Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структурная перестройка нац. эк-ки. Диверсификация эк-ки.



РБ после распада СССР стала самост. суверен. гос-вом и получ. в наследство развитую эк-ку с многоотрасл. стр-рой, где преимущ. роль играли: машиностр-ие, хим. и нефтехим., лесн. и деревообраб., легк. и пищ. пром-ть, животновод., льновод. и картофелевод. В первые годы струк-ные преобраз. осуществ. стихийно, с помощью либер-ции хоз жизни, приватиз., жестк. Д-К политики, что не привело к ожид.результ.

Надо использ. инвестиц. как важнейш. рычаг структур. преобраз. и повыш.роли гос-ва в их осуществ. на основе разработки и реализ. эффектив. инновац.-инвестиц. политики, учит-щей специфич. особен. страны и мир. опыт структур. преобразов.

Структур. деформации в эк-ке: несоответств. струк-ры произ-ва внутр. и внеш. спросу;высокие энерго- и материалоем. произв-ва, его сильн.завис. от импортн. поставок топливно-энергетич. и сырьев. рес-ов; высок. ур. физич. и моральн. износа актив. части основ. производств. фондов;недостаточ. разв. наукоемк. экспорт. произ-в, имеющ. высок. долю добавл. стоим.

Ближайш. 2-3 пятилетия ключевые для эк-ки РБ. Д.б. сформир-ся стр-ра произ-ва, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институцион. преобразования, создана адекватная рыночнымм усл-ям сис-ма мотивации поведения предприним-ей и наемного персонала, достигнуто радикальн. повыш. уровня жизни населения. Надо с учетом нац. особен. оптимально встроить бел. эк-ку в мир.хоз-во, используя двусторон. и многосторон. связи; обеспеч.модернизацию стр-ры эк-ки в направлении роста ее наукоем-ти, экологич. сбалансир-ти и энергоэффектив-ти; перевести сис-му управления эк-кой на корпоратив. принципы и обеспечить формирование качественно новых стимулов инновац.активности. Надо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводств., отрасл. и технологич. стру-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу п/п.

При преобразов.стр-ры эк-ки предстоит усоверш. межсектор., межотрасл. и межрегион. пропорции:

· м/у гос. и частн. секторами эк-ки;

· произв-вом, потреблением и накоплением;

· м/у отрасл. специализации, ориентированных на экспорт прод-ции, и вспомогательными и обслуживающими произв-ми;

· пром-тью и с/х;

· отрас-ми, производящими товары, и сферой услуг;

· м/у круп. и мелк. бизнесом;

· оптимизировать пропорции в ур. соц.-эк. развития обл. и г. Минска;

· усилить соц. ориентацию преобраз-ий.

Перед сис-мой гос. регулир. возник. новые задачи:

· •структур. модерниз. эк-ки;

· •полноценное включение мех-мов рын. конкуренции и мех-ма коммерц-ции нововведений, что обеспечит долгосроч. рост конкурентоспособности бел. эк-ки.

Принципы структурн.преобразов.:

•многоукладн. эк-ки, равные усл. хоз-ния всем юр. и физич. лицам;

•концентрац. рес-в на эффектив. использ.;

•постепен. трансформация отношений собс-ти, развитие предпр-ства, либерализация всех видов эк. деят.;

• переход на инновац. путь разв-я эк-ки;

• соц. ориентация перспективной стр-ры эк-ки, ускорен. развитие сферы услуг;

•приоритет разв-я наукоемк., высокотехнологич., конкурентоспособ., экспортоориентир. и импортозамещающ. нересурсоемк. отраслей и производств с высок. долей добавленной стоимости;

•учет факторов глобал-ции эк-ки, регион. интеграц. в первую очередь с РФ и СНГ;

•гармонизац. разв-я круп. произ-ва (создание нац. и вхожд. в транснацион.корпоратив. стр-ры) и малого предприним-тва;

•обеспеч. рациональн. использ. природно-эк., демографич. и др. местн. рес-ов;

• комплексн. разв. Производительных сил страны и ее регионов;

• экологизация эк-ки, сохранение окруж. среды для нынешнего и будущ. поколений;

• рациональн.сочетание сис-мы гос. регулир. и рыноч. саморегулир., гос.поддержки наиб. эффектив. п/п.

Опыт многих стран свидетельст. о необход. примен. различ. стратегий структурных преобразов.: стратегии использ. местных прир. рес-сов с привлеч.иностр. инвестиций и последующее направл. получение доходов на разв-е др. отраслей; стратегии «преследования», ориентир. на освоение конкурентоспособ. прод-ции развит. стран, но с более низк. ценами; стратегии «передовых рубежей», разработ. и созд. нов. продуктов и технологий на основе достижения НТП.

Целесообраз. отрасли подразделить на группы:

1. Отрасли и произ-ва по использ. региональн. фактор. усл. и рес-ов; ввозим. рес-ов(специализир. отрасли и произ-ва АПК:животновод. и др.;лесн., деревообраб. и др.; хим. и нефтехим. пром-ть; транспорт). Направл. структур. перестройки: наращ. объем. пр-тва конкурентосп. прод-ции путем модерниз. пр-тва, внедр. прогрессив. технолог. и техники, привлеч. ПИИ.

