Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 356 с: ил. ISBN 5-94010-043-0
Освещаются становление, история, теоретические основы, методология и проблематика эргономики. Раскрывается суть эргономики как универсальной проектировочной дисциплины, ориентированной на создание техники, программных средств, объектов труда и быта с учетом наиболее благоприятных для человека психобиологических и иных параметров. Показывается ее значение в качестве одного из инструментов повышения потребительной ценности, конкурентоспособности и рыночной стоимости товаров и услуг, обеспечения их безопасности, качества и эффективности. Содержатся многочисленные примеры и практические рекомендации, к которым приведено более чем 360 иллюстраций, а также извлечения из международных стандартов и других нормативно-технических документов.
Для студентов высших учебных заведений, обучающимся по инженерно-техническим направлениям и специальностям, а также в области эргономики, психологии, архитектуры, дизайна, стандартизации и сертификации, безопасности и гигиены труда. Представляет интерес для руководителей предприятий, менеджеров, маркетологов, специалистов рекламного дела.
ББК88
Учебное издание Мунипов Владимир Михайлович, Зинченко Владимир Петрович
Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды
Учебник
Редактор С. Безъязычная. Переплет Е. Молчанова, С. Носова. Верстка НЮ. Спомиора. Корректор Е.В. Комарова.
Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2: 953000
Подписано в печать 08.12.2000. Формат 60x90/8. Печать офсетная Бумага офсетная. Печ. л. 47,5. Тираж 5000 экз. Заказ № 2731
Издательско-книготорговый дом «Логос». 105318, Москва, Измайловское ш., 4
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
1.5. Микро- и макроэргономика.............................................................................................................................42
2.3. Методы получения исходной информации для описания деятельности.............................................52
_ - Методы распределения функций между человеком и машиной...........................................................54
Моделирование в эргономике.........................................................................................................................55
2.5.1. Моделирование как средство выдвижения и проверки гипотез в эргономических исследованиях....................55
2.5.2. Общая характеристика математических моделей в эргономике...................................................................................58
2.5.3. Математическое моделирование деятельности человека-оператора.........................................................................59
2.5.4. Моделирование систем "человек-машина'" в эргономике..............................................................................................62
Методы эргономической оценки промышленных изделий и проектных решений..........................63
2.6.1. Эргономическая оценка технически сложных потребительских изделий.....................................................................64
2 7. Эргономические моделирующие комплексы, системы автоматизированного
проектирования и банки данных...................................................................................................................65
2.7.4. Перспективы применения моделирования виртуальных реальностей в эргономическом проектировании.............................................................................................................................................................................69
Глава III. Принципы эргономического анализа трудовой и
других видов деятельности..........................................................................72
31. Деятельность в ее различных проявлениях — объединяющее начало эргономики.........................73
функциональный орган как собственное средство деятельности индивида......................................76
.3. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий............................80
3.3.1. Стимульно-реактивный подход к анализу элементарных действий и операций.........................................................81
3.3.2. Формирование структурного, целостного, деятельностного подхода к изучению
3.3.3. Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями..................................................................................................................................................'....................................83
3.4. Функциональная структура познавательных действий............................................................................85
3.4.3. Микроструктурный анализ когнитивных процессов............................................................................................................94
4.1. Предпосылки возникновения эргономики.................................................................................................102
4.1.1. Истоки эргономики в далеком прошлом.............................................................................................................................102
4.1.2. Система организации производства и труда Ф.Тейлора и формирование предпосылок
возникновения эргономики......................................................................................................................................................103
4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века.................................106
4.2. Зарождение и формирование эргономики................................................................................................108
4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации...................108
4.2.2. Формирование исследований человеческих факторов в технике в США...............................................................112
4.2.3. Организационное оформление эргономического движения в европейских и других странах
4.3. Научно-техническое сотрудничество ученых и специалистов стран —членов
Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) по проблемам эргономики.....................................118
Глава V. История развития эргономики в СССР и России...................................123
5.1. Является ли Россия родиной эргономики?................................................................................................123
5.1.1. Духовная и интеллектуальная атмосфера возникновения эргономики в России в 20-е годы...........................123
5.1.2. Концепции проектной культуры 20-х годов — предвестники эргономики................................................................126
5.1.3. Формирование предпосылок возникновения эргономики в России на рубеже конца XIX -
