Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Германские государства в международных отношениях.



 

После Вес­т­фаль­с­ко­го ми­ра пол­то­рас­та лет гер­ман­с­кие тер­ри­то­ри­аль­ные го­су­дар­с­т­ва яв­ля­лись прос­т­ран­с­т­вом, где раз­ре­ша­лись меж­ду­на­род­ные про­ти­во­ре­чия, стал­ки­ва­лись вра­жес­кие ар­мии, вов­ле­кая в про­ти­вос­то­ящие со­юзы од­ни или дру­гие гер­ман­с­кие го­су­дар­с­т­ва, ко­то­рые са­ми пред­с­тав­ля­ли со­бой объ­ект зах­ват­ни­чес­кой по­ли­ти­ки га­ран­тов Вес­т­фаль­с­ко­го ми­ра, т. е. Фран­ции и Шве­ции. Осо­бен­ной аг­рес­сив­нос­тью при этом от­ли­ча­лась по­ли­ти­ка пра­ви­тель­с­т­ва Лю­до­ви­ка XIV, при­вед­шая к по­те­рям мно­гих не­мец­ких тер­ри­то­рий.

Переход Рос­сии к ак­тив­ной по­ли­ти­ке в Ев­ро­пе не­пос­ред­с­т­вен­но от­ра­зил­ся на меж­ду­на­род­ном по­ло­же­нии не­мец­ких тер­ри­то­ри­аль­ных го­су­дарств. Со вто­рой по­ло­ви­ны XVII в. рос­ли по­ли­ти­чес­кие свя­зи Рос­сии и ря­да не­мец­ких го­су­дарств, ко­то­рые осо­бен­но уси­ли­лись во вре­мя цар­с­т­во­ва­ния Пет­ра I. В 1699 г. был зак­лю­чен со­юз Рос­сии с кур­фюр­с­том Сак­со­нии, поль­с­ким ко­ро­лем Ав­гус­том II (Силь­ным) о вой­не про­тив Шве­ции. Во вре­мя Се­вер­ной вой­ны (1700-1721) рус­ские вой­ска с 1704 г. по­яви­лись в Гер­ма­нии и ве­ли во­ен­ные дей­ст­вия. В ре­зуль­та­те зак­лю­че­ния во­ен­но­го со­юза с прус­ским ко­ро­лем Фрид­ри­хом Виль­гель­мом I его вой­ска учас­т­во­ва­ли в 1715 г. в вой­не, к во­ен­но­му со­юзу при­со­еди­нил­ся и Ган­но­вер. По­ра­же­ние Шве­ции в Се­вер­ной вой­не при­ве­ло к ут­ра­те Шве­ци­ей ее ра­нее проч­но­го по­ло­же­ния в Ев­ро­пе и Гер­ма­нии, к по­те­ре зна­чи­тель­ной час­ти швед­с­ких вла­де­ний на не­мец­кой зем­ле. Прус­сия и Ган­но­вер по­лу­чи­ли но­вые тер­ри­то­рии. Рос­сия же, прев­ра­ща­ясь в ве­ли­кую дер­жа­ву, ста­но­ви­лась субъ­ек­том по­ли­ти­чес­кой жиз­ни и по­ли­ти­чес­ко­го раз­ви­тия Гер­ма­нии.

Петр I в Гер­ма­нии стро­ил и сис­те­му ди­нас­ти­чес­ких бра­ков сво­их род­с­т­вен­ни­ков с чле­на­ми не­мец­ких кня­жес­ких до­мов, в час­т­нос­ти, его дочь Ан­на выш­ла за­муж за гер­цо­га Голь­ш­тей­н-Гот­тор­п­с­ко­го, а пле­мян­ни­ца Ека­те­ри­на ста­ла же­ной гер­цо­га Мек­лен­бур­га. С это­го вре­ме­ни ди­нас­ти­чес­кие бра­ки чле­нов цар­с­кой фа­ми­лии с пред­с­та­ви­те­ля­ми не­мец­ких ди­нас­тий (в том чис­ле всех ца­рей­, кро­ме Алек­сан­д­ра III) бы­ли час­тым яв­ле­ни­ем, что всег­да нак­ла­ды­ва­ло оп­ре­де­лен­ный от­пе­ча­ток на по­ли­ти­чес­кие вза­имо­от­но­ше­ния.

