Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие Англии в первой половине XVII в.



 

В го­ды прав­ле­ния ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I (1558-1603) Ан­г­лия бы­ла еще це­ли­ком аг­рар­ной стра­ной­; по­дав­ля­ющее боль­шин­с­т­во на­се­ле­ния, нас­чи­ты­вав­шее око­ло 4,5 млн. че­ло­век, жи­ло в де­рев­нях. Един­с­т­вен­ным круп­ным го­ро­дом был Лон­дон; чис­ло его жи­те­лей с 1534 по 1660 г. уве­ли­чи­лось поч­ти в 8 раз (с 60 тыс. до 460 тыс. че­ло­век). Уже это го­во­рит о том, что в Ан­г­лии в это вре­мя про­ис­хо­ди­ло ин­тен­сив­ное раз­ви­тие хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни. Преж­де все­го оно на­ча­лось в аг­рар­ной об­лас­ти. Тю­до­ров­с­кие ре­фор­мы при­ве­ли к кон­цен­т­ра­ции зем­ли в ру­ках «де­неж­ных лю­дей­» - джен­т­ри и вла­дель­цев ма­ну­фак­тур. Пред­п­ри­им­чи­вые хо­зя­ева в XVI в. на­чи­на­ют ого­ра­жи­вать об­щин­ные угодья и раз­во­дить на них овец, что­бы тор­го­вать шер­с­тью и мя­сом и по­лу­чать при­быль. В ре­зуль­та­те бед­ней­шие крес­ть­яне, ко­то­рые в те­че­ние пре­ды­ду­щих ве­ков поль­зо­ва­лись пас­т­би­ща­ми, лу­га­ми и по­ко­са­ми, ли­ша­лись ис­точ­ни­ка су­щес­т­во­ва­ния. Тем са­мым соз­да­ва­лась по­тен­ци­аль­ная ар­мия тру­да для ма­ну­фак­тур и руд­ни­ков. В де­рев­не, кро­ме то­го, рас­п­рос­т­ра­ня­лась круп­ная ка­пи­та­лис­ти­чес­кая арен­да зем­ли; по­яв­ля­лась зна­чи­тель­ная прос­лой­ка фер­ме­ров, не под­чи­нен­ных фе­одаль­ным по­ряд­кам.

Интересы этих но­вых, стре­мив­ших­ся к при­бы­ли сло­ев ан­г­лий­ско­го об­щес­т­ва при­хо­ди­ли в рез­кое про­ти­во­ре­чие с тра­ди­ци­он­ны­ми от­но­ше­ни­ями в де­рев­не, где гос­под­с­т­во­ва­ло фе­одаль­ное пра­во и зе­мель­ные вла­де­ния в ка­чес­т­ве «ры­цар­с­ко­го дер­жа­ния» под­чи­ня­лись вер­хов­но­му сю­зе­ре­ну, ко­ро­лю, с вы­те­кав­ши­ми от­сю­да мно­го­чис­лен­ны­ми фе­одаль­ны­ми по­вин­нос­тя­ми, пра­вом опе­ки, за­ви­си­мос­тью от ко­ро­ны и не­воз­мож­нос­тью рас­по­ря­жать­ся хо­зяй­ст­вом.

Крестьянство ока­зы­ва­лось под двой­ным уда­ром: с од­ной сто­ро­ны, рос­ло нас­туп­ле­ние лен­д­лор­дов на его пра­ва, с дру­гой - его ра­зо­ря­ли раз­ви­тие ка­пи­та­лис­ти­чес­ких от­но­ше­ний и рост иму­щес­т­вен­ной диф­фе­рен­ци­ации в де­рев­не. На все эти про­цес­сы крес­ть­яне от­ве­ча­ли вос­ста­ни­ями - в 1597, 1607, 1631 гг.

Происходили су­щес­т­вен­ные из­ме­не­ния и в про­мыш­лен­нос­ти, осо­бен­но в фор­мах ор­га­ни­за­ции и раз­де­ле­ния тру­да; раз­ви­ва­лась ма­ну­фак­ту­ра, под­чи­нен­ная ка­пи­та­лу, на­коп­лен­но­му в тор­гов­ле и рос­тов­щи­чес­т­ве. Рос­ла до­бы­ча свин­ца, ме­ди, со­ли, же­ле­за; на этой ба­зе раз­ви­ва­лась ме­тал­лур­гия. Ос­но­вы­ва­лись ма­ну­фак­ту­ры по вы­дел­ке стек­ла, са­ха­ра, шел­ка, кру­жев, тка­ней. К кон­цу XVI в. глав­ной от­рас­лью ан­г­лий­ской про­мыш­лен­нос­ти ста­ло сук­но­де­лие; его про­дук­ты ши­ро­ко про­да­ва­лись не толь­ко на внут­рен­нем, но и на внеш­нем рын­ке.

