Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура и политическая мысль



 

В XVII в. в Ан­г­лии про­ис­хо­дит по­во­рот от сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва к куль­ту­ре но­во­го вре­ме­ни. Это ка­са­лось преж­де все­го идей­ной­, ми­ро­воз­зрен­чес­кой сфе­ры. Ре­во­лю­ци­он­ная борь­ба на­чи­на­лась как дви­же­ние за сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния; во­оду­шев­лен­ная тек­с­та­ми и об­ра­за­ми Вет­хо­го За­ве­та, она сде­ла­ла сво­им идей­ным зна­ме­нем пу­ри­та­низм; на­род­ные ни­зы го­ре­ли эс­ха­то­ло­ги­чес­кой ве­рой в ско­рое вто­рое при­шес­т­вие и ус­та­нов­ле­ние Ты­ся­че­лет­не­го цар­с­т­ва. Но и в хо­де са­мой ре­во­лю­ции, и в зна­чи­тель­ной ме­ре в ре­зуль­та­те ее по­ра­же­ния иде­алы пу­ри­та­низ­ма бы­ли раз­вен­ча­ны. На сме­ну ту­ман­ным мил­ле­на­рий­ским ча­яни­ям при­хо­дил культ Ра­зу­ма; на сме­ну иде­алис­ти­чес­ко­му стрем­ле­нию к все­об­ще­му брат­с­т­ву и люб­ви - ин­те­рес на­жи­вы. На при­ме­ре мно­жес­т­ва трак­та­тов и пуб­ли­цис­ти­чес­ких про­из­ве­де­ний мож­но прос­ле­дить эту эво­лю­цию от ве­ры к ра­зу­му, от пу­ри­тан­с­ко­го вет­хо­за­вет­но­го мо­но­те­из­ма к трез­во­му прос­ве­ти­тель­с­ко­му де­из­му. Не­обы­чай­ная по­пу­ляр­ность и рас­п­рос­т­ра­нен­ность Биб­лии сти­му­ли­ро­ва­ли ее кри­ти­ку - как уче­ную, так и сти­хий­ную, неп­рос­ве­щен­ную, сек­тан­т­с­кую. Каль­ви­нис­т­с­кая эти­ка, на­саж­дав­ша­яся пу­ри­тан­с­ки­ми про­по­вед­ни­ка­ми, нес­ла с со­бой культ ра­ци­она­лис­ти­чес­кой ути­ли­тар­нос­ти. Ле­вел­лер­с­кие по­ли­ти­чес­кие те­ории и сам ха­рак­тер их ар­гу­мен­та­ции от ес­тес­т­вен­но­го пра­ва уси­ли­ва­ли тен­ден­ции к се­ку­ля­ри­за­ции.

Если на­ча­ло ве­ка зна­ме­но­ва­лось рас­ц­ве­том дра­мы и по­эзии - дос­та­точ­но наз­вать име­на У. Шек­с­пи­ра, К. Мар­ло, Б. Джон­со­на, Г. Спен­се­ра, Дж. Дон­на,- то куль­ту­ра эпо­хи ре­во­лю­ции да­ла ми­ру од­но по-нас­то­яще­му ве­ли­кое имя - Джо­на Мил­то­на. Его ран­ние сти­хи, по­эмы и дра­мы со­че­та­ют в се­бе тра­ди­ции Ре­нес­сан­са и ду­хов­ную глу­би­ну раз­ви­той ре­ли­ги­оз­нос­ти Ре­фор­ма­ции. Его по­ли­ти­чес­кие трак­та­ты - про­тив епис­ко­па­та, о сво­бо­де лич­нос­ти, о пра­ве на раз­вод, о сво­бо­де пе­ча­ти, а так­же зна­ме­ни­тые зре­лые тво­ре­ния 1649-1650 гг., на­пи­сан­ные в за­щи­ту ца­ре­убий­ст­ва и ан­г­лий­ской рес­пуб­ли­ки,- вы­ра­жа­ют точ­ку зре­ния пар­тии ин­де­пен­ден­тов, воз­г­ла­вив­шей ре­во­лю­цию. Ве­ли­кие поз­д­ние по­эмы «По­те­рян­ный рай», «Воз­в­ра­щен­ный рай» и дра­ма «Сам­сон-бо­рец», про­дик­то­ван­ные сле­пым по­этом в эпо­ху тер­ро­ра и го­не­ний­, под­ни­ма­ют веч­ные воп­ро­сы о доб­ре и зле, гре­хе и рас­ка­янии, о пра­ве и воз­мож­нос­ти соп­ро­тив­лять­ся ти­ра­нии и от­с­та­ивать че­ло­ве­чес­кое дос­то­ин­с­т­во в са­мых неб­ла­гоп­ри­ят­ных об­с­то­ятель­с­т­вах.

