Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Математическое моделирование деятельности человека-оператора 10 страница



Моделирующий комплекс (летательный тренажер)самолета "Боинг-727-200", созданный фирмой "Сингер-Линк"и установленный на подвижном основании с шес­тью степенями свободы, обеспечивает имитацию всех наземных операций и операций пилотирования с воспро­изведением натуральных шумов при работе силовых ус­тановок, аэродинамических шумов и звуков выпуска или уборки шасси. Создание второго тренажера осуществля­лось на базе концептуальных проработок перспективного пассажирского самолета.

Комплекс позволяет воспроизводить цветные изо­бражения различных аэропортов, наблюдаемые через остекление кабины в сумерках и ночью. При этом с помощью светящихся точек обозначаются различные объекты, а также текстура земной поверхности и поверх­ности зданий в условиях естественной освещенности или при освещении посадочными огнями самолета. Комплекс позволяет также воссоздать обстановку в дневных усло­виях и реальную обстановку в условиях тумана, облач­ности,* кратковременного снегопада или ливня. Кроме того, через него может передаваться воздушная и назем­ная обстановка от имитатора управления воздушным движением.

Системное моделирование явилось основанием для разработки английским Национальным институтом сельскохозяйственной техники эргономического моде­лирующего комплекса[37], позволяющего изучать и оп­тимизировать все параметры рабочего места, влияющие на комфортность и безопасность труда. Комплекс вклю­чает макет рабочего места тракториста в натуральную величину. С его помощью можно моделировать все усло­вия труда (шум, вибрации и др.), исследовать рабочие позы человека в ситуациях, приближенных к реальным. Макет установлен на алюминиевой несущей системе, которая под действием трех гидроцилиндров может ис­пытывать смещения и вибрации в трех направлениях: продольном, поперечном и вертикальном.

Созданный комплекс знаменует переход к принци­пиально новому методическому подходу эргономическо­го проектирования трактора по сравнению с традицион­ным, в основе которого лежат вычленение одного пара­метра рабочего места и преобразование его до оптималь­ного значения. Практика показала, однако, что получае­мые на экспериментальных стендах и опытных образцах машин значения далеко не всегда соответствуют тем, которые наблюдаются на машинах, работающих в реаль­ных условиях. Так, не оправдала себя установка эргоно­мистов и конструкторов на максимальное глушение шума в кабине: оказалось, что фермеры эффективно использу­ют каналы слухового контроля работы механизмов трак­торов и потому сознательно нарушают герметизацию кабины. Полностью остекленные кабины проектирова­лись в расчете на обязательное использование кондици­онеров, без которых в кабине возникает "парниковый эффект", однако высокая стоимость и недостаточная надежность кондиционеров препятствуют их широкому применению. Исследовать динамику какого-либо пара­метра в зависимости от группы других, имитировать с помощью экспериментальных стендов реальные условия, в которых работает тракторист, и помогает созданный комплекс.

Проблема шума изучалась на моделирующем ком­плексе путем предъявления трактористу—испытуемому записанных на магнитную ленту реальных шумов, возни­кающих при характерных неисправностях машины. Шумы воспроизводились в произвольном порядке через случайные временные интервалы. О своих реакциях ис­пытуемый сообщал либо устно, либо нажатием на кнопку или педаль (имитация естественной реакции на неис­правность). Было установлено, что реакции испытуемого не всегда адекватны и часто запаздывают. Исследования указали также на необходимость облегчения контроля работы машины на слух, в связи с чем изучались два пути: применение устройств для усиления информативных шумов и активное подавление обычных фоновых шумов.

Особое внимание уделялось проведению стендовых и полевых испытаний гидростатических систем рулевого управления и систем с сервоприводом, для чего на раз­личных скоростях исследовалась точность управления трактором. Было выявлено, что повышенная скорость и чувствительность системы управления вынуждают трак­ториста сосредоточивать внимание на движении агрега­та, а на контроль качества работы не остается времени (при уборке свеклы, например, в этих условиях потери возрастают в среднем на 13%). По результатам исследо­ваний разработана новая система управления, отвечаю­щая реальным особенностям труда тракториста.

На этой установке исследовались различные типы сидений. При этом оценивались толщина и угол наклона подушки, угол наклона и кривизны спинки, плотность и мягкость обивки и другие параметры, включая степень поглощения подвеской сиденья вибраций платформы. Результаты исследований на стенде позволили опреде­лить требования к "идеальному сиденью", его геометрии, морфологии в соответствии с особенностями трудовой деятельности тракториста.

