Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика зрительных образов



 

Понятие образа играет все более заметную роль в эргономических исследованиях. Информационная мо­дель реальной обстановки в системах "человек — маши­на" должна быть предварительно проанализирована опе­ратором, он должен построить собственную образно-концептуальную модель ситуации, принять решение и лишь затем осуществить исполнительное действие. В этом случае особенно отчетливо выступает недостаточ-

ность объяснительных стимульно-реактивных схем. Между воздействием и ответным действием в деятель­ности оператора находится двойное уподобление реаль­ности, или два образа, две модели реальности. Каждая из них требует от оператора специфических познаватель­ных действий, осуществляющихся как во внешнем, так и во внутреннем плане. В интервале между воздействием и ответным действием имеются повторение и преобразо­вание явлений в информационной модели, достигаемые техническими средствами, и повторение и преобразова­ние явлений в образно-концептуальной модели, достигае­мые психологическими средствами.

Информационные и образно-концептуальные модели выступают как искусственные образования, открываю­щие человеку пространство доступного для понимания и действия мира. Разумеется, образно-концептуальные и информационные модели нетождественны, но описание их в близких терминах существенно облегчает решение задачи синтеза систем "человек—машина ".

Для понимания процессов формирования образно-концептуальных моделей, а также процессов преобразо­вания, осуществляемых с целью информационной подго­товки и принятия решения, полезно рассмотреть наибо­лее общие свойства зрительных образов.

Образы представляют собой субъективные феноме­ны, возникающие в результате предметно-практичес­кой, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятель­ности как при наличии адекватной сенсорной стимуля­ции, так и в ее отсутствие. Образ — это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные ка­тегории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.д.), причем, как хорошо известно из психологии восприятия, воздействие этих категорий на наблюдателя не является независимым.

Важнейшей функцией образа является регуляция исполнительных актов. Логично представить себе ре­гулятор не менее реальным, чем исполнительный меха­низм, и обладающим такими же свойствами, как объект регулирования. В предыдущем разделе приведены аргу­менты в пользу рассмотрения живого движения как особого функционального органа, обладающего по ана­логии с морфологическими органами свойствами реак­тивности, чувствительности, подчиняющегося законам эволюции и инволюции.

Нетрудно обнаружить аналогичные свойства и у когнитивных процессов. Восприятие, память, мышление также представляют собой действия (или системы дей­ствий), каждое из которых реактивно эволюционирует и инволюционирует [17 — 19]. Результаты этих действий фиксируются прежде всего в образах (двигательных, перцептивных, мнемических, мысленных), которые в свою очередь выполняют регулятивные функции по от­ношению к дальнейшему развертыванию когнитивных и исполнительных актов. Образы реальных предметов всег­да локализуются нами во внешнем пространстве там, где находятся предметы восприятия или действия.

Это же относится и к визуализированным образам, представлениям, которые наблюдатель видит в отсутст-

вие объекта наблюдения. Вне процесса объективации, экстериоризации не существует и образа как некоторой субъективной данности. Благодаря локализации образа во внешнем трехмерном пространстве (в том числе и в транс­формированных субъектом его аналогах [20, 21]) возможно регулирование исполнительных действий, осуществляе­мых во внешнем плане. Другими словами, регуляция исполнительных актов возможна лишь через предмет­ную среду, отображенную в объективированном образе.

В зрительном восприятии выделяют два типа структур: пространственную, связанную с локализацией в координатах трехмерного пространства окружающего мира, и проксимальной стимуляции, соотносимую с ана­томическими координатами сетчатки. В специальных исследованиях возможна демонстрация относительной независимости этих структур друг от друга, хотя в реаль­ном акте восприятия они взаимосвязаны. Обе структуры характеризуются и определенными иконическими (кар­тинными) свойствами [22]. Иконические свойства этих структур составляют чувственную ткань образа {и сознания), которая, как правило, слита с предметным содержанием воспринимаемой действительности [3], т.е. локализуется во внешнем трехмерном пространстве. Дальнейшее обсуждение свойств образа целесообразно проводить в терминах биодинамической и чувственной тканей, хотя их разделение не может быть абсолютным, поскольку и в биодинамической ткани движения присут­ствуют иконические, чувственные свойства. Пространст­венная структура образа складывается в результате пред­метных действий субъекта, благодаря преобразованию биодинамической ткани движения в чувственную ткань пространственного образа. Это относится не только к процессу формирования образа, но и к сформированно­му образу: ведь остановка может рассматриваться как накопленное движение, его симультанный слепок. В сня­том виде биодинамическая ткань движения присутствует и в порожденном и в воплощенном образе.

По мере формирования пространственного образа он наполняется предметными свойствами, облекается чувственной тканью и совместно с ней локализуется во внешнем пространстве. Сказанное справедливо как по отношению к чувственной ткани, связанной по своему происхождению с биодинамической тканью, так и по отношению к чувственной ткани, связанной с иконичес­кими свойствами проксимальной стимуляции. Последняя также экстериоризуется и сливается с пространственной структурой образа. После такого слияния образ выступа­ет в качестве интегрального, неразложимого целого.

Следовательно, в сформировавшемся образе биоди­намическая и чувственная ткани представляют как бы две стороны одного и того же целого. Более того, они стано­вятся обратимыми. При формировании пространствен­ного образа ведущую роль играет биодинамическая ткань движения, действия. В сформированном образе ведущее положение занимает чувственная ткань, в том числе и имеющая своим источником проксимальную ситуацию. При построении движения осуществляется обратный перевод, т.е. чувственная ткань образа трансформирует­ся в биодинамическую ткань движения. Движение в

конечном счете представляет собой как бы субстанцию, каркас образа. И если верно положение о том, что деятельность умирает в продукте, то точно так же должно быть справедливо положение о том, что образ умирает, воплощается в деятельности, чтобы возро­диться в результате ее завершения.

