Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями



 

Первоначально предполагалось, что центральные ме­ханизмы могут выполнить эту функцию, используя жест­кие шаблоны, которые заранее предопределяют характер и последовательность требуемых движений. Р.Вудвортс [11] для такого способа построения движений ввел тер­мин "центральное", или "моторное" программирование. Он доказывал наличие моторных программ, изучая бы­стрые произвольные движения человека.

Анализ кинематических характеристик точных дви­жений руки привел его к заключению, что существует фаза движения, независимая от зрительной обратной связи, фаза, определяемая первоначальной программой. Наряду с этой фазой существует и вторая фаза, совер­шаемая с учетом зрительной обратной связи и обеспечи­вающая точностные характеристики движения. Таким образом, Вудвортс описал способы управления движени­ем, получившие позже наименование управления по от­крытому и закрытому контурам регулирования.

Имеется большое число работ, в которых преодоле­вается альтернатива между концепциями открытого и закрытого контуров и делаются попытки соединить силь­ные стороны обеих концепций: построение программы и коррекция движений по ходу их реализации с помощью каналов обратной связи.

В теории Н.А.Бернштейна удачно сочетаются кон­цепции открытого и закрытого контуров, т.е. он ввел в свою модель построения движений как программу, так и обратную связь. На рис. 3-5, 3-6, 3-7 и 3-8 показано, как на основе исследований строился и строится концепту­альный аппарат для описания работы по построению движений, как предложенное Н.А.Бернштейном взамен рефлекторной дуги рефлекторное кольцо заполнялось внутренним содержанием, трансформировалось в модель произвольного действия. Аналогичная попытка соедине­ния двух концепций, но с учетом последних достижений в теории и практике изучения движений была выполнена Р.Шмидтом [12].

Рассматривая функции "задающего" элемента, Бернштейн совершенно справедливо ставит вопрос о происхождении макропрограммы целевого действия и о связи ее с двигательной задачей. Последняя прямо или косвенно определяется ситуацией, сложившейся к дан­ному моменту. В качестве определяющего фактора в возникновении и формировании макропрограммы двига­тельного акта в теории Бернштейна выступает образ, или представление результата действия (конечного или поэтапного). "Привлечение мной для характеристики ведущего звена двигательного акта понятия образа или представления результата действия, принадлежащего к области психологии, с подчеркиванием того факта, что мы еще не умеем назвать в настоящий момент физиоло­гический механизм, лежащий в его основе, никак не может означать непризнания существования этого пос­леднего или выключения его из поля нашего внимания. В неразрывном психофизиологическом единстве процес­сов планирования и координации мы в состоянии в настоящее время нащупать и назвать определенным тер­мином психологический аспект искомого ведущего фак­тора, в то время как физиология, может быть, в силу отставания ее на фронте изучения движений... еще не сумела вскрыть его физиологического аспекта. Однако ignoramus не значит ignorabimus" [13, с.241].

Сенсорные коррекции осуществляются в общем слу­чае всеми имеющимися в распоряжении организма ре-цепторными аппаратами. В частных случаях некоторые из обратных связей могут не участвовать в управлении движением. Первичные сигналы рецепторов предвари­тельно подвергаются сложной обработке и "перешиф­ровке", необходимой, например, для того, чтобы их можно было сличить с проектом движения, построенным на языке пространственно-кинетических представлений. Полученные в результате обработки "синтезы", состав­ленные из сигналов всех видов обратных связей, участ­вующих в управлении данным движением, служат для сенсорных коррекций.

Понятие о сенсорном синтезе играет в модели Бернштейна фундаментальную роль. Состав образую­щих его афферентаций, т.е. обратных связей, и принцип их объединения служат главным критерием, отличаю­щим один уровень построения движения от другого.

Каждая двигательная задача находит себе в зависимости от свое­го содержания и смысловой струк­туры тот или иной ведущий уро­вень. Уровни различаются между собой не только видом сенсорного синтеза, но и анатомическим суб­стратом, т.е. совокупностью орга­нов нервной системы, без которых осуществление функции этого уровня невозможно.