Численно рос и ук­реп­лял­ся ку­пе­чес­кий люд; час­то куп­цы или про­мыш­лен­ни­ки по­ку­па­ли се­бе зем­лю, а вмес­те с нею и дво­рян­с­кий ти­тул. Про­мыш­лен­ное про­из­вод­с­т­во все еще бы­ло тес­но свя­за­но с сель­с­ким хо­зяй­ст­вом. Бла­го­да­ря это­му скла­ды­вал­ся тес­ный со­юз го­род­с­кой бур­жу­азии и но­вых зем­лев­ла­дель­цев - джен­т­ри. Но­вые дво­ря­не - это час­то од­нов­ре­мен­но и зем­лев­ла­дель­цы, сель­с­кие хо­зя­ева, и про­мыш­лен­ни­ки, и ком­мер­сан­ты. Мно­го­чис­лен­ные, вла­дев­шие оп­ре­де­лен­ны­ми при­ви­ле­ги­ями и имев­шие твер­дое эко­но­ми­чес­кое по­ло­же­ние, они ста­но­ви­лись во гла­ве всех оп­по­зи­ци­он­ных пра­вя­ще­му ре­жи­му Стю­ар­тов сил.

Этим пред­п­ри­им­чи­вым дель­цам ме­ша­ли фе­одаль­ные ог­ра­ни­че­ния - зап­ре­ты на тор­гов­лю, це­хо­вая рег­ла­мен­та­ция, за­ви­си­мость от ко­ро­ны, опе­ка над их пар­ла­мен­т­с­кой де­ятель­нос­тью. Их не­до­воль­с­т­во осо­бен­но уси­ли­ва­лось при ко­ро­лях ди­нас­тии Стю­ар­тов - Яко­ве I (1603-1625) и его сы­не Кар­ле I (1625-1649), прав­ле­ние ко­то­рых от­ме­че­но кри­зи­сом ан­г­лий­ско­го аб­со­лю­тиз­ма. Ан­г­лий­ская мо­нар­хия пы­та­лась опе­реть­ся на арис­ток­ра­тию, фе­одаль­ное дво­рян­с­т­во и ан­г­ли­кан­с­кую цер­ковь. Стрем­ле­нию бур­жу­азии к сво­бод­ной тор­гов­ле Яков I и Карл I про­ти­во­пос­та­ви­ли сис­те­му раз­да­чи мо­но­поль­ных прав на вы­пуск то­го или ино­го то­ва­ра, что тор­мо­зи­ло раз­ви­тие про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли, ско­вы­ва­ло час­т­ную ини­ци­ати­ву и кон­ку­рен­цию. Во внеш­ней по­ли­ти­ке эти ко­ро­ли так­же не счи­та­лись с ин­те­ре­са­ми ан­г­лий­ской бур­жу­азии: они ис­ка­ли со­юза с ка­то­ли­чес­ки­ми Ис­па­ни­ей и Фран­ци­ей­, сто­яв­ши­ми на пу­ти ан­г­лий­ской мор­с­кой тор­гов­ли.

В пар­ла­мен­тах, где за­се­да­ли пред­с­та­ви­те­ли бур­жу­азии и джен­т­ри, рос­ла оп­по­зи­ция. Ко­ро­ли для борь­бы с не­до­воль­ны­ми вво­ди­ли в дей­ст­вие чрез­вы­чай­ные су­ды Звез­д­ной па­ла­ты и Вы­со­кой ко­мис­сии. В стра­не дей­ст­во­ва­ла жес­т­кая по­ли­ти­чес­кая и ду­хов­ная цен­зу­ра. Воз­му­ще­ние, од­на­ко, рос­ло. И пос­коль­ку идей­ная жизнь об­щес­т­ва в то вре­мя еще не от­де­ли­лась от сред­не­ве­ко­вых ре­ли­ги­оз­ных кор­ней­, про­тест про­тив от­жив­ше­го свой век строя вы­ра­жал­ся в ре­ли­ги­оз­ной фор­ме. В этом сра­щи­ва­нии со­ци­аль­ных, по­ли­ти­чес­ких и ре­ли­ги­оз­ных проб­лем сос­то­ит од­на из важ­ней­ших осо­бен­нос­тей Ан­г­лий­ской ре­во­лю­ции, от­ли­ча­ющая ее от всех дру­гих ре­во­лю­ций поз­д­ней­ших вре­мен.