Именно поэтому образы обладают свойством откры­тости. Чувственная ткань пространственного образа, свя­занная по своему происхождению с активными движе­ниями субъекта в окружающем мире, может выступать в качестве регулятора исполнительных действий. Осу­ществление последних вновь приводит к трансформации биодинамической ткани в чувственную, к расширению и фиксации в образе все новых и новых свойств предмет­ной действительности. Однако сложившийся детальный образ окружения сплошь и рядом оказывается чрезмерно избыточным для решения утилитарных задач регуляции исполнительных актов, хотя он, разумеется, необходим для принятия решения о целесообразности того или иного действия. Средством преодоления избыточности при стереотипизации и стандартизации условий выпол­нения действия является трансформация пространствен­ного образа, его биодинамической ткани в более или менее автоматизированную схему. В складывающихся в результате такой трансформации схемах, а затем и в символах усиливаются элементы абстрагирования и со­ответственно уменьшается удельный вес биодинамичес­кой и особенно чувственной ткани.

Сказанное выше позволяет прийти к заключению, что образы, равно как и движения, следует рассмат­ривать как функциональные органы регуляции пове­дения. Подобная трактовка образа как органа индивиду­альности вытекает из воззрений А.А.Ухтомского, рас­сматривавшего доминанту в качестве особого функцио­нального органа. Он писал о ее внешнем и внутреннем выражении [23]. К внешнему выражению доминанты относится стационарно выполняемая работа или рабочая поза организма. К внутреннему выражению относится переживание доминанты в виде сокращенного символа ("психологическое воспоминание"). На эту сторону дела в трудах А.А.Ухтомского обратил внимание Б.Г.Ананьев, который также подчеркивал, что целостный, или интег­ральный, образ может рассматриваться как своеобраз­ный орган поведения [24]. Подобная единая трактовка движений, образов, установок как функциональных ор­ганов индивидуальности облегчает выявление существу­ющих между ними взаимоотношений.

Каждый человек имеет множество образов самых различных пространств: комнаты, улицы, города, люби­мой картины и т.д. Некоторые из нас свободно ориенти­руются в микроскопическом пространстве и даже в про­странстве космоса, причем несомненна способность легко переходить от работы в одном пространстве к работе в другом пространстве. Образы внешнего окру­жения, как правило, включают в себя и "схему тела".

Схема тела — это обобщенное представление чело­века о своем теле: контуре и габаритах, его границах и ориентации и состоянии движения в окружающем про­странстве. Ф.Д.Горбов [25] отмечал, что, непрерывно изменяя положение тела, человек одновременно создает и опробует постуральную модель, формирующую схему тела. Воспринимаемые границы схемы тела чрезвычайно подвижны. В схему тела включаются одежда и разнооб­разные орудия труда (перо, лопата, автомобиль, танкер и т.п.). Ярким примером пространственных свойств обра­зов являются возникающие у ампутированных феномены движений фантомных конечностей, когда культя в дей­ствительности не двигается.

Приведенные примеры свидетельствуют о постепен­ном отодвигании чувствительности индивида во внешнее пространство, о построении индивидом все более аде­кватных и сложных пространственных образов и моделей реальности. Естественно, что в субъективных образах в зависимости от задач деятельности отражение физичес­кого пространства может трансформироваться. Оно может восприниматься в прямой и образной перспекти­вах, намеренно сжиматься или растягиваться, схематизи­роваться и пр. Описание субъективных образов, пред­ставлений и действий в терминах пространственно-вре­менных свойств не более условно, чем описание ДНК в форме двойной спирали. Не случайно специалисты в области психологии труда и эргономики давно работают в таких терминах и понятиях, как пространство моторно­го поля, пространственно-временные свойства движения и восприятия, наглядно-образные схемы, ориентирую­щие деятельность человека в рабочем пространстве. Ис­пользуются и такие термины, как оперативная единица восприятия, образ-манипулятор, который несет в себе и отражение реальности, и ее понимание, и схему действия.

В зрительных образах отражается не только про­странство, но и время. В симультанных картинах ("ос­тановленных мгновениях ") присутствуют элементы на­стоящего, прошлого и будущего. Отражение времени в образах основано как на механизмах восприятия и экстраполяции движений, так и на механизмах, которые подобны полупрозрачной картотеке следов, зафиксиро­ванных в разные моменты времени. Это позволяет, с одной стороны, воспринимать мир стабильным, а с дру­гой — учитывать в нем прошлые, текущие и предстоящие изменения. Следовательно, зрительные образы позволя­ют потенциально и актуально отражать действительность во всем богатстве как видимых, так и скрытых в опреде­ленный момент связей между предметами.

Отражение времени в образах представляет собой основу таких явлений, которые описываются терминами "потребное будущее" (Н.АБернштейн), "акцептор ре­зультатов действия" (П.К.Анохин), "актуальное будущее поле" (Л.С.Выготский).

