Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кадисская конституция 1812 г.



 

Одновременно с вой­ной за не­за­ви­си­мость в Ис­па­нии раз­вер­ну­лась пер­вая в ее ис­то­рии ре­во­лю­ция. Все чле­ны ко­ро­лев­с­кой семьи на­хо­ди­лись во фран­цуз­с­ком пле­ну, а воз­г­лав­ляв­шая стра­ну Цен­т­раль­ная хун­та дей­ст­во­ва­ла не­ре­ши­тель­но, бы­ла не спо­соб­на до­бить­ся по­бе­ды над вра­гом и осу­щес­т­вить прог­рес­сив­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. Это вы­зы­ва­ло не­до­воль­с­т­во на­ро­да. Пред­с­та­ви­те­ли прог­рес­сив­ных кру­гов, стре­мив­ши­еся за­ме­нить аб­со­лют­ную мо­нар­хию кон­с­ти­ту­ци­он­ной­, про­ве­ли в 1810 г. вы­бо­ры в пар­ла­мент (кор­те­сы), ко­то­рый вы­ра­бо­тал кон­с­ти­ту­цию, при­ня­тую в мар­те 1812 г. и по­лу­чив­шую наз­ва­ние Ка­дис­ской­, так как кор­те­сы ра­бо­та­ли в го­ро­де Ка­ди­се, на юго-за­па­де Ис­па­нии (Мад­рид в то вре­мя на­хо­дил­ся в ру­ках фран­цу­зов).

Кадисская кон­с­ти­ту­ция объ­яв­ля­ла но­си­те­лем вер­хов­ной влас­ти на­род. Она пре­дус­мат­ри­ва­ла раз­де­ле­ние влас­тей - за­ко­но­да­тель­ной (пар­ла­мент), ис­пол­ни­тель­ной (ко­роль и пра­ви­тель­с­т­во) и су­деб­ной­, не­за­ви­си­мой от дру­гих. За­ко­но­да­тель­ная власть при­над­ле­жа­ла од­но­па­лат­ным кор­те­сам, из­би­ра­емым на два го­да муж­чи­на­ми стар­ше 25 лет. Пра­ви­тель­с­т­во фор­ми­ро­вал ко­роль, но оно дол­ж­но бы­ло по­лу­чить во­тум до­ве­рия от боль­шин­с­т­ва де­пу­та­тов. Кор­те­сы дол­ж­ны бы­ли за­се­дать не ме­нее трех ме­ся­цев в го­ду, ко­роль не имел пра­ва рас­пус­кать их до ис­те­че­ния сро­ка пол­но­мо­чий­, но все при­ня­тые ими за­ко­ны под­ле­жа­ли ут­вер­ж­де­нию ко­ро­лем. Объ­яв­ле­ние вой­ны, зак­лю­че­ние ми­ра, под­пи­са­ние до­го­во­ров с инос­т­ран­ны­ми го­су­дар­с­т­ва­ми - все это от­но­си­лось к пре­ро­га­ти­вам ко­ро­ля, но толь­ко с сог­ла­сия кор­те­сов. При­ня­тая кон­с­ти­ту­ция но­си­ла прог­рес­сив­ный ха­рак­тер и дол­гие го­ды слу­жи­ла при­ме­ром для ре­во­лю­ци­оне­ров мно­гих стран, в том чис­ле и Рос­сии.

Кроме Кон­с­ти­ту­ции, ка­дис­ские кор­те­сы из­да­ли ряд дек­ре­тов, лик­ви­ди­ро­ва­ли ин­к­ви­зи­цию, цер­ков­ную де­ся­ти­ну, пе­ре­да­ли ко­ро­лев­с­кие зем­ли без­зе­мель­ным крес­ть­янам и ге­ро­ям вой­ны за не­за­ви­си­мость, от­ме­ни­ли ра­бо­тор­гов­лю. Прав­да, боль­шин­с­т­во этих дек­ре­тов ос­та­ва­лись на бу­ма­ге, так как зна­чи­тель­ная часть ис­пан­с­кой тер­ри­то­рии на­хо­ди­лась еще под кон­т­ро­лем фран­цу­зов.

Когда На­по­ле­он на­пал на Рос­сию, Ис­па­ния ста­ла ее со­юз­ни­цей. В июля 1812 г. в Ве­ли­ких Лу­ках был под­пи­сан до­го­вор о друж­бе и со­юзе в вой­не про­тив На­по­ле­она. Этот со­юз ока­зал­ся по­бе­до­нос­ным: осенью 1813 г. фран­цуз­с­кие вой­ска бы­ли раз­би­ты ис­пан­ца­ми и их со­юз­ни­ка­ми - ан­г­ли­ча­на­ми. Ис­пан­с­кая зем­ля бы­ла очи­ще­на от неп­ри­яте­ля. Ге­ро­ичес­кая вой­на за не­за­ви­си­мость за­кон­чи­лась. В Ис­па­нию из фран­цуз­с­ко­го пле­на вер­нул­ся ко­роль Фер­ди­нанд VII, ко­то­ро­го ис­пан­цы счи­та­ли на­род­ным за­щит­ни­ком. Од­на­ко их жда­ло глу­бо­кое ра­зо­ча­ро­ва­ние.

 

Феодально-абсолютистская реакция.

 

Фердинанд VII ока­зал­ся жес­то­ким дик­та­то­ром. Он не­на­ви­дел ре­во­лю­ци­оне­ров и сде­лал по­пыт­ку по­вер­нуть ис­то­рию вспять. Он ра­зог­нал ка­дис­ские кор­те­сы, объ­явил не­дей­ст­ви­тель­ны­ми Кон­с­ти­ту­цию и все за­ко­ны, при­ня­тые в Ис­па­нии с 1808 по 1813 гг., про­воз­г­ла­сил се­бя аб­со­лют­ным мо­нар­хом, вос­ста­но­вил ин­к­ви­зи­цию и все мо­нас­ты­ри, вер­нул в стра­ну иезу­итов, каз­нил и бро­сил в тюрь­мы ре­во­лю­ци­оне­ров, соз­дал раз­вет­в­лен­ную сеть тай­ных аген­тов и до­нос­чи­ков. Ус­та­нов­лен­ный им ре­жим выз­вал все­об­щую не­на­висть. Бы­ла соз­да­на ли­бе­раль­ная пар­тия (от сло­га li­ber­tad - сво­бо­да), к ко­то­рой прим­к­ну­ли все слои на­се­ле­ния - часть бур­жу­азии, ин­тел­ли­ген­ция, офи­це­ры, сту­ден­ты, воз­ник­ли тай­ные об­щес­т­ва для борь­бы за вос­ста­нов­ле­ние Кон­с­ти­ту­ции. Крес­ть­яне, у ко­то­рых отоб­ра­ли зем­лю, об­ра­зо­ва­ли «армию оби­жен­ных» - она рас­п­рав­ля­лась с по­ме­щи­ка­ми.

Главной ан­тип­ра­ви­тель­с­т­вен­ной си­лой ста­ла ар­мия, ее воз­г­лав­ля­ли учас­т­ни­ки вой­ны за не­за­ви­си­мость. Не про­хо­ди­ло ни од­но­го го­да без во­ору­жен­ных выс­туп­ле­ний в Мад­ри­де и дру­гих го­ро­дах за вос­ста­нов­ле­ние Кон­с­ти­ту­ции 1812 г. В это вре­мя впер­вые по­яви­лись тай­ные ор­га­ни­за­ции, ос­ме­лив­ши­еся выс­ту­пить за за­ме­ну мо­нар­хии рес­пуб­ли­кой. Од­на­ко вплоть до 1820 г. ни од­но по­доб­ное выс­туп­ле­ние ус­пе­ха не име­ло, а их ру­ко­во­ди­те­лей вер­ные ко­ро­лю сол­да­ты и жан­дар­мы хва­та­ли и под­вер­га­ли му­чи­тель­ным пыт­кам и каз­ни.

 

Вторая революция (1820-1823).

 

В то вре­мя, ког­да Ис­па­ния бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на фран­цу­за­ми, в ее ко­ло­ни­ях в Юж­ной Аме­ри­ке на­ча­лось ос­во­бо­ди­тель­ное дви­же­ние. На­ро­ды ла­ти­но­аме­ри­кан­с­ких стран вос­поль­зо­ва­лись ос­лаб­ле­ни­ем мет­ро­по­лии и ста­ли про­воз­г­ла­шать се­бя не­за­ви­си­мы­ми го­су­дар­с­т­ва­ми. Та­ким об­ра­зом, за не­за­ви­си­мость од­нов­ре­мен­но ве­ли борь­бу и са­ма Ис­па­ния, и ее ко­ло­нии.

Фердинанд VII ни за что не хо­тел ли­шить­ся бо­га­тых аме­ри­кан­с­ких вла­де­ний и го­то­вил ин­тер­вен­цию про­тив ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния. В 1819 г. близ юж­ных пор­тов Се­вильи и Ка­ди­са бы­ла сос­ре­до­то­че­на 30 ты­сяч­ная ар­мия, ко­то­рой пред­с­то­яло пог­ру­зить­ся на ко­раб­ли и нап­ра­вить­ся в Аме­ри­ку. Од­на­ко в этой ар­мии воз­ник за­го­вор, его учас­т­ни­ки счи­та­ли, что нуж­но бо­роть­ся не про­тив сво­бо­ды быв­ших ко­ло­ний­, а за сво­бо­ду са­мой Ис­па­нии.

1 ян­ва­ря 1820 г. под­пол­ков­ник Ра­фа­эль Ри­его пе­ред стро­ем сво­их сол­дат про­воз­г­ла­сил за­да­чу вос­ста­но­вить Кон­с­ти­ту­цию 1812 г. Сол­да­ту при­сяг­ну­ли Кон­с­ти­ту­ции и да­ли клят­ву вес­ти борь­бу до по­бе­ды. К Ри­его при­со­еди­ни­лись дру­гие час­ти, пов­с­тан­цы объ­яви­ли се­бя На­ци­ональ­ной ар­ми­ей­, ко­то­рую воз­г­ла­вил пол­ков­ник Ки­ро­га.

Известие о вос­ста­нии сол­дат и соз­да­нии На­ци­ональ­ной ар­мии рас­п­рос­т­ра­ни­лось по всей стра­не. Один за дру­гим го­ро­да на се­ве­ре под­ни­ма­лись на борь­бу, гар­ни­зо­ны и на­се­ле­ние про­воз­г­ла­ша­ли ка­дис­скую Кон­с­ти­ту­цию и прос­лав­ля­ли Ки­ро­гу и Ри­его. 7 мар­та 1820 г. на­род Мад­ри­да вклю­чил­ся в борь­бу. И здесь во­ин­с­кие час­ти под­дер­жа­ли вос­став­ших. Ко­ро­лю не ос­та­ва­лось ни­че­го ино­го, как под­пи­сать дек­рет о вос­ста­нов­ле­нии Кон­с­ти­ту­ции. Ли­ку­ющая тол­па ос­во­бо­ди­ла то­мив­ших­ся в зда­нии ин­к­ви­зи­ци­он­но­го три­бу­на­ла зак­лю­чен­ных и зас­та­ви­ла Фер­ди­нан­да VII под­пи­сать ряд прог­рес­сив­ных дек­ре­тов.

В Ис­па­нии раз­вер­ну­лась ос­т­рая по­ли­ти­чес­кая борь­ба. В кор­те­сах об­ра­зо­ва­лись три пар­тии: сер­ви­ли («ра­бо­леп­ные») мо­де­ра­дос («уме­рен­ные») и эк­саль­та­дос («пыл­кие»). На­ибо­лее мно­го­чис­лен­ной ока­за­лась пар­тия «уме­рен­ных», ко­то­рая и сос­та­ви­ла пра­ви­тель­с­т­во стра­ны. Стре­мясь ос­ла­бить пар­тию эк­саль­та­дос, пра­ви­тель­с­т­во рас­пус­ти­ло На­ци­ональ­ную ар­мию, ко­то­рая бы­ла глав­ным оп­ло­том «пыл­ких». Ре­зуль­та­ты ре­во­лю­ции не улуч­ши­ли по­ло­же­ния крес­ть­ян и ре­мес­лен­ни­ков, сос­тав­ляв­ших боль­шин­с­т­во на­се­ле­ния. По­это­му воз­ни­ка­ли ор­га­ни­за­ции, вы­ра­жав­шие ин­те­ре­сы го­род­с­кой бед­но­ты. Крес­ть­яне же вос­ста­ва­ли и зах­ва­ты­ва­ли по­ме­щичьи зем­ли. На оче­ред­ных вы­бо­рах кор­те­сов по­бе­ду одер­жа­ли эк­саль­та­дос, а пред­се­да­те­лем кор­те­сов был из­б­ран Ри­его, ко­то­рый за­явил: «Что­бы до­вес­ти до кон­ца на­ча­тые ре­фор­мы, не­об­хо­ди­мо твер­дой ру­кой ло­мать все пре­пят­с­т­вия».

В июле 1822 г. по при­ка­зу ко­ро­ля бы­ла со­вер­ше­на не­удач­ная по­пыт­ка зах­ва­тить власть в Мад­ри­де с целью вос­ста­но­вить аб­со­лю­тизм. Пос­ле про­ва­ла июль­с­ко­го мя­те­жа Фер­ди­нан­ду VII ста­ло яс­но, что без вме­ша­тель­с­т­ва из­в­не ре­во­лю­цию по­да­вить не удас­т­ся.

Правители ев­ро­пей­ских дер­жав то­же бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в по­дав­ле­нии ис­пан­с­кой ре­во­лю­ции, вы­зы­вав­шей со­чув­с­т­вие на­ро­дов их стран. Вот по­че­му в кон­це 1822 г. на кон­г­рес­се Свя­щен­но­го со­юза бы­ло при­ня­то ре­ше­ние по­ру­чить фран­цуз­с­ко­му пра­ви­тель­с­т­ву во­ен­ной си­лой за­ду­шить ре­во­лю­цию в Ис­па­нии.

Правительства стран Свя­щен­но­го со­юза предъ­яви­ли Ис­па­нии ос­кор­би­тель­ный уль­ти­ма­тум: из­ме­нить по­ли­ти­чес­кую сис­те­му и вер­нуть ко­ро­лю власть во всей ее пол­но­те. Пра­ви­тель­с­т­во Ис­па­нии от­вер­г­ло это гру­бое вме­ша­тель­с­т­во во внут­рен­ние де­ла стра­ны. В от­вет в ап­ре­ле 1823 г. сто­ты­сяч­ная фран­цуз­с­кая ар­мия втор­г­лась на ис­пан­с­кую тер­ри­то­рию.

По тре­бо­ва­нию фран­цуз­с­кой сто­ро­ны 1 ок­тяб­ря ко­роль и его семья бы­ли пе­ре­да­ны фран­цуз­с­ко­му ко­ман­до­ва­нию. Пе­ред отъ­ез­дом ко­роль под­пи­сал обя­за­тель­с­т­во не вос­ста­нав­ли­вать аб­со­лю­тизм и не прес­ле­до­вать учас­т­ни­ков ре­во­лю­ции. Од­на­ко, ока­зав­шись по ту сто­ро­ну фрон­та, лжи­вый и ве­ро­лом­ный ко­роль из­дал ма­ни­фест, от­ме­няв­ший все за­ко­ны и дек­ре­ты, из­дан­ные за 3,5 го­да ре­во­лю­ции.

Риего пы­тал­ся во гла­ве од­ной из ар­мий про­дол­жать борь­бу, но его вой­ска бы­ли раз­би­ты, а сам он вы­дан пре­да­те­лем; его су­ди­ли и при­го­во­ри­ли к смер­т­ной каз­ни че­рез по­ве­ше­ние с пос­ле­ду­ющим чет­вер­то­ва­ни­ем. Ри­его му­жес­т­вен­но встре­тил смерть. «Я уми­раю с ра­дос­тью,- ска­зал он,- так как знаю, что кровь пат­ри­отов соз­да­ет бла­гоп­ри­ят­ную поч­ву для но­вых ге­ро­ичес­ких под­ви­гов».

 

Черное десятилетие.

 

После по­ра­же­ния вто­рой ре­во­лю­ции по­ло­же­ние Ис­па­нии ос­лож­ни­лось. Она по­те­ря­ла поч­ти все свои ко­ло­нии в Аме­ри­ке, став­шие не­за­ви­си­мы­ми го­су­дар­с­т­ва­ми. Про­мыш­лен­ность по-преж­не­му бы­ла от­с­та­лой­, и толь­ко с 30-х го­дов ста­ли соз­да­вать­ся ма­ши­нос­т­ро­итель­ные, ме­тал­лур­ги­чес­кие и тек­с­тиль­ные пред­п­ри­ятия.

Фердинанд вос­ста­но­вил аб­со­лю­тис­т­с­кий ре­жим и су­ро­во рас­п­ра­вил­ся с де­яте­ля­ми ре­во­лю­ции. Од­на­ко брат ко­ро­ля, дон Кар­лос, счи­тал, что Фер­ди­нанд не­дос­та­точ­но ре­ши­те­лен, не прос­тил ему вы­нуж­ден­ных, хо­тя и вре­мен­ных ус­ту­пок, ка­дис­ской Кон­с­ти­ту­ции и соз­дал пар­тию кар­лис­тов, в ко­то­рую вхо­ди­ли мно­гие свя­щен­ни­ки и мо­на­хи, ре­ак­ци­он­ные по­ме­щи­ки и офи­це­ры. Эта пар­тия стре­ми­лась от­с­т­ра­нить Фер­ди­нан­да от влас­ти и воз­вес­ти на прес­тол до­на Кар­ло­са. Они на­де­ялись на ско­рую смерть бо­лез­нен­но­го Фер­ди­нан­да, а так как у не­го не бы­ло де­тей­, то прес­тол зай­мет дон Кар­лос Стар­ший. Од­на­ко в 1830 г. чет­вер­тая же­на Фер­ди­нан­да VII ро­ди­ла дочь Иза­бел­лу. В Ис­па­нии су­щес­т­во­вал за­кон о прес­то­ло­нас­ле­дии, сог­лас­но ко­то­ро­му ко­ро­лев­с­кая власть пе­ре­да­ва­лась толь­ко нас­лед­ни­кам муж­с­ко­го по­ла. Стре­мясь ли­шить до­на Кар­ло­са пра­ва на прес­тол, Фер­ди­нанд от­ме­нил этот за­кон и про­воз­г­ла­сил нас­лед­ни­цей Иза­бел­лу. В от­вет кар­лис­ты за­яви­ли, что они не приз­на­ют прав Иза­бел­лы.

В 1833 г. Фер­ди­нанд VII умер и ре­ген­т­шей при трех­лет­ней Иза­бел­ле ста­ла ее мать Ма­рия Крис­ти­на. Кар­лис­ты ре­ши­ли зах­ва­тить прес­тол си­лой. На­ча­лась вой­на, ко­то­рая вош­ла в ис­то­рию Ис­па­нии наз­ва­ни­ем пер­вой кар­лис­т­с­кой вой­ны и про­дол­жа­лась семь лет. На сто­ро­не до­на Кар­ло­са во­ева­ли край­ние ре­ак­ци­оне­ры, сто­рон­ни­ки сох­ра­не­ния фе­одаль­ных от­но­ше­ний­, гос­под­с­т­ва ка­то­ли­чес­кой цер­к­ви и ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной влас­ти ко­ро­ля. Ма­рия Крис­ти­на опи­ра­лась на ли­бе­раль­ную бур­жу­азию, ар­мию и жи­те­лей го­ро­дов. Обе во­ю­ющие сто­ро­ны поль­зо­ва­лись и под­дер­ж­кой из­в­не: на сто­ро­не кар­лис­тов выс­ту­па­ли Ав­с­т­рия, Прус­сия и Рос­сия; Ма­рию Крис­ти­ну под­дер­жи­ва­ли Ан­г­лия, Фран­ция и Пор­ту­га­лия.

 

Третья революция (1834-1843).

 

Во вре­мя кар­лис­т­с­кой вой­ны в Ис­па­нии уси­ли­лись ан­ти­цер­ков­ные нас­т­ро­ения, выз­ван­ные ве­ду­щей ролью ре­ак­ци­он­ной час­ти ка­то­ли­чес­ко­го ду­хо­вен­с­т­ва и мо­на­хов в ла­ге­ре кар­лис­тов. Тол­пы лю­дей гро­ми­ли и под­жи­га­ли мо­нас­ты­ри, уби­ва­ли мо­на­хов. На­ря­ду с этим и сре­ди сто­рон­ни­ков Иза­бел­лы, ко­то­рых на­зы­ва­ли «иза­бе­ли­нос», то­же рос­ло не­до­воль­с­т­во на­ро­да не­де­мок­ра­ти­чес­кой по­ли­ти­кой Ма­рии Крис­ти­ны. Вновь при­об­ре­ло ши­ро­кое рас­п­рос­т­ра­не­ние тре­бо­ва­ние вос­ста­но­вить Кон­с­ти­ту­цию 1812 г. и про­вес­ти глу­бо­кие со­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния. Ма­рии Крис­ти­не приш­лось пой­ти на ус­туп­ки и по­ру­чить в 1835 г. фор­ми­ро­ва­ние пра­ви­тель­с­т­ва быв­ше­му спод­виж­ни­ку Ри­его Ху­ану Мен­ди­са­ба­лю. Он . про­вел це­лый ряд прог­рес­сив­ных ре­форм: соз­дал ор­га­ны мес­т­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния в про­вин­ци­ях и го­ро­дах, ук­ре­пил ар­мию для борь­бы с кар­лис­та­ми, лик­ви­ди­ро­вал все муж­с­кие мо­нас­ты­ри, счи­тая, что муж­чи­ны обя­за­ны за­ни­мать­ся об­щес­т­вен­но по­лез­ным тру­дом. Са­мым важ­ным ме­роп­ри­яти­ем пра­ви­тель­с­т­ва бы­ла кон­фис­ка­ция мо­нас­тыр­с­ких зе­мель и рас­п­ро­да­жа их с аук­ци­она. Мо­нас­ты­ри вла­де­ли об­шир­ны­ми зем­ля­ми, зна­чи­тель­ная их часть не об­ра­ба­ты­ва­лась или об­ра­ба­ты­ва­лась пло­хо. Те­перь же эти зем­ли по­па­ли в час­т­ные ру­ки, что спо­соб­с­т­во­ва­ло подъ­ему сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва стра­ны, ос­ла­би­ло эко­но­ми­чес­кое мо­гу­щес­т­во цер­к­ви и при­ве­ло к об­ра­зо­ва­нию но­вой прос­лой­ки - сель­с­кой бур­жу­азии, ко­то­рая ве­ла ка­пи­та­лис­ти­чес­кое хо­зяй­ст­во и ока­зы­ва­ла ак­тив­ную под­дер­ж­ку ан­ти­кар­лис­т­с­ким си­лам, по­ни­мая, что в слу­чае сво­ей по­бе­ды кар­лис­ты вер­нут зем­ли мо­нас­ты­рям.

Мария Крис­ти­на с тре­во­гой сле­ди­ла за дей­ст­ви­ями Мен­ди­са­ба­ля, счи­тая их че­рес­чур ре­во­лю­ци­он­ны­ми. Но как толь­ко она уво­ли­ла его, гар­ни­зон пра­ви­тель­с­т­вен­ной лет­ней ре­зи­ден­ции вос­стал и зас­та­вил ре­ген­т­шу про­воз­г­ла­сить Кон­с­ти­ту­цию 1812 г. Вско­ре, од­на­ко, эта Кон­с­ти­ту­ция бы­ла за­ме­не­на ме­нее прог­рес­сив­ной.

Война с кар­лис­та­ми про­те­ка­ла с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом: на се­ве­ре ус­пех име­ли кар­лис­ты, а на юго-вос­то­ке по­бе­ды одер­жи­ва­ли иза­бе­ли­нос. Осенью 1837 г. кар­лис­там уда­лось прор­вать­ся к ок­ра­инам Мад­ри­да, но в пос­лед­ний мо­мент пра­ви­тель­с­т­вен­ным вой­скам, ко­то­рые воз­г­лав­лял спо­соб­ный пол­ко­во­дец ге­не­рал Эс­пар­те­ро, уда­лось на­нес­ти про­тив­ни­ку тя­же­лые по­те­ри и от­б­ро­сить его от сто­ли­цы.

Первая кар­лис­т­с­кая вой­на за­тя­ну­лась, ни од­ной из во­ю­ющих сто­рон не уда­лось до­бить­ся ре­ша­ющей по­бе­ды. Она за­кон­чи­лась ком­п­ро­мис­сом: в 1839 г. близ го­ро­да Вер­га­ра ко­ман­до­вав­шие обе­ими ар­ми­ями ге­не­ра­лы Эс­пар­те­ро и Ма­ро­то об­ня­лись пе­ред стро­ем сво­их войск и зак­лю­чи­ли мир. Кар­лис­ты сог­ла­си­лись прек­ра­тить соп­ро­тив­ле­ние, а пра­ви­тель­с­т­во объ­яви­ло ам­нис­тию всем кар­лис­там и обе­ща­ло сох­ра­нить ста­рин­ные воль­нос­ти (фу­эрос) глав­ных оп­ло­тов карл ис­тов - се­вер­ных про­вин­ций бас­ков и На­вар­ры. Хо­тя мир­ный до­го­вор был под­пи­сан, борь­ба меж­ду сто­рон­ни­ка­ми двух вет­вей ди­нас­тии Бур­бо­нов - стар­шей (иза­бе­ли­нос) и млад­шей (кар­лис­ты) - про­дол­жа­лась и при­ве­ла к но­вым кар­лис­т­с­ким вой­нам.

После окон­ча­ния пер­вой кар­лис­т­с­кой вой­ны Ма­рия Крис­ти­на приз­ва­ла к влас­ти мо­де­ра­дос («уме­рен­ных»), чья по­ли­ти­ка вы­зы­ва­ла все­об­щие про­тес­ты. Ре­ген­т­ша при­ка­за­ла ге­не­ра­лу Эс­пар­те­ро во­ен­ной си­лой по­да­вить на­род­ное дви­же­ние, но по­лу­чи­ла от­каз. По­пу­ляр­ность Эс­пар­те­ро воз­рос­ла и по тре­бо­ва­нию тех сил, ко­то­рые обес­пе­чи­ли Ма­рии Крис­ти­не по­бе­ду в пер­вой кар­лис­т­с­кой вой­не, она наз­на­чи­ла прог­рес­сис­та (так на­зы­ва­ли те­перь се­бя быв­шие «пыл­кие» или (эксаль­та­дос) Эс­пар­те­ро гла­вой пра­ви­тель­с­т­ва. Но вся стра­на тре­бо­ва­ла не­мед­лен­но­го от­ре­че­ния ре­ген­т­ши, и ей в 1840 г. приш­лось по­ки­нуть Ис­па­нию. Ре­ген­том стал Эс­пар­те­ро.

Однако хо­ро­ший пол­ко­во­дец, Баль­до­ме­ро Эс­пар­те­ро ока­зал­ся пло­хим по­ли­ти­ком: он пе­рес­со­рил­ся с боль­шин­с­т­вом соб­с­т­вен­ной Пар­тии прог­рес­сис­тов (в нее вхо­ди­ли ли­бе­ра­лы, де­мок­ра­ти­чес­ки нас­т­ро­ен­ные офи­це­ры и др.) и про­во­дил не­пос­ле­до­ва­тель­ную по­ли­ти­ку. Ког­да на­се­ле­ние на­ибо­лее раз­ви­той про­мыш­лен­ной про­вин­ции, Ка­та­ло­нии, пот­ре­бо­ва­ло ав­то­но­мии, ре­гент от­ве­тил ре­ши­тель­ным от­ка­зом. В 1842 г. жи­те­ли сто­ли­цы Ка­та­ло­нии Бар­се­ло­ны вос­ста­ли, тре­буя ав­то­но­мии и от­ка­за Эс­пар­те­ро от под­пи­сан­но­го им тор­го­во­го до­го­во­ра с Ан­г­ли­ей­, от­к­ры­вав­ше­го ры­нок Ис­па­нии для ан­г­лий­ских то­ва­ров, ус­пеш­но кон­ку­ри­ро­вав­ших с ка­та­лон­с­ки­ми. В от­вет Эс­пар­те­ро воз­г­ла­вил ка­ра­тель­ную эк­с­пе­ди­цию и под­верг ка­та­лон­с­кую сто­ли­цу жес­то­ко­му ар­тил­ле­рий­ско­му об­с­т­ре­лу. Пос­ту­пок ре­ген­та при­вел к то­му, что си­лы, ра­нее ока­зы­вав­шие ему под­дер­ж­ку, от­вер­ну­лись от не­го. Это поз­во­ли­ло не­на­ви­дев­шим ре­ген­та ре­ак­ци­оне­рам ор­га­ни­зо­вать в июле 1843 г. во­ен­ный пе­ре­во­рот, воз­г­лав­лен­ный ге­не­ра­лом Нар­ва­эсом. Эс­пар­те­ро, все­ми по­ки­ну­тый­, был вы­нуж­ден бе­жать в Ан­г­лию. Мно­го­лет­няя третья ре­во­лю­ция за­кон­чи­лась. Ис­па­ни­ей про­дол­жал пра­вить блок по­ме­щи­ков и круп­ной бур­жу­азии, в ко­то­ром пер­вую скрип­ку иг­ра­ли фе­одаль­ные эле­мен­ты, что соз­да­ва­ло поч­ву для но­вых ре­во­лю­ци­он­ных выс­туп­ле­ний.

Нарваэс ус­та­но­вил ре­жим во­ен­ной дик­та­ту­ры. Его де­ви­зом бы­ло «при­ме­нять пал­ку и бить креп­ко». Для борь­бы с ре­во­лю­ци­он­ным дви­же­ни­ем он соз­дал осо­бый жан­дар­м­с­кий кор­пус - так на­зы­ва­емую граж­дан­с­кую гвар­дию, сыг­рав­шую мрач­ную роль в пос­ле­ду­ющей ис­то­рии Ис­па­нии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.