Предпринимателей и но­вых дво­рян, при­об­ре­тав­ших все боль­ший вес в эко­но­ми­чес­кой жиз­ни, не удов­лет­во­ря­ла ан­г­ли­кан­с­кая цер­ковь, под­чи­нен­ная аб­со­лю­тиз­му, тре­бо­вав­шая пос­то­ян­ных взно­сов и до­ро­гос­то­ящих пыш­ных об­ря­дов, ут­вер­ж­дав­шая дик­тат свя­щен­с­т­ва над ду­ша­ми ве­ру­ющих. Они ста­но­ви­лись пу­ри­та­на­ми (от ан­г­лий­ско­го pu­re - чис­тый­), сто­рон­ни­ка­ми очи­ще­ния цер­к­ви от дос­тав­ших­ся в нас­лед­с­т­во от ка­то­ли­циз­ма об­ря­дов и та­инств, от влас­ти епис­ко­пов, от цер­ков­ных су­дов. Тем са­мым они про­тес­то­ва­ли про­тив по­ли­ти­чес­ких и со­ци­аль­ных ус­то­ев, ибо гла­вой ан­г­ли­кан­с­кой цер­к­ви со вре­мен ре­фор­ма­ции Ген­ри­ха VI­II был сам ко­роль; цер­ковь же оп­рав­ды­ва­ла, ос­вя­ща­ла, под­дер­жи­ва­ла сис­те­му фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­кой мо­нар­хии. Ве­ро­уче­ние пу­ри­тан ос­но­вы­ва­лось на иде­ях Жа­на Каль­ви­на и шот­лан­д­с­ко­го про­по­вед­ни­ка Джо­на Нок­са. Пу­ри­та­не объ­яв­ля­ли ос­но­вой ре­ли­гии лич­ную ве­ру каж­до­го, а зна­чит, от­ри­ца­ли свя­щен­ную мо­но­по­лию ду­хо­вен­с­т­ва, ко­то­рое до сих пор сто­яло меж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом. В ве­ре все рав­ны - и лор­ды, и прос­то­лю­ди­ны. Так в ре­ли­ги­оз­ной фор­ме рож­да­лась идея со­ци­аль­но­го и по­ли­ти­чес­ко­го ра­вен­с­т­ва.

Пуритане от­ри­ца­ли об­ря­ды и ут­варь, ико­ны, скуль­п­ту­ры, вит­ра­жи, свя­щен­ни­чес­кие об­ла­че­ния, ор­ган­ную му­зы­ку - все, что про­ти­во­ре­чи­ло иде­алу бе­реж­ли­вос­ти, мир­с­ко­го ас­ке­тиз­ма, «де­ше­вой цер­к­ви». Они ут­вер­ж­да­ли идею о «мир­с­ком приз­ва­нии» че­ло­ве­ка и нап­рав­ля­ли его ин­те­ре­сы к по­сюс­то­рон­ним, ма­те­ри­аль­ным и со­ци­аль­ным проб­ле­мам.

Аргументы, об­ра­зы, мыс­ли, под­т­вер­ж­дав­шие их умо­нас­т­ро­ения, они чер­па­ли из Биб­лии. Ве­ли­кая кни­га бы­ла пе­ре­ве­де­на на ан­г­лий­ский язык ан­г­лий­ским гу­ма­нис­том Тин­де­лом еще в 30-х го­дах XVI в., но пе­ре­вод этот не по­лу­чил ши­ро­ко­го рас­п­рос­т­ра­не­ния. В мас­сах на­се­ле­ния ан­г­лий­ский пе­ре­вод Биб­лии по­явил­ся в 60-70-е го­ды: де­ше­вые кар­ман­ные из­да­ния, от­пе­ча­тан­ные в же­нев­с­ких ти­пог­ра­фи­ях, не­ле­галь­но пе­ре­се­ка­ли про­лив и рас­п­рос­т­ра­ня­лись в семь­ях сквай­ров, йо­ме­нов, куп­цов и ре­мес­лен­ни­ков. В 1613 г. зна­ме­на­тель­ным со­бы­ти­ем стал сан­к­ци­они­ро­ван­ный Яко­вом I но­вый пе­ре­вод Биб­лии на ан­г­лий­ский язык, осу­щес­т­в­лен­ный пу­ри­та­на­ми Кем­б­рид­ж­с­ко­го уни­вер­си­те­та. С это­го вре­ме­ни Биб­лия ста­ла глав­ной кни­гой для ши­ро­ких сло­ев ан­г­лий­ско­го на­ро­да. Она вос­п­ри­ни­ма­лась как выс­ший­, сак­раль­ный­, вдох­нов­лен­ный са­мим Бо­гом ав­то­ри­тет, ру­ко­вод­с­т­во на все слу­чаи жиз­ни. Биб­лия да­ва­ла пред­пи­са­ния и при­ме­ры, бо­га­тей­ший мир об­ра­зов для ис­кус­ства, ли­те­ра­ту­ры, по­ли­ти­чес­кой пуб­ли­цис­ти­ки, бо­гос­ло­вия.

Пуритане от­ри­ца­ли иерар­хи­чес­кий епис­ко­паль­ный строй. Ор­га­ни­за­ци­он­ные прин­ци­пы пу­ри­тан­с­кой цер­к­ви, по­лу­чив­шей наз­ва­ние прес­ви­те­ри­ан­с­кой­, стро­ились сле­ду­ющим об­ра­зом. Во гла­ве каж­дой об­щи­ны ве­ру­ющих сто­ял прес­ви­тер (ста­рей­ши­на), из­б­ран­ный из сре­ды «луч­ших», на­ибо­лее по­чи­та­емых лю­дей. Вмес­то епис­ко­пов цер­ковь уп­рав­ля­лась кон­сис­то­ри­ями - со­ве­та­ми из прес­ви­те­ров и про­по­вед­ни­ков. Прес­ви­те­ри­ана­ми ста­но­ви­лись, как пра­ви­ло, за­жи­точ­ные куп­цы, фи­нан­сис­ты Си­ти, круп­ные зем­лев­ла­дель­цы-джен­т­ри, сво­бод­ные крес­ть­яне.

Другие ис­ка­ли пол­ной сво­бо­ды ве­ры и ин­ди­ви­ду­аль­но­го об­ще­ния с ду­хов­ным ми­ром. Их не удов­лет­во­ря­ла каль­ви­нис­т­с­ко-пу­ри­тан­с­кая док­т­ри­на с ее уз­кой рег­ла­мен­та­ци­ей жиз­ни, су­ро­вой дог­ма­ти­кой и при­вер­жен­нос­тью бук­ве древ­не­го иудей­ско­го за­ко­на. Эти лю­ди на­зы­ва­лись ин­де­пен­ден­та­ми (не­за­ви­си­мы­ми). Они счи­та­ли, что го­су­дар­с­т­во не дол­ж­но вме­ши­вать­ся в де­ла ре­ли­гии, выс­ту­па­ли за ши­ро­кую ре­ли­ги­оз­ную тер­пи­мость и сво­бод­ные са­мо­уп­рав­ля­ющи­еся кон­г­ре­га­ции ве­ру­ющих. Ин­де­пен­ден­т­с­т­во бы­ло вы­ра­же­ни­ем про­тес­та про­тив уз­кой зам­к­ну­тос­ти прес­ви­те­ри­ан; оно да­ва­ло ши­ро­кий прос­тор ини­ци­ати­ве ве­ру­ющих и спо­соб­с­т­во­ва­ло об­ра­зо­ва­нию мно­го­чис­лен­ных на­род­ных сект. В ин­де­пен­ден­т­с­кие кон­г­ре­га­ции объ­еди­ня­лись сред­ние слои джен­т­ри, вла­дель­цы не­боль­ших мас­тер­с­ких и ма­ну­фак­тур, мел­кие ла­воч­ни­ки, под­мас­терья, крес­ть­яне-арен­да­то­ры.

Пуританизм соз­дал свою осо­бую куль­ту­ру, зна­чи­тель­но от­ли­чав­шу­юся от куль­ту­ры пред­шес­т­ву­ющей­, шек­с­пи­ров­с­кой эпо­хи. Пу­ри­та­не рез­ко выс­ту­па­ли про­тив те­ат­ров, мас­ка­ра­дов, пе­ту­ши­ных бо­ев и про­чих раз­в­ле­че­ний. Поз­д­нее, уже в хо­де ре­во­лю­ции, они гро­ми­ли хра­мы, раз­би­ва­ли ор­га­ны, вит­ра­жи и скуль­п­ту­ры, унич­то­жа­ли ико­ны. Так они вы­ра­жа­ли про­тест про­тив рос­ко­ши и рас­пут­с­т­ва дво­ра, про­тив хан­жес­т­ва и без­н­рав­с­т­вен­нос­ти ду­хо­вен­с­т­ва. Од­на­ко су­щес­т­во­ва­ла и дру­гая сто­ро­на пу­ри­тан­с­т­ва - дух скром­нос­ти и са­мо­ог­ра­ни­че­ния, бе­зус­лов­ной чес­т­нос­ти пе­ред Бо­гом и людь­ми, вы­со­кой нрав­с­т­вен­нос­ти, граж­дан­с­кой и де­ло­вой ак­тив­нос­ти. Биб­лей­ская куль­ту­ра рож­да­ла но­вую, пу­ри­тан­с­кую эти­ку, про­во­див­шую в жизнь иде­алы об­щин­нос­ти, на­род­нос­ти, граж­дан­с­т­вен­нос­ти, тру­до­лю­бия. Она об­ра­ща­лась боль­ше к ра­зу­му, чем к чув­с­т­вам ве­ру­ющих, от­ли­ча­лась трез­вос­тью и ра­ци­она­лиз­мом. В семье куль­ти­ви­ро­ва­лись друж­ба, спло­чен­ность меж­ду все­ми ее чле­на­ми; боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось вос­пи­та­нию де­тей­, це­ни­лись воз­дер­жан­ность, уме­ние вла­деть со­бой­, неп­ри­тя­за­тель­ность. Все это сде­ла­ло ран­ний пу­ри­та­низм идей­ным зна­ме­нем борь­бы ши­ро­ких сло­ев об­щес­т­ва про­тив ан­г­ли­кан­с­кой дог­ма­ти­ки, ко­ро­лев­с­ко­го аб­со­лю­тиз­ма и фе­одаль­но­го строя.

 

Начало революции

 

Оппозиция ко­ро­лев­с­кой по­ли­ти­ке при­ве­ла к сос­тав­ле­нию пар­ла­мен­том в 1628 г. «Пе­ти­ции о пра­ве» - до­ку­мен­та, где пе­ре­чис­ля­лись тре­бо­ва­ния не­до­воль­ных. Оп­по­зи­ция выс­ту­па­ла за ох­ра­ну час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти от про­из­во­ла ко­ро­ны и цер­к­ви, про­тив вво­ди­мых ко­ро­лем без раз­ре­ше­ния пар­ла­мен­та но­вых на­ло­гов и вы­мо­гав­ших­ся им суб­си­дий­, за пра­ва и воль­нос­ти пар­ла­мен­та. В от­вет Карл I ра­зог­нал пар­ла­мент и в те­че­ние один­над­ца­ти лет пра­вил еди­но­лич­но. Что­бы изыс­кать де­неж­ные сред­с­т­ва, ко­то­рые пар­ла­мент от­ка­зал­ся ему пре­дос­та­вить, ко­роль уси­лил кос­вен­ные на­ло­ги, воз­ро­дил дав­но за­бы­тые фе­одаль­ные по­бо­ры, раз­дал приб­ли­жен­ным па­тен­ты, при­ви­ле­гии, мо­но­по­лии на вы­пуск оп­ре­де­лен­ных то­ва­ров. С по­мощью сво­его фа­во­ри­та гра­фа Страф­фор­да он вы­ка­чи­вал день­ги из по­ра­бо­щен­ной Ир­лан­дии. Дру­гой при­вер­же­нец и за­щит­ник аб­со­лю­тиз­ма Стю­ар­тов ар­хи­епис­коп Лод уси­лил гнет ан­г­ли­кан­с­кой цер­к­ви над ума­ми и ко­шель­ка­ми под­дан­ных.

В 1639 г. на­ча­лась вой­на с Шот­лан­ди­ей. Се­вер­ный со­сед Ан­г­лии не по­же­лал под­чи­нить­ся аб­со­лю­тис­т­с­ким но­вов­ве­де­ни­ям в го­су­дар­с­т­ве и цер­к­ви. Вой­ска шот­лан­д­с­ких кла­нов пе­реш­ли гра­ни­цу и за­ня­ли ряд кре­пос­тей. Карл I вы­нуж­ден был соз­вать пар­ла­мент. Он про­ра­бо­тал все­го две не­де­ли, с 13 ап­ре­ля по 5 мая 1640 г., и был рас­пу­щен, так и не дав ко­ро­лю раз­ре­ше­ния на сбор но­вых на­ло­гов. В ис­то­рию он во­шел под наз­ва­ни­ем Ко­рот­ко­го пар­ла­мен­та.

Ведение за­тяж­ной и не­по­пу­ляр­ной вой­ны, а так­же нуж­ды ко­ро­ны тре­бо­ва­ли средств, и 3 но­яб­ря 1640 г. ко­роль соз­вал но­вый пар­ла­мент, по­лу­чив­ший впос­лед­с­т­вии наз­ва­ние Дол­го­го. Со­зыв его при­ня­то счи­тать на­ча­лом Ан­г­лий­ской ре­во­лю­ции.

Программа бур­жу­аз­но-дво­рян­с­кой оп­по­зи­ции, вы­ра­жав­шая ее по­ли­ти­чес­кие, эко­но­ми­чес­кие и ре­ли­ги­оз­ные тре­бо­ва­ния, наш­ла от­ра­же­ние в двух до­ку­мен­тах - «Пе­ти­ции о кор­нях и вет­вях» (де­кабрь 1640 г.) и «Ве­ли­кой ре­мон­с­т­ра­ции» (де­кабрь 1641 г.). Пар­ла­мент При­нял и кон­к­рет­ные ме­ры для вы­пол­не­ния этой прог­рам­мы. В июле 11641 г. бы­ли уп­раз­д­не­ны су­ды Звез­д­ной па­ла­ты и Вы­со­кой ко­мис­сии, Ор­га­ны ко­ро­лев­с­ко­го и епис­коп­с­ко­го про­из­во­ла; 7 ав­гус­та то­го же го­да от­ме­нен не­на­вис­т­ный фе­одаль­ный по­бор - «ко­ра­бель­ные день­ги». Ли­де­ры оп­по­зи­ции бы­ли вы­пу­ще­ны из тю­рем.

В сво­ей борь­бе пар­ла­мен­т­с­кая оп­по­зи­ция опи­ра­лась на ши­ро­кое дви­же­ние на­род­ных масс. Их не­до­воль­с­т­во осо­бен­но яр­ко про­яви­лось в де­ле гра­фа Страф­фор­да, ко­то­рый соз­дал в Ир­лан­дии ар­мию, го­то­вую по пер­во­му зо­ву ко­ро­ля втор­г­нуть­ся в Ан­г­лию для по­дав­ле­ния оп­по­зи­ции. Пар­ла­мен­т­с­кие вож­ди в пер­вые же дни за­се­да­ний арес­то­ва­ли Страф­фор­да. Ког­да в мае 1641 г. на­чал­ся суд над ним, мно­го­ты­сяч­ные тол­пы на­ро­да соб­ра­лись к сте­нам ко­ро­лев­с­ко­го двор­ца Уай­т-хол­ла, что­бы зас­та­вить ко­ро­ля под­пи­сать смер­т­ный при­го­вор не­на­вис­т­но­му вре­мен­щи­ку. Страф­форд был каз­нен 12 мая 1641 г. при ог­ром­ном сте­че­нии на­ро­да на пло­ща­ди пе­ред Та­у­эром. Поз­д­нее та же участь пос­тиг­ла Ло­да.

Осенью 1641 г. вспых­ну­ло вос­ста­ние в из­му­чен­ной по­бо­ра­ми и гне­том Ир­лан­дии. Ре­во­лю­ция на­рас­та­ла. В ян­ва­ре 1642 г. Карл I пы­тал­ся арес­то­вать пя­те­рых пар­ла­мен­т­с­ких ли­де­ров, выс­ту­пав­ших за вы­пол­не­ние тре­бо­ва­ний «Ве­ли­кой ре­мон­с­т­ра­ции». Но на­род ук­рыл их в лон­дон­с­ком Си­ти. Ули­цы го­ро­да сно­ва за­пол­ни­ла бу­ше­вав­шая во­ору­жен­ная тол­па. Ко­роль лич­но во гла­ве от­ря­да в 400 сол­дат явил­ся в пар­ла­мент с тре­бо­ва­ни­ем вы­дать мя­теж­ни­ков, но де­пу­та­ты от­ве­ти­ли от­ка­зом. Па­ла­та об­щин на вре­мя пе­ре­нес­ла свои за­се­да­ния в Си­ти. По­тер­пев­ший пос­тыд­ное по­ра­же­ние ко­роль 10 ян­ва­ря 1642 г. от­был на се­вер и в ав­гус­те объ­явил граж­дан­с­кую вой­ну пар­ла­мен­ту.

 

Гражданская война

 

Вооруженные си­лы пар­ла­мен­та сос­то­яли из раз­роз­нен­ных, пло­хо эки­пи­ро­ван­ных и не­обу­чен­ных от­ря­дов на­род­но­го опол­че­ния. На его сто­ро­не выс­ту­пи­ли го­род­с­кие ре­мес­лен­ни­ки и тор­гов­цы, сво­бод­ные крес­ть­яне эко­но­ми­чес­ки раз­ви­тых вос­точ­ных графств, джен­т­ри. По­на­ча­лу они тер­пе­ли по­ра­же­ния от уда­ров ко­ро­лев­с­кой кон­ни­цы, ко­то­рую под­дер­жи­ва­ли знать, фе­одаль­ное дво­рян­с­т­во Се­ве­ра, рос­тов­щи­ки дво­ра, вер­хуш­ка тор­го­вых ком­па­ний­, сов­ла­дель­цы ко­ро­лев­с­ких мо­но­по­лий­, ан­г­ли­кан­с­кое ду­хо­вен­с­т­во. Пар­ла­мен­т­с­кое ко­ман­до­ва­ние во гла­ве с гра­фом Эс­сек­сом от­нюдь не стре­ми­лось одер­жать ско­рую по­бе­ду над ко­ро­лем. Ге­не­ра­лы из­бе­га­ли ре­ши­тель­ных дей­ст­вий­, а пар­ла­мент, боль­шин­с­т­во в ко­то­ром сос­тав­ля­ли прес­ви­те­ри­ане, то и де­ло во­зоб­нов­лял пе­ре­го­во­ры с Кар­лом. Ши­ро­кие же мас­сы на­ро­да и ин­де­пен­ден­ты в ар­мии и пар­ла­мен­те тре­бо­ва­ли ак­ти­ви­за­ции бо­евых дей­ст­вий и ре­ши­тель­ной по­бе­ды над си­ла­ми мо­нар­хии. Про­ти­во­ре­чия меж­ду прес­ви­те­ри­ана­ми и ин­де­пен­ден­та­ми обос­т­ря­лись.

Дабы за­ру­чить­ся со­юз­ни­ком, пар­ла­мент 25 сен­тяб­ря 1643 г. зак­лю­чил Тор­жес­т­вен­ную Ли­гу и Ко­ве­нант с Шот­лан­ди­ей­, и в Ан­г­лии бы­ло вве­де­но прес­ви­те­ри­ан­с­кое цер­ков­ное ус­т­рой­ст­во. В на­ча­ле 1644 г. шот­лан­д­с­кая ар­мия пе­реш­ла гра­ни­цу, чем со­дей­ст­во­ва­ла ус­пе­ху пар­ла­мен­т­с­ких войск, 2 июня 1644 г. она на­нес­ла пер­вое серь­ез­ное по­ра­же­ние ро­ялис­т­с­ким вой­скам при Мар­с­тон-Му­ре.

Однако пар­ла­мен­т­с­кие и ар­мей­ские ли­де­ры не же­ла­ли вос­поль­зо­вать­ся пло­да­ми по­бе­ды и пот­ре­бо­вать от ко­ро­ля ус­ту­пок. Hao6opcjr, вся­чес­ки за­тя­ги­вая во­ен­ные дей­ст­вия, упус­кая бла­гоп­ри­ят­ные воз­мож­нос­ти для раз­г­ро­ма войск ко­ро­ля, граф Ман­чес­тер и дру­гие ге­не­ра­лы прес­ви­те­ри­ан­с­кой ори­ен­та­ции вновь ус­ту­пи­ли ини­ци­ати­ву Кар­лу. Тот до­шел со сво­им вой­ском до са­мо­го Лон­до­на, но, ос­та­нов­лен­ный сто­лич­ным на­род­ным опол­че­ни­ем, по­вер­нул и на­нес пар­ла­мен­т­с­ким вой­скам по­ра­же­ние при Ньюс­бе­ри. На­ибо­лее даль­но­вид­ным из ин­де­пен­ден­тов дав­но уже ста­ло яс­но, что пар­ла­мен­т­с­кая ар­мия и ее ко­ман­до­ва­ние нуж­да­ют­ся в серь­ез­ной и ре­ши­тель­ной ре­ор­га­ни­за­ции.

Лидером ин­де­пен­ден­тов ста­но­вит­ся не­бо­га­тый дво­ря­нин из Хан­тин­г­до­на Оли­вер Кром­вель. Ему уда­лось ре­шить чрез­вы­чай­но важ­ную для ре­во­лю­ци­он­ных сил за­да­чу: соз­дать но­вую ре­гу­ляр­ную пар­ла­мен­т­с­кую ар­мию, в прин­ци­пе от­ли­чав­шу­юся как от тра­ди­ци­он­но-фе­одаль­ных войск ро­ялис­тов, так и от преж­не­го раз­роз­нен­но­го крес­ть­ян­с­ко­го и го­род­с­ко­го опол­че­ния. В ко­рот­кое вре­мя, сам не­ус­тан­но ор­га­ни­зо­вы­вая, со­би­рая, снаб­жая, обу­чая доб­ро­воль­цев, он соз­дал бо­ес­по­соб­ные, дис­цип­ли­ни­ро­ван­ные вой­ска, во­оду­шев­лен­ные иде­ала­ми сво­бо­ды и спра­вед­ли­вос­ти, вдох­нов­лен­ные пу­ри­тан­с­ким вет­хо­за­вет­ным ду­хом - Ар­мию но­во­го об­раз­ца. Акт о соз­да­нии Ар­мии был под­пи­сан 11 ян­ва­ря 1645 г. В нее вхо­ди­ли 6 тыс. че­ло­век ка­ва­ле­рии, од­на ты­ся­ча дра­гун и 14,5 тыс. пе­хо­ты; это бы­ли не­бо­га­тые джен­т­ри, крес­ть­яне, ре­мес­лен­ни­ки, под­мас­терья. Бла­го­да­ря та­лан­ту и за­бо­там Кром­ве­ля, пос­та­вив­ше­го во гла­ве войск нез­нат­ных, но тол­ко­вых и пре­дан­ных де­лу ре­во­лю­ции ко­ман­ди­ров, а так­же же­лез­ной дис­цип­ли­не и ор­га­ни­за­ции, вы­со­ко­му бо­ево­му ду­ху, Ар­мия Кром­ве­ля вско­ре ста­ла одер­жи­вать по­бе­ды над ро­ялис­та­ми. 14 июня 1645 г. ро­ялис­ты бы­ли окон­ча­тель­но раз­би­ты при Ней­зби, Карл I бе­жал на се­вер и сдал­ся в плен шот­лан­д­цам.

Победа над ка­ва­ле­ра­ми на по­ле боя бы­ла зак­реп­ле­на ре­во­лю­ци­он­ным по сво­ей су­ти ак­том пар­ла­мен­та от 24 фев­ра­ля 1646 г., пре­дус­мат­ри­вав­шим от­ме­ну сис­те­мы ко­ро­лев­с­кой опе­ки над зе­мель­ной соб­с­т­вен­нос­тью под­дан­ных, унич­то­же­ние фе­одаль­ной за­ви­си­мос­ти от ко­ро­ля, а так­же всех штра­фов и дру­гих фе­одаль­ных обя­за­тельств. Тем са­мым бур­жу­азия и но­вое дво­рян­с­т­во по­лу­чи­ли пра­во час­т­ной соб­с­т­вен­нос­ти на по­мес­тья, на ко­то­рые преж­де рас­п­рос­т­ра­ня­лось пра­во фе­одаль­но­го вас­саль­но­го дер­жа­ния. В то же вре­мя сред­не­ве­ко­вые обя­зан­нос­ти крес­ть­ян по от­но­ше­нию к лор­дам не бы­ли от­ме­не­ны. Бо­лее то­го, прев­ра­тив фе­одаль­ную соб­с­т­вен­ность в бур­жу­аз­ную, пар­ла­мен­т­с­кие ли­де­ры ли­ши­ли ан­г­лий­ское крес­ть­ян­с­т­во ле­галь­ных прав на зем­лю. В даль­ней­шем это при­ве­ло к мас­со­во­му про­цес­су эк­с­п­роп­ри­ации крес­ть­ян­с­т­ва. Этот акт от­ра­жа­ет кон­сер­ва­тив­ный ха­рак­тер бур­жу­аз­но-дво­рян­с­ко­го со­юза.

Разгром ро­ялис­тов Ар­ми­ей но­во­го об­раз­ца и на­ча­тые пар­ла­мен­том ре­фор­мы раз­бу­ди­ли мас­со­вую ини­ци­ати­ву ши­ро­ких де­мок­ра­ти­чес­ких сло­ев на­ро­да. Го­род­с­кой плебс и мас­сы ан­г­лий­ско­го крес­ть­ян­с­т­ва по­чув­с­т­во­ва­ли свою си­лу и осоз­на­ли свои пра­ва. Их тол­ка­ла на выс­туп­ле­ния и не­ре­ши­тель­ность пар­ла­мен­т­с­ких ли­де­ров, ко­то­рые вы­ку­пи­ли ко­ро­ля у шот­лан­д­цев, дер­жа­ли его в по­чет­ном пле­ну в зам­ке Хол­м­би и ве­ли с ним пе­ре­го­во­ры, до­би­ва­ясь нез­на­чи­тель­ных ус­ту­пок.

Для прес­ви­те­ри­ан пар­ла­мен­та и фи­нан­сис­тов Си­ти, как и для «шел­ко­вых ин­де­пен­ден­тов» - ар­мей­ской вер­хуш­ки, за­жи­точ­но­го джен­т­ри и ря­да пар­ла­мен­т­с­ких ли­де­ров, ре­во­лю­ция бы­ла по су­щес­т­ву за­кон­че­на. Они хо­те­ли до­бить­ся от ко­ро­ля сог­ла­сия на кон­с­ти­ту­ци­он­ную мо­нар­хию, т. е. на пар­ла­мен­т­с­кий кон­т­роль над фи­нан­са­ми, ми­ли­ци­ей и выс­ши­ми го­су­дар­с­т­вен­ны­ми дол­ж­нос­тя­ми; на ус­та­нов­ле­ние об­ще­на­ци­ональ­ной прес­ви­те­ри­ан­с­кой цер­к­ви.

Землевладельцы, по­лу­чив­шие от­ны­не воз­мож­ность не­ог­ра­ни­чен­но­го рас­по­ря­же­ния сво­ими зем­ля­ми, на­ча­ли бе­зу­дер­ж­ное нас­туп­ле­ние на пра­ва крес­ть­ян: ого­ра­жи­ва­ния и осу­ше­ния бо­лот, в ре­зуль­та­те ко­то­рых вы­иг­ры­ва­ли сквай­ры и ра­зо­ря­лись прос­то­лю­ди­ны, при­ня­ли не­ви­дан­ные раз­ме­ры. Де­мок­ра­ти­чес­кие слои на­ро­да на­ча­ли осоз­на­вать, что ре­во­лю­ция не оп­рав­да­ла их на­дежд на ра­ди­каль­ные со­ци­аль­ные и по­ли­ти­чес­кие ре­фор­мы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.