Еще один моделирующий эргономический комплекс и его использование описываются в приложении 2.

2.7.2. Автоматизированные системы эргономического проектирования

 

Эффективным средством эргономического проекти­рования становятся автоматизированные системы проек­тирования (САПР), состоящие из ЭВМ, графических уст­ройств ввода —вывода и разнообразных пакетов про­граммного обеспечения. Автоматизированные системы эргономического проектирования развиваются под воз­действием и в i русле общего процесса автоматизации проектирования. По мере совершенствования программ­ных и аппаратных средств вычислительной техники, ин­терфейса "человек — САПР" все большее число задач эргономического проектирования решается с примене­нием указанных систем.

Конкуренция на рынках сбыта побуждает промыш­ленные предприятия сокращать сроки проектирования и производства изделий при одновременном повышении их качества. Поиски путей решения названных задач стимулируют развитие и применение систем автоматизи­рованного проектирования, в том числе и эргономичес­кого. Немецкими специалистами создана автоматизиро­ванная система эргономического проектированияЭРГОМАС (ERGOMAS — Ergonomic Design and Optimisa­tion of Manufacturing and Assembly Systems), которая позволяет осуществлять пространственную планировку производственных систем, оптимизировать сборочные линии, организовывать потоки материалов, проектиро­вать рабочие места и производить их оценку, анализиро­вать временные нормативы и определять стоимость про­цесса сборки [38]. ЭРГОМАС способствует быстрому и падежному эргономическому проектированию и оценке рабочих мест путем использования следующих компо­нентов: трехмерной модели человека, зон досягаемости и полей зрения. Зоны досягаемости зависят от действий человека на рабочем месте. В соответствии с полом оператора и выбранным перцентилем ЭРГОМАС показы­вает зоны досягаемости. Возможны следующие зоны досягаемости: идеальная, физиологически максимальная, геометрически максимальная.

Дополнительный программный модуль.ЭРГОМэн по­зволяет моделировать действия человека на рабочем месте. Биомеханическая трехмерная модель человека в соответствии с выбранными полом и перцентилем поме­щается на рабочем месте. Различные человеческие дви­жения характеризуются путем измерения времени от­дельных моментов движения мультипликационных изо­бражений. Модель человека можно помещать в положе­ние сидя или стоя, нагрузка на суставы во время движе­ний вычисляется и графически документируется. Допол­нительно для помощи пользователю имеется справочник гипертекст, который через посредство ключевых слов предоставляет важную информацию по вопросам окру­жающей среды, об эргономических стандартах, инструкциях безопасности и т.д. Содержание справочника может модифицироваться и дополняться пользователем.

Основные модули ЭРГОМАСа основываются на объ­емлющей системе управления базой данных и заново разработанной графической системе для трехмерных изображений и изменения их расположения на экране дисплея. Созданная автоматизированная система эргоно­мического проектирования повышает производитель­ность труда проектировщиков, сокращает время проек­тирования, повышает качество проектных работ и позво­ляет избежать ошибок при их выполнении.

Широкое применение систем автоматизированного проектирования в авиационной индустрии США побуж­дает эргономистов этой отрасли интенсивно разрабаты­вать автоматизированные системы эргономического про­ектирования [39]. Компьютеризованный манекен чело­века корпорации "Локхид",например, позволяет решать широкий крут антропометрических задач проектирова­ния и оценки (обзор и досягаемость, рабочие позы). Манекен — элемент интегральной системы машинного проектирования этой корпорации.

Убедившись на собственном опыте, что двумерные чертежи, содержащие антропометрические данные, се­годня анахронизм, венгерские и немецкие эргономисты разработали программу ОСКАР,являющуюся динамич­ным партнером проектировщика. Она демонстрирует ему на экране дисплея в удобной для восприятия форме банк антропометрических и биомеханических данных. Программа построена на основе 10 млн. данных, включа­ющих перцентили от 2.5 до 97.5. На экране проектиров­щиком задается вариант объемно-пространственного ре­шения искомой структуры, затем в ней начинает "жить" подвижное объемное изображение человека, которое выполняет команды проектировщика, вплоть до возрас­тного изменения подвижности суставов.

Российскими учеными и специалистами создана экспертная система автоматизированного эргономичес­кого проектирования и оценки систем "человек—маши­на".Оболочка экспертной системы связана с банком эргономических данных, имеет "дружественный" пользо­вателю интерфейс и функционирует в среде MS-DOS (версии 5.0 и выше) на персональных компьютерах [40, 41].