Значительное уси­ле­ние мо­щи Рос­сии, рост вли­яния Пет­ра в Гер­ма­нии, его свя­зи с Бран­ден­бур­гом-Прус­си­ей и со­юз с гер­цо­гом Мек­клен­бур­га выз­ва­ли рез­кое не­до­воль­с­т­во и опа­се­ния со сто­ро­ны Ан­г­лии, ох­ра­няв­шей свою тор­го­вую ге­ге­мо­нию, и Ав­с­т­рии. Ко­ро­лем Ан­г­лии в 1714 г. стал кур­фюрст Ган­но­ве­ра Ге­орг I. Меж­ду Ан­г­ли­ей - Ган­но­ве­ром, Ав­с­т­ри­ей и Сак­со­ни­ей - Поль­шей в 1719 г. был зак­лю­чен со­юз­ный до­го­вор про­тив Рос­сии и Прус­сии, пре­дус­мат­ри­вав­ший­, в час­т­нос­ти, и раз­дел прус­ской тер­ри­то­рии. На­жим учас­т­ни­ков со­юза при­вел к ус­туп­кам Пет­ра, но спо­соб­с­т­во­вал ук­реп­ле­нию рус­ско-прус­ских от­но­ше­ний­, сви­де­тель­с­т­вом че­го бы­ло нас­то­ятель­ное по­же­ла­ние ко­ро­ля Фрид­ри­ха Виль­гель­ма I сво­ему пре­ем­ни­ку в за­ве­ща­нии 1722 г. сох­ра­нять и ук­реп­лять со­юз с рус­ским им­пе­ра­то­ром. Од­на­ко ан­г­лий­ская по­ли­ти­ка про­тив Рос­сии в Гер­ма­нии при­об­ре­та­ла все бо­лее зна­чи­тель­ные раз­ме­ры, для че­го бы­ла раз­вер­ну­та ши­ро­кая про­па­ган­да, вы­ра­жа­юща­яся, в час­т­нос­ти, в рас­п­рос­т­ра­не­нии шо­ви­нис­ти­чес­ко­го ми­фа о «рус­ской уг­ро­зе Ев­ро­пе».

На про­тя­же­нии XVI­II сто­ле­тия при пре­ем­ни­ках Пет­ра I рус­ская дип­ло­ма­тия про­во­ди­ла ак­тив­ную по­ли­ти­ку, час­то ре­ши­тель­но вме­ши­ва­лась в борь­бу не­мец­ких тер­ри­то­ри­аль­ных го­су­дарств, в уси­лив­ше­еся прус­ско-австрий­ское со­пер­ни­чес­т­во. Рус­ские вой­ска при­ни­ма­ли учас­тие в во­ен­ных дей­ст­ви­ях на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии, но всег­да как со­юз­ни­ки ка­ких-ли­бо не­мец­ких го­су­дарств. Так бы­ло и в Се­ми­лет­нюю вой­ну (1756-1763), ког­да Рос­сия учас­т­во­ва­ла в вой­не в со­юзе с Ав­с­т­ри­ей­, Сак­со­ни­ей­, Фран­ци­ей и Шве­ци­ей про­тив Ан­г­лии и Прус­сии. В хо­де вой­ны рус­ско-австрий­ские вой­ска в 1760 г. всту­пи­ли в Бер­лин, а за­ня­тая в 1758 г. рус­ски­ми вой­ска­ми Вос­точ­ная Прус­сия бы­ла объ­яв­ле­на рус­ским вла­де­ни­ем, и ее на­се­ле­ние при­ся­га­ло на вер­ность им­пе­рат­ри­це Ели­за­ве­те. Смерть Ели­за­ве­ты спас­ла ко­ро­ля Прус­сии Фрид­ри­ха II от пол­но­го раз­г­ро­ма.

Фридрих II за­ни­мал вид­ное мес­то в рус­ско-гер­ман­с­ких по­ли­ти­чес­ких от­но­ше­ни­ях. Об­раз Фрид­ри­ха II (умер в ав­гус­те 1786 г.) под­вер­гал­ся силь­ным ис­ка­же­ни­ям на про­тя­же­нии XIX и XX вв., об­рос ле­ген­да­ми и ми­фа­ми. Культ Фрид­ри­ха Ве­ли­ко­го был ши­ро­ко ис­поль­зо­ван ре­ак­ци­ей. Пре­вос­хо­див­ший по сво­ему уров­ню пред­с­та­ви­те­лей ди­нас­тии Го­ген­цол­лер­нов и мно­гих дру­гих мо­нар­хов Фрид­рих был че­ло­ве­ком ши­ро­ких ин­те­ре­сов и пред­с­та­ви­те­лем Прос­ве­ще­ния; но пе­ре­до­вые идеи он пы­тал­ся ис­поль­зо­вать для ук­реп­ле­ния от­жи­вав­ше­го фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­ко­го строя и был убеж­ден­ным ми­ли­та­рис­том. Его ре­фор­мы объ­ек­тив­но спо­соб­с­т­во­ва­ли раз­ви­тию ка­пи­та­лис­ти­чес­ких от­но­ше­ний­, но его по­ли­ти­ка име­ла ди­нас­ти­чес­кий ха­рак­тер и от­нюдь не бы­ла «на­ци­ональ­ной­». К проб­ле­ме от­но­ше­ний с Рос­си­ей и со­юза с ней Фрид­рих II об­ра­щал­ся на про­тя­же­нии все­го сво­его цар­с­т­во­ва­ния. Уже в по­ли­ти­чес­ком за­ве­ща­нии 1752 г. он ука­зы­вал, что «Рос­сия ни в ко­ем слу­чае не мо­жет быть при­чис­ле­на к на­шим дей­ст­ви­тель­ным вра­гам, с Прус­си­ей у Рос­сии нет раз­ног­ла­сий­», и в 1776 г. ут­вер­ж­дал: «Если я в сог­ла­сии с Рос­си­ей­, то ме­ня весь свет ос­тав­ля­ет в по­кое»,- и при­зы­вал сво­их пре­ем­ни­ков кре­пить друж­бу с Рос­си­ей.

Для ук­реп­ле­ния свя­зей с Рос­сий­ской им­пе­ри­ей Фрид­рих II ис­поль­зо­вал пер­вый раз­дел поль­с­ких зе­мель меж­ду Прус­си­ей­, Ав­с­т­ри­ей и Рос­си­ей в 1772 г., ког­да он, при­со­еди­нив За­пад­ную Прус­сию и дру­гие прус­ские зем­ли, до­бил­ся соз­да­ния еди­ной тер­ри­то­рии с Вос­точ­ной Прус­си­ей. С это­го вре­ме­ни сох­ра­не­ние отоб­ран­ных от Поль­ши тер­ри­то­рий ста­ло на про­тя­же­нии сто­ле­тия иг­рать боль­шую роль в уп­ро­че­нии от­но­ше­ний трех мо­нар­хий.

В пос­лед­ние де­ся­ти­ле­тия XVI­II сто­ле­тия роль Рос­сии в Гер­ма­нии не­ук­лон­но воз­рас­та­ла; пос­ле Те­шен­с­ко­го кон­г­рес­са 1779 г. (В 1779 г. в г. Те­ше­не (в Си­ле­зии) был зак­лю­чен мир меж­ду Ав­с­т­ри­ей­, с од­ной сто­ро­ны, Прус­си­ей и Сак­со­ни­ей - с дру­гой­, за­вер­шив­ший вой­ну (1778-1779) за Ба­вар­с­кое нас­лед­с­т­во). Рос­сия ста­ла од­ним из офи­ци­аль­ных га­ран­тов им­пер­с­кой кон­с­ти­ту­ции. Рус­ские ре­зи­ден­ты при не­мец­ких дво­рах и рус­ский пос­лан­ник в рей­хс­та­ге иг­ра­ли не­ред­ко зна­чи­тель­ную по­ли­ти­чес­кую роль.

В XVI­II в. на­ря­ду с по­ли­ти­чес­ки­ми свя­зя­ми рос­ли и тор­го­во-эко­но­ми­чес­кие вза­имо­от­но­ше­ния Рос­сии с гер­ман­с­ки­ми го­су­дар­с­т­ва­ми, рас­ши­ря­лись не­мец­ко-рус­ские свя­зи в об­лас­ти куль­ту­ры, на­уки и об­ра­зо­ва­ния. Все боль­шее ко­ли­чес­т­во нем­цев пе­ре­се­ля­лось в Рос­сию; с 1764 по 1767 г. пе­ре­мес­ти­лось толь­ко в рай­он Са­ра­то­ва на Вол­ге 23-27 тыс. ко­ло­нис­тов.

 

Немецкая нация.

 

Важным ре­зуль­та­том раз­ви­тия Им­пе­рии к кон­цу XVI­II в. был про­цесс скла­ды­ва­ния еди­ной не­мец­кой на­ции, хо­тя он и зат­руд­нял­ся раз­д­роб­лен­нос­тью на мно­гие тер­ри­то­ри­аль­ные го­су­дар­с­т­ва: так, их жи­те­ли счи­та­ли се­бя в пер­вую оче­редь ба­вар­ца­ми, сак­сон­ца­ми, ба­ден­ца­ми и т. д. Су­щес­т­во­ва­ло мно­жес­т­во ди­алек­тов, ко­то­рые силь­но от­ли­ча­лись друг от дру­га, нап­ри­мер, ба­ва­рец с боль­шим тру­дом по­ни­мал мек­лен­бур­ж­ца и это зат­руд­ня­ло вы­ра­бот­ку не­мец­ко­го на­ци­ональ­но­го соз­на­ния.