Создание адекватного концептуального аппарата для описания структурных и функциональных характерис­тик пространственно-временных схем и конструкций, присутствующих в образах, оказывается чрезвычайно сложным делом, поскольку они, как правило, скрыты не только от внешнего наблюдения, но и от интроспекции. В онтогенезе фундаментальные перцептивные категории, образующие основу предметных значений, практически осваиваются до развития процессов вербального обще­ния, в рамках которого первоначально формируется сим-

волическое знание о мире. По мере становления такой мощной системы произвольной регуляции деятельности, какой у взрослого человека является речь, создается впечатление, что процессы наглядно-образного отраже­ния начинают играть подчиненную роль. Следует под­черкнуть, что и на этапе развитого речевого общения восприятие (и содержание образа) неидентично процессу отнесения к тем или иным условным категориям.

В информационном отношении образы представля­ют собой необычайно емкую форму репрезентации окру­жающей действительности. В них находит место ин­формация о пространственно-временных, динамических, цветовых и фигуративных характеристиках предметов. Они многомерны, многокатегориальны, а также полимо­дальны. В образах отражаются не только фундаменталь­ные перцептивные категории, но и взаимоотношения между ними как в рамках одной категории, так и интер­модальные. Высказываются предположения о том, что наглядные образы легко трансформируются в амодаль-ные образы, в перцептивные или предметные понятия комплексы ("размытые понятия") и т.п. Другими слова­ми, образы многослойны и генетически, и функциональ­но, что позволяет человеку как бы перемещаться в мир символических значений и концептов, рефлектировать по поводу верхних слоев построенного им образа мира, сознательно оперировать знаками, символами, словами. Что же касается фундаментальных перцептивных кате­горий, то, хотя они и служат ориентирами практической деятельности человека, предметом рефлексии становятся редко. Конечно, человек продолжает эффективно исполь­зовать наглядно-чувственное, образное отражение предметной действительности, но преимущественно в скрытой, латентной форме.

Подобно тому, как разные стороны сложных двига­тельных актов обеспечиваются координированной рабо­той различных уровней построения движений, воспри­нимаемая пространственная локализация объектов и описание их формы, судя по результатам специальных исследований [26], представляют собой продукты пере­работки информации на различных уровнях построения образа. В восприятии точно так же, как и при регуляции движений, осознается в первую очередь предметное со­держание, соответствующее смысловой стороне стоя­щей перед субъектом задачи. Фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания, даже если речь идет о таких процессах, как отражение яркостных характерис­тик или движения предмета. Эта латентность восприятия, полезная для субъекта, не освобождает психологию от ее вполне сознательного учета, от задачи реконструкции этого удивительного мира психической реальности, от поиска и развития объективных и вместе с тем психоло­гических методов его исследования.

Реконструкция фоновых координации, осуществля­емых на нижних уровнях процесса формирования пред­метного образа, особенно актуальна, потому что объекты, ситуации, события представлены в информационных мо­делях в закодированном виде. Нередки случаи, когда наиболее информативные признаки отображаемых объектов кодируются распределением яркостей, движением, а пространственные характеристики объектов — буквен­но-цифровой информацией или точками и линиями на плоскости средств отображения. Операторы в этих слу­чаях должны восстанавливать ситуацию на основании заведомо бедной, а часто и искаженной входной инфор­мации. Другими словами, фоновые, неосознаваемые в естественных условиях уровни в деятельности оператора становятся предметом специальных перцептивных дейст­вий, на основе которых только и может сформироваться предметный образ отображаемой ситуации.

Исследование работы операторов показывает, что отнесение сведений, получаемых оператором, к реаль­ным объектам, часто выполняется им как вполне созна­тельное действие, которое вызывает определенные труд­ности и нелегко поддается упражнению и автоматизации. Об этих трудностях писал М.Л.Галлай:

"Я представляю себе, как метался взгляд лет­чика от прибора к прибору во время этого раз­ворота: крен, перегрузка, скорость, подъем, курс, снова скорость... Инерция прижимает тело к креслу... Дрожит от напряжения ко­рабль... За покрытыми испариной стеклами ка­бины сплошная молочная мгла, но летчик отработанным за годы полетов внутренним взором видит, какую хитрую, лежащую на самой гранип возможного кривую описывает его машина".

В этом описании обращает на себя внимание, во-первых, что пилот видит не столько приборы, сколько траекторию полета машины в пространстве, и, во-вторых, что это видение — результат работы внутреннего взора, отрабо­танного за годы полетов.

Данный пример — не исключение. Имеется много профессий, основным содержанием которых является восприятие, опознание зрительных образов, их интер­претация и трансформация. Примером может служить дешифрование аэрофотоснимков, снимков в трековых камерах и при рентгенодиагностике. Специфические проблемы возникают при организации деятельности че­ловека в таких условиях, которые существенно изменяют характеристики сенсорных и перцептивных процессов, например зрительное восприятие в безориентирован­ном пространстве, восприятие в условиях невесо­мости или при наличии искажающих сред. Хотя это может звучать парадоксально, но восприятие, кажущееся таким естественным и непосредственным, оказывается серьезной и подчас очень тяжелой работой. Сложность многих профессий, связанных с процессами приема и переработки информации, состоит в том, чтобы обна­ружить в запутанной и неясной картине ясные и отчет­ливые признаки определенных физических событий, т.е. построить образ этих событий, имеющий предметное значение, которое затем могло бы быть переведено в символическую, словесную форму.

Информационная емкость зрительных образов огромна. По сравнению со слуховыми и двигательными образами они характеризуются субъективной симультан-ностью, позволяющей мгновенно "схватывать" отноше­ния между элементами реальной или представляемой

ситуации. Симультанность характеризует не только вос­приятие реальных, но и отображенных, в том числе и закодированных объектов. Поэтому использование многомерных кодов (сочетаний цвета, формы, конфигу­рации и пр.) не вызывает увеличения времени воспри­ятия по сравнению с одномерными кодами [27].