Получила широкую известность автоматизирован­ная система эргономического проектирования, назван­ная английскими специалистами СЭММИЕ(SAMMIE — System for Aiding Man Machine Interaction Evaluating — система, помогающая оценивать взаимодействие челове­ка и машины) [42]. Система предоставляет следующие возможности: трехмерное моделирование рабочего места и оборудования; моделирование манекена — оператора в произвольных позах для эргономических оценок; множе­ственные методы наблюдения конструируемых сцен (практически с любой точки зрения, например изнутри создаваемой на экране конструкции); интерактивное (диалоговое) общение с моделью рабочего места с целью ее исправления, дополнения, изменения и пр. (рис. 2-10).

Основными компонентами системы являются рабо­чее место и изображение манекена — оператора. Рабочее

место строится из стандартных геометрических тел за­данной формы (кубов, призм, цилиндров и т.п.). При построении сложных объектов их элементы могут быть подвергнуты преобразованиям параллельного переноса, поворота, а также растяжения и сжатия. При построении в программу закладывается ряд геометрических и логи­ческих требований. Например, сохранение геометричес­кой формы и размеров недеформируемых элементов конструкции; сохранение контакта между некоторыми элементами; возможность движения одних элементов относительно других.

Система позволяет изменять взаимное положение элементов рабочего места. Например, достаточно припи­сать какому-либо движению элементов рабочего места (подъему захватов) соответствующую команду "Захват поднять", чтобы это движение выполнялось.

Модель тела человека также строится из простых геометрических элементов. Обычно при работе задаются модели трех определенных размеров, соответствующих 5-, 50- и 95%-ному перцентилю. Однако при необходимос­ти размеры манекена могут быть заданы произвольно.

Работа с системой проходит, как правило, в диалого­вом режиме на основе имеющихся меню. Их всего 35. Например, такие: меню оператора — для выбора размера и позы манекена; меню зоны обзора; меню для работы только с частью модели, выбираемой по желанию, и т.п. Во всех режимах предусмотрена возможность изменения размера изображения.

Наиболее часто модель используется для решения следующих задач:

♦ оценки соответствия размеров рабочего места разме­рам оператора (поместится ли он в отводимом ему пространстве);

♦ определения пределов досягаемости; при этом интере­сующий разработчика объект может быть указан его координатами, названием, предварительно введенном в программы (в этом случае будет определяться досяга­емость этого объекта при его перемещении в про­странстве), направлением движения части тела (доста­нет ли оператор до любой точки стены, если он при­встанет и вытянет руки в стороны);

♦ определения зон видимости; при этом любой поверх­ности могут быть приписаны свойства зеркала, как плоского, так и вогнутого, либо выпуклого с произволь­но выбираемыми фокусными расстояниями. Это позво­ляет определить зоны обзора.

 

2.7.3. Банки эргономических данных

 

Автоматизированные системы эргономического про­ектирования сопряжены с банками эргономических дан­ных. Такие банки созданы в США, Германии, Франции и других странах. Работы по созданию банков эргономи­ческих данных и знаний велись в СССР, а также в странах-членах СЭВ. В целом ряде стран исследования и разработки в этом направлении проводились по заказам военных ведомств, и поэтому до последнего времени о них имелось мало сведений.

Основной целью таких работ является формирова­ние единых источников, содержащих тщательно прове­ренные данные антропометрических измерений и коли­чественные показатели (и различные зависимости между ними) психофизиологических возможностей и особеннос­тей человека, для использования их в проектировании, разработке и оценке машин, оборудования, производст­венной среды, систем управления, промышленных изде­лий, а также при строительстве зданий. Не менее важ­ной целью является повышение уровня эргономических исследований путем разработки стандартов на условия проведения экспериментов, процедуры, методы и показа­тели, а также на формы представления получаемых результатов.

Во Франции на базе лаборатории антропологии и экологии человека Парижского университета им. Р.Де­карта функционирует банк биометрических данных "Эр-годата" [43]. Банк включает антропометрические данные как французского населения, так и населения других европейских стран. Создание банка стимулировалось не­обходимостью в эргономической проработке все более усложняющихся систем и оборудования на ранних эта­пах проектирования. Это в свою очередь потребовало учета различных антропометрических характеристик тех групп населения, которые будут работать на этом обору­довании. Кроме того, необходим учет антропометричес­ких характеристик населения тех стран, куда предпола­гается экспортировать оборудование.

