Munchen, 1960. S. 38).
С. 299. Лукреций — Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до Р. X.) — римский поэт, философ и просветитель. В поэме «О природе вещей» выступил как попу- ляризатор атомизма Эпикура.
С. 303. Домартовское — в марте 1848 началась революция в Германии. С. 304. Констелляция — (здесь) стечение обстоятельств.
Первая часть. Массовый порядок и обеспечение существования
С. 313. Лебон (Le Bon) Гюстав (1841—1931) —французский врач и социо- лог. В своей книге «Психология толпы» выдвинул идею коллективной души. Лебон был одним из первых, кто изучал психологию пропаганды.