2. Традици. отрасли пром-ти, обладают большим науч.-технич. потенциалом и способность. в относительно коротие. сроки повысить ур. конкурентоспособ. выпускаемой прод-ции и создать ее нов. виды, соответствовать потребительским св-вам мир. и внутр. рын., но нуждающиеся в гос. поддержке (трактор. и с/х машиност., автомобилест., станкост., и т.д., черн. металлург., легк. пром-ть). Направл. структур. перестройки: модерниз., переспециализ. пр-ва на осн. соврем., в т.ч. заимствов. технологий и закупки нов. оборуд., выпуск нов. конкурентосп. видов прод-ции.

3. Наукоемк. экспортоориент. отрасли и производства, реализовывают передовые достиж. НТП и используют чел. потенциал. Включ. пр-ва и отрасли, основанные на разработке и использовании новейш. и высок. технолог., относятся: лазерные, электронно-плазмен., техн-гии, основанные на применении нов. видов сырья, конструкционных материалов; пр-ва по выпуску м-лов для микро- и наноэлектроники, композиц. м-лов; п/п по хим. и биолог. синтезу фармацевтич. ср-в и пищ. добавок и т.д. Надо примен. комплекс методов гос. регулир.: сниж. налог. нагрузки, льгот. кредитование, прямые гос. инвест. и субсидии и др. Важнейш. организац стр-ми должны стать транснац., межгос., межотрасл., отрасл. и территор. корпоратив.стр-ры в форме ТНК, ФПГ и др. Это обеспеч. сниж. издержек пр-ва, привлеч. инвест., в т.ч. зарубеж. и повыш. конкурентоспособ. прод-ции.

Цель структурной перестройки эк-ки: сниж. доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффектив. произ-тв на высокотехнолог. Приоритет:информатиз., ПО, нанотехн-гии и наноматериалы, модерниз. энергетич. отрасли, биотехнолог. и генетика. В эк-ке РБ активно идет процесс диверсифик.: расшир. ассортимента, измен. вида продукции, производимых п/п, фирмой, освоение нов. видов производств и переориентация рынков сбыта с целью повыш. эффективности производства, получ.эк. выгоды, предотвращ. банкротства.

41.Гос. регулир. эк-ки – фактор развития нац. эк-ки.

Гос-во, его институты и струк-ры играют исключ. важную роль в эк-ке кажд. страны. Одним из принцип. вопросов явл. соотнош. рын. и гос. регуляторов. Мир. разв-ие эк-ки в XX в. свидетельств. о чередов. периодов усиления рын. и гос. регулир. В эк. теории и политике преобл. то концепц. усиления роли гос-ва в эк-ке (прежде всего кейнсианство, господств. как в эк. теории, так и практике хоз. регулир. вплоть до к. 70-х гг.), то концепция неогранич. возможностей рын. регуляторов эк. развития (монетаризм, неолиберализм и др. теории, ставшие наиб. влиятельными в 80-90-е XX в.). Что касается бывшего СССР и большинства соц. стран, то в них гос-во определяло практически все соц.-эк. процессы путем разработки и реализ. директивных планов, использ. административ.-команд. методов управл.

На соврем. этапе в преобл. большинстве стран усил. регулир. роль гос-ва по отнош. как к гос., так и к частн. сектору эк-ки.Гос. регулир. эк-ки, независ. от того, командно-распредел. или рыноч. она явл-ся, объективно необходимо для люб. правительства. Эк. политика гос-ва важн. элемент рын. сис-мы. Гос-во прямо или косвенно определяет важнейш. параметры рынка, устанавл. ориентиры деят-ти отдельн. фирм и предпринимателей. Оно формир. общее эк. пространство, устанавл. ограничения для общественно опасной деят-ти. Гос. регулир. эк-ки: сис-ма мер законодательного, исполнит. и контролир. хар-ра, осуществляемых гос. учреждениями с целью обеспеч. устойч. соц.-эк. разв-ия страны. Эк. политика гос-ва должна способств.укрепл. финансов субъектов хоз-ния и домаш. хозяйств, накоплению отеч. капитала, повышению доступности кредит. рес-ов отечеств. товаропроизводителям.

Конкрет. направл., формы, масштабы гос. регулир. эк-ки определ-ся особен-ми соц.-эк. развития страны в данный период.

Глав. задача гос. управл.в эк. сфере: обеспеч. роста матер. производства с целью удовлетвор. все возрастающих потребн. насел. Процесс управл. эк-кой предполаг. решение многих вопросов: повыш. эффектив-ти и конкурентоспособ. нац.эк-ки, рациональн. использ. внутр. рес-сов, развития науки и инновац. деят-ти, формир. оптимальной стр-ры хоз. комплекса, его соц. ориентации, поддержки экспорта, обеспеч. занятости населения и т.д.

В этом вопросе Сачёк сказал, упомянуть функции гос-ва, они расписаны в вопросе 42

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.