Среди за­мет­ных яв­ле­ний куль­ту­ры в ре­во­лю­ци­он­ное двад­ца­ти­ле­тие, ока­зав­ших вли­яние на поз­д­ней­шее раз­ви­тие, сле­ду­ет наз­вать кру­жок Сэ­мю­эля Хар­т­ли­ба, ак­тив­но дей­ст­во­вав­ший с пер­вых лет ра­бо­ты Дол­го­го пар­ла­мен­та. Он сос­то­ял из со­ци­аль­ных ре­фор­ма­то­ров, уче­ных, ин­же­не­ров, изоб­ре­та­те­лей­, пре­об­ра­зо­ва­те­лей сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва, пе­да­го­гов. Кру­жок был тес­но свя­зан с ев­ро­пей­ским ре­фор­ма­ци­он­ным и гу­ма­нис­ти­чес­ки-прос­ве­ти­тель­с­ким дви­же­ни­ем: в не­го вхо­ди­ли зна­ме­ни­тый чеш­с­кий пе­да­гог Я.А. Ко­мен­с­кий­, ин­же­нер из Бо­ге­мии Иоганн де Берг, про­тес­тан­т­с­кий пас­тор и мис­си­онер Джон Дьюри и др. Чле­ны его выс­ту­па­ли с мно­го­чис­лен­ны­ми про­ек­та­ми ре­форм в со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой об­лас­ти, об­ра­зо­ва­нии, аг­ри­куль­ту­ре, тех­ни­ке, руд­ном де­ле и т. п. Из их сре­ды выш­ла пред­ло­жен­ная пар­ла­мен­ту ано­ним­ная уто­пия «Опи­са­ние зна­ме­ни­то­го ко­ро­лев­с­т­ва Ма­ка­рии».

Значительный прог­ресс был дос­тиг­нут в ес­тес­т­вен­ных на­уках и фи­ло­со­фии. На за­ре ве­ка выс­ту­пил с за­ме­ча­тель­ны­ми тру­да­ми Ф. Бэ­кон. В се­ре­ди­не сто­ле­тия Т. Гоббс сис­те­ма­ти­зи­ро­вал ма­те­ри­алис­ти­чес­кое уче­ние Бэ­ко­на, в то же вре­мя уп­рос­тив его. Он раз­вил фи­ло­со­фию го­су­дар­с­т­ва в сво­их по­ли­ти­чес­ких со­чи­не­ни­ях «Ле­ви­афан» и «О граж­да­ни­не»; при этом ес­тес­т­вен­ное сос­то­яние Гоббс по­ни­мал как «вой­ну всех про­тив всех» и за­щи­щал прин­цип силь­ной­, ав­то­ри­тар­ной го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти. Дру­гой по­ли­ти­чес­кий фи­ло­соф Дж. Гар­рин­г­тон вы­во­дил фор­му го­су­дар­с­т­вен­но­го прав­ле­ния из фор­мы рас­п­ре­де­ле­ния зе­мель­ной соб­с­т­вен­нос­ти в стра­не; сог­лас­но его те­ории, в Ан­г­лии XVII в. про­изош­ло пе­ре­ме­ще­ние зе­мель­ной соб­с­т­вен­нос­ти из рук ко­ро­ны, зна­ти и цер­к­ви в ру­ки на­ро­да; со­от­вет­с­т­вен­но фор­ма прав­ле­ния дол­ж­на быть рес­пуб­ли­кан­с­кой. Те­ории Гар­рин­г­то­на - в час­т­нос­ти, прин­цип вве­де­ния аг­рар­но­го за­ко­на, ог­ра­ни­чи­ва­юще­го круп­ную зе­мель­ную соб­с­т­вен­ность, а так­же прин­цип ро­та­ции, т. е. еже­год­но­го об­нов­ле­ния всех го­су­дар­с­т­вен­ных уч­реж­де­ний на од­ну треть,- ока­за­ли вли­яние на даль­ней­шее раз­ви­тие со­ци­аль­ной и по­ли­ти­чес­кой мыс­ли. Его пос­ле­до­ва­те­ля­ми в го­ды рес­тав­ра­ции бы­ли те­оре­ти­ки кон­с­ти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии Г. Не­виль, О. Сид­ней­, У. Пе­ни.

