Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вильям Гладстон и Бенджамин Дизраэли



 

Вильям Глад­с­тон - са­мая яр­кая фи­гу­ра бри­тан­с­ко­го ли­бе­ра­лиз­ма. С рож­де­ния, ка­за­лось, нич­то не пред­ве­ща­ло ему по­чет­ных проз­вищ - «на­род­ный Виль­ям» и «ве­ли­кий ста­рец». Сын бо­га­то­го ра­бов­ла­дель­ца, имев­ше­го план­та­ции на Вест-Индских ос­т­ро­вах, он всту­пил в па­ла­ту об­щин в мо­ло­дос­ти как уме­рен­ный кон­сер­ва­тор. Глу­бо­ко про­ник­ну­тый хрис­ти­ан­с­кой мо­ралью, ав­тор кни­ги о ро­ли ре­ли­гии в го­су­дар­с­т­ве, че­ло­век столь стро­гих пра­вил по­ве­де­ния, что дваж­ды по­лу­чил от­каз от из­б­ран­ных им в спут­ни­цы жиз­ни де­виц, на­пу­ган­ных су­ро­вос­тью его взгля­дов (хо­тя, ка­за­лось бы, все пре­иму­щес­т­ва бы­ли на его сто­ро­не - вы­сок, стро­ен, кра­сив, бо­гат и та­лан­т­лив), преж­де чем со­че­тать­ся бра­ком,- Глад­с­тон «ле­вел» преж­де все­го под воз­дей­ст­ви­ем за­ве­тов Еван­ге­лия, хо­тя ему ни­как нель­зя от­ка­зать в спо­соб­нос­ти чут­ко улав­ли­вать нас­т­ро­ения в об­щес­т­ве, яв­но скло­няв­шем­ся к со­ци­аль­но­му кон­сен­су­су.

Влиятельные про­мыш­лен­ни­ки, мо­гу­щес­т­вен­ные фи­нан­сис­ты от­нюдь не со­би­ра­лись вы­тес­нять лен­д­лор­дов с аван­с­це­ны по­ли­ти­чес­кой жиз­ни. Вла­де­ние по­мес­ть­ем, ма­но­ром, тра­ди­ци­он­но да­ва­ло тот вес в ис­теб­лиш­мен­те, ко­то­ро­го од­ним зво­ном зла­та дос­тичь бы­ло не­мыс­ли­мо, и об­ла­да­те­ли тол­с­тых ко­шель­ков спе­ши­ли об­за­вес­тись за­го­род­ным до­мом и име­ни­ем. Но­си­те­ли гром­ких арис­ток­ра­ти­чес­ких ти­ту­лов за­ни­ма­ли мес­та в прав­ле­ни­ях ак­ци­онер­ных ком­па­ний. Вер­хуш­ка ра­бо­че­го клас­са, су­мев за­во­евать се­бе снос­ное и да­же ком­фор­та­бель­ное су­щес­т­во­ва­ние, стре­ми­лась к про­ве­де­нию ре­форм в рам­ках су­щес­т­во­вав­ше­го строя. Глад­с­тон прис­ту­пил к прет­во­ре­нию этих тен­ден­ций в жизнь, ви­дя в этом осу­щес­т­в­ле­ние гу­ман­ных прин­ци­пов хрис­ти­ан­с­т­ва. Он снял зап­рет с ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций­, ле­га­ли­зо­вал тред-юни­оны и стач­ки (прав­да, на­ло­жив ве­то на пи­ке­ти­ро­ва­ние) и пред­ло­жил сни­зить иму­щес­т­вен­ный ценз при вы­бо­рах в па­ла­ту об­щин. Уси­ли­ями кон­сер­ва­то­ров и пра­вых в ря­дах ли­бе­ра­лов билль был про­ва­лен. Но воп­рос столь наз­рел, что им за­нял­ся кон­сер­ва­тив­ный ка­би­нет, в ко­ем клю­че­вую по­зи­цию кан­ц­ле­ра каз­на­чей­ст­ва за­нял Бен­д­жа­мин Диз­ра­эли.