Антропометрические характеристики, накопленные банком биометрических данных, позволяют вычислять

для каждого человека наиболее вероятные величины размеров, которые не были замерены эксперименталь­ным путем. Кроме того, возможно реконструировать полный набор антропометрических характеристик реп­резентативной выборки пользователей конкретного обо­рудования, даже если первоначально имелись некоторые размеры, чаще всего только вес и рост. Данные четко определены и выражены в сжатой форме с целью сокра­щения времени запроса, включая и возможность речево­го общения с банком.

Банк данных содержит информацию, которая может использоваться не только при разработке систем и обо­рудования, но и общественного транспорта, потребитель­ских изделий.

2.7.4. Перспективы применения моделиро­вания виртуальных реальностей в эргоно­мическом проектировании

 

Принципиально новые возможности для эргономи­ческого моделирования и проектирования открываются с созданием мира виртуальной реальности (рис.2 цв. вкл.). Когда в физике элементарных частиц были обнару­жены частицы, возникающие только в акте взаимодейст­вия других частиц, они были названы виртуальными (от англ. virtual — фактически, действительно). На основании анализа работ, посвящен­ных изучению феномена вир­туальной реальности, выделя­ют три наиболее характерные ее особенности. Виртуальная реальность продуцируется ак­тивностью какой-либо другой реальности, внешней по отно­шению к ней. Поэтому ее назы­вают искусственной, или со­творенной, порожденной. Вир­туальная реальность существу­ет только "здесь и теперь". Воз­можность взаимодействия со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как независимыми друг от друга — еще одна особенность виртуальной реальности [44].

Разработка нового поколе­ния ЭВМ и новых принципов моделирования позволила мо­делировать виртуальные реаль­ности. В основе каждого при­кладного случая виртуальной реальности — база данных, ис­пользуемая компьютером для создания и демонстрации гра­фических программ. Однако, в отличие от других графических программ, ВР-компьютер по­средством приводов, присоеди­ненных к шлему и перчаткам, улавливает движение го­ловы и тела человека и соответственно регулирует наблю­даемый им мир (рис. 2-11).Пользуясь перчаткой, джойс­тиком, мышью или другими устройствами, человек взаи­модействует с образами на экране, преодолевает чувство недоверия, а создаваемое зрелище приобретает характер реальности. Конечная цель виртуальной реальности за­ключается в том, чтобы у пользователя возникло ощуще­ние реальности созданного компьютером мира и его нахождения в нем. Термин "виртуальная реальность" предложен в начале 80-х годов.

Сочетание виртуального видения с физической об­ратной связью открывает широкие возможности для при­менения в эргономических исследованиях и проектиро­вании [45]. Демонстрируя последние достижения вирту­альной реальности, инженеры компании "Боинг" в Сиэт­ле создали имитатор-тренажер самолета. Надев "вирту­альные" шлем и перчатки, можно открыть ремонтный люк, чтобы проверить механические узлы, заглянуть в кабину и грузовой отсек, изучить расположение систем управления и пассажирских мест. В перспективе "Боинг" планирует внедрить ВР в компьютеризированные кон­структорские отделы. Это позволит — еще до сборки самолета — расположить, например, все функциональ­ные узлы в пределах досягаемости на случай ремонта. В Токио в специальном демонстрационном зале покупатели надевают очки и перчатки, чтобы "подобрать" и "обста-

вить" ВР-кухню на свой вкус. Заказчики могут открыть шкафы и сами убедиться, устраивает ли их расположение мебели. Если нет, заказчик вносит изменения, и компью­тер выдает подробные эскизы для удовлетворения запро­сов заказчика.

Развитие методического арсенала эргономики по­буждает вспомнить программу радикального изменения эксперимента в эргономике, которую еще в 1962 г. пред­ложил американский ученый Дж.Ликлайдер и которая рассматривалась в то время как нереальная. Программа, призванная обеспечить максимальное соответствие экс­перимента практике создания систем с ее жесткими ограничениями по времени проведения соответствую­щих работ, сводилась к разработке:

1) автоматических методов исследования;

2) принципиально новых и более эффективных способов планирования эксперимента;

3) таксономии функций систем "человек—машина";

4) программ для ЭВМ, моделирующих системы "человек-машина".

 

Глава III

ПРИНЦИПЫ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ТРУДОВОЙ И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Категория деятельности является важнейшей в сис­теме эргономического знания. Труд осуществляется в различных формах предметно — практической, произ­водственной, познавательной и управляющей деятель­ности. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб­разование этого мира [1].