Существенный вклад в раз­ви­тие по­ли­ти­чес­кой те­ории внес­ли пам­ф­ле­ты и трак­та­ты ле­вел­ле­ров - Дж. Лил­бер­на, У. Уол­ви­на и Р. Овер-то­на. Со­ци­аль­ную уто­пию, в ос­но­ву ко­то­рой был по­ло­жен прин­цип об­щей соб­с­т­вен­нос­ти на зем­лю, соз­дал вождь диг­ге­ров Дж. Уин­с­тэн­ли. Те­ории по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии, ба­зи­ру­ющи­еся на ма­те­ри­алис­ти­чес­ком ме­то­де Ф. Бэ­ко­на и Т. Гоб­бса, раз­ви­вал У. Пет­ти, за­ло­жив­ший в сво­их тру­дах ос­но­ву те­ории тру­до­вой сто­имос­ти. Ква­кер Дж. Бел­лерс соз­дал ори­ги­наль­ный про­ект «Про­из­вод­с­т­вен­но­го сод­ру­жес­т­ва» - сво­его ро­да про­из­вод­с­т­вен­но­го ко­опе­ра­ти­ва, ко­то­рый при­но­сил бы при­быль бо­га­тым ос­но­ва­те­лям, вло­жив­шим ту­да свой ка­пи­тал, и обес­пе­чи­вал бы без­бед­ную жизнь бед­ня­кам-ра­бот­ни­кам, вос­пи­та­ние и бес­п­лат­ное об­ра­зо­ва­ние их де­тям.

После по­ра­же­ния ре­во­лю­ции идей­ная ат­мос­фе­ра в стра­не рез­ко из­ме­ни­лась. В ли­те­ра­ту­ре, ме­му­арис­ти­ке, дра­ме, пе­ре­пис­ке ста­ли пре­об­ла­дать мо­ти­вы упад­ка, стра­ха, рас­пу­щен­нос­ти, ци­низ­ма. Эти­чес­кие цен­нос­ти ра­зи­тель­но ме­ня­ют­ся: рав­но­ду­шие к по­ли­ти­чес­ким проб­ле­мам со­че­та­ет­ся с вос­х­ва­ле­ни­ем ма­те­ри­аль­но­го проц­ве­та­ния. Пос­ле рес­тав­ра­ции Дж. Чайлд, Ч. Дэ­ве­нант, Д. Де­фо и дру­гие от­к­ры­то приз­на­ва­ли, что ве­ду­щим им­пуль­сом че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния яв­ля­ет­ся ин­те­рес на­жи­вы. От­чет­ли­во про­яви­лось стрем­ле­ние к кон­к­рет­ным тех­ни­чес­ким и на­уч­ным нов­шес­т­вам, а так­же к аг­рес­сив­но­му эко­но­ми­чес­ко­му про­ник­но­ве­нию в дру­гие стра­ны. В са­мой Ан­г­лии рас­п­рос­т­ра­ни­лись взя­точ­ни­чес­т­во, кор­руп­ция. Карл II и его двор по­ра­жа­ли сво­им рас­пут­с­т­вом. Те­атр был во­пи­юще амо­ра­лен. Граф Ро­чес­тер вслед за Т. Гоб­бсом изоб­ра­жал че­ло­ве­ка как под­лое, жад­ное, по­хот­ли­вое, ли­це­мер­ное су­щес­т­во. Ис­к­лю­че­ние сос­тав­ля­ли про­из­ве­де­ния Дж. Ба­ни­ана, ри­со­вав­ше­го стран­с­т­вия че­ло­ве­чес­кой ду­ши к «Не­бес­но­му Иеру­са­ли­му» че­рез ис­ку­ше­ния, гре­хи и па­де­ния зем­но­го пу­ти.

Достижение по­ли­ти­чес­ко­го ком­п­ро­мис­са 1689 г. наш­ло от­ра­же­ние в про­из­ве­де­ни­ях фи­ло­со­фов, по­ли­ти­чес­ких пи­са­те­лей­, ли­те­ра­то­ров. Его круп­ней­шим иде­оло­гом стал фи­ло­соф Дж. Локк, ко­то­рый в двух «Трак­та­тах о пра­ви­тель­с­т­ве» объ­яс­нил и обос­но­вал суть про­ис­шед­ше­го в Ан­г­лии пе­ре­во­ро­та. Рост бур­жу­аз­ной пред­п­ри­им­чи­вос­ти на­шел от­ра­же­ние в ро­ма­нах Д. Де­фо; нра­вы пок­ло­няв­шей­ся чис­то­га­ну бур­жу­азии и урод­с­т­ва нас­ту­па­ющей но­вой эры выс­ме­ива­лись в ед­ких са­ти­рах Дж. Свиф­та. Нас­ту­па­ла эпо­ха Прос­ве­ще­ния, на ко­то­рую пред­шес­т­ву­ющая ре­во­лю­ция на­ло­жи­ла не­из­г­ла­ди­мый от­пе­ча­ток.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.