Историки до сих пор спо­рят: как слу­чи­лось, что Диз­ра­эли, по­то­пив про­ект Глад­с­то­на, за­тем вы­ра­бо­тал бо­лее да­ле­ко иду­щий за­кон: то ли по про­зор­ли­вым стра­те­ги­чес­ким со­об­ра­же­ни­ям, же­лая обес­пе­чить сво­ей пар­тии под­дер­ж­ку но­вых сло­ев из­би­ра­те­лей­, то ли ру­ко­вод­с­т­ву­ясь карь­ерис­т­с­ки­ми по­буж­де­ни­ями, то ли в стрем­ле­нии к лич­ной сла­ве, ко­то­рой жаж­да­ла его ро­ман­ти­чес­кая на­ту­ра, то ли из чув­с­т­ва лю­той враж­ды к Глад­с­то­ну... Но факт ос­та­ет­ся фак­том: про­ве­ден­ный им в жизнь в 1867 г. за­кон но­сил бо­лее ра­ди­каль­ный ха­рак­тер по срав­не­нию с про­ва­лен­ным ра­нее бил­лем Глад­с­то­на. Ценз осед­лос­ти был сни­жен до од­но­го го­да, из­би­ра­те­ля­ми в го­ро­дах ста­ли на­ло­гоп­ла­тель­щи­ки, вно­сив­шие за арен­ду жи­ли­ща не ме­нее 10 ф. ст. в год, в се­лах - фер­ме­ры и арен­да­то­ры да­же с не­боль­шим до­хо­дом. Чис­ло из­би­ра­те­лей вы­рос­ло вдвое, с од­но­го до двух мил­ли­онов че­ло­век.

Сомнения одо­ле­ва­ли кол­лег Диз­ра­эли по ка­би­не­ту. Его офи­ци­аль­ный гла­ва, граф Дж. Дер­би, наз­вал ре­фор­му «прыж­ком во тьму», три ми­нис­т­ра по­да­ли в от­с­тав­ку. Не оп­рав­да­лись и бли­жай­шие по­ли­ти­чес­кие рас­че­ты - оче­ред­ные вы­бо­ры то­ри про­иг­ра­ли. Но ма­хо­вик ре­форм был за­пу­щен. Бы­ли соз­да­ны при­ми­ри­тель­ные су­ды для по­лю­бов­но­го ре­ше­ния тру­до­вых кон­ф­лик­тов, рас­ши­ре­но фаб­рич­ное за­ко­но­да­тель­с­т­во, ра­бо­чий день жен­щин и де­тей ог­ра­ни­чен 10 ча­са­ми, ре­бя­тиш­ки обя­за­ны бы­ли по­се­щать шко­лу; му­ни­ци­па­ли­те­там пре­дос­тав­ле­на воз­мож­ность стро­итель­с­т­ва жи­лищ для ма­ло­иму­щих; улуч­ше­на участь мо­ря­ков тор­го­во­го фло­та; при­ня­ты ме­ры борь­бы с ан­ти­са­ни­тар­ным сос­то­яни­ем го­ро­дов. Диз­ра­эли, со­пер­ник и не­на­вис­т­ник Глад­с­то­на, выс­ту­пал пар­т­не­ром в этом про­цес­се и кое в чем да­же прев­зо­шел «на­род­но­го Виль­яма»: так, он снял зап­рет с пи­ке­ти­ро­ва­ния при за­бас­тов­ках. Гос­под­с­т­ву­ющий класс Ве­ли­коб­ри­та­нии, не­за­ви­си­мо от пар­тий­ной при­над­леж­нос­ти, де­мон­с­т­ри­ро­вал гиб­кость и спо­соб­ность к ма­нев­ру на пу­ти к об­щес­т­вен­но­му кон­сен­су­су.

