Развитию науки, возрастанию ее роли в производстве, становлению технических наук в решающей степени способствовало совершенствование математики, ее все более интенсивное использование в формулировании научных знаний. Введение буквенной символики в алгебраические доказательства, создание таблиц логарифмов, аналитической геометрии, дифференциального исчисления позволили сделать механику, а затем и другие науки точными, а их результаты - доступными для практического применения. Математика стала интегрирующим фактором науки, а с середины XIX в. - методом получения научных знаний.
В XVIII в. занятие математикой становится профессией, приобретает интернациональный характер. Так, швейцарец, петербургский академик Л. Эйлер (1707-1783) и француз, президент Берлинской академии наук Ж. Лагранж (1736-1816) существенно продвинули вперед математический анализ, теорию чисел. На рубеже следующего века развитию математики способствовал Наполеон Бонапарт: он интересовался исследованиями Лапласа, по его инициативе ученые занялись составлением метрической системы мер и новых тригонометрических таблиц. В XIX в. математика стала применяться для объяснения явлений теплоты, электричества, магнетизма.
В математике, как и в любой науке, существуют темы, разработка которых продолжается в течение веков. Так, введение мнимых чисел в XVIII в. позволило французскому математику О. Коши (1789-1837) заложить основы теории функций комплексного переменного - эта теория широко используется современной наукой. Два тысячелетия ученые-математики тщетно пытались доказать пятый постулат Евклида, а к концу XVIII в. появились интуитивные мысли о возможности создания геометрии, в которой был бы использован постулат противоположного содержания. Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792-1856) создал вариант неевклидовой геометрии. В 1856 г. немецкий математик Б. Риман (1826-1866) доказал, что могут существовать и другие варианты (римановы) геометрии. Таковые используются широко в современной науке.
Как отмечалось выше, эталоном научности в XVIII в. стала механика. Для нее создавались прежде всего новые экспериментальные приборы и оборудование, что вело к развитию отраслей механики - гидромеханики (науки о равновесии и движении в жидкостях), пневматики (науки о движении газов), баллистики (о свободно движущихся в газообразных средах твердых телах). Развитию механики способствовало и возрождение провансальским священником П. Гассенди (1592-1655) античного учения об атомах как частицах, движущихся в пустоте. Атомам были приписаны свойства иметь инерцию и тяжесть. Идеи атомизма были использованы И. Ньютоном. Затем на атомарном принципе создал учение о строении вещества Д. Дальтон (1766-1844).
Существенное влияние на развитие науки оказывали результаты, полученные в производстве. Так произошло с термодинамикой. Открытия в XVII в. в области пневматики позволили ориентировать ее на практику. В 1690 г. французский физик Д. Папен (1647-1714) описал принцип работы пароатмосферного двигателя. Его разработкой занялись Т. Севери, Т. Ньюкомен, Д. Уатт. В результате этот двигатель стал важнейшей составной частью производства. А теоретический анализ принципов его работы французским инженером С. Карно в XIX в, положил начало теоретической термодинамике, которая после открытия принципа сохранения энергии стала влиять на формирование научного мировоззрения: была выдвинута идея «тепловой смерти Вселенной», а также сделана попытка создать энергетическую (антитеза механической) картину мира.
Еще в начале XVII в. англичанин У. Гильберт начал изучать электричество и магнетизм, который он считал причиной, удерживающей планеты на орбитах. Идеи Гильберта стали предметом внимания через сто лет. К концу XVIII в. сформировалась наука об электричестве, делались попытки ее механистического обоснования. Американский философ и физик Б. Франклин (1706-1790) предложил понимать электричество как жидкость, существующую во всех телах. Француз Ш. Кулон (1736-1806) написал формулы математических соотношений для этой жидкости, позволяющие до сих пор производить количественное описание явлений электричества. Похожесть уравнений математики для описания взаимодействия зарядов электричества и полюсов магнитов побудила ученых к мысли о связи этих явлений. В 1820 г. случай помог датскому ученому X. Эрстеду (1777- 1851) установить факт отклонения магнитной стрелки под влиянием электрического тока. В 1831 г. английский физик-самоучка М. Фарадей (1791-1867) подтвердил факт возникновения электрического тока под влиянием магнита. Он же предвидел существование магнитного поля, теорию которого разработал тоже англичанин К. Максвелл (1831-1879). Появилась возможность создания электромагнитной картины мира. Практическое использование работ по электромагнетизму и электричеству привело к созданию электротехники и радиотехники, успехи которой - дело следующего века.
Физические знания способствовали развитию химии, которая сложилась как наука в XVII в. в результате синтеза практического опыта по получению новых веществ и тысячелетних исследований алхимиков. Один из основателей Лондонского королевского общества физик и химик Р. Бейль (1626-1691) сформулировал достаточно точное определение химического элемента и заложил основу количественного изучения вещества. Было введено понятие «флогистон» для определения горючести вещества (флогистон как составная часть веществ, которую они теряют при горении). Многочисленные опыты привели Дж. Пристли в 1774 г. к выделению флогистона, который впоследствии был назван кислородом. Совершенствованию количественного анализа в химии способствовали идеи Дальтона об атомарном строении вещества. Определенным завершением усилий химиков по упорядочению знаний химических элементов следует считать создание Д.И. Менделеевым в 1869 г. Периодической системы.
В XIX в. химия развивалась в значительной мере под влиянием потребностей промышленности и сельского хозяйства. Открытие новых веществ, их искусственный синтез способствовали развитию химической промышленности, особенно в Германии. Практические потребности в новых красителях, а также интенсификация сельского хозяйства потребовали развития органической химии. Встала проблема количественного анализа новых веществ. Работы немецкого химика Ю. фон Либиха (1803-1873) и французского биохимика Л. Пастера (1825-1895) позволили прийти к выводу о существовании специальных молекулярных структур этих веществ. Таковая (бензольное кольцо) была обнаружена немецким химиком Кекулем в 1865 г. Ю. Фон Либих выяснял роль азота, фосфатов, солей в жизни растений, заложив тем самым основы биохимии - науки о едином процессе взаимопревращения веществ в природе.