Деятельность в эргономике выступает в каче­стве предмета объективного научного изучения. Приэтом она расчленяется и воспроизводится в теоретичес­ких схемах и моделях в соответствии с методологически­ми принципами, развитыми в науке, и в зависимости от конкретных эргономических задач. Деятельность в эр­гономике выступает и как предмет управления,т.е. то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования и (или) развития на основе совокуп­ности фиксированных принципов, которые формулиру­ются в эргономике, в социальной психологии и социоло­гии труда. Деятельность в эргономике выступает и как предмет проектирования, т.е.перед эргономикойстоит задача выявления способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности. Наконец, деятельность в эргономике выступает и как пред­мет многоплановой оценки, которая и должна осущест­вляться в соответствии с различными критериями, таки­ми, как эффективность, надежность, удовлетворенность, комфортность и т.п. Таким образом, деятельность вы­ступает в эргономике как начало, содержание и за­вершение эргономического анализа, организации,проектирования и оценки. Естественно, что такая самая общая характеристика функций деятельности может иг­рать лишь роль методологического ориентира эргономи­ческих исследований и проектирования. Для решения научных и практических задач эргономики понятию деятельности должен быть придан определенный конструк­тивный смысл. Эта задача отнюдь не простая.

В эргономике широко используются концептуаль­ные схемы анализа деятельности, имеющиеся в смежных науках, особенно в психологии и социологии. Эти кон­цептуальные схемы не только ассимилируются, но и трансформируются эргономикой в соответствии со спе­цификой решаемых ею задач. Эргономика разрабатывает методы анализа и выявления функциональных структур различных видов деятельности и прежде всего трудовой: от сравнительно элементарных до предельно сложных. Таково обязательное условие оптимизации трудовой де­ятельности, ее рационального проектирования. В против­ном случае задачи эти решаются либо на основании здравого смысла, либо путем эмпирического перебора множества факторов, так или иначе влияющих на эффек­тивность и другие аспекты деятельности, т.е. методом последовательных приближений.

Обосновывая необходимость решительного поворо­та эргономики к изучению деятельности человека, фран­цузский ученый Ж.Лепля предлагает в этих целях разви­вать психологическую эргономику. "Поведение можно определить,— отмечает Д.Мейстер,— очень широко, как любую активность — когнитивную, физиологическую, психомоторную — человеческого организма... Деятель­ность, как мы ее определяем, есть мотивированная целью работа и как таковая является частью (хотя и значитель­ной) поведения в целом. Возможно, было бы преувеличе­нием сказать,— подчеркивает ученый,— что человечес­кие факторы в технике интересуются только деятельнос­тью, но такое утверждение во многом верно" [2, с.38].

Для эргономики основополагающим является исход­ное расчленение деятельности, в соответствии с кото­рым в ней выделяют цель, средство (орудие труда) и результат. В научном и практическом отношениях по­лезна и более детальная схема единиц анализа деятель-


иости, разработанная в психологии. Приведем вариант структуры деятельности, предложеной А.Н.Леонтьевым [3] имодифицированной в работе В.Зинченко и В.Муни-пова [4]:

МОТИВ -ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ-ДЕЙСТВИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО - УСЛОВИЕ

ПРЕДМЕТНОЕ СВОЙСТВО - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК

Выделенные единицы анализа и их детерминанты составляют в своей совокупности четыре уровня анализа: от макроанализа (мотив— деятельность) до микрострук­турного и микродинамического анализа на последнем уровне. Уровень анализа определяется задачами эргоно­мического исследования.

Вместе с тем различные формы активности обладают относительной автономностью (например, восприятие выступает как деятельность у контролера качества про­дукции или оператора-наблюдателя, мышление — как деятельность у оператора-исследователя и т.д.). Но и здесь они сохраняют свойства структуры деятельности как таковой и могут рассматриваться лишь сквозь при­зму ее основных компонентов. Они вычленяются из контекста целостной деятельности и обслуживают ее (рис.3-1).

Действие может входить в состав различных деятель-ностей, при этом действие, сохраняя свою цель, меняется только по мотивации и, следовательно, по субъективному смыслу и эмоциональной окраске. Операции определяются теми условиями, в которых дана цель. Они пред­ставляют собой техническую сторону действий и поэтому могут быть формализованы и переданы машине. Опера­ции в свою очередь подлежат расчленению на более мелкие единицы — функциональные блоки.