Англия - узел меж­ду­на­род­ных об­щес­т­вен­ных свя­зей. Пре­ус­пев боль­ше дру­гих в вой­нах кон­ца XVI­II- на­ча­ла XX вв., Ан­г­лия на де­ся­ти­ле­тия ста­ла силь­ней­шей дер­жа­вой ми­ра. Про­мыш­лен­ное пре­вос­ход­с­т­во ук­ре­пи­ло ее гос­под­с­т­во в ми­ро­вой тор­гов­ле и на мо­рях. Лон­дон­с­кая бир­жа и Ан­г­лий­ский банк ста­ли ми­ро­вым цен­т­ром тор­го­вых и фи­нан­со­вых сде­лок. В 1851 г. Ан­г­лия по­ло­жи­ла на­ча­ло про­ве­де­нию все­мир­ных про­мыш­лен­ных выс­та­вок, де­мон­с­т­ри­ро­вав­ших дос­ти­же­ния про­из­вод­с­т­ва и прив­ле­кав­ших вни­ма­ние ми­ро­вой об­щес­т­вен­нос­ти.

Возрастание меж­ду­на­род­ной ро­ли Ан­г­лии прев­ра­ти­ло ее, преж­де все­го Лон­дон, в важ­ней­ший узел меж­ду­на­род­ных об­щес­т­вен­ных свя­зей­, осо­бен­но с 20-х го­дов, тем бо­лее что от­но­си­тель­ная по­ли­ти­чес­кая ста­биль­ность и га­ран­тии сво­бо­ды лич­нос­ти прив­ле­ка­ли ту­да пред­с­та­ви­те­лей са­мых раз­лич­ных идей­но-по­ли­ти­чес­ких нап­рав­ле­ний­, прес­ле­ду­емых влас­тя­ми ев­ро­пей­ских стран - от Ис­па­нии до Тур­ции и от Ита­лии до Рос­сий­ской им­пе­рии. Здесь чув­с­т­во­ва­ли се­бя в бе­зо­пас­нос­ти от Свя­щен­но­го со­юза и всех ре­ак­ци­он­ных сил Ев­ро­пы ис­пан­с­кие ре­во­лю­ци­оне­ры и италь­ян­с­кие кар­бо­на­рии, гре­чес­кие и поль­с­кие пат­ри­оты, раз­но­род­ные про­тив­ни­ки цар­с­т­во­вав­ших ди­нас­тий и 60

поборники со­ци­ализ­ма. В Лон­до­не сос­то­ялись кон­г­рес­сы Со­юза ком­му­нис­тов и в на­ча­ле 1848 г. был впер­вые опуб­ли­ко­ван «Ма­ни­фест ком­му­нис­ти­чес­кой пар­тии».

После ев­ро­пей­ских ре­во­лю­ций 1848-1849 гг. круг ре­во­лю­ци­он­ных эмиг­ран­тов в Ан­г­лии еще бо­лее рас­ши­рил­ся. В Лон­до­не наш­ли убе­жи­ще мно­гие ли­де­ры по­тер­пев­ших по­ра­же­ние ре­во­лю­ци­он­ных дви­же­ний­; Л.Ко­шут, Д. Мад­зи­ни и дру­гие ре­ши­тель­ные про­тив­ни­ки ре­ак­ци­он­ных ре­жи­мов Ев­ро­пы пы­та­лись со­би­рать сво­их при­вер­жен­цев и раз­ра­ба­ты­ва­ли но­вые пла­ны дей­ст­вий. Там рас­пал­ся и за­кон­чил свое су­щес­т­во­ва­ние Со­юз ком­му­нис­тов. А. Гер­цен из­да­вал в Лон­до­не «Ко­ло­кол», прив­ле­кав­ший мно­гих про­тив­ни­ков ца­риз­ма. От­ту­да В. Гю­го вел неп­ри­ми­ри­мую борь­бу про­тив ре­жи­ма На­по­ле­она III. В Ан­г­лии ук­ры­ва­лись и не­ко­то­рые тер­ро­рис­ты, ор­га­ни­зо­вав­шие в 50-60-х го­дах по­ку­ше­ния на пра­ви­те­лей ев­ро­пей­ских го­су­дарств, в свя­зи с чем ре­ак­ци­он­ные га­зе­ты на­зы­ва­ли ее «ла­бо­ра­то­ри­ей по­ли­ти­чес­ких убий­ств». Мно­гие ру­ко­во­ди­те­ли поль­с­ко­го вос­ста­ния 1863-1864 гг. пос­ле его по­ра­же­ния то­же ока­за­лись в Лон­до­не.