Обратимся теперь к некоторым техническим изобретениям и открытиям, чтобы полнее обратить внимание на практический эффект от науки. В результате создания многих рабочих машин и парового двигателя в конце XVIII в. в Англии, а в начале XIX в. в других странах началась промышленная революция, которая стала крупнейшим социальным явлением, поставившим серьезные задачи и перед естествознанием, и перед общественными науками, и перед политиками. Рассмотрим в этой связи некоторые технические изделия этого периода - какова была их судьба.
Уместно начать с легкой промышленности - первой «ласточки» капиталистического производства. Оно заинтересовано в прибыли, а значит, в потребителе, покупателе своей продукции и прежде всего тканей, обуви, одежды, а не станков и машин. Да и стоимость основного капитала на единицу продукции здесь ниже, чем в машиностроении. Конечно, для развития легкой промышленности требовалась сырьевая база. Она возникла раньше всего в Англии начала XVIII в., где усовершенствования в земледелии резко повысили доходность товарного производства необходимого сырья. А быстрый рост городов обеспечивал рынки сбыта для хлеба, мяса, тканей и пр. К 1750 г. промышленность научилась обрабатывать ввозимый из колоний хлопок (до этого экспортировались ткани), что существенно увеличило и разнообразило рынки сбыта, а значит, и область применения техники. Традиции мануфактурного производства, основанного на разделении труда, опыт мастеровых, рост сырьевых ресурсов и потребностей побудили английских изобретателей в XVIII в. создать необходимое ткацкое, прядильное, швейное оборудование (правда, первая швейная машина появилась в Вене, но первый патент на такую машину был получен в Англии в 1755 г.). Все это оборудование приводилось в действие сначала водяными, а затем паровыми двигателями, что делало его достаточно производительным, освобождало рабочие руки. Некоторые изобретения Харгривса, Аркрайта, Вуда можно встретить и в современных машинах.
Для осуществления революции в легкой промышленности требовались капитал и рабочая сила. Источником накопления были прибыли купцов предшествующих столетий, эксплуатация ресурсов вновь открываемых земель (для этого требовались техника, новые типы транспортировки) , грабеж колоний. А рабочая сила поставлялась политикой вытеснения крестьян с земли при создании там фермерских хозяйств опять-таки при наличии соответствующей сельскохозяйственной техники. В свою очередь, для развития технически оснащенного производства были необходимы и новые капиталы, и свободные руки, т. е. изменение характера общественных отношений.
Погоня за прибылью и конкуренция в следующем веке требовали от владельцев предприятий совершенствования этих отношений, использования достижений науки на производстве. Одного мастерства умельцев-изобретателей уже не хватало. Возрастала нужда в технических изобретениях, применение которых не требовало бы рабочих высоких квалификаций. Соединение изобретательства с научными знаниями позволило в XIX в. увеличить производительность станков в легкой промышленности в несколько раз при расширении ассортимента и качества выпускаемой продукции.
Мореплавание, развитие сельского хозяйства и легкой промышленности, а также потребности армии интенсифицировали металлургическую и машиностроительную промышленность. В начале XVIII столетия с помощью физических и химических знаний был создан кокс, давший возможность получения дешевого чугуна. Но была необходима сталь, производство которой было засекречено на Востоке. Путем долгих экспериментов французскому естествоиспытателю А. Реомюру удалось доказать родство железа, стали и чугуна и открыть секрет производства стали и железа (1722). Но рецепты Реомюра долгое время казались неосуществимыми, пока английский изобретатель Г. Бессемер (1813-1898) не нашел в 1856 г. способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения в сталь. Почти одновременно братья Э. и П. Мартены (Франция) создали специальную печь для восстановления стали из чугуна, названную их именем. Дешевая сталь существенно повлияла на развитие техники, в том числе и оружия, а значит, проложила дорогу к будущей «войне моторов».
Препятствием для соединения механики с машиностроением было вначале как отсутствие в науке практически применимых конкретных формул, таблиц, схем, так и отсутствие в машиностроительной практике методов точного металлорезания и других способов обработки металла, соответствующих предлагаемым схемам, формулам. Лишь к XIX в. была создана техническая наука о машиностроении, а также соответствующие способы обработки металла. Естественно, что применение машин меняло многие жизненные ценности, в чем-то осложняло жизнь человека. Поэтому были не только восторги по поводу нового пришельца, но и в XVII-XVIII вв. попытки избавиться от него (например, поломки машин вытесняемыми с производства рабочими - луддизм), а также запрещения властей применять высокопроизводительные машины. Так, с 1653 г. в Утрехте появилась машина для изготовления веревок с их полуавтоматическим скручиванием, ее производительность оказалась в пять раз выше ранее действовавшего оборудования - машину запретили городские власти. В 1639 и 1648 гг. в Голландии была запрещена ленточная машина, а в 1685 г. ее публично сожгли в Гамбурге. Но, вероятно, этой машиной все же пользовались, так как запрет вновь повторил Карл VI. В 1620 г. курфюрст Саксонский принял закон, запрещавший целый ряд станков. Однако запреты постепенно спускались на тормозах, ибо становилось ясным, что без машин и без применения научных знаний уже не обойтись; между наукой и производством потребовался посредник - инженер. К числу первых инженеров можно отнести рабочих, обладавших большим умением и смекалкой. Это были самоучки по изготовлению инструмента, горного и ткацкого оборудования, двигателей и др. Лишь в 1850 г. сформировалась целенаправленная подготовка инженеров в учебных заведениях как система.
Большое значение в новое время имело развитие транспортной техники и средств связи. В XIX в. на помощь пришла наука. Честь решения проблемы парового железнодорожного транспорта принадлежит Дж. Стефенсону - самоучке, сыну рудничного кочегара. Первым потребителем такого транспорта были угольные бассейны. С 1814 по 1829 г. Стефенсону удалось создать серию все более совершенных паровозов, способных передвигать составы весом до 90 т. Техника была признана пригодной для дела, когда удалось обогнать лошадь - традиционного возчика угля в шахтах. Вплоть до середины XX в., когда тепловозы и электровозы вытеснили паровозы с железных дорог, все типы паровозов создавались на базе стефенсоновской «Ракеты». Массовое железнодорожное строительство в Европе и Америке развернулось к середине XIX в.
