Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деловая игра «У озера».



Цель игры: практически закрепить навыки управления природопользованием и охраной ОС, с целью максимизации дохода предприятия.

Действие игры разворачивается в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 предприятий, расположенных на берегу озера. Предприятия производят продукцию, на изготовление которой требуется много воды. Эту воду они берут из озера. Отработанная вода (промышленные стоки) сбра­сывается в озеро.

Для каждого предприятия в течение одного технологического цикла, равного месяцу, может быть реализовано одно из следующих решений:

1) сброс неочищенных стоков;

2) очистка отработанной воды;

3) применение штрафных санкций к загрязнителям озера;

4) премирование тех, кто очищает стоки.

Принятое решение оценивается определенным количеством очков, которое означает прибыль предприятия за месяц. Цель каждого предприятия - набрать возможно большее количество очков, т.е. максимизировать при­быль,

В первом случае (решение "Сброс") предприятие получает довольно большой доход за данный технологический цикл, поскольку оно экономит на очистке воды. Однако каждый сброс неочищенных стоков ухудшает состоя­ние озера и, следовательно, качество забираемой воды. В перспективе это приведет к снижению прибыли, поскольку всем предприятиям /придется осу­ществлять дополнительные затраты на очистку забираемой воды (перед на­чалом производства).

Во втором случае (решение "Очистка") предприятие получает мень­шую прибыль за данный технологический цикл. Но состояние озера при этом не ухудшается. Один раз в 12 месяцев в результате весеннего паводка проис­ходит самоочистка озера, что ведет к улучшению качества воды. После па­водка прибыль предприятий увеличивается, поскольку отпадает необходи­мость в дополнительной очистке воды на входе.

В третьем случае (решение "Штраф") руководство предприятия вмес­то того, чтобы заниматься производством, осуществляет поиск и наказание загрязнителей водоема в течение всего текущего месяца. По правилам игрывсе предприятия, производившие в данном месяце сброс неочищенных сто­ков, найдены. Вместо большой прибыли они получают штраф. Но и штрафу­ющий несет в данном месяце некоторые убытки, ведь он вместо своей основ­ной работы занимался общественными делами.

В четвертом случае (решение "Премия") руководство предприятия вместо того, чтобы заниматься производством, осуществляет работы по обес­печению эффективной эксплуатации общественных очистных сооружений (приводит в порядок водоводы и коллекторы, обновляет реагенты в очист­ных системах и т.п.). В результате каждое предприятие, производившее в данном месяце очистку своих стоков, получает дополнительную прибыль.

Но предприятие - поощритель несет в данном месяце некоторые убытки, ведь оно вместо своей основной работы выполняло общественные функции.

Для проведения игры в группе формируется несколько предприятий (по 3 - 4 чел. в каждом), мониторинговая служба (4 чел.). действует совет директоров предприятий.

Игра протекает и виде периодов, равных месячному хронологическому циклу. Всего таких периодов 48, т.е. в течение игры проходит 4 года. В каж­дом периоде представители предприятий принимают одно из четырех рас­смотренных решений - "сброс", "очистка", "штраф", "премия".

Каждому решению соответствует определенный размер прибыли или убытков; Задача игроков - максимизировать суммарный за все месяцы раз­мер дохода.

Решения принимаются анонимно. Только мониторинговая служба зна­ет, кто какое решение принял в данном месяце. Игроки же не информирова­ны, какое предприятие осуществило сброс неочищенных стоков и является виновником ухудшения состояния озера.

У предприятий имеется возможность для использования различных вза­имовыгодных стратегий. Для этого каждый восьмой месяц проводится совет директоров, на котором игроки могут заключать различные соглашения о стратегии игры в последующие периоды. Однако по правилам игры эти со­глашения носят рекомендательный характер. Любое предприятие ради лич­ной выгоды может нарушать соглашения, что весьма соблазнительно.

За состоянием воды в озере следит мониторинговая служба. Состояние воды в каждый момент времени отражается положением индикатора (флаж­ка или фишки) на шаровой матрице (таблица 8.1). Игровая матрица разбита на строки и позиции. Каждая строка соответствует определенному уровню ка­чества воды, что находит отражение в количестве очков, которое то или иное предприятие может получить в данном месяце при очистке или сбросе про­мышленных стоков. В момент начала игры качество воды находится на сред­нем уровне. В зависимости от действий игроков и природных факторов (па­водка) качество воды в озере ухудшается или улучшается. Соответственно этому перемещается индикатор по строкам и позициям матрицы.

Каждое решение "сброс" сдвигает индикатор на одну позицию влево. Как только индикатор проходит последнюю позицию строки, он смещается на нижележащую строку матрицы в крайнее правое положение.

Вверх по строкам матрицы (после паводка) индикатор движется также с учетом позиций.

Игра проводится в следующем порядке. Предприятия, согласно избран­ной стратегии, принимают одно из четырех возможных решении. Код приня­того решения отражается в карточке предприятия (таблица 8.2), которая затем передается мониторинговой службе. Служба мониторинга., получив полную информацию от всех предприятий, изменяет в соответствии с правилами игры положение индикатора на игровой матрице и проставляет в карточке пред­приятия полученное им количество очков. После этого карточка возвращается предприятию.

 

Таблица 8.1 - Игровая матрица.

 

Характеристика воды   Позиции строки   Но­мер стро­ки   Очки для решений  
                №1 №2  
Чистая вода                                   +6      
                                +5      
                                +4      
Промышленно-чистая вода                                   +3      
                                +2      
                                +1      
                +                    
                                - 1      
                                -2      
                                -3      
Грязная вода                                   -4      
                                -5      
                                -6     -3  
                                -7     -8  
                                -8     -20  

 

Таблица 8.2 - Карточка предприятия

 

Номер хода   Код принятого решения   Количество очков  
за принятое решение   с начала игры  
             
             
… … … …     … … … …  
             

Победителем считается предприятие, набравшее максимальное коли­чество очков.

После завершения игры необходимо проанализировать ее результаты, оценить эффективность избранных предприятиями стратегий использования водных ресурсов, определять основные направления улучшения водопользо­вания в данной хозяйственной системе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.