Вместе с тем Ан­г­лия при­тя­ги­ва­ла к се­бе не толь­ко вся­ко­го ро­да пред­п­ри­ни­ма­те­лей и ре­во­лю­ци­оне­ров, но и пе­ре­до­вых ра­бо­чих мно­гих стран, ви­дев­ших в ан­г­лий­ском ра­бо­чем дви­же­нии при­мер ор­га­ни­зо­ван­нос­ти для за­щи­ты сво­их ин­те­ре­сов и рас­ши­ре­ния прав. Проф­со­юзы, до­бив­ши­еся здесь ле­га­ли­за­ции рань­ше, чем в дру­гих стра­нах, не под­дер­жа­ли ра­ди­каль­ные идеи чар­тис­тов, но к кон­цу 50-х го­дов объ­еди­ни­ли нес­коль­ко со­тен ты­сяч ра­бо­чих, ста­ли соз­да­вать цен­т­ра­ли­зо­ван­ные со­юзы и тер­ри­то­ри­аль­ные со­ве­ты, на­ци­ональ­ный центр, что по­вы­си­ло их эф­фек­тив­ность. В 60-х го­дах XIX в. ими бы­ла раз­вер­ну­та упор­ная борь­ба за приз­на­ние сво­их юри­ди­чес­ких прав и сво­бо­ду де­ятель­нос­ти. Это поз­во­ля­ло ра­бо­чим до­би­вать­ся улуч­ше­ния ус­ло­вий тру­да и по­ли­ти­чес­ких по­зи­ций.

С их опы­том зна­ко­ми­лись про­жи­вав­шие в Лон­до­не инос­т­ран­ные ра­бо­чие - со­ци­алис­ты и де­мок­ра­ты. Его вы­во­зи­ли в США и ан­г­лий­ские до­ми­ни­оны уез­жав­шие из стра­ны ан­г­ли­ча­не и ир­лан­д­цы. Изу­чать этот опыт и ус­та­нав­ли­вать свя­зи с тред-юни­она­ми при­ез­жа­ли ли­де­ры ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций раз­ных стран кон­ти­нен­та. На этот опыт стре­ми­лись опе­реть­ся со­ци­алис­ты, на­де­яв­ши­еся нап­ра­вить ра­бо­чее дви­же­ние в рус­ло борь­бы за со­ци­алис­ти­чес­кое пе­ре­ус­т­рой­ст­во ми­ра.

Развитию свя­зей меж­ду ра­бо­чи­ми всех стран в кон­це 50-х - на­ча­ле 60-х го­дов спо­соб­с­т­во­вал ряд об­с­то­ятельств. Во-пер­вых, рост и ак­ти­ви­за­ция ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы и США; во-вто­рых, вы­яс­не­ние их об­щей за­ин­те­ре­со­ван­нос­ти не толь­ко в улуч­ше­нии ус­ло­вий тру­да и рас­ши­ре­нии прав ра­бо­чих, но и в по­бе­де ре­во­лю­ции в США, в борь­бе за не­за­ви­си­мость Поль­ши, в ос­во­бож­де­нии крес­ть­ян в Рос­сии. «Де­ло тру­да и сво­бо­ды,- за­яв­ля­ли ан­г­лий­ские ра­бо­чие,- яв­ля­ет­ся еди­ным во всем ми­ре». Ис­хо­дя из это­го, ле­том 1863 г. ру­ко­во­ди­те­ли ан­г­лий­ских тред-юни­онов и фран­цуз­с­ких ра­бо­чих со­юзов соз­да­ли в Лон­до­не ко­ми­тет для под­го­тов­ки объ­еди­не­ния ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций мно­гих стран.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.