В 1803 г. на реке Сене в Париже проходил испытание первый несовершенный пароход, построенный Р. Фултоном. С созданного им второго, более совершенного парохода, опробованного в Гудзоне (США), началась история пароходостроения. «Клермонт» (так назвал свое детище Р. Фултон) имел в длину 43 м, водоизмещение - 15 т. На нем была установлена паровая машина Уатта мощностью 20 лошадиных сил. Путь от Нью-Йорка в 270 км он прошел за 32 часа. В 1819 г. морской пароход «Саванна» добрался из Европы в Америку за 26 дней. Но пароходостроение в XIX в. развивалось медленно из-за трудноразрешимой проблемы экономного использования топлива.
Важное открытие на базе научных знаний совершил в 1785 г. испанский изобретатель Ф. Сильва. Используя статическое электричество, он создал первую телеграфную линию между Мадридом и Аран-хауэсом. В 1835 г. американец С. Морзе создал первый пишущий аппарат, передающий короткие и длинные импульсы, которые на приемном устройстве воспринимались как точки и тире. В 1844 г. этот аппарат был использован на линии Вашингтон - Балтимор, а затем он получил широчайшее распространение. К 1870 г. была установлена межконтинентальная телеграфная связь. Можно утверждать, что наука об электричестве была первой, на базе которой возникла новая промышленность без опоры на донаучный опыт.
Химическое мастерство известно задолго до создания химии как науки. Но к началу XVIII в. появились предпосылки для применения последней в практике, что явилось существенным фактором создания новых отраслей промышленности. Выше уже говорилось о получении кокса из каменного угля в 1640 г. Через 80 лет из него искусственно был выделен горючий газ, который в 1765 г. начал применяться для освещения улиц. В XVII в. научились получать искусственный холод путем химических реакций, о необходимости которого в хозяйстве говорил еще Ф. Бэкон. В 1727 г. Г. Шульцем была открыта фотохимическая реакция - основа изобретения Даггером и Арчером фотографии. Развитие химии, а также потребности войны привели к созданию пироксилина (1846) и нитроглицерина (1847). Применять химию начали и в сельском хозяйстве.
Уже подчеркивалось, что есть научные открытия, чей расцвет наступает не сразу, как и технические изобретения, век которых - впереди. Так случилось в XIX в. с электротехникой, двигателями внутреннего сгорания, некоторыми видами техники связи, радиотехникой, определившими направление развития технических наук и производств в XX в. Непросто складывалась судьба наук, имевших дело с необратимыми изменениями в природе биологическими и геологическими, знания в которых полностью экспериментом не проверишь. Конечно, потребности в полезных ископаемых, в сельскохозяйственных продуктах, в лечении человека и животных, накопленные в путешествиях результаты наблюдений за природой способствовали все возраставшему интересу к таким явлениям, стремлению превратить его (этот интерес) в научное знание.
Можно назвать три причины, тормозившие интенсификацию естественно-исторических наук. Во-первых, это их вторжение в теологическую сферу, конкуренция с идеей о божественном творении всех видов живой и неживой природы. Во-вторых, сложность явлений, изучаемых этими науками. Необратимость изменений позволяет лишь ограниченное применение методов физики для их изучения. Эти методы были созданы в предположении возможности повторения, воспроизведения в эксперименте всех изучаемых явлений. И, в-третьих, это же обстоятельство делает сложным представление биологических и геологических знаний в форме, практически полезной для материального производства (это стало доступным лишь в XX в.).
С помощью изобретенного микроскопа Левенгук (1632-1723) и другие естествоиспытатели исследовали структуру живых организмов. Были получены некоторые сведения по анатомии. Но все же это было скорее удовлетворение любопытства или предмет для натурфилософских конструкций, чем база для практического применения этих данных.
Лишь постепенно происходило становление самого понятия «развитие» как знания о необратимых изменениях в изучаемых явлениях, хотя вплоть до Ч. Дарвина в биологии (да и в геологии) достаточно мирно уживались полученные в наблюдениях знания и натурфилософские, или теологические, конструкции. Биологи этого периода изучали как внутреннюю структуру живого, так и его органическую эволюцию. Швед К. Линней (1709-1778) создал классификацию всех животных, растительных организмов и минералов, исходя из идеи неизменности всего существующего. «Видов столько, сколько их вначале сделало безначальное существо!» Предложенная Линнеем классификация существует до настоящего времени, уже не опираясь на идею «безначального существа», ибо она возникла, опираясь на обобщенные результаты наблюдений за реальной природой с добавлением вышеназванной идеи. Ботаник Жорж Луи де Бюффон (1707-1788) пытался обосновать признаки, по которым Линней квалифицировал организмы, а Э. Дарвин на основании идей Бюффона стремился проследить возникновение и развитие всего живого от исходного организма, т. е. ввести идею необратимости изменений. Отсутствие необходимых данных, даже небрежение ими, сделали его идеи неубедительными в глазах ученых. Но сама мысль об эволюции оказалась живучей. Ж. Ламарк (1744-1829) выдвинул идею о зависимости эволюции организмов от приспособляемости их к окружающей среде. Это был крупный шаг к дарвинизму.
Развитие эволюционной теории упиралось в ограниченность геологических представлений об изменениях в земной коре. Геологические знания существовали еще с античных времен, но до XVIII в. они носили либо узкопрактический характер, либо к ним примешивались религиозные, или натурфилософские, обоснования (не было и такой профессии - геолог). А суждения об изменениях в земной коре можно было найти у Д. Бруно, Р. Декарта, И. Ньютона, В. Лейбница в духе их мировоззренческих установок. Лишь во второй половине XVIII в. врач из Эдинбурга Д. Геттон (1726-1797) первым пытался назвать «естественные причины» возникновения земных слоев как результат действия сил, которые существуют и поныне, важнейшей же из них является огонь. Сторонников Геттона стали звать плутонистами. Их оппонентами были нептунисты - последователи профессора геогнезии, минералогии и горного дела из Фрайбурга А.Г. Вернера (1750-1817): несколько ранее он высказал мысль о воде как причине, порождающей горные породы. Эмпирических свидетельств и у того, и у другого было достаточно.
Но позже французский палеонтолог и зоолог Ж. Кювье (1769- 1832), вновь опираясь на опытные данные, показал, что ныне действующих причин для объяснения строения земной коры недостаточно. Для доказательства связи между ныне живущими и ископаемыми организмами необходимо предположить неоднократные катастрофы в истории Земли, а они не сводятся к ныне действующим причинам. В ходе дискуссий оппоненты стали терпимее относиться друг к другу. Оценивая процесс становления научных знаний в европейской науке, можно сказать, что это не только процесс получения нового знания, но и постепенное формирование того, что мы сегодня называем плюрализмом мышления.
В 1832 г. появилась книга Ч. Лайелля (1795-1875) «Основы геологии», в которой была описана история образования земных пластов в зависимости от сил природы (а не внеприродных катастроф),. Лайелль объяснил многое, но он смог примирить свою концепцию (униформизм) с идеей неизменности органического мира, ибо остатки животных организмов, найденные в различных земных слоях, свидетельствовали об изменении видов. Предлагался вывод: в каждую эпоху фауна вымирала и создавалась новая, соответствующая изменившимся внешним условиям. Это было отступлением от «внеестественного источника» творения, но оно не могло удовлетворить естествоиспытателей, самого Лайелля. Его друг Ч. Дарвин нашел выход, создав учение о естественном отборе, обусловливающем эволюцию видов. Крайне осторожный в своих выводах, он в течение 20 лет собирал материал для их обоснования и чуть было не упустил приоритет открытия. Молодой путешественник А. Уоллес (1823-1913) самостоятельно пришел к эволюционным идеям в результате наблюдения за распространением живого мира в Ост-Индии. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов» вышла в свет вместе со статьей Уоллеса, причем под нажимом друзей Дарвина, ибо сам он не хотел публиковать свои результаты, ознакомившись с текстом статьи Уоллеса. Ч. Лайелль в 12-м издании «Основ геологии» учел результаты, полученные Дарвином.
Учение о естественном отборе оказалось в центре внимания естествоиспытателей, теологов, философов, политиков, даже писателей-сатириков, принеся душевный дискомфорт его автору, привыкшему к тиши кабинета. Сам он был не вполне удовлетворен собственным объяснением причин изменчивости видов, лежащей в основе эволюции (они носили «гадательный характер»). Эти причины описал на языке эксперимента и математики чешский монах и естествоиспытатель Г. Мендель (1822-1884). Начался новый этап развития биологии.
Общественные науки.
Их развитие было более сложным, нежели естествознания, ибо результаты этих наук навсегда затрагивают чьи-то интересы. Начнем рассмотрение с истории философии, ибо она первоначально определяла в значительной мере развитие других наук, даже естествознания. Но и сама философия обратила свое внимание прежде всего на природу научного познания.
Противостояние эмпиризма (научное познание начинается с показаний органов чувств и является их обобщением) и рационализма (основой познания являются научные понятия, ученый видит в предмете то, что он знает о нем) определило суть полемики философов XVII - начала XIX в. Такое противостояние философских принципов не принесло победы ни одной из сторон, зато дало много положительных результатов в развитии методов научного познания, в создании новых общественных наук - психологии, этики, эстетики. Синтез эмпиризма и рационализма пытался осуществить И. Кант, пришедший к выводу о непознаваемости сущности вещей: на основе эмпирического опыта научное познание лишь получает возможность теоретически конструировать объект, а не познавать сущность предмета, лежащего в основе такого опыта.
Следует отметить, что эти рассуждения философов были не только умозрительными абстракциями, но и способом понимания ими окружающей природной и социальной действительности, служили основой выработки моральных рекомендаций, основой права и правосознания. Происходило постепенное проникновение философов в сферу жизни человека. Б. Спиноза пытался дать теоретическое основание светской морали, вывести ее разумным путем.
Эмпирически настроенные мыслители также предлагали свои моральные максимы, исходя из наблюдения за реально меняющимися отношениями людей. В этих рекомендациях часто перемешивались светские и религиозные начала. Особое место здесь занимают французские моралисты Ф. де Ларошфуко (1613-1680) и Б. Паскаль (1623-1662). Последний был и крупным естествоиспытателем. Они не рассуждали о морали отвлеченно, а предлагали моральные афоризмы в духе своего предшественника М. Монтеня, стремясь придать им парадоксальность, изящество, некоторую долю иронии, таким образом они подчеркивали свое презрение к нудному морализаторству, предпочитая ему реальное поведение в быту. «Мысли» Паскаля выглядят более серьезными, нежели легкие, порхающие как бабочки и жалящие как оса «Максимы» Ларошфуко. Паскаль - ученый; почти первым в новое время он разочаровался в возможностях науки принести счастье человечеству и стремился найти высшую истину и смысл бытия в Боге. Религиозность Ларошфуко - скорее привычка. Отсюда его следующий афоризм: «Наши добродетели - это чаще всего переряженные пороки». Б. Паскаль о том же: «Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками». Ларошфуко о любви: «Как ни приятна любовь, все же ее внешние проявления доставляют нам больше радости, чем она сама». Афоризм Паскаля на ту же тему: «Чувство так же легко развратить, как и ум». А вот советы политикам: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства» (Ларошфуко). «Нет беды страшнее, чем гражданская смута. Она неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам, потому что каждый тогда скажет, что он-то и заслужил награду» (Паскаль).
Традиции моралистов в следующем веке продолжили просветители. Они способствовали постепенному формированию национального характера. Последний, как и накапливаемый опыт материального производства и организации форм управления, стал более основательным фундаментом образа жизни Франции и французов (это можно проследить и на примере других стран и народов), нежели революционные пертурбации, хотя события 1789-1794 гг. основательно потрясли ценности французов.
Просветители теоретически подготовили эти события, способствовали и революции у себя, и изменению интеллектуального климата в Европе и Америке. Философ, писатель, поэт, историк Ф.М. Вольтер (1694-1778) в течение всей сознательной жизни боролся против воинствующего невежества обладавших социальными привилегиями современных ему клерикалов («Раздавите гадину!»). Но он не был атеистом. «Здравая философия свидетельствует о существовании Творца... большого мастера». Мало того, «в интересах всего человечества, чтобы существовал Бог, который бы карал за то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие». Вольтер сыграл скорее разрушительную роль. Созиданию новых убеждений способствовал уроженец Женевы политик, моралист, психолог, педагог Жан Жак Руссо (1712-1778). Основное противоречие современной ему жизни он представил как противоречие между природой и культурой. Источник неравенства он искал в частной собственности. Родился человек, который сказал: «Это мое!» - и нашлись люди, которые ему поверили. В результате - разделение труда, социальное неравенство, разрушение целостности личности, разрыв ее связи с природой.
Развитие общественных наук, философского материализма и атеизма, подготовка революции в значительной степени связаны с создателями «Энциклопедии, или Толкового словаря по наукам, искусствам и религии» Д'Аламбером (1717-1783) и Д. Дидро (1713-1784). Вместе с П. Гольбахом (1723-1789), который с гордостью называл себя «личным врагом Господа Бога», они стояли за отказ от религиозной идеологии как приносящей вред человечеству, сдерживающей его социальную активность, увековечивающей сословное неравенство. Французские просветители оказались наивными оптимистами, предполагая, что светская мораль может регулировать отношения людей к их общему удовлетворению. Отказавшись от библейского «Мне отмщение и аз воздам!», можно легко прийти к «революционной морали» (Робеспьер), когда человека можно осудить на казнь лишь за его принадлежность к контрреволюционному сословию при радостном одобрении победителей. Это и продемонстрировала революция конца XVIII в. Не был услышан мыслитель из Кенигсберга И. Кант, который считал создание морали на рационалистической основе невозможным. Лишь вера в необходимость самоограничения своих потребностей является условием морального поведения. Принципом такого самоограничения («категорического императива») должно быть: «Поступай так, чтобы ты относился всегда к человечеству как к цели и никогда не относился бы к нему как только к средству для достижения своих целей».
И. Кант показал ограниченность возможностей научного познания. Этого в эпоху научной эйфории потерпеть было нельзя. За восстановление целостной философии как научного мировоззрения и методологии взялись всерьез немецкие философы Фихте, Шеллинг и Гегель. Если первые двое уповали прежде всего на личные творческие способности человека (а Шеллинг к концу жизни пришел к мысли, что истинно творческое начало должно быть связано с убеждением в существовании Бога), то Г. Гегель (1770-1831) верил в силу абсолютного разума творить самого себя путем создания разумного мира. Он построил систему абсолютного идеализма и рационализма. Все формы жизни, по Гегелю, являются лишь ступеньками себя развивающего разума (государство, религия, предпринимательство, мораль и т. д.), отчужденным временным состоянием этого разума, которые он преодолевает дальнейшим своим движением к самопознанию. Система Гегеля была достаточно привлекательна для революционеров своим решительным снятием отживших форм бытия («Все действительное достойно смерти!»), утверждением неминуемости нового, понятого разумом. Но она устраивала и консерваторов, ибо «все действительное разумно!» и потому подлежит сохранению. И даже каждое правительство имеет право на существование, ибо «каждый народ достоин своего правительства». И всякую гадость можно оправдать: «Все, что испорчено, испорчено на хороших основаниях!»
Система Гегеля оказалась рационализированной бесчеловечной магией, а то, что удел личности - быть игрушкой в руках духа, понял его ученик Л. Фейербах (1804-1872). Еще до него доцент из Франкфурта-на-Майне А. Шопенгауэр (1788-1860) показал ограниченность чисто рационалистического понимания человеческого бытия. Он считал, что жизнь и деятельность человека есть проявление всеобщей сущности бытия - воли к жизни, которая недоступна для понимания его (человека) рассудком. Эта воля и есть условие той свободы человека, о которой говорил И. Кант и которую свел к «осознанной необходимости» Гегель,- свободы внутренней, недоступной рассудку. Проявление воли к жизни во внешних поступках людей разъединяет их, противопоставляет друг другу. Одновременно с Шопенгауэром о проблемах воли и свободы человека размышляли российские славянофилы, говоря о религиозном характере их и о том, что и воля, и свобода есть единственное условие целостности, объединенности как человека, так и человечества.
Философия нового времени, зародившись как теория научного познания мира, и в начале XIX в. стремилась сохранить свою натурфилософскую направленность - быть «наукой наук», чем часто тормозила развитие естествознания. А у естествоиспытателей к этому времени появились идеи о возможности обойтись без натурфилософии. «Наука сама себе философия»,- утверждал французский философ и социолог О. Конт (1798-1857). Как прежде эпоха религиозная в теоретическом мышлении сменилась эпохой метафизической (философской), так и теперь последняя, в свою очередь, сменяется научной (позитивной) эпохой, которая будет лишена присущих метафизике противоречий. Философское понимание общественных явлений должно быть заменено научным - социологией.
Все философы так или иначе были историками, рассматривая общественные отношения в их движении, разыскивая причины последнего в географической среде, политике, религии, в действиях сильных личностей. Предпринимались попытки создания светской историографии, хотя идея рассматривать историю человечества как историю религий довольно долго сохранялась.
Много внимания энциклопедисты уделяли истории. Ими были опубликованы статьи о государстве, обществе, народе, революции, демократии, республике, религии и т. д. В статье «История» мысли человека связывались с окружающей его средой, развитием общественных отношений. Естественно, что в стране, где складывавшиеся буржуазные отношения вступали в противоречие с государственным устройством, закреплявшим сословное деление, энциклопедисты обратились к «правам человека». Книги Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Г.Б. Мабли и др. отразили это противоречие и стали фактором формирования нового правосознания людей. Труд Монтескье «Дух законов» был основанием Конституции 1793 г., а мысли Морелли из «Кодекса природы»: «От каждого - по его силам, каждому - по его потребностям» - закладывали основы социалистической идеологии.
После бурного периода революционных перемен конца XVIII в., когда на арене истории появились новые действующие силы, французский историк и государственный деятель Ф. Гизо (1787-1874) увидел основу общества в его классовом составе, столкновении интересов классов по поводу собственности, особенно земельной. Таких же взглядов придерживался Ф. Минье (1796-1884), рассматривавший историю революции как результат столкновения различных классов.
Ориентация историографии того периода на практические интересы, на оправдание существующего и того, что впоследствии может возникнуть, определяло ее тесную связь с теорией государства и права. Еще эпоха Возрождения возбудила интерес к учениям Платона и Аристотеля о государстве, к римскому праву, тем более что потребность в таковом существовала в условиях развития буржуазных отношений. Голландец Г. Греции (1583-1645) положил начало науке о международном праве. Английский философ и правовед Т. Гоббс (1588-1679) утверждал, что создание государства есть результат сознательного договора людей, отказывающихся от своих неограниченных прав в пользу одного - верховной власти государства, желательно авторитарного (это теоретическое оправдание английской монархии). Такой договор кладет конец войне «всех против всех». У Ж.Ж. Руссо был противоположный взгляд. «Свобода неотчуждаема»,- считал он, и потому договор есть добровольное соглашение на уважение прав другого на свободу. Наряду с ним Д. Локк утверждал существование ряда прав у человека в его естественном состоянии (свобода, собственность), которые договор о государстве должен обеспечивать.
Существенным моментом в теории государства и права является вопрос о нравственности права, который ставили еще Аристотель, а затем Н. Макиавелли. Крайние точки зрения на него выражены И. Кантом и Г. Гегелем. Для первого право - сфера чистого разума, а морально-этические побуждения в формировании норм права ведут к деспотизму и кровавому ужасу. Гегель же видел необходимость в воспитательных функциях у государства, таким образом как бы обосновывая теорию «просвещенного абсолютизма», возникшую в предшествовавшем веке во Франции, в соответствии с которой выполнение основной цели государства - «благополучие всех» - требует для него неограниченных полномочий и в сфере воспитания.
Решительный шаг в соединении теории государства и права с практикой государственной власти был осуществлен в США и Франции. В 1776 г. вторым Континентальным конгрессом была принята Декларация независимости США - одна из первых государственных деклараций прав человека. Комиссия, образованная Наполеоном, под его руководством создала Французский гражданский кодекс («Кодекс Наполеона») в 1804 г., в котором были выработаны нормы гражданского, семейного, процессуального и, частично, трудового права, провозглашена «священной и неприкосновенной» частная собственность как основа прав и свобод человека.
Дальнейшее развитие политической жизни привело к возрастанию роли борющихся за власть партий, представляющих интересы различных социальных групп и, естественно, свои собственные. Категорией, объединившей философию и политэкономию, стало понятие «собственность». Философов оно интересует как необходимое условие свободы, нравственного достоинства личности, а также, при отчуждении собственности,- столь же необходимое условие ее эксплуатации. Для экономистов собственность - суть экономической устойчивости и прогресса общества. Экономическая наука начала развиваться прежде всего в Англии, стране рано возникших буржуазных отношений. Впервые ввел в обиход в 1615 г. термин «политическая экономия» побывавший в Англии и ставший там меркантилистом французский дворянин А. де Монкретьен - поэт, приближенный Людовика XIII, затем убитый как один из руководителей восстания гугенотов. Этим термином он назвал науку о государственном управлении хозяйством, противопоставив ее экономии, или экономике,- знанию об управлении домашним хозяйством. В таком смысле термин и употреблялся до классического труда А. Смита «Богатство народов», после появления которого им стали часто называть экономическую науку в полном ее объеме.
В 1662 г. сын суконщика, ирландец сэр У. Петти опубликовал книгу «Трактат о налогах и сборах» (до этого он плавал юнгой по морям, занимался черчением морских карт, был хорошим врачом), в которой перенес внимание экономистов из сферы торговли в производство, наметил путь к пониманию природы стоимости и прибавочной стоимости. Он же заложил основы статистики. Наступило время нового направления экономической науки - физиократии, связанной с поиском закономерностей в производстве, прежде всего сельскохозяйственном, где француз Ф. Кенэ (1694-1774), тоже врач, усмотрел производство прибавочного продукта.
Но внимание к торговле, обращению денег не ослабевало. Философ Д. Юм создал количественную теорию денег, а банкир Д. Ло (1671- 1729) ввел идею кредитной экспансии государственных банков в экономику страны, ее кредитование. За пять лет (1716-1720) на основании своих идей он сначала фактически стал хозяином денежной и кредитной системы Франции, а затем... потерпел крах, разорив попутно и финансы страны. Но его идеи банковского регулирования экономики не потеряли своей актуальности до настоящего времени.
В 1776 г. вышла в свет книга «Богатство народов» шотландца Адама Смита (1723-1790) - вершина классической политэкономии. Автор считал действие своекорыстного интереса людей и стихийных законов экономического развития естественным порядком человеческого общества. Для его поддержания необходимы: мобильность рабочей силы, свобода торговли землей, отмена правительственной регламентации промышленности и торговли. К необходимости государственного регулирования экономикой теоретики и политики вернулись к концу XIX в. А. Смит обосновал трудовую теорию стоимости, показал связь экономики и существования классов. Человек, по Смиту, представляет собой «экономическую особь», живущую благодаря труду и обмену товаров.
Школа утилитаристов, созданная английским философом и экономистом, последователем Смита И. Бентамом (1748-1832), стремилась доказать, что свободное предпринимательство привело бы к счастью большинство людей при условии устранения некоторых злоупотреблений. Пессимистически оценивал ситуацию экономист и священник Т. Мальтус (1766-1834), сформулировавший закон убывающего плодородия, в соответствии с которым население Земли растет быстрее, нежели количество продуктов питания. Поэтому большинство людей обречено на вымирание вследствие голода, войн и эпидемий. Друг Мальтуса, крупный банкир Д. Рикардо (1772-1823) на основе идей А. Смита развил учение о ренте, прибыли, заработной плате и т. д.
Мысли о справедливой организации общества и счастливой жизни возникали еще в античности, например у Платона и Аристотеля. Христианство предложило идею духовной свободы личности, ее ответственности перед Богом, божественной любви и справедливости. Начиная с Возрождения, на первый план все больше стала выступать идея земной социальной справедливости. В этом плане наиболее известны книги Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город солнца». Новое общество в этих книгах организовано в изолированном пространстве, на островах, путем удовлетворяющего всех жителей соотношения между их трудом и потребностями, свободой и принуждением. Они не придерживаются тезиса «каждому по потребностям», ибо наступит время, когда духовные потребности окажутся для людей предпочтительнее, нежели материальные. Зато труд будет «гуманизирован», люди будут трудиться свободно во имя «высших интересов трудящихся» - интересов коллективов. Таким образом и осуществится тезис «от каждого по способностям». Мору и Кампанелле была известна мысль Аристотеля: владение собственностью порождает паразитов. Преодоление этого достигается введением всеобщей трудовой собственности (Т. Мор), коллективизмом в труде как великим счастьем (Т. Кампанелла). Существует нравственная шкала ценностей (тяжелый труд самый почетный), но есть и должностные лица, которые следят за тем, чтобы «никто не получил больше, чем он заслуживает». И при этом все чувствуют себя счастливыми.
Внимание к социальной справедливости возросло в конце XVIII- начале XIX в. после буржуазных революций, не реализовавших ожидания их участников. Возросло внимание к идеям Мора и Кампанеллы, начала свое существование идея социализма - каждому по труду.
Социализм, как и коммунизм, антииндивидуалистичны по своей сути. Человеческие личности, действуя в «земном рае», не вольны влиять на его структуру. Да в этом нет и необходимости. Гениальные и высокомерные интеллектуалы уже все предусмотрели. Неповторимость личности стандартизируется, оценивается ее трудом, а обеспечение потребностей делает ненужными свободу человека, его личное достоинство. Его нравственная ответственность заменяется нормами поведения в коллективе. Как отмечал Ф.М. Достоевский, идея будущего всеобщего счастья ставится выше сегодняшнего счастья каждого отдельного человека.
Достаточно решительными были коммунисты. В 1795 г. Г. Бабеф создал «Общество равных» для свержения существующей власти и «создания фактического равенства между людьми». Должна быть конфискована всякая личная собственность, каждый должен в равной степени получить свою долю воспитания, образования, средств к существованию, развлечений, но и должен быть принужден к физическому или умственному труду по мере его сил и способностей. Последователь Бабефа Буонарроти создал тайные общества в Бельгии, Франции. Один из их участников В. Вейтлинг предложил введение коммунизма через революционную борьбу рабочих. Его соратники создали «Союз справедливых», в котором участвовали некоторые рабочие разных стран. Союз был, по инициативе Ф. Энгельса, преобразован в «Союз коммунистов». Для него был написан «Манифест коммунистической партии» Марксом и Энгельсом (1848).
Представители бабувизма участвовали в революционных выступлениях 1830 и 1848 гг. Один из них, прокурор Корсики, журналист Э. Кабе (1788-1856) написал очередную утопию «Путешествие в Икарию». Книга стала коммунистической библией многих рабочих организаций во Франции 40-х годов. Переход к коммунизму в ней предлагалось осуществить путем совершенствования демократии. Кабе создал «Корреспондентское объединение сторонников "икарийского коммунизма"», имевшее представителей в 66 департаментах Франции, а также в Алжире, Испании, Швейцарии, Англии. Были попытки создать коммунистическое колонии в США. Икарийцы критиковали своего лидера за сектантство и излишнее миролюбие, они стремились к руководству революционными выступлениями рабочих.
Менее агрессивными, направленными на преобразования прежде всего характера труда, а не на политическую конфронтацию, были выступления первых социалистов, веривших в возможность постепенного, основанного на убеждении продвижения к «золотому веку». Хотя идеи утопистов не стали массовым умонастроением, оказалась устойчивой сама идея социализма как учения о справедливом социальном распределении, чему способствовали деятельность интеллектуалов и руководимых ими социалистических партий, а также наличие в каждом буржуазном обществе выключенного из производства деклассированного сословия люмпенов - для него «справедливое распределение» имело большой жизненный смысл.
Анри де Сен-Симон (1760-1825) происходил из богатой графской семьи, получил блестящее образование в духе идей Просвещения. Он участвовал в Войне за независимость в Америке. В ходе революции во Франции росли его надежды на осуществление братства и справедливости. Он верил в существование законов общественного развития и в возможность их научного постижения, разрабатывал концепцию нового справедливого общества: общество закономерно развивается как целостная система философско-научных, религиозных, моральных воззрений и соответствующих им «индустрии», т. е. трудовой деятельности. Последняя определяет характер собственности, а через нее - те социальные силы, которые господствуют в различных сферах жизни. Исторический прогресс, переход человечества на высшие формы бытия осуществляется через разрушение изживших себя воззрений и соответствующей им системы, заменой их более высокой организацией. Французская революция - закономерное явление, уничтожающее господство церкви и духовенства, праздного феодализма. Но совершилась ошибка: власть была передана не «индустриалам», а метафизикам и законникам, век которых уже прошел, и потому они не поняли живых созидательных задач революции. Индустриалы оказались в роли эксплуатируемых. «Невежество, суеверие, страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества,- считал Сен-Симон,- а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Выход он видел в следующем: развитие производства на научной основе, передача власти в «промышленной системе» ученым и индустриалам, предпринимателям. Эгоизм в обществе может быть преодолен с помощью научно сконструированной религии, в основе которой должен лежать лозунг: «Все люди - братья!» Его последняя книга называлась «Новое христианство».
Ближайшие ученики Сен-Симона - Анфантен и Базар сформулировали социалистический принцип распределения: «Каждому - по его способностям, каждой способности - по ее делам!» Они организовали в Париже в 1828-1829 гг. чтение публичных лекций, которые после были изданы под названием «Учение Сен-Симона». Эта книга оказала серьезное влияние на распространение социалистических идей в Европе. На нее ссылались Прудон, Бакунин, Маркс, Бернштейн. Сенсимонизм стал популярным в России. Декабрист Лунин встречался с его основателем, и они понравились друг другу; «сенсимонистом из Москвы» звали Чаадаева. Идеи Сен-Симона были интересны Пушкину, Герцену, Огареву, Достоевскому, Чернышевскому, народовольцам.
Другой французский социалист-теоретик Ш. Фурье (1772-1837), выросший в зажиточной семье, по требованию родителей рано занялся коммерцией. Он считал, что определяющую роль в обществе играют человеческие «страсти», которые, здоровые по сути, искажаются существующим общественным порядком. Следом за Кампанеллой он прежде всего интересовался организацией труда - насколько он свободен. Оздоровленная трудом планета будет посылать в мировое пространство творческие космические излучения, и в мироздании возобновится созидательная деятельность. А космические излучения из мирового пространства приведут к сказочным изменениям природы на Земле. Буржуазное же производство подчиняется не интересам общества, а отдельным лицам, поэтому сейчас царят хаос, анархия, разгул страстей; человеческая бедность одних порождена избытком у других. Целостная личность превращается в раздробленного, частичного индивида. Существующее общество не в состоянии обеспечить основное право человека - право на труд. Демократия защищает этот паразитизм и способствует моральному вырождению.
Для создания «гармонии страстей» необходимо «социетарное», правдивое, «привлекательное производство», а именно - небольшая производственно-трудовая ассоциация людей, совместно владеющая средствами производства и занимающаяся трудовой деятельностью. Это - «фаланга», в которой труд определяется свободным влечением людей к различным его видам, сочетанием физического и умственного труда каждого. Люди живут в фаланстерах-дворцах, где каждый имеет все необходимое для удовлетворения своих потребностей по вкусу и желанию.
Ш. Фурье рассчитывал привлечь к созданию первых фаланг средства передовых, разумных капиталистов, считая их опыт убедительным для всех, ведущим к осуществлению «социетарного строя». Он предлагал делить доход от производства по труду, капиталу и таланту трудящихся в отношении 5:4:3. Но ничего не получилось: построить в 1832 г. во Франции фаланстеры не удалось, а подобные фаланстеры в США (их было 40) быстро развалились. После смерти Фурье его ученики создали «социетарную школу» для пропаганды его учения в Европе, но она существовала недолго. Как отмечал М. Бакунин, фурьеристы не правы, во-первых, в своей вере в возможность трогать сердца богатых, а во-вторых, в вере в возможность регламентации жизни в «социалистическом раю».
Про английского фабриканта и социалиста Р. Оуэна (1771-1858) некоторые историки иронизировали: «Он разбогател благодаря капитализму и здравому смыслу и промотал все свое состояние благодаря коммунизму и сумасшествию». Оуэн считал, что новое машинное производство при правильном его использовании может обеспечить благосостояние всех людей, если собственность будет обобществлена их собственным волевым усилием. Для реализации своей идеи он в 1825 г. в США (все-таки могучая прививка от социализма была сделана в этой стране в прошлом веке!) организовал колонию «Новая гармония», в которой стремился создать кооперацию всех ее членов на основе нравственного мира. Колония прогорела через три года. Оуэн вернулся в Англию и занялся дальнейшим теоретизированием, а также стал организатором кооперативного движения, основал «Великий национальный союз производств» - с «помощью» окружающих предпринимателей он разорился через несколько месяцев.
На основании концепции трудового происхождения стоимости Оуэн делал вывод о том, что трудящимся принадлежит полная стоимость производимого продукта. Для осуществления этого он организовывал в Лондоне «меновые базары», где деньги заменялись на «трудовые боны», указывавшие количество труда, затраченного на производство вещей. Но рынок капиталистический смел «меновые базары» тоже. Подвижническая жизнь идеолога нравственного мира продолжалась; предлагались идея социалистической «истинной религии», «разумные» отношения между полами, резко отрицалась необходимость классовой борьбы как аморальная форма деятельности. Личная судьба Оуэна печальна. Но его идеи продолжали жить как в достаточно разумной форме в кооперативном движении в Англии, так и в экстремистских высказываниях его непосредственных последователей. Английский экономист Т. Годскин (1787-1869) считал, что создать социалистическое общество можно посредством ликвидации капиталистов - тогда прекратилось бы обнищание пролетариата. Английские социалисты-утописты Д. Грей (1798-1850) и Ф. Брей (1809-1895) развили идею создания нового общества через союз акционерных обществ.
В обстановке большого интереса к социализму возник марксизм, считавший возможным осуществить социальную справедливость и равенство только путем революционного преобразования общества, основанного на частной собственности, посредством ликвидации таковой. Философская и научная эрудиция позволила основателям концепции, Марксу и . Энгельсу, лучше других социалистов проанализировать общественные процессы своей эпохи, увидеть их реальные движущие силы, сделать прогноз о грядущей социалистической революции, но они не избавились при этом от утопической мысли о возможности создания будущего, запредельного общества, в котором будут удовлетворены потребности всех живущих там, где свобода и ответственность каждого будут согласованы со справедливым обеспечением потребностей всех.
Верный диалектическим традициям гегельянства, К. Маркс начал с размышлений о единой развивающейся системе мира и о причинах существования в этой системе некоторых кристаллизованных отчужденных форм (государство, религия, богатство и т. д.), которые противостоят развитию. Затем основатели нового, «научного социализма» пришли к выводу, что развивающееся бытие (история) есть результат целенаправленной практической деятельности людей (сделав тем самым несущественной духовную жизнь людей), а его, бытия, отчужденные формы - следствие общественного разделения труда и частной собственности. Следовательно, ликвидация отчуждения (цель гегельянства) возможна лишь в результате революционной деятельности по его преодолению. Юридическая практика Маркса и предпринимательская деятельность Энгельса, как и активные выступления пролетариата того периода против капитализма, показали им реальные противоречия различных социальных групп в отношении собственности. На этом основании они сделали вывод: революционное уничтожение частной собственности борющимся пролетариатом даст справедливое социальное распределение и позволит преодолеть теоретические препоны (откроет людям глаза) в создании единой истинной картины мира, превратит существующие науки в единую науку - историю. Коммунистическая идея объявляется «энергетическим» стимулом движения по пути того, что называется прогрессом, а результатом такого движения является наступление «истинной истории человечества» (Ф. Энгельс), когда богатства «польются полной чашей» и «интересы каждого станут интересами всех» (К. Маркс). Общественная собственность, по мнению теоретиков, позволит обеспечить рациональную организацию производства и всей жизни общества в целом (вот она, вековая мечта всех утопистов!), что приведет к росту производительности труда, ликвидации издержек стихийной конкуренции собственников, исчезнут нищета и безработица. Свобод