Единство рож­дав­шей­ся не­мец­кой на­ции про­яв­ля­лось в пер­вую оче­редь в об­лас­ти куль­ту­ры. Уже во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. сре­ди пе­ре­до­вых уче­ных на­би­ра­ет си­лу дви­же­ние за соз­да­ние еди­но­го ли­те­ра­тур­но­го не­мец­ко­го язы­ка, за очи­ще­ние от на­вод­нив­ших его гал­ли­циз­мов. С этой целью соз­да­ют­ся спе­ци­аль­ные об­щес­т­ва, и во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в. ли­те­ра­тур­ный язык уже по­лу­чил ши­ро­кое рас­п­рос­т­ра­не­ние. Не­мец­кий язык ста­но­вит­ся и язы­ком на­уки. Юрист Хрис­ти­ан То­ма­зи­ус пер­вым в 1687 г. стал чи­тать уни­вер­си­тет­с­кие лек­ции не по-ла­ты­ни, а по-не­мец­ки, а в 1694 г. сыг­рал вид­ную роль в ос­но­ва­нии уни­вер­си­те­та в Гал­ле. Так на­ча­ла про­яв­лять се­бя воз­ник­шая с кон­ца XVII в. иде­оло­гия не­мец­ко­го Прос­ве­ще­ния. Пе­ре­ни­мая пе­ре­до­вые за­пад­но­ев­ро­пей­ские идеи, пред­с­та­ви­те­ли не­мец­ко­го Прос­ве­ще­ния раз­ви­ва­ли и не­мец­кие куль­тур­ные тра­ди­ции. Выс­ту­пая пре­иму­щес­т­вен­но в сфе­ре иде­оло­гии, нес­мот­ря на свою не­пос­ле­до­ва­тель­ность, прос­ве­ти­те­ли сыг­ра­ли боль­шую роль в раз­ви­тии на­ци­ональ­но­го са­мо­соз­на­ния не­мец­ко­го на­ро­да, рас­п­рос­т­ра­не­нии пе­ре­до­вых идей. Вид­ны­ми пред­с­та­ви­те­ля­ми не­мец­ко­го Прос­ве­ще­ния бы­ли уни­вер­саль­но об­ра­зо­ван­ные уче­ные Гот­ф­рид Виль­гельм Лей­бниц и Хрис­ти­ан Вольф. На­ибо­лее круп­ным фи­ло­со­фом не­мец­ко­го Прос­ве­ще­ния был Им­ма­ну­ил Кант.

В рас­п­рос­т­ра­не­нии идей Прос­ве­ще­ния за­мет­ное мес­то за­ни­ма­ли не­мец­кие уни­вер­си­те­ты, чис­ло ко­то­рых бы­ло зна­чи­тель­но боль­ше, чем в дру­гих стра­нах (в 1770 г. су­щес­т­во­ва­ло 40 не­мец­ких, 23 фран­цуз­с­ких, 2 ан­г­лий­ских и Мос­ков­с­кий уни­вер­си­тет в Рос­сии). Идеи Прос­ве­ще­ния бы­ли ис­ход­ным мо­мен­том для раз­ви­тия не­мец­кой клас­си­чес­кой ли­те­ра­ту­ры и му­зы­ки. Не­мец­кое Прос­ве­ще­ние внес­ло ог­ром­ный вклад в сок­ро­вищ­ни­цу куль­ту­ры все­го че­ло­ве­чес­т­ва.

Культура по­на­ча­лу раз­ви­ва­лась в ус­ло­ви­ях тер­ри­то­ри­аль­ной ра­зоб­щен­нос­ти: един­с­т­во в этой об­лас­ти воз­ник­ло в пер­вую оче­редь в об­ра­зо­ван­ных сло­ях. Не­мец­кая на­ция, по оп­ре­де­ле­нию са­мих же не­мец­ких ис­то­ри­ков, бы­ла в это вре­мя не «го­су­дар­с­т­вен­ной на­ци­ей (Sta­at­s­na­ti­on)», как ан­г­лий­ская или фран­цуз­с­кая, а «куль­тур­ной на­ци­ей (Kul­tur­na­ti­on)». Идея един­с­т­ва нем­цев, соз­да­ния еди­ной Гер­ма­нии в эпо­ху наз­ре­ва­ния Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции XVI­II в. по­лу­ча­ла все бо­лее ши­ро­кое рас­п­рос­т­ра­не­ние.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.