В зависимости от цели и смы­слового содержания двигательного акта один из уровней берет на себя роль ведущего, координирующего действия нижележащих фоновых уровней. Во всяком движении осоз­нается только ведущий уровень. Выработка двигательного навы­ка это процесс формирования в ходе обучения и тренировки уровне-вого состава движения, выделения ведущего уровня и срабатывания между собой всех вовлеченных в уп­равление уровней.

Предложено большое число разнообразных вариантов теорий закрытого контура регулирования, описывающих более или менее сложные акты человеческого пове­дения и деятельности. Эти теории относятся к таким процессам, как дискретные и непрерывные двига­тельные процессы, перцептивно-моторные навыки, речевое поведе­ние и т.д. Общие черты этих теорий состоят в том, что закрытый контур предполагает знание субъектом хода осуществления движения. Это знание получается посредством об­ратной связи от движения и направ­ляется на управление движением. Закрытый контур основывается на контроле за информацией от эле­ментов системы, "подсчете" и учете ошибок, указывающих на направле­ние или степень отклонения выхода системы за пределы заданного, а также исправлении этих ошибок. Основная функция систем закрыто­го контура состоит в минимизации ошибок.

Для понимания процесса пре­вращения человеческой руки в "орудие орудий" необходима иная теоретико-методологическая ори­ентация исследований исполнитель­ной деятельности. Движения живо­го органа должны быть не только

 

поняты, но и раскрыты как своего рода морфологические объекты, функциональные органы. Функциональным ор­ганом "является всякое временное сочетание сил, способ­ное осуществить определенное достижение". Аналогия между движениями живого органа и анатомическими органами или тканями убедительно обосновывалась двумя главнейшими его свойствами: "...во-первых, живое движение реагирует, во-вторых, оно закономерно эволю­ционирует и инволюционирует" [13, с. 178]. Подобная трактовка живого движения, выделение в качестве объ­екта исследования его "биодинамической ткани" задает новую стратегию его научного изучения и практической организации. В частности, она означает и то, что движе­ние, моторная схема, навык не могут быть усвоены — они должны быть построены субъектом. "Упражнение — это повторение без повторений" [13].

Известно, что по мере овладения человеком опреде­ленной системой движений, последняя стереотипизует-ся. Но далее "...эта система, бывшая раньше чем-то внешним, являвшаяся объектом усвоения, превращается постепенно в своеобразный орган индивидуальности, в средство выражения и реализации отношения человека к действительности" [14, с.394]. Современную эргоно­мику все в большей мере интересует строение этого "органа индивидуальности", понимание и предвидение того, что может быть реализовано с его помощью.

 

3.4. Функциональная структура познавательных действий

 

Трактовка психических процессов как специальных познавательных действий, фор­мирующихся в онтогенетическом и функцио­нальном развитии, с каждым годом получает все новые и новые экспериментальные под­тверждения, находя практическое приложение в эргономике. Специализация и дифференциа­ция трудовой деятельности привели к тому, что функции работающего нередко ограничивают­ся преимущественно сферой восприятия, в ре­зультате чего процессы обнаружения, иденти­фикации, опознания, информационного поиска, перекодирования, кратковременного хранения и передачи информации, принятия решений выступают в трудовой деятельности как самостоятельные целенаправленные действия. Естественно, что каждое такое действие завер­шается определенным исполнительным актом, т.е. входит в более широкую структуру деятель­ности, но поскольку эти исполнительные акты зачастую достаточно элементарны, профессио­нальное мастерство может определяться пер­цептивными или интеллектуальными компо­нентами. Поэтому эргономика все чаще обра­щается к общей, экспериментальной и даже генетической психологии, активно ставит и ре­шает новые проблемы, которые входят в ком­петенцию этих разделов психологии.

В настоящем разделе представлена лишь общая характеристика важнейших когнитивных процес­сов, играющих ведущую роль в трудовой деятельности, и приведены материалы, которые могут быть полезны при решении проектировочных задач эргономики. Специаль­ное внимание при этом уделено огромным резервам, имеющимся в человеческом восприятии, памяти, резе­рвам, рациональное использование которых может суще­ственно облегчить решение сложных технических задач. В предыдущем разделе было показано значение об­раза ситуации и образа действий, которые должны быть выполнены в этой ситуации для формирования навыков. Исследования образов и соответственно особенностей их формирования стали центральными и в когнитивной психологии [15, 16].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.