Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическое и политическое развитие в середине XIX в.



 

В се­ре­ди­не XIX в. тем­пы эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия Ис­па­нии ус­ко­ри­лись. Раз­вер­нул­ся про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот, ох­ва­тив­ший до­бы­ва­ющую и об­ра­ба­ты­ва­ющую про­мыш­лен­ность. Быс­т­ро раз­ви­ва­лись лег­кая и пи­ще­вая ин­дус­т­рия, тек­с­тиль­ная, ко­же­вен­ная, та­бач­ная, са­хар­ная от­рас­ли. С 1848 г. ста­ли со­ору­жать­ся же­лез­ные до­ро­ги и шос­се; рос­ли объ­емы внеш­ней тор­гов­ли: вы­во­зи­лись ви­на, цит­ру­со­вые, олив­ко­вое мас­ло, ру­ды цвет­ных ме­тал­лов (сви­нец, медь, цинк), проб­ка; вво­зи­лись уголь, хло­пок, ма­ши­ны. Глав­ны­ми тор­го­вы­ми пар­т­не­ра­ми бы­ли Фран­ция, Ан­г­лия, Гер­ма­ния, Пор­ту­га­лия, Ку­ба. Ввоз пос­то­ян­но пре­вы­шал вы­воз, пра­ви­тель­с­т­во пок­ры­ва­ло де­фи­цит вве­де­ни­ем но­вых на­ло­гов, инос­т­ран­ны­ми и внут­рен­ни­ми зай­ма­ми. Нес­мот­ря на оче­вид­ный прог­ресс, Ис­па­ния все еще ос­та­ва­лась од­ной из са­мых от­с­та­лых стран Ев­ро­пы, что осо­бен­но за­мет­но про­яв­ля­лось в сель­с­ком хо­зяй­ст­ве, где по-преж­не­му пре­об­ла­да­ли фе­одаль­ные от­но­ше­ния: око­ло 70% па­хот­ных зе­мель ос­та­ва­лись не­об­ра­бо­тан­ны­ми, уро­жай­ность бы­ла очень низ­кой. Воп­рос о лик­ви­да­ции или, как ми­ни­мум, зна­чи­тель­ном ог­ра­ни­че­нии по­ме­щичь­его зем­лев­ла­де­ния стал клю­че­вым - без его ре­ше­ния нель­зя бы­ло пре­одо­леть от­с­та­лость стра­ны.

В стра­не рос­ла чис­лен­ность ра­бо­чих: к се­ре­ди­не 60-х го­дов их бы­ло бо­лее 250 тыс., из ко­то­рых в до­бы­ва­ющей про­мыш­лен­нос­ти нас­чи­ты­ва­лось око­ло 50 тыс., в тя­же­лой - свы­ше 30 тыс., в лег­кой и пи­ще­вой -180 тыс. ра­бо­чих. К этим циф­рам сле­ду­ет до­ба­вить поч­ти 2,5 млн. бат­ра­ков. Ус­ло­вия жиз­ни ра­бо­чих бы­ли весь­ма тя­же­лы­ми: ра­бо­чий день про­дол­жал­ся 14-16 ча­сов, за­ра­бот­ная пла­та не обес­пе­чи­ва­ла про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма, ши­ро­ко при­ме­нял­ся жен­с­кий и дет­с­кий труд.

С 30-х го­дов су­щес­т­во­ва­ли ра­бо­чие ор­га­ни­за­ции - кас­сы вза­имо­по­мо­щи, а за­тем по­яви­лись проф­со­юзы, пер­вым из ко­то­рых ста­ло соз­дан­ное в Бар­се­ло­не «Общес­т­во тка­чей­» (1840). Поз­д­нее от­рас­ле­вые проф­со­юзы объ­еди­ни­лись в еди­ный «Со­юз ра­бо­чих Ка­та­ло­нии», но он был зап­ре­щен влас­тя­ми, что выз­ва­ло пер­вую серь­ез­ную за­бас­тов­ку в Бар­се­ло­не. Од­на­ко до­бить­ся за­кон­но­го пра­ва соз­да­вать свои ас­со­ци­ации ка­та­лон­с­кие ра­бо­чие смог­ли толь­ко в 1868 г. При­ехав­ший в Ис­па­нию пред­с­та­ви­тель I Ин­тер­на­ци­она­ла италь­янец Фа­нел­ли, пос­ле­до­ва­тель Ба­ку­ни­на, ос­но­вал пер­вые ис­пан­с­кие сек­ции I Ин­тер­на­ци­она­ла, и под его. вли­яни­ем анар­хизм стал ве­ду­щим нап­рав­ле­ни­ем в ра­бо­чем дви­же­нии Ис­па­нии.

У влас­ти по­оче­ред­но сме­ня­лись ге­не­ра­лы - ли­бе­рал О'Дон­нель и край­ний ре­ак­ци­онер Нар­ва­эс. Пос­лед­ний в 1857 г. жес­то­ко по­да­вил вос­ста­ние крес­ть­ян Ан­да­лу­сии, каз­нив 98 че­ло­век. О'Дон­нель про­во­дил ак­тив­ную внеш­не­по­ли­ти­чес­кую эк­с­пан­сию, по­сы­лал вой­ска в Ин­до­ки­тай­, раз­вя­зал зах­ват­ни­чес­кую вой­ну в Ма­рок­ко, по­ло­жив на­ча­ло мно­го­лет­ней се­рии ис­па­но-ма­рок­кан­с­ких войн.

К се­ре­ди­не 60-х го­дов ис­пан­с­кое об­щес­т­во ох­ва­ти­ло воз­му­ще­ние скан­даль­ным об­ра­зом жиз­ни ко­ро­ле­вы, за­силь­ем и про­из­во­лом ее ка­ма­рильи, ан­ти­на­род­ной по­ли­ти­кой сме­няв­ших друг дру­га ге­не­ра­лов. Пар­тия прог­рес­сис­тов, ко­то­рую воз­г­лав­лял энер­гич­ный и ра­ди­каль­но нас­т­ро­ен­ный ге­не­рал Ху­ан Прим, выд­ви­ну­ла тре­бо­ва­ние низ­ло­жить Иза­бел­лу II и оче­ред­ной ка­би­нет Нар­ва­эса. Этот при­зыв ак­тив­но под­дер­жа­ла не­дав­но соз­дан­ная Пар­тия рес­пуб­ли­кан­цев, воз­г­лав­ля­ли ко­то­рую из­вес­т­ный ад­во­кат и ли­те­ра­тор Фран­сис­ко Пи-и-Мар­галь и про­фес­сор ис­то­рии Мад­рид­с­ко­го уни­вер­си­те­та Эми­лио Кас­те­ляр. Кас­те­ляр выс­ту­пил со сме­лым за­яв­ле­ни­ем о том, что зах­ва­чен­ные ко­ро­ля­ми зем­ли (часть их Иза­бел­ла про­да­ла за боль­шие сум­мы де­нег) яв­ля­ют­ся на­род­ным дос­то­яни­ем, и ко­ро­ле­ва не име­ет пра­ва рас­по­ря­жать­ся ими и про­ма­ты­вать их, чем при­об­рел из­вес­т­ность в стра­не. В от­вет Иза­бел­ла при­ка­за­ла рек­то­ру уни­вер­си­те­та не­мед­лен­но уво­лить про­фес­со­ра, а ког­да тот от­ка­зал­ся это сде­лать, уво­ли­ла обо­их.

Студенты не хо­те­ли при­ми­рить­ся с про­из­во­лом, на­ча­лись мас­со­вые сту­ден­чес­кие де­мон­с­т­ра­ции. Нар­ва­эс бро­сил про­тив них граж­дан­с­кую гвар­дию, от­к­рыв­шую огонь. Сре­ди сту­ден­тов бы­ли уби­тые и ра­не­ные. Му­ни­ци­па­ли­тет Мад­ри­да вы­ра­зил ре­ши­тель­ный про­тест про­тив рас­п­ра­вы с мо­ло­ды­ми людь­ми, за­щи­щав­ши­ми свое пра­во слу­шать лек­ции лю­би­мо­го про­фес­со­ра. Тог­да Нар­ва­эс рас­пус­тил сто­лич­ный му­ни­ци­па­ли­тет.

Обстановка обос­т­ри­лась. Ко­ро­ле­ва приз­ва­ла к влас­ти «ли­бе­ра­ла» О'Дон­не­ля, но об­щес­т­во не по­же­ла­ло его приз­нать. Пред­с­та­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции от­к­ры­то вы­ра­жа­ли свое воз­му­ще­ние прес­туп­ле­ни­ями ка­ма­рильи, ли­дер оп­по­зи­ции ге­не­рал Прим нес­коль­ко раз под­ни­мал вос­ста­ния. Тог­да Иза­бел­ла вновь, в пя­тый раз, при­бег­ла к Нар­ва­эсу, ко­то­рый сде­лал по­пыт­ку пре­дот­в­ра­тить над­ви­гав­шу­юся ре­во­лю­цию бес­по­щад­ным тер­ро­ром. Он рас­пус­тил пар­ла­мент, мес­т­ные ор­га­ны влас­ти и по­ли­ти­чес­кие пар­тии, зак­рыл все га­зе­ты оп­по­зи­ции, арес­то­вал и сос­лал сот­ни оп­по­зи­ци­оне­ров. Но тер­рор ус­ко­рил на­ча­ло но­вой ре­во­лю­ции.

 

Пятая революция (1868-1873).

 

Противники ко­ро­ле­вы и Нар­ва­эса ре­ши­ли под­нять во­ору­жен­ное вос­ста­ние. Его под­го­тов­ка бы­ла по­ру­че­на хун­те, воз­г­лав­ля­емой ге­не­ра­лом При­мем. Ре­во­лю­ция на­ча­лась в сен­тяб­ре 1868 г. вос­ста­ни­ем во­ен­ных мо­ря­ков в Ка­ди­се. Их под­дер­жа­ли гар­ни­зо­ны юж­ных го­ро­дов. Пос­лан­ные про­тив них вой­ска пе­ре­хо­ди­ли на сто­ро­ну пов­с­тан­цев. Все еди­но­душ­но тре­бо­ва­ли низ­ло­же­ния Иза­бел­лы II, и ей приш­лось бе­жать во Фран­цию. По всей стра­не соз­да­ва­лись ре­во­лю­ци­он­ные хун­ты и на­ци­ональ­ная ми­ли­ция. Бы­ли из­б­ра­ны но­вые кор­те­сы, в ко­то­рых раз­вер­ну­лась борь­ба по по­во­ду бу­ду­ще­го ус­т­рой­ст­ва стра­ны: сох­ра­нять ли мо­нар­хию или ус­та­но­вить рес­пуб­ли­ку? Пер­во­на­чаль­но воп­рос был ре­шен в поль­зу мо­нар­хии, ог­ра­ни­чен­ной двух­па­лат­ны­ми кор­те­са­ми.

Следующая проб­ле­ма, ко­то­рую пред­с­то­яло ре­шить: кто ста­нет ко­ро­лем? О не­на­вис­т­ной всем Иза­бел­ле и ее ма­ло­лет­нем сы­не не мог­ло быть и ре­чи; ре­ши­ли приг­ла­сить ко­го-ли­бо со сто­ро­ны. Пер­вым кан­ди­да­том наз­ва­ли род­с­т­вен­ни­ка ко­ро­ля Прус­сии Ле­ополь­да Го­ген­цол­лер­на, но про­тив во­ца­ре­ния в Ис­па­нии прус­ской ди­нас­тии ре­ши­тель­но выс­ту­пил фран­цуз­с­кий им­пе­ра­тор На­по­ле­он III. Тог­да ос­та­но­ви­лись на кан­ди­да­ту­ре сы­на италь­ян­с­ко­го ко­ро­ля прин­ца Ама­дея Са­вой­ско­го, ко­то­рый при­был в Ис­па­нию и взо­шел на прес­тол в кон­це де­каб­ря 1870 г., в тот са­мый день, ког­да ор­га­ни­за­тор вос­ста­ния про­тив Иза­бел­лы и сто­рон­ник Ама­дея ге­не­рал Прим был убит.

Амадей цар­с­т­во­вал в 1871-1873 гг.; он был чужд Ис­па­нии, не знал ее язы­ка, обы­ча­ев и тра­ди­ций­, и ему приш­лось не­лег­ко: анар­хис­ты со­вер­ши­ли на не­го три по­ку­ше­ния, он три ра­за рас­пус­кал кор­те­сы и наз­на­чал но­вые вы­бо­ры, сме­нил семь пра­ви­тельств. Ка­то­ли­ки нев­з­лю­би­ли ко­ро­ля за то, что его отец Вик­тор Эм­ма­ну­ил II, всту­пив­ший на италь­ян­с­кий прес­тол, вел вой­ну про­тив влас­ти па­пы рим­с­ко­го. Ис­пан­с­кие арис­ток­ра­ты и на­ци­она­лис­ты не хо­те­ли приз­на­вать ко­ро­ля-инос­т­ран­ца; кар­лис­ты раз­вя­за­ли вто­рую кар­лис­т­с­кую вой­ну, про­дол­жав­шу­юся с 1872 по 1876 г.,- они бо­ро­лись за про­воз­г­ла­ше­ние ко­ро­лем Ис­па­нии вну­ка до­на Кар­ло­са - до­на Кар­ло­са Млад­ше­го. Рес­пуб­ли­кан­цы нас­та­ива­ли на за­ме­не мо­нар­хии рес­пуб­ли­кой. Ока­зав­шись в пол­ной изо­ля­ции, Ама­дей в фев­ра­ле 1873 г. от­рек­ся от прес­то­ла и вер­нул­ся в Ита­лию.

 

Первая республика.

 

Перед кор­те­са­ми вновь встал воп­рос о том, ка­кой го­су­дар­с­т­вен­ный строй сле­ду­ет ус­та­но­вить в Ис­па­нии. Боль­шин­с­т­во де­пу­та­тов сос­тав­ля­ли мо­нар­хис­ты, но 11 фев­ра­ля 1873 г. жи­те­ли Мад­ри­да ок­ру­жи­ли зда­ние пар­ла­мен­та и ре­ши­тель­но пот­ре­бо­ва­ли про­воз­г­ла­ше­ния рес­пуб­ли­ки. Под уг­ро­зой втор­же­ния на­ро­да в зал за­се­да­ний де­пу­та­ты бы­ли вы­нуж­де­ны вы­пол­нить их тре­бо­ва­ние. Впер­вые за свою ис­то­рию Ис­па­ния ста­ла рес­пуб­ли­кой. Бы­ли из­б­ра­ны но­вые кор­те­сы, ко­то­рым пред­с­то­яло раз­ра­бо­тать но­вую, рес­пуб­ли­кан­с­кую кон­с­ти­ту­цию.

Президентом рес­пуб­ли­ки был из­б­ран ле­вый рес­пуб­ли­ка­нец Фран­сис­ко Пи-и-Мар­галь. Он опуб­ли­ко­вал прог­рам­му со­ци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний­, ко­то­рая пре­дус­мат­ри­ва­ла от­де­ле­ние цер­к­ви от го­су­дар­с­т­ва, про­да­жу бед­ным крес­ть­янам на льгот­ных ус­ло­ви­ях го­су­дар­с­т­вен­ных и по­ме­щичь­их зе­мель, вве­де­ние бес­п­лат­но­го обу­че­ния и со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния для ра­бо­чих, ог­ра­ни­че­ние при­ме­не­ния жен­с­ко­го и дет­с­ко­го тру­да, от­ме­ну раб­с­т­ва в ко­ло­ни­ях Ис­па­нии и т. д. Под ру­ко­вод­с­т­вом пре­зи­ден­та был под­го­тов­лен про­ект кон­с­ти­ту­ции, объ­яв­ляв­шей стра­ну фе­де­ра­тив­ной рес­пуб­ли­кой с силь­ной цен­т­раль­ной влас­тью и ав­то­но­ми­ей об­лас­тей­, в ко­то­рых про­жи­ва­ли на­ци­ональ­ные мень­шин­с­т­ва, преж­де все­го ка­та­лон­цы и бас­ки. Од­на­ко сре­ди рес­пуб­ли­кан­цев то­же не бы­ло един­с­т­ва: зна­чи­тель­ная их часть, по­лу­чив­шая наз­ва­ние «неп­ри­ми­ри­мых», выс­ту­пи­ла про­тив Пи-и-Мар­га­ля и выд­ви­ну­ла тре­бо­ва­ния лик­ви­ди­ро­вать цен­т­раль­ную власть и по об­раз­цу Швей­ца­рии раз­д­ро­бить стра­ну на мно­жес­т­во не­боль­ших са­мо­уп­рав­ля­ющих­ся кан­то­нов. «Неп­ри­ми­ри­мых» под­дер­жа­ли и анар­хис­ты, поль­зо­вав­ши­еся вли­яни­ем сре­ди ра­бо­чих.

По при­зы­ву «неп­ри­ми­ри­мых» и анар­хис­тов-ба­ку­нис­тов в ря­де рай­онов ле­том 1873 г. про­изош­ли ан­тип­ра­ви­тель­с­т­вен­ные вос­ста­ния, и каж­дый из зах­ва­чен­ных пов­с­тан­ца­ми го­ро­дов - Се­вилья, Гра­на­да, Ка­дис, Ма­ла­га, Мур­сия, Ва­лен­сия и др., пре­иму­щес­т­вен­но юж­ные,- объ­яв­лял се­бя са­мо­уп­рав­ля­емым кан­то­ном. Пи-и-Мар­галь пы­тал­ся уго­во­рить вос­став­ших прек­ра­тить во­ору­жен­ную борь­бу и пре­дот­в­ра­тить рас­пад го­су­дар­с­т­ва, но ус­пе­ха не до­бил­ся. Не же­лая при­ме­нять про­тив соб­с­т­вен­но­го на­ро­да си­лу, пре­зи­дент по­дал в от­с­тав­ку. Так, в об­с­та­нов­ке борь­бы «всех про­тив всех» Ис­па­ния ли­ши­лась од­но­го из са­мых ум­ных и дос­той­ных ру­ко­во­ди­те­лей.

После от­с­тав­ки Пи-и-Мар­га­ля ре­во­лю­ция пош­ла по нис­хо­дя­щей ли­нии. Но­вый пре­зи­дент си­лой по­да­вил кан­то­наль­ные вос­ста­ния и стал пра­вить как дик­та­тор, но ар­мей­ские ру­ко­во­ди­те­ли, враж­деб­ные рес­пуб­ли­ке, свер­г­ли его и соз­да­ли пра­ви­тель­с­т­во, сос­то­яв­шее из ге­не­ра­лов. Все они бы­ли мо­нар­хис­та­ми, но рас­хо­ди­лись в воп­ро­се о том, ко­го имен­но про­воз­г­ла­сить ко­ро­лем. В де­каб­ря 1874 г. один из ге­не­ра­лов, Мар­ти­нес Кам­пос, опи­ра­ясь на вер­ные ему вой­ска, про­воз­г­ла­сил ко­ро­лем Аль­фон­са XII, сем­над­ца­ти­лет­не­го сы­на Иза­бел­лы II. Так за­вер­ши­ла свое крат­ков­ре­мен­ное су­щес­т­во­ва­ние пер­вая рес­пуб­ли­ка.

Итак, пять ре­во­лю­ций XIX в. не при­ве­ли стра­ну к прог­рес­су, хо­тя бы­ли унич­то­же­ны мно­гие фе­одаль­ные пе­ре­жит­ки, пре­пят­с­т­во­вав­шие раз­ви­тию ка­пи­та­лиз­ма (про­ве­де­ние ря­да ре­форм, раз­ра­бот­ка кон­с­ти­ту­ций­, рост про­мыш­лен­нос­ти и не­ко­то­рые аг­рар­ные пре­об­ра­зо­ва­ния). Ис­па­ния ос­та­лась от­с­та­лой стра­ной­, иг­рав­шей в ми­ро­вой по­ли­ти­ке треть­ес­те­пен­ную роль.

 

Глава 15. Португалия.

 

 

Реставрация.

 

С 1581 г. Пор­ту­га­лия на­хо­ди­лась в сос­та­ве зе­мель ис­пан­с­кой ко­ро­ны. Эта за­ви­си­мость по­рож­да­ла мас­со­вое не­до­воль­с­т­во, пе­ре­рос­шее в 1637-1638 гг. в вос­ста­ние в го­ро­де Эво­ра. Оно бы­ло по­дав­ле­но ис­пан­с­ки­ми вой­ска­ми, до­ма пред­во­ди­те­лей сне­се­ны, а мес­то, где они сто­яли, рас­па­ха­но и по­сы­па­но солью.

После по­ра­же­ния звер­с­ко­го вос­ста­ния го­ро­жа­не и крес­ть­ян­с­т­во ох­ла­де­ли к борь­бе. Но фи­дал­гу (пор­ту­галь­с­кая знать) не же­ла­ли пе­ре­хо­дить на по­ло­же­ние про­вин­ци­аль­но­го ис­пан­с­ко­го дво­рян­с­т­ва. В ре­зуль­та­те сос­тав­лен­но­го ими за­го­во­ра и пе­ре­во­ро­та в Лис­са­бо­не 1 де­каб­ря 1640 г. ко­ро­лем Пор­ту­га­лии был про­воз­г­ла­шен по­то­мок ста­рин­но­го пор­ту­галь­с­ко­го ро­да гер­цог Бра­ган­с­кий­, ко­ро­но­ван­ный под име­нем Жо­ана IV (1604-1656). В ян­ва­ре 1641 г. соб­ра­лись об­ще­пор­ту­галь­с­кие кор­те­сы и при­ня­ли «Ма­ни­фест Пор­ту­га­лии», обос­но­вав­ший вос­ста­нов­ле­ние не­за­ви­си­мос­ти. Но­вой влас­ти уда­лось спло­тить об­щес­т­во под ло­зун­гом за­щи­ты ро­ди­ны, и в пор­ту га­ло-испан­с­ких вой­нах Рес­тав­ра­ции, за­вер­шив­ших­ся под­пи­са­ни­ем мир­но­го до­го­во­ра в 1668 г., Пор­ту­га­лия от­с­то­яла пра­во на су­ве­рен­ное су­щес­т­во­ва­ние.

 

Абсолютная монархия.

 

Идея со­зы­ва кор­те­сов, ко­то­ры­ми пре­неб­ре­га­ли ис­пан­с­кие ко­ро­ли, сыг­ра­ла важ­ную роль в под­го­тов­ке Рес­тав­ра­ции, но кор­те­сы про­ти­во­ре­чи­ли са­мой су­ти аб­со­лю­тис­т­с­ко­го го­су­дар­с­т­ва. Пос­ле смер­ти Жо­ана IV Пор­ту­га­лия пе­ре­жи­ла оче­ред­ной ди­нас­ти­чес­кий кри­зис, и в 1667 г. ти­хий двор­цо­вый пе­ре­во­рот воз­нес на прес­тол млад­ше­го из ко­ро­лев­с­ких сы­но­вей - Пед­ру II (1648- 1706). В его прав­ле­ние кор­те­сы соб­ра­лись в 1697-1698 гг. в пос­лед­ний раз, за­вер­шив бо­лее чем че­ты­рех­ве­ко­вую ис­то­рию это­го сос­лов­но-пред­с­та­ви­тель­но­го уч­реж­де­ния.

Для внеш­ней по­ли­ти­ки Пор­ту­га­лии на кон­ти­нен­те на ру­бе­же XVII-XVI­II вв. бы­ло ха­рак­тер­но стрем­ле­ние к ней­тра­ли­те­ту, ко­то­рый не всег­да уда­ва­лось сох­ра­нять. Так, Пор­ту­га­лия учас­т­во­ва­ла в вой­не за Ис­пан­с­кое нас­лед­с­т­во и в ито­ге, бу­ду­чи со­юз­ни­цей Ан­г­лии, ли­ши­лась сво­его аф­ри­кан­с­ко­го вла­де­ния - Се­уты. Эта вой­на ис­то­щи­ла каз­ну, при­ве­ла в рас­строй­ст­во фи­нан­со­вое и эко­но­ми­чес­кое хо­зяй­ст­во стра­ны. С 1687 г. в Пор­ту­га­лии по­лу­чи­ли хож­де­ние бу­маж­ные день­ги. Поп­ра­вить по­ло­же­ние уда­лось толь­ко бла­го­да­ря бра­зиль­с­ким мес­то­рож­де­ни­ям зо­ло­та и ал­ма­зов: в 1699 г. дос­та­ви­ли пер­вую пар­тию зо­ло­та - 0,5 т, а к 1720 г. бы­ло по­лу­че­но 25 т бла­го­род­но­го ме­тал­ла, из ко­то­рых ко­ро­не по­ла­га­лась 1/5 часть.

Главный каз­на­чей ко­ро­лев­с­т­ва граф Эри­сей­ра сво­ей мер­кан­ти­лис­т­с­кой по­ли­ти­кой по­ощ­рял раз­ви­тие на­ци­ональ­ной про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли и все­ми си­ла­ми пре­пят­с­т­во­вал утеч­ке зо­ло­та из стра­ны. В ко­ро­лев­с­т­ве на­рож­да­лась соб­с­т­вен­ная тка­чес­кая про­мыш­лен­ность, од­на­ко в 1703 г. был под­пи­сан до­го­вор с Ан­г­ли­ей­, ко­то­рый в об­мен на ста­биль­ный сбыт пор­ту­галь­с­ко­го ви­на на Бри­тан­с­ких ос­т­ро­вах от­к­ры­вал ан­г­лий­ским тка­ням пор­ту­галь­с­кий ры­нок; до­го­вор пре­дус­мат­ри­вал и во­ен­ный ас­пект ан­г­ло-пор­ту­галь­с­ких свя­зей. В стра­не за­ра­бо­та­ли бу­маж­ная фаб­ри­ка, стек­лян­ная ма­ну­фак­ту­ра в Ма­ринья-Гран­де.

В со­от­вет­с­т­вии со вку­са­ми пыш­но­го ко­ро­лев­с­ко­го дво­ра проц­ве­та­ли ме­бель­ное и ка­рет­ное ис­кус­ство, ков­рот­ка­чес­т­во, юве­лир­ное де­ло; ве­лась под­го­тов­ка на­ци­ональ­ных ху­дож­ни­ков, скуль­п­то­ров, ар­хи­тек­то­ров. Бы­ла ос­но­ва­на Ко­ро­лев­с­кая Ака­де­мия ис­то­рии, сфор­ми­ро­ва­на цен­ней­шая биб­ли­оте­ка Ко­им­б­р­с­ко­го уни­вер­си­те­та, за­вер­шен на­ча­тый в кон­це XVI в. мно­го­том­ный труд «Лу­зи­тан­с­кая мо­нар­хия», по­вес­т­ву­ющий об ис­то­рии Пор­ту­га­лии. При этом внут­рен­ние ре­сур­сы стра­ны бы­ли не­ве­ли­ки, и мно­го­чис­лен­ные до­ро­гос­то­ящие на­чи­на­ния - стро­итель­с­т­во двор­цо­во­го ан­сам­б­ля в Маф­ре, гран­ди­оз­но­го ак­ве­ду­ка в Лис­са­бо­не - уда­лось осу­щес­т­вить лишь бла­го­да­ря пос­туп­ле­нию бра­зиль­с­ко­го зо­ло­та.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.