начала XX веков.........................................................................................................................................................................132
5.1.4. Зарождение эргономики в России в 20-30-х годах........................................................................................................133
5.2. Общая характеристика начального этапа развития инженерной психологии.................................139
6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере США...............................................................................218
6.9.2. Эргономика в НАТО.................................................................................................................................................................222
6.10. Стандартизация в эргономике.....................................................................................................................223
6.11. Подготовка кадров в области эргономики...............................................................................................226
7.3. Проектирование рабочих задач....................................................................................................................240
7.4. Проектирование работ....................................................................................................................................241
7.5. Проектирование рабочего пространства и рабочего места...................................................................241
7.6. Рабочий инструмент.........................................................................................................................................248
7.7. Проектирование интерфейса.........................................................................................................................250
7.7.3. Средства отображения информации...................................................................................................................................254
7.7.4. Органы управления...................................................................................................................................................................258
7.8. Проектирование рабочей (производственной)среды................................................................................269
7.9. Специфика оценки проекта рабочей системы и его реализации..........................................................271
Глава VIII. Проектирование "дружественных" к пользователю
8.1. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники...................................275
8.2. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации.......................................279
8.3. Работа с дисплеями и требования к ним....................................................................................................286
8.4. Организация компьютеризированных рабочих мест и планировка помещений............................293
8.5. Организация диалога человека и ЭВМ.......................................................................................................299
8.5.1. Основные принципы проектирования диалога "человек-ЭВМ".................................................................................301
8.5.2. Требования к интерфейсу пользователя.............................................................................................................................304
8.5.3. Рекомендации по созданию графических интерфейсов пользователя......................................................................306
Глава IX. Развитие теории и практики проектирования систем
9.1. Техника важнее людей?..................................................................................................................................309
9.2. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования
систем "человек — машина"............................................................................................................................311
9.3. Формирование человекоориентированного проектирования...............................................................318
9.3.1. Как умерить крайности техникоцентрированного проектирования?.........................................................................318
9.3.2. Новый тип проектирования.....................................................................................................................................................321
9.4. Исследования духовного роста человека — зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования............................................................................................327
9.4.1. Метафора духовного роста и развития человека...........................................................................................................327
Первые практические шаги на поприще эргономики................................................................................................................342
Фактографическое приложение №2 (к главе VII)...........................................................................................349
Максимум внимания к человеку через конструкцию станка....................................................................................................349
Фактографическое приложение №3 (к главе VII)...........................................................................................351
Человекоориентировсшное проектирование копировальных машин..................................................................................351
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник выходит в свет в трудные времена, переживаемые Россией, когда освоение богатого научного и проектного опыта эргономики промышленностью и сельскохозяйственным производством, лесным хозяйством и строительной индустрией, транспортом и связью, сферами управления и услуг, быта и отдыха оказалось невозможным. Может вызвать даже удивление появление учебника в условиях, когда человек бесследно исчез из поля зрения экономистов и политиков, а осуществляемые программы выхода страны из кризиса игнорируют нужды людей, в них вновь просматривается пренебрежительное отношение к их судьбам и даже жизням. Однако именно сегодня такой учебник крайне необходим, так как особое значение в сложившихся обстоятельствах приобретает изучение эргономики в высшей школе, т.е. овладение ее теорией и практикой теми, кому предстоит не столько возродить, сколько создать, по существу, новое производство и соответственно экономику страны, всецело подчиненные удовлетворению запросов потребителей, улучшению качества жизни людей, включая и жизнь на работе. При этом важно избежать крайностей — идеологизированного представления о Западе и упрощенