Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политика «просвещенного абсолютизма».



 

Мария Те­ре­зия и ее сын Иосиф II, ее соп­ра­ви­тель и рим­с­кий им­пе­ра­тор с 1765 г., мог­ли це­ли­ком пос­вя­тить се­бя ре­фор­мам, смыс­лом и целью ко­то­рых яв­ля­лось соз­да­ние го­су­дар­с­т­ва «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма». Ре­фор­мы про­во­ди­лись в ос­нов­ном в ав­с­т­ро-чеш­с­ких нас­лед­с­т­вен­ных зем­лях. Они тре­бо­ва­ли мно­го де­нег, а каз­на бы­ла веч­но пус­та. Ре­ши­тель­ной пе­рес­т­рой­ке под­вер­г­лись преж­де все­го во­ен­ная и ад­ми­нис­т­ра­тив­но-фи­нан­со­вая сфе­ры. Вер­бов­ка ус­ту­пи­ла мес­то цен­т­ра­ли­зо­ван­но­му на­бо­ру рек­ру­тов на по­жиз­нен­ную служ­бу; бы­ла ос­но­ва­на вен­с­кая во­ен­ная ака­де­мия. Сос­лов­ные уч­реж­де­ния бы­ли за­ме­не­ны ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти, на­ло­го­вое де­ло так­же пе­ре­да­но в ру­ки го­су­дар­с­т­ва.

Мария Те­ре­зия вве­ла цен­т­ра­ли­зо­ван­ную сис­те­му уче­та и кон­т­ро­ля: она про­ве­ла пер­вую в ис­то­рии стра­ны пе­ре­пись на­се­ле­ния и зе­мель­ных вла­де­ний­; от­ме­ни­ла на­ло­го­вые при­ви­ле­гии дво­рян и ду­хо­вен­с­т­ва. Ря­дом ука­зов бы­ло нес­коль­ко об­лег­че­но по­ло­же­ние кре­пос­т­но­го крес­ть­ян­с­т­ва, умень­ше­на бар­щи­на до трех дней в не­де­лю вмес­то пя­ти - шес­ти; бы­ла ог­ра­ни­че­на су­деб­ная власть по­ме­щи­ка над кре­пос­т­ны­ми. В 1776 г. им­пе­рат­ри­ца зап­ре­ти­ла сред­не­ве­ко­вые пыт­ки и ог­ра­ни­чи­ла при­ме­не­ние смер­т­ной каз­ни в ка­чес­т­ве ме­ры на­ка­за­ния, упо­ря­до­чи­ла уго­лов­ное пра­во.

Огромное прог­рес­сив­ное зна­че­ние име­ла школь­ная ре­фор­ма, за­ло­жив­шая фун­да­мент на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния и строй­ной про­ду­ман­ной сис­те­мы школ раз­лич­ных сту­пе­ней­: от де­ре­вен­с­кой «три­ви­аль­ной­», где де­тей учи­ли чте­нию, пись­му и сче­ту, до го­род­с­ких и «нор­маль­ных» школ для под­го­тов­ки сель­с­ких учи­те­лей и уни­вер­си­те­тов, в ко­то­рых свет­с­кое об­ра­зо­ва­ние и ес­тес­т­вен­но-на­уч­ные дис­цип­ли­ны по­лу­чи­ли пред­поч­те­ние пе­ред те­оло­ги­чес­ки­ми. Еще бо­лее ра­ди­каль­ны­ми, но за­час­тую неп­ро­ду­ман­ны­ми и нас­пех под­го­тов­лен­ны­ми ста­ли ре­фор­мы при Иоси­фе II (1780-1790). Бы­ли ос­во­бож­де­ны крес­ть­яне ав­с­т­ро-чеш­с­ких про­вин­ций­, а так­же Га­ли­ции, зах­ва­чен­ной в 1772 г. по пер­во­му раз­де­лу Поль­ши, и Бу­ко­ви­ны, от­тор­г­ну­той у Ос­ман­с­кой им­пе­рии в 1775 г. Иосиф II от­ме­нил кре­пос­т­ное пра­во; ос­во­бо­див крес­ть­ян от лич­ной за­ви­си­мос­ти, но сох­ра­нив их по­вин­нос­ти.

Важное зна­че­ние для куль­тур­но­го и со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия зна­чи­тель­ной час­ти мно­го­на­ци­ональ­ной им­пе­рии име­ло про­воз­г­ла­ше­ние де­мок­ра­ти­чес­ко­го прин­ци­па ве­ро­тер­пи­мос­ти. «Па­тент о то­ле­ран­т­нос­ти» (ве­ро­тер­пи­мос­ти) от­ме­нил дис­к­ри­ми­на­цию гре­ко-вос­точ­ной (пра­вос­лав­ной­) и про­тес­тан­т­с­кой цер­к­вей­, поз­во­лил про­тес­тан­там сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ре­ли­гию, за­ни­мать об­щес­т­вен­ные и го­су­дар­с­т­вен­ные дол­ж­нос­ти, воз­во­дить шко­лы и хра­мы. Рим­с­ко-ка­то­ли­чес­кая цер­ковь ли­ши­лась мно­гих сво­их прав и при­ви­ле­гий­, в том чис­ле пра­ва про­воз­г­ла­шать пап­с­кие бул­лы без сан­к­ции го­су­да­ря. Иосиф рас­пус­тил ре­ли­ги­оз­ные ор­де­на и мо­нас­ты­ри, не за­ни­мав­ши­еся «по­лез­ной де­ятель­нос­тью» - ле­че­ни­ем боль­ных, обу­че­ни­ем де­тей и т. д. Да­же лич­ное вме­ша­тель­с­т­во «свя­тей­ше­го от­ца», при­быв­ше­го в Ве­ну сми­рен­но про­сить Иоси­фа от­ме­нить цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ные ре­фор­мы или смяг­чить их ан­ти­ва­ти­кан­с­кую нап­рав­лен­ность, не име­ло ус­пе­ха.

Одержимый иде­ей соз­да­ния об­раз­цо­вой мо­де­ли «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», Иосиф II шел нап­ро­лом, не счи­та­ясь с ин­те­ре­са­ми не толь­ко от­дель­ных лиц, но и сос­ло­вий и да­же це­лых на­ро­дов. Он ис­к­рен­не счи­тал, что дей­ст­ву­ет во имя и на бла­го на­ро­да. Но столь же ис­к­рен­не он по­ла­гал, что мо­жет при этом впол­не обой­тись без на­ро­да - по прин­ци­пу «все для на­ро­да, но без его учас­тия». Же­лая до­бить­ся мак­си­маль­но­го еди­но­об­ра­зия и стро­гой цен­т­ра­ли­за­ции в уп­рав­ле­нии лос­кут­ной им­пе­ри­ей­, Иосиф воз­вел не­мец­кий язык в ранг един­с­т­вен­но­го офи­ци­аль­но­го (язы­ка де­лоп­ро­из­вод­с­т­ва), низ­ве­дя тем са­мым все ос­таль­ные язы­ки на­ро­дов им­пе­рии в раз­ряд вто­рос­те­пен­ных. Это выз­ва­ло воз­му­ще­ние уг­не­тен­ных на­ро­дов и по­ро­ди­ло мощ­ное дви­же­ние за раз­ви­тие на­ци­ональ­ной ли­те­ра­ту­ры и куль­ту­ры. У не­ко­то­рых сла­вян­с­ких на­ро­дов это дви­же­ние вош­ло в ис­то­рию как дви­же­ние за «на­ци­ональ­ное воз­рож­де­ние». Дес­по­ти­чес­кие ме­то­ды уп­рав­ле­ния вы­зы­ва­ли ос­т­рое не­до­воль­с­т­во в Бель­гии и Вен­г­рии, к кон­цу 80-х го­дов XVI­II в. они ока­за­лись на гра­ни от­к­ры­то­го воз­му­ще­ния.

Политика «прос­ве­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма», про­во­ди­мая Иоси­фом Габ­с­бур­гом, не мог­ла ре­шить не­раз­ре­ши­мую за­да­чу - спас­ти фе­ода­лизм, прис­по­со­бив ста­рые, уже от­жив­шие свой век сос­лов­но-фе­одаль­ные эко­но­ми­чес­кие, со­ци­аль­ные и по­ли­ти­чес­кие струк­ту­ры к пот­реб­нос­тям но­вой бур­жу­аз­ной эпо­хи. Об этом сви­де­тель­с­т­во­ва­ло круп­ней­шее ан­ти­фе­одаль­ное вос­ста­ние кре­пос­т­ных крес­ть­ян в Тран­силь­ва­нии (1784), в ко­то­ром учас­т­во­ва­ли око­ло 20-30 тыс. ва­ла­хов и мадь­яр.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.