Образы обладают большей, чем слова, ассоциа­тивной силой. Возможно поэтому образы прекрасно хранятся в памяти. После однократного предъявления нескольких тысяч картин наблюдатели способны пра­вильно опознать около 90% [28].

Наряду с отражением реальности зрительные обра­зы содержат интенциональные и аффективные компо­ненты, поэтому регуляция поведения и деятельности по­средством образа замечательна тем, что она допускает определенную меру независимости деятельности от не­посредственной внешней ситуации. Другими словами, образы субъективны и пристрастны. В образах при­сутствуют и оперативные компоненты, поскольку они по своему происхождению связаны с действиями. Наличие оперативных компонентов позволяет образам трансфор­мироваться в перцептивно-моторные схемы и выполнять функцию регуляции поведения с учетом внешних обсто- . ятельств, а равно мотивационных и целевых аспектов деятельности.

Следующая группа свойств связана с их подвиж­ностью и пластичностью. Эти свойства проявляются прежде всего в том, что в образном плане возможны быстрые переходы от обобщенной оценки ситуации к подробному анализу ее элементов. Они обеспечивают различного рода пространственные перемещения отра­женных в образах объектов, их сдвиги, повороты, а также увеличение, уменьшение, перспективное искажение и нормализацию. Эта своеобразная манипулятивная спо­собность зрительной системы [29] позволяет представить ситуацию как в прямой, так и в обратной перспективе. Манипуляции образами служат средствами решения задач опознавания, вносят определенный вклад в меха­низмы константности восприятия, а также являются важ­нейшими средствами продуктивного восприятия и визу­ального мышления [20, 30, 31]. Столкновение или сочета­ние различных образов может выполнять и смыслообра-зующие функции. Как хорошо известно, степень произ­вольности манипуляций образами может быть весьма различной.

Продуктивные манипуляции образами наиболее эф­фективны, когда они происходят либо в отсутствии объ­екта наблюдения, либо при отстройке от внешней ситуа­ции. Визуализация и манипуляция образами в плане наглядного представления интерферируют с перцептив­ной работой, направленной на окружающую действи­тельность, и в меньшей степени с процессами проговари-вания, с внутренней речью. Это создает возможность для параллельной фиксации результатов, полученных при работе с образами в вербальных значениях. Неполные, незавершенные образы, в которых имеется элемент "не­досказанности", нарушения равновесия, напряженности и т.п., провоцируют манипулятивную способность зри-

тельной системы в большей степени, чем завершенные образы.

Исследования манипулятивной способности зри­тельной системы приводят к заключению, что сформи­ровавшийся образ представляет собой полифункциональ­ный орган поведения. В нем фиксировано многоплановое отражение реальности,, он является регулятором испол­нительных актов, вместе с тем выступает в качестве "предмета" репродуктивной или продуктивной деятель­ности и, наконец, в качестве ее продукта. Конечно, образы, складывающиеся в результате предметно-прак­тического действия, отличаются от образов, складываю­щихся в результате перцептивных действий. Это же справедливо и по отношению к образам, складывающим­ся в результате мнемической или умственной деятельнос­ти. Имеются различия и между образами, складывающи­мися в процессе ознакомления, и образами, регулирую­щими исполнительные действия. Хотя они и имеют самое близкое отношение друг к другу, однако их содержание, полнота, уровень обобщения и другие черты различны. Эти свойства образов зависят от решаемой субъектом задачи и от способов ее выполнения, т.е. от характера используемых субъектом перцептивных действий.

Развитие восприятия приводит к тому, что как образ собственного тела, так и образы объектов внешнего мира могут приобрести новое качество и стать частью языко­вого семантического пространства. Образы и процесс восприятия в целом становятся доступными реф­лексивномуанализу. Вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему вос­приятие становится обобщенным и категоризованным. Словесное обобщение позволяет привлечь к анализу сложные смысловые связи, отложившиеся в языке, и выделить те стороны воспринимаемого предмета, кото­рые оставались бы недостаточно воспринятыми. Объек­тивация образов позволяет до реализации исполнитель­ных действий на реальном субстрате "проигрывать" ва­рианты поведения и деятельности на другом субстрате — субстрате отображения, модели, образа.

Приведенная по необходимости краткая характерис­тика зрительных образов подтверждает высказанное ранее положение о том, что изучение процессов приема и переработки информации вне учета огромного инфор­мационного, когнитивного, творческого потенциала, со­держащегося в предметно-практических и чувственно-предметных формах отражения действительности, может приводить к резкому занижению реальных возможнос­тей человека по восприятию и обработке информации. Человек обладает поистине неисчерпаемыми резервами повышения "пропускной способности" восприятия. Все дело состоит в том, что эти резервы необходимо пра­вильно использовать, т.е. создавать внешние средства деятельности, рассчитанные на сильные, а не на слабые стороны когнитивных процессов.

Процессы формирования, опознания и оперирова­ния образами осуществляются при помощи специальных перцептивных действий.

3.4.2. Перцептивные действия

 

Согласно современным представлениям восприятие есть совокупность процессов, обеспечивающих субъек­тивное, пристрастное и вместе с тем адекватное отраже­ние действительности. Адекватность образа дана не из­начально, она достигается благодаря тому, что при фор­мировании образа восприятия происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия. По своему месту в структуре деятельности процессы воспри­ятия обычно являются действиями, за исключением тех случаев, когда создание адекватного или нового образа представляет собой самостоятельный мотив.

Требования, предъявляемые к восприятию со сторо­ны практической деятельности, называются перцептив­ными задачами. Воспринимать это значит решать ту или иную перцептивную задачу, создавая адекватное отражение ситуации, поэтому восприятие представля­ет собой систему перцептивных действий. Перцептив­ное действие включает в себя различные операции и функциональные блоки. Перцептивное действие это активный, динамический, регулируемый задачами дея­тельности процесс, обладающий механизмами обратной связи и предвосхищения, подчиняющийся особенностям обследуемого объекта. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов, вы­ступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве. Эти движения делятся на два больших класса.

В первый класс входят поисковые и установоч­ные движения, с помощью которых осуществляются поиск заданного объекта, установка глаза в наиболее удобную для восприятия позицию и изменение этой позиции. К этому же классу относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук, следящие движения глаза и пр. Подобные движения не только создают наиболее благоприятные условия для восприятия объекта, но уча­ствуют в определении его пространственного положения.

Во второй класс входят собственно-гностичес­кие движения. При их непосредственном участии про­исходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, наконец, осуществляется сам процесс постро­ения образа. При движениях руки, ощупывающей пред­мет, в движениях глаз, прослеживающих видимый кон­тур, происходит непрерывное сравнение образа с ориги­налом. Несоответствие их друг другу вызывает коррек­тирование образа. Следовательно, роль моторики в вос­приятии не ограничивается созданием наилучших усло­вий для работы афферентных систем и заключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного образа объективного мира.

В целях более детального выяснения роли перцеп­тивных действий в формировании образа целесообразно использовать ход рассуждений, в известной мере анало­гичный тому, который был применен Н.А.Бернштейном для выяснения роли сенсорных коррекций в регуляции человеческих движений. Вследствие множества степеней свободы окружающих объектов по отношению к воспри­нимающему субъекту и бесконечного многообразия ус-

ловий их появления они непрерывно меняют свое обли­чье, поворачиваются к нам различными сторонами. Иначе говоря, ни один сенсорный импульс, ни одно раздражение само по себе не может однозначно опреде­лить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, исправляющая неизбеж­ные ошибки и приводящая образ в соответствие с объ­ектом.

Однако если такой образ будет материализован лишь во внутренних процессахорганизма (в состояниях рецеп­тора и коркового конца анализатора), то сопоставление его с оригиналом окажется невозможным и, таким обра­зом, требуемая коррекция не сможет осуществиться. Следовательно, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая и происходит в виде перцептивных действий. Подобно тому как двигательное поведение субъекта может согласовываться с условиями задачи лишь благодаря сенсорной коррекции, адекватность вос­приятия обеспечивается в конечном счете эффекторной коррекцией.

Более широкий аспект этой проблемы состоит в том, что вообще физиологическая схема активности (безраз­лично, идет ли речь о схеме рефлекторной дуги или рефлекторного кольца) не может "включить в себя объект" с его специфическими предметными свойствами. В пределах этой схемы объект может выступать лишь как внешний по отношению к данному процессу компонент, как раздражитель, подлежащий перешифровке в серию нервных импульсов. Для включения объекта в систему человеческой активности необходимо выйти за пределы ее физиологического описания и рассмотреть ее психо­логически как внешнюю целесообразную деятельность субъекта. Последняя включает в себя объект со всеми его специфическими особенностями как свой собственный органичный компонент. Сказанное в полной мере и в первую очередь относится к орудиям труда, которые включаютсяв "схему тела" человека настолько, что чувствительность переносится на их границы.

Овладение системой перцептивных действий требу­ет специального обучения и достаточно долгой практики. Существенно, что как сами перцептивные действия, так и критерии адекватности образа не остаются неизменны­ми, а проходят значительный путь развития вместе с развитием самой деятельности.

Процесс формирования образа включает в себя целый ряд перцептивных действий, таких как обнаруже­ние, выделение адекватных задачам деятельности ин­формативных признаков, обследование выделенных при­знаков и собственно построение образа. Перцептивные действия в своей развернутой внешней форме выступают лишь на ранних стадиях онтогенеза или функционально­го генеза при столкновении наблюдателя с новым для него перцептивным содержанием. В этих случаях наибо­лее отчетливо обнаруживаются их структура и роль в формировании образов восприятия.

В дальнейшем они претерпевают ряд последователь­ных изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта "усмотрения" объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии и оши-

бочно принимался ими за исходную генетически первич­ную форму восприятия.

Важнейшим средством восприятия является воз­можность перестройки перцептивных образов и моделей внешнего мира и смены способов их построения и опозна­ния. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных моделей. В процессе их формиро­вания они уточняются, из объекта извлекаются инвари­антные свойства и признаки, что приводит в конце кон­цов к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле.

Многообразие возможных перцептивных образов одной и той же ситуации или объекта объясняется тем, что внешние перцептивные действия, как и исполнитель­ные действия, заключают в себе отражение двигательной задачи. Участие по-разному организованных движений и действий в процессах восприятия является основой и для объяснения субъективности и пристрастности воспри­ятия. В ходе развития перцептивных действий формиру­ются и развиваются также их когнитивные продукты, к числу которых относятся сенсорные и перцептивные эталоны, оперативные единицы восприятия, схемы, обра­зы и т.д.

Важнейшую роль в восприятии играет формирова­ние сенсорных эталонов, которые соответствуют не единичным свойствам окружающей действительности, а системам общественно выработанных сенсорных качеств [32]. К ним относятся общепризнанная шкала музыкаль­ных звуков, "решетка фонем" родного языка, система геометрических форм и т.п. Если сенсорные эталоны представляют собой результат общественно-историчес­кой деятельности человечества по выделению и созданию систем сенсорных качеств, необходимых для ориентиров­ки в окружающем мире, то результат индивидуальной деятельности человека по усвоению сенсорных эталонов называется оперативными единицами восприятия.

Оперативные единицы восприятия представляют собой компактные, семантические целостные образова­ния, формирующиеся в результате перцептивного (в том числе и профессионального) обучения и создающие воз­можность практически одномоментного (симультанного, одноактного), целостного восприятия объектов и ситуа­ций независимо от числа содержащихся в них признаков. Конкретно, оперативные единицы восприятия выступа­ют как содержание, выделяемое субъектом при выполне­нии той или иной перцептивной задачи. Развитие воспри­ятия связано со сменой оперативных единиц. Как пока­зывают исследования, эта смена выражается в преобра­зовании групп случайных, частных признаков в структур­ные, целостные признаки [33, 34]. Параллельно происхо­дит изменение и совершенствование самих перцептив­ных действий.

Всякий раз, когда субъект сталкивается с новой для него действительностью или когда сформированный ранее образ оказывается неадекватным, процесс воспри­ятия вновь превращается из симультанного в сукцессив-ный и совершается с помощью развернутых перцептив­ных действий.

В развитых процессах восприятия имеются специ­альные опознавательные действия.С их помощью производится выделение информативного содержания, по которому наблюдатель может сличить предъявленный объект с уже сформированными оперативными единица­ми восприятия, опознать его и, наконец, отнести к како­му-либо классу, т.е. категоризовать. Опознание требует значительно меньше времени, чем формирование образа. Ддя сличения и опознания достаточно выделить в объекте лишь отдельные характерные, информативные признаки. Это оказывается возможным потому, что в оперативных единицах восприятия аккумулирован прошлый опыт ак­тивной организации перцептивных действий, т.е. хоро­шо усвоенных "схем" обследования объекта. Эти схемы выступают как совокупность правил или обобщенных моторных программ,предназначенных для выделения существенных аспектов "типичного" в данном классе объектов.

Указанные свойства оперативных единиц воспри­ятия лежат в основе не только процессов обследования и опознания, но и процессов порождения или визуализа­ции образа, происходящих в отсутствие физического стимула. Подобная трактовка оперативных единиц вос­приятия близка к теории схем Ф.Бартлетта [35] и к понятию общей эфферентной готовности индивида, ко­торое является центральным в моторной теории зритель­ного восприятия, развиваемой Л.Фестингером и др. [36]. Согласно этой теории, осознанное зрительное воспри­ятие контура объекта определяется эфферентной готов­ностью индивида к выполнению определенных движений глаз, рук, головы и туловища в ответ на поступающую зрительную информацию. Под эфферентной готов­ностью понимается совокупность заранее программиру­емых эфферентных инструкций (моторных программ), которые активизируются зрительной информацией и находятся в состоянии готовности к мгновенному ис­пользованию.

Эфферентная готовность, актуализируемая стиму­лом, может относиться как к развертыванию перцептив­ных и опознавательных действий, так и к реализации приспособительных, исполнительных действий. В послед­нем случае эфферентная готовность ускоряет реализа­цию исполнительных действий и может служить источ­ником ошибочных действий.

Возвращаясь к характеристике оперативных единиц восприятия, следует сказать, что в них отражен не только субъективный план восприятия, но и объектив­ная характеристика условий задачи и возможные стра­тегии и способы ее решения. В них содержится отража­тельный компонент (чувственная ткань, перцептивное значение и т.п.) и динамический, оперативный компонент (эфферентная готовность к дальнейшему развертыванию перцептивных действий, направленных на более полное формирование образа ситуации, готовность к визуализа­ции и даже к реализации исполнительных действий в хорошо знакомых, несложных ситуациях). Это означает, что в оперативных единицах восприятия может иметь место слияние перцептивных значений с эфферентной

готовностью к актуализации обобщенных моторных про­грамм.

Сенсорные эталоны, равно как и оперативные еди­ницы восприятия, следует рассматривать в качестве оп­ределенных инструментов, орудий осуществления пер­цептивных и опознавательных действий. Эталоны опос­редуют эти действия подобно тому, как практическая (трудовая) деятельность опосредуется орудием, а мысли­тельная — словом.

Развитие восприятия приводит к созданию емкого алфавита оперативных единиц восприятия, т.е. опре­деленной совокупности схем, перцептивных моделей ок­ружения. Если на фазе построения образа и его транс­формации в оперативные единицы восприятия происхо­дит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или исполнительного действия на основе сложившихся оперативных единиц восприятия характеристики и направленность процесса существенно изменяются. Эти изменения состоят в том, что субъект уже не только воссоздает с помощью перцеп­тивных действий образ объекта, но и перекодирует, переводит получаемую информацию на язык оператив­ных единиц восприятия или усвоенных перцептивных моделей. Иными словами, одновременно с уподоблением воспринимающих систем объекту происходит уподобле­ние объекта субъекту, и только это двустороннее пре­образование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объ­ективной реальности.

Сказанное выше свидетельствует о том, что процес­сы восприятия активны, историчны и предметны.Последнее качество восприятия выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцеп­тивного образа. Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. С целостностью восприятия тесно связана его константность, под которой пони­мается относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от проекционных характеристик их отображений на рецепторные поверхности органов чувств. Источниками константности служат активные перцептивные действия. С помощью перцептивных опе­раций из изменчивого потока стимуляции выделяется относительно инвариантная структура свойств предмета. Формирующиеся в самых разнообразных условиях опе­ративные единицы позволяют активно учитывать изме­нения проекционных свойств предмета и компенсиро­вать их. В меру этого учета отражение предмета сохра­няется неизменным относительно движений как объекта, так и наблюдателя. Следовательно, изменения проекци­онных свойств предмета могут быть даже необходимыми для сохранения константности.

Как отмечалось, зрительная система обладает ярко выраженной манипулятивной способностью, которая, как и внешние перцептивные действия, есть производная от практических, предметных действий. Одной из важ­нейших задач, решаемых этим перцептивным механиз­мом, является встречное изменение оперативных единиц восприятия, компенсирующее изменение стимуляции от объективно стабильного предмета. Способность манипу­лировать образом позволяет нам воспринимать стабиль­ными и константными предметы, видимые под различ­ным углом, с разного расстояния, а также в условиях вызванного движениями глаз относительного перемеще­ния в поле зрения.

Манипуляции образом и оперативными единицами восприятия осуществляются при помощи особого класса перцептивных действий, которые получили название ви­карных. Благодаря викарным движениям глаз анали­зирует различные участки последовательного обра­за.Характерно, что викарные движения глаз наблюдают­ся после тахископического предъявления изображений, слишком коротких для каких-либо поисковых движений глаз. Они наблюдаются и в условиях стабилизации изо­бражения относительно сетчатки, во время сновидений, при представливании объекта в его отсутствие, при ра­боте с визуализированными образами и т.д. В последних случаях они выполняют функции анализа и трансформа­ции зрительных образов. Викарные перцептивные дейст­вия замещают действия с реальными объектами, пред­варяют и проектируют их. Механизм викарных перцеп­тивных действий, по-видимому, состоит в избирательном изменении чувствительности отдельных участков сетчат­ки, управляемом малоамплитудными движениями глаз. Эти движения совершаются в зоне 2 — 5 градусов и имеют форму либо дрейфа, либо быстрых скачков. Этот меха­низм получил наименование механизма функциональной фовеа [29].

В зависимости от сложности задачи, от наличия у субъекта предварительного опыта, в том числе и соот­ветствующих задаче оперативных единиц восприятия, ее решение может потребовать включения различных перцептивных действий: обнаружения, идентификации, опознания, информационного поиска и т.д. В свою оче­редь, каждое из этих действий может выполняться в более или менее полном составе перцептивных операций. Так, например, зрительная оценка удаленности возможна за счет учета большого числа различных признаков рас­стояния до объекта (диспаратность, монокулярный парал­лакс движения, различия в угловых размерах близких и далеких объектов, высота, положение объекта в поле зрения и т.д.). В зависимости от условий наблюдения используются те или другие признаки, и хотя конкретные перцептивные операции в каждом случае различны, ре­зультат — формирование представления об удаленности объекта — оказывается примерно одинаковым. То же самое можно сказать о восприятии формы либо при помощи осязания, либо зрительно. Процессы опознания могут совершаться как одноактные симультанные дейст­вия, так и приобретать развернутую форму сличения отдельных признаков объекта с признаками эталона.

Даже процесс обнаружения, который, казалось, за­нимает исходное положение в системе перцептивных действий, может включать в себя развернутые процессы информационного поиска, идентификации, сличения и опознания. Другими словами, в каждом отдельном случае в зависимости от задачи, предметного содержания дея­тельности и опыта наблюдателя происходит актуали-

зация, или формирование адекватной условиям деятель­ности функциональной структуры перцептивных дейст­вий и операций.

При решении многих научных и особенно приклад­ных задач нередко приходится сталкиваться с ситуация­ми, выходящими за пределы "разрешающей способнос­ти" анализа макроструктуры познавательных процессов. Это в полной мере относится и к восприятию, которое в повседневной жизни и профессиональной деятельности чаще всего выступает в качестве операции. При этом оно, конечно, не перестает быть сложным психическим про­цессом. Термины "симультанность" и "одноактность" — это не более чем эпитеты, маскирующие действительную сложность сформированных перцептивных действий. Поэтому для понимания и оптимизации перцептивных процессов необходимы средства микроструктурного анализа, а также своего рода зонды, с помощью которых оказалось бы возможным исследование хотя и кратковре­менных, но в высшей степени продуктивных психичес­ких процессов. Другими словами, для многих практичес­ких задач требуется использование и разработка прин­ципов анализа микроструктуры деятельности, которые позволили бы получить детальное описание перцептив­ных действий и операций и, что не менее важно, уста­новить характер складывающихся между ними координа­ции. Сказанное относится как к восприятию предметного окружения (включая анализ фаз восприятия в реальном масштабе времени — микрогенетический аспект изуче­ния восприятия), так и к исследованию процессов при­ема, хранения, использования и воспроизведения графи­ческой, символической и других видов информации.

В одном из исследований микрогенеза восприятия, выполненного в контексте микроструктурного анализа, была получена не только качественная, но и количествен­ная характеристика процесса. Удалось установить вре­менной ход микрогенеза восприятия объекта в порядко­вой и даже метрической форме. Рассматривались три класса перцептивных задач. В первый класс были вклю­чены процессы локализации объекта в трехмерном про­странстве,а также оценка его размеров. На решение этих задач ушло примерно 50 мс. Решение задач второго класса связывалось с возможностью оценки временной последовательности событий, что потребовало при интра-и интермодальных сочетаниях стимулов около 100 мс. В этот класс вошли процессы восприятия светлоты и пара­метров движения объектов. Эти виды восприятия инва­риантны относительно пространственного положения, а видимая яркость еще и относительно длительности предъявления. Наконец, третий класс перцептивных задач составили процессы восприятия формы объектов. В течение 100—150 мс с момента предъявления стимула объект выступал в восприятии как бесформенное и весь­ма лабильное образование. Потребовалось 200 — 300 мс, чтобы форма была воспринята как инвариантное целое, сохраняющее взаимное расположение своих частей во время разнообразных движений, наклонов, поворотов объектов в пространстве. Время восприятия ригидной формы зависит от скорости движения и сложности формы, которая приблизительно пропорциональна числу

элементов формы и случайности их расположения [26, 37].

Показано, что внутри процессов восприятия фигура­тивных характеристик предметов отчетливо выделя­ются две самостоятельные стадии. На первой, более быстрой стадии происходит оценка общих очертаний, в частности ориентации предмета в пространстве; на второй оценка спецификации внутренних деталей объекта. Для завершения второй стадии необходимым оказывается участие фокального внимания. Зрительное восприятие, таким образом, движется от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих облас­тей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей.

Все это позволяет говорить о различных уровнях построения образа предмета.Процесс микрогенеза представляет собой последовательное восхождение с уровня на уровень, регулируемое перцептивной или любой другой задачей, а также временными и энергети­ческими условиями стимуляции [26]. По мере восхожде­ния в восприятие вовлекаются все новые системы функ­циональных блоков, операций и перцептивных действий. Эти материалы дают основание вернуться к обсуждав­шейся выше проблеме перцептивных и вербальных зна­чений и категорий. Минимальная задержка вербальной категоризации при зрительном восприятии равна 250 — 300 мс. За это время заканчивается перцептивная катего­ризация данных о локализации в трехмерном простран­стве, параметрах движения, форме предмета.

Легко видеть, что при целостном восприятии объек­тов в таком временном масштабе вербализация всей извлеченной перцептивной информации невозможна. Нужно учесть также, что каждая из перцептивных кате­горий имеет свою метрику. Очевидно, предел вербальной категоризации ставит наша кратковременная память. Если она и происходит, то лишь в отношении последней по времени (в шкале микрогенеза) выделенной перцеп­тивной категории. Естественно, что при соответствую­щей установке наблюдатель может сделать любую из перечисленных категорий объектом целенаправленного перцептивного действия. Его результатом окажется вер­бальная категоризация. Наличие остальных также может быть зафиксировано в вербальной форме, но точность их абсолютной оценки будет существенно ниже по сравне­нию с категорией, выступающей предметом специально­го развернутого перцептивного действия.

В зависимости от задач и установок субъекта мик-рогенез может не проходить все стадии, а заканчиваться на любой из них. В зависимости от тех же обстоя­тельств и свойств стимуляции некоторые из стадий могут не участвовать в процессе восприятия. Так, на­пример, на основании исследований микрогенеза выдви­нута гипотеза о том, что аконстантное восприятие — это нормальное восприятие, в микроструктуре которого "свернуты" некоторые низкоуровневые операции оцен­ки положения объекта в трехмерном пространстве. Не­завершенностью микрогенеза объясняется и такой тип восприятия, который принято называть импрессионисти-

ческим. Этот способ видения и в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности занимает значительно больший удельный вес, чем внимательное, детальное рас­сматривание. Мы часто смотрим широким полем зрения, "не позволяя" микрогенезу завершиться отчетливым вос­приятием отдельного предмета. Приспособительный смысл этого способа восприятия состоит в том, что пер­цептивные системы открыты для приема ожидаемой или срочной информации.Исследования микрогенеза восприятия проводятся в настоящее время в достаточ­но широких масштабах. На их основе возможна оптими­зация процессов управления различными транспортными системами, когда человек не только имеет дело с ото­браженной информацией, но и должен ориентироваться в реальном пространстве среди реальных движущихся объектов.

Полнота микрогенеза определяется перцептивной или практической и тому подобной задачей. Так, в про­цессе формирования образа объекта с целью его после­дующего узнавания или запоминания будут выделяться различные признаки. Если же необходимо принять реше­ние о целесообразности того или иного действия, то выделяемые признаки могут оказаться совсем другими по сравнению с мнемическими задачами. Именно для принятия решения необходимо формирование целостно­го, предметного, константного и категориального образа объекта или ситуации. Но такой образ, будучи необходим для принятия решения, обладает весьма ограниченными возможностями регуляции предстоящего действия. Он должен быть преобразован и перестроен в интересах действия. Эта перестройка идет в направлении его декомпозиции и дезинтеграции, выделения в нем отдель­ных перцептивных категорий, таких как пространство, движение, истинная (а не константная) величина, форма и lip. И каждая из указанных категорий должна найти адекватное отражение в моторных программах. Вполне вероятно, что микрогенез перцептивных категорий, на­блюдающийся в процессе формирования образа, его композиции отличается от порядка выделения перцеп­тивных категорий, участвующих в построении действия. Не исключен и обратный микрогенез, или обратная раз­вертка целостности, в процессе декомпозиции образа и формирования моторных программ.

Учет этой реальной сложности требует отказа от простой линейной цепочки: восприятие, решение, дейст­вие, контроль. В более широких структурах деятельности, включающих указанные компоненты, трудно однозначно локализовать тот или иной компонент. Для их описания необходимы новые экспериментальные и концептуаль­ные средства анализа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.