Деятельность субъекта, с одной стороны, зависит от психической организации человека, а с другой сама детерминирует формирование и протекание психичес­ких процессов. Экспериментально обосновано представ­ление о процессах восприятия, памяти, мышления, вни­мания как о системах перцептивных, мнемических, ум­ственных и других действий.

Прежде чем рассматривать функциональную струк­туру трудовой деятельности, единицы ее анализа и типы связей между ними, необходимо охарактеризовать "мир деятельности", к которому относится и в который "погру­жен" эмпирический материал эргономики [1].

 

3.1. Деятельность в ее различных проявлениях — объединяющее начало эргономики

 

В историческом аспекте выделяют три основные стадии развития труда и его орудий (техники): ручной труд, механизированный труд, автоматизированный труд. Все эти типы труда характерны для современного

производства. Эргономика, возникнув на стадии автома­тизированного труда, имеет тем не менее отношение ко всем трем его типам.

В сферу эргономических исследований преимущест­венно включаются виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств. Труд, выполняемый вручную, также включают в сферу изуче­ния эргономики; имеются эргономические издания, по­священные проблемам ручного труда.

Для того чтобы грамотно оценивать и проектиро­вать потребительские изделия, самое их потребление также должно быть рассмотрено как специальный вид деятельности, как деятельность потребления. При этом не должно вводить в заблуждение сходство оперативно-технических компонентов трудовой деятельности и дея­тельности потребления. Их цели, мотивы, результаты принципиально различны, как различны и требования к условиям их использования, степени комфортности.

Объектом эргономики являются: производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппараты управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т.п.); не­производственная техника (средства коммунальной и бы­товой техники, техника передвижения, техника образо­вания и культуры и др.), а также военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и др.).

Поэтому эргономический "мир деятельности" можно представить через обобщенные характеристики трудо­вой и других видов деятельности с различными средства­ми, обращая при этом внимание на наиболее существен­ные психологические особенности этих процессов. В любой трудовой деятельности, как и во всякой другой (учении, игре потребления)), можно выделить когнитив­ные, исполнительные, мотивационные, в том числе и целевые аспекты. Естественно, что содержание каждого из этих аспектов, равно как и соотношение между ними, конкретно-исторично. Они определяются развитием целей, усовершенствованием производства, технологи­ческих режимов и условий труда, а также предметного мира. Особенно отчетливо это обнаруживается при сопо­ставлении психологических особенностей трудовой дея­тельности с такими средствами производства, как инстру­мент, механизированные системы или машины и автома­тизированные системы.

Наиболее непосредственное взаимодействие субъек­та и объекта деятельности происходит при использова­нии орудий или различного рода инструментов. Приме­ром таких видов деятельности может служить не только деятельность слесаря-инструментальщика, строителя, специалиста по ремонту или наладке, врача и конструк­тора, но и, безусловно, также работников некоторых видов искусства — художников прикладного искусства, скульпторов и т.д. Объект в этих случаях предстает перед субъектом во всем многообразии своих свойств, а субъ­ект — многообразными возможностями их изменения и использования с целью получения желаемого результата. Для реализации этих возможностей он должен осущест­вить не только исполнительные, но и различные аналитические и познавательные действия, иными словами, решить задачу наиболее эффективной организации своих действий. В этом случае само средство деятельнос­ти — орудие, инструмент в своей идее или конструк­ции — отражает как свойства объекта (форму, фактуру и т.д.), так и функциональные особенности способа дей­ствий человека с объектом, усилия, которые он должен приложить, требования точности и скорости действия. Многие давно созданные орудия и инструменты до сих пор поражают своей "разумностью", удобством и просто­той их использования, а главное, возможностью с их помощью создавать новые формы объектов или преобра­зовывать один и тот же объект совершенно различным образом с качественно, а не только количественно раз­ными результатами. Непосредственность взаимодейст­вия с объектом с помощью предметно- и функциональ­но-специфических средств деятельности создает условия как для исполнительных, так и для познавательных дей­ствий. Их соотношение может быть разным в сходных процессах, что определяется прежде всего не объектом и средством действий, а требованиями к результатам этих действий. Требования к функциональным или, например, к эстетическим качествам результата определяют способ действий и эффективность их осуществления. При ис­пользовании орудий человек применяет свои способнос­ти, приобретает опыт и навыки в разных сферах деятель­ности, а также удовлетворяет свои потребности в позна­нии и творчестве.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.