Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национально-освободительное движение южных славян Османской империи.



 

В ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бе юж­ных сла­вян вы­де­ля­ют­ся два пе­ри­ода: 1) XVII в. - боль­шая часть XVI­II в., 2) с пос­лед­них де­ся­ти­ле­тий XVI­II в. до 1878 г. Пер­вый пе­ри­од ха­рак­те­ри­зу­ет­ся в ос­нов­ном сти­хий­ны­ми вос­ста­ни­ями, гай­ду­чес­т­вом. Ак­ти­ви­за­ция дви­же­ний при­хо­ди­лась на вре­мя войн Ав­с­т­рии, Поль­ши, Ве­не­ции (XVII в.) и Рос­сии (с кон­ца XVII в.) про­тив Ос­ман­с­кой им­пе­рии. Во вто­рой пе­ри­од, осо­бен­но пос­ле Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции, дви­же­ния при­об­ре­та­ют все бо­лее чет­кую иде­оло­ги­чес­кую нап­рав­лен­ность. Бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны прог­рам­мы вос­соз­да­ния на­ци­ональ­ных го­су­дарств, а на­род­ные дви­же­ния во гла­ве с де­яте­ля­ми мес­т­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния, тор­гов­ца­ми, ре­мес­лен­ни­ка­ми, фор­ми­ру­ющей­ся ин­тел­ли­ген­ци­ей са­ми ста­ли воз­дей­ст­во­вать на меж­ду­на­род­ную об­с­та­нов­ку и по­ли­ти­ку дер­жав.

Черногория. Здесь ос­ман­с­кой влас­ти не уда­лось проч­но ут­вер­дить­ся, а с кон­ца XVI­II в. чер­но­гор­цы ( в 40-х го­дах XIX в.-100 тыс. че­ло­век) фак­ти­чес­ки ста­ли са­мос­то­ятель­ны­ми. Со сво­их ска­лис­тых гор они ве­ли борь­бу за со­сед­ние до­ли­ны, где бы­ло воз­мож­но зем­ле­де­лие. Власть в стра­не все бо­лее сос­ре­до­то­чи­ва­лась у пра­вос­лав­но­го мит­ро­по­ли­та в Це­ти­не (по­ли­ти­чес­ком и куль­тур­ном цен­т­ре, где на­хо­дил­ся мо­нас­тырь) и у вы­де­ляв­шей­ся зна­ти - во­евод (глав «пле­мен»-общин). Вы­да­ющим­ся го­су­дар­с­т­вен­ным де­яте­лем стал по­эт и мит­ро­по­лит Петр II Не­гош (го­ды прав­ле­ния: 1830-1851). Он соз­дал пос­то­ян­ное вой­ско, суд, наз­на­чал сво­их чи­нов­ни­ков уп­рав­лять пле­ме­на­ми. Те­ок­ра­тия бы­ла за­ме­не­на свет­с­кой влас­тью в се­ре­ди­не XIX в., ког­да кня­зем стал Да­ни­ло Не­гош. В 1858 и 1862 гг. Чер­но­го­рия от­с­то­яла не­за­ви­си­мость в тя­же­лых вой­нах с Тур­ци­ей. Уже с XVII в. Рос­сия ока­зы­ва­ла Чер­но­го­рии под­дер­ж­ку хле­бом и день­га­ми, а в XIX в.- и дип­ло­ма­ти­чес­кую по­мощь.

Сербия. На­се­лен­ный в ос­нов­ном сер­ба­ми Бел­г­рад­с­кий па­ша­лык в XVI­II в. все бо­лее ши­ро­ко тор­го­вал ско­том с со­сед­ней Ав­с­т­ри­ей. С 1791 г. за­жи­точ­ные тор­гов­цы дер­жа­ли в сво­их ру­ках сель­с­кое са­мо­уп­рав­ле­ние. Эти лю­ди (кне­зы) и воз­г­ла­ви­ли на­род­но-осво­бо­ди­тель­ную борь­бу. По­во­дом для Пер­во­го сер­б­с­ко­го вос­ста­ния 1804 г. пос­лу­жи­ла рез­ня («се­ча») кне­зов, учи­нен­ная яны­ча­ра­ми в Бел­г­ра­де. Вос­став­шие под ру­ко­вод­с­т­вом Ка­рад­жер­д­же (Ка­ра­ге­ор­гия) Пет­ро­ви­ча, про­воз­г­ла­шен­но­го «на­род­ным вож­дем», одер­жа­ли ряд по­бед и из­г­на­ли ту­рец­ких зем­лев­ла­дель­цев. В 1806 г. Тур­ция приз­на­ла ав­то­но­мию Сер­бии (так на­зы­ва­емый Ич­ков мир).

Но во вре­мя рус­ско-ту­рец­кой вой­ны (1806-1812) сер­бы ве­ли сов­мес­т­но с рус­ской ар­ми­ей во­ен­ные дей­ст­вия с целью до­бить­ся пол­ной не­за­ви­си­мос­ти. Од­нов­ре­мен­но бы­ли соз­да­ны ор­га­ны сер­б­с­ко­го го­су­дар­с­т­ва: Пра­ви­тель­с­т­ву­ющий со­вет и На­род­ная скуп­щи­на. Фак­ти­чес­ки власть ока­за­лась у бо­га­тых «во­евод», «ста­рей­шин». В 1813 г. ос­ман­с­кая ар­мия ок­ку­пи­ро­ва­ла Сер­бию. Но уже в 1815 г. в ре­зуль­та­те Вто­ро­го сер­б­с­ко­го вос­ста­ния, воз­г­лав­лен­но­го во­ево­дой Ми­ло­шем Об­ре­но­ви­чем, Пор­те приш­лось приз­нать пра­ва сер­бов па­ша­лы­ка са­мим вер­шить суд и со­би­рать на­ло­ги для ту­рец­кой каз­ны и быв­ших спа­хи­ев. Пос­ле но­вой рус­ско-ту­рец­кой вой­ны Рос­сия в Ад­ри­ано­поль­с­ком до­го­во­ре 1829 г. ого­во­ри­ла пра­ва сер­бов, и в 1830 г. Тур­ция приз­на­ла Ми­ло­ша нас­лед­с­т­вен­ным кня­зем Сер­б­с­ко­го кня­жес­т­ва, вас­саль­но­го сул­та­ну; од­на­ко в нес­коль­ких кре­пос­тях в Сер­бии сох­ра­ни­лись ту­рец­кие гар­ни­зо­ны.

В Сер­бии бы­ло по­кон­че­но с ос­ман­с­ким фе­ода­лиз­мом, но но­вые гос­по­да - «ве­ли­ка­ши» (ста­рей­ши­ны) - круп­ные чи­нов­ни­ки зах­ва­ти­ли часть зе­мель и вве­ли бар­щи­ну (ку­лук), ко­то­рая вы­зы­ва­ла воз­му­ще­ние крес­ть­ян и бы­ла от­ме­не­на в 1837 г. Сер­бия ста­ла в ос­нов­ном мел­кок­рес­ть­ян­с­кой стра­ной.

Режим лич­но­го про­из­во­ла, ус­та­нов­лен­ный Ми­ло­шем, к то­му же приб­рав­шим к ру­кам и внеш­нюю тор­гов­лю, выз­вал не­до­воль­с­т­во ве­ли­ка­шей (Т. Ву­чич и др.). В 1838 г. они до­би­лись от Пор­ты . кон­с­ти­ту­ции («устав»): власть кня­зя бы­ла ог­ра­ни­че­на оли­гар­хи­чес­ким кон­сер­ва­тив­ным Со­ве­том и вве­де­на сво­бо­да тор­гов­ли. Ми­лош эмиг­ри­ро­вал. Но­вый ре­жим сто­рон­ни­ков «уста­ва» по­лу­чил на­име­но­ва­ние «уста­воб­ра­ни­тель­с­ко­го»(1848-1858). С прав­ле­ния Ми­ло­ша в Сер­бии ус­та­но­ви­лось дли­тель­ное со­пер­ни­чес­т­во ди­нас­тий Ка­ра­ге­ор­ги­еви­чей и Об­ре­но­ви­чей­, и оп­по­зи­ци­он­ные груп­пы обыч­но ори­ен­ти­ро­ва­лись на ди­нас­тию, ко­то­рая пре­тен­до­ва­ла на прес­тол.

Развитие эко­но­ми­ки Сер­бии бы­ло весь­ма зат­руд­не­но вви­ду узос­ти рын­ка и ав­с­т­рий­ской кон­ку­рен­ции. Кро­ме то­го, Ав­с­т­рия, че­рез ко­то­рую нап­рав­лял­ся сер­б­с­кий вы­воз, дик­то­ва­ла ус­ло­вия внеш­ней тор­гов­ли стра­ны. В свя­зи с этим за­да­чей Сер­бии ста­ло най­ти вы­ход к мо­рю. Прин­ци­пы ее по­ли­ти­ки сфор­му­ли­ро­вал в 1844 г. ми­нистр Илия Га­ра­ша­нин в сек­рет­ной за­пис­ке («На­чер­та­ние»): объ­еди­не­ние Сер­би­ей всех сер­б­с­ких (и ря­да со­сед­них) зе­мель пу­тем войн с Ос­ман­с­кой им­пе­ри­ей и вос­ста­ний­, ин­с­пи­ри­ро­ван­ных сер­б­с­ки­ми влас­тя­ми. Эта «ве­ли­ко­сер­б­с­кая» прог­рам­ма ста­ла пу­те­вод­ной звез­дой на­ци­ональ­ной бур­жу­азии до 1914 г.

Уставобранители из­да­ли граж­дан­с­кий ко­декс, за­кон о це­хах, уч­ре­ди­ли гим­на­зию, уче­ное об­щес­т­во. Но оли­гар­хия нес­коль­ких бо­га­тей­ших се­мей вы­зы­ва­ла рас­ту­щее не­до­воль­с­т­во мел­ких и сред­них тор­гов­цев, крес­ть­ян и ре­мес­лен­ни­ков, стра­дав­ших от рос­тов­щи­чес­т­ва и ра­зо­ре­ния. На Свя­то-Андре­ев­с­кой скуп­щи­не 1858 г. выс­ту­пи­ли ли­бе­ра­лы и раз­да­лись тре­бо­ва­ния пар­ла­мен­т­с­ко­го строя. Од­на­ко кон­сер­ва­то­ры во гла­ве с но­вым кня­зем Ми­ха­илом Об­ре­но­ви­чем (1860-1868) ус­та­но­ви­ли са­мо­дер­жав­ный по­ря­док.

В ус­ло­ви­ях подъ­ема ос­во­бо­ди­тель­ных дви­же­ний в Ев­ро­пе Ми­ха­ил пы­тал­ся осу­щес­т­вить прог­рам­му Га­ра­ша­ни­на, наз­на­чен­но­го премь­ер-ми­нис­т­ром. Опи­ра­ясь на под­дер­ж­ку рус­ской дип­ло­ма­тии, Га­ра­ша­нин уп­ро­чил сот­руд­ни­чес­т­во с Чер­но­го­ри­ей (кня­зем Ни­ко­ла­ем Не­го­шем), Гре­ци­ей­, Ру­мы­ни­ей­, бол­гар­с­ким ос­во­бо­ди­тель­ным дви­же­ни­ем; он за­ку­пал ору­жие, сфор­ми­ро­вал на­род­ное опол­че­ние. Но си­лы бал­кан­с­ких со­юз­ни­ков бы­ли не­ве­ли­ки, а за­пад­ные дер­жа­вы, осо­бен­но Ав­с­т­рия, выс­ту­пи­ли с уг­ро­за­ми в ад­рес Сер­бии. Ми­ха­ил дал от­с­тав­ку Га­ра­ша­ни­ну (но­ябрь 1867 г.) и до­бил­ся лишь вы­во­да ту­рец­ких гар­ни­зо­нов из стра­ны. Все же это бы­ло ша­гом в ук­реп­ле­нии су­ве­ре­ни­те­та Сер­бии. Пос­ле убий­ст­ва Ми­ха­ила (1868) в Сер­бии бы­ла про­воз­г­ла­ше­на Кон­с­ти­ту­ция 1869 г. Выс­шей за­ко­но­да­тель­ной влас­тью ста­ла скуп­щи­на, но пра­ви­тель­с­т­во бы­ло от­вет­с­т­вен­но пе­ред кня­зем.

Основой эко­но­ми­ки Сер­бии ос­та­ва­лось крес­ть­ян­с­кое хо­зяй­ст­во. Во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. боль­шин­с­т­во крес­ть­ян мед­лен­но ос­ку­де­ва­ло, ста­но­вясь жер­т­вой рос­тов­щи­ков и на­ло­гов; в то же вре­мя соз­ре­вал слой аг­рар­ной бур­жу­азии, на­чав­ший при­ме­нять ма­ши­ны. В 1873 г. был вве­ден за­кон о не­от­чуж­де­нии за Дол­ги ми­ни­маль­но­го крес­ть­ян­с­ко­го учас­т­ка ( до 3 га; так на­зы­ва­емое окучье) и край­не не­об­хо­ди­мо­го ин­вен­та­ря. Бед­но­та тре­бо­ва­ла это­го за­ко­на, но фак­ти­чес­ки он ока­зал­ся по­лез­ным аг­ра­ри­ям, за­ин­те­ре­со­ван­ным в удер­жа­нии в де­рев­не мас­сы де­ше­вых ра­бот­ни­ков (крес­ть­янин не имел пра­ва про­дать свое окучье). За­кон об окучье спо­соб­с­т­во­вал кон­сер­ва­ции зас­той­ных от­но­ше­ний и тор­мо­зил раз­ви­тие сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва.

Положение на­род­ной мас­сы обус­ло­ви­ло вступ­ле­ние на об­щес­т­вен­ную аре­ну в кон­це 60-х - на­ча­ле 70-х го­дов сер­б­с­кой ре­во­лю­ци­он­ной де­мок­ра­тии. Ее иде­олог Све­то­зар Мар­ко­вич (1846-1875), пос­ле­до­ва­тель Н.Г. Чер­ны­шев­с­ко­го, меч­тал об ор­га­ни­за­ции аг­рар­но­го и про­мыш­лен­но­го про­из­вод­с­т­ва сво­бод­ны­ми об­щи­на­ми, при­зы­вал к со­юзу бал­кан­с­ких на­ро­дов и ре­во­лю­ции про­тив как ос­ман­с­ко­го ига, так и соб­с­т­вен­ных мо­нар­хов. Ли­бе­ра­лы и ре­во­лю­ци­он­ные де­мок­ра­ты не­ко­то­рое вре­мя сот­руд­ни­ча­ли и вмес­те с тем со­пер­ни­ча­ли в «Объеди­нен­ной сер­б­с­кой мо­ло­де­жи» («Омла­ди­на», 1886-1872) - ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая дей­ст­во­ва­ла в раз­ных сер­б­с­ких зем­лях, про­па­ган­ди­ро­ва­ла на­ци­ональ­ное са­мо­соз­на­ние и го­то­ви­ла вос­ста­ние на Бал­ка­нах. «Омла­ди­на» бы­ла зап­ре­ще­на и в Сер­бии, и в Ав­с­т­ро-Вен­г­рии.

Босния и Гер­це­го­ви­на. В Ос­ман­с­кой им­пе­рии эти пог­ра­нич­ные про­вин­ции (Бос­ний­ский па­ша­лык) поль­зо­ва­лись фак­ти­чес­кой ав­то­но­ми­ей­, при ко­то­рой в XVI­II - пер­вой по­ло­ви­не XIX в. власть на­хо­ди­лась у круп­ней­ших фе­ода­лов (сла­вян) и му­суль­ман­с­ко­го ду­хо­вен­с­т­ва. Упа­док и фе­одаль­ная анар­хия, гро­зив­шие им­пе­рии раз­ва­лом, по­бу­ди­ли Стам­бул уже в на­ча­ле XIX в. прис­ту­пить к се­рии ре­форм (лик­ви­да­ция яны­чар­с­ко­го вой­ска, соз­да­ние ар­мии по ев­ро­пей­ско­му об­раз­цу, уп­ро­че­ние и цен­т­ра­ли­за­ция ап­па­ра­та, поз­д­нее - пре­дос­тав­ле­ние граж­дан­с­ких прав хрис­ти­анам, прив­ле­че­ние их в ор­га­ны са­мо­уп­рав­ле­ния и др.). По за­ко­ну 1859 г. фе­ода­лам зап­ре­ща­лось сго­нять крес­ть­ян с зем­ли. В ре­зуль­та­те ре­форм ус­ко­рил­ся рост го­ро­дов, за­мет­но уп­ро­чи­лось по­ло­же­ние сер­б­с­ких и му­суль­ман­с­ких го­род­с­ких тор­гов­цев. Ос­ман­с­кая им­пе­рия пос­те­пен­но мо­дер­ни­зи­ро­ва­лась. В 60- 70-х го­дах XIX в. в Са­ра­еве дей­ст­во­ва­ла ти­пог­ра­фия, вы­хо­ди­ла офи­ци­аль­ная га­зе­та, на Бал­ка­нах стро­ились же­лез­ные до­ро­ги, по­явил­ся те­лег­раф.

Однако на­ло­ги, не­об­хо­ди­мые для осу­щес­т­в­ле­ния пла­нов влас­тей­, быс­т­ро рос­ли, не уда­лось пре­дот­в­ра­тить и про­из­вол над сель­с­ким на­се­ле­ни­ем. Это выз­ва­ло не­до­воль­с­т­во ни­щав­ше­го хрис­ти­ан­с­ко­го и му­суль­ман­с­ко­го крес­ть­ян­с­т­ва. Про­тив ре­форм выс­ту­па­ли круп­ные фе­ода­лы (ага, бе­ги), му­суль­ман­с­кое ду­хо­вен­с­т­во. Сре­ди сла­вян-му­суль­ман глу­бо­ко уко­ре­ни­лись оп­по­зи­ци­он­ные ос­ман­с­кой влас­ти нас­т­ро­ения. В XIX в. они по­лу­чи­ли от­те­нок эт­ни­чес­ко­го про­ти­вос­то­яния. Му­суль­ма­не до­би­ва­лись ши­ро­кой ав­то­но­мии Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны, но при этом стре­ми­лись сох­ра­нить Ос­ман­с­кую им­пе­рию и вер­хов­ную власть сул­та­на. Сер­бы же (бо­лее /5 на­се­ле­ния) ори­ен­ти­ро­ва­лись на Сер­бию, а хор­ва­ты (до /5 на­се­ле­ния) -на Хор­ва­тию (и Ав­с­т­рию).

В 1831 г. и 1850-1851 гг. в Бос­нии и Гер­це­го­ви­не вспых­ну­ли мас­со­вые дви­же­ния му­суль­ман. В 1851 г. ту­рец­кий глав­но­ко­ман­ду­ющий Омер-па­ша по­да­вил вос­ста­ние. Бос­ний­ская сла­вян­с­кая му­суль­ман­с­кая арис­ток­ра­тия бы­ла раз­г­ром­ле­на, ты­ся­чи пов­с­тан­цев каз­не­ны. В 1852- 1853, 1857-1858, 1861-1862 гг. та же судь­ба пос­тиг­ла пов­с­тан­цев-хрис­ти­ан, под­ни­мав­ших­ся под ру­ко­вод­с­т­вом Лу­ки Ву­ка­ло­ви­ча. Пов­с­тан­цев под­дер­жи­ва­ла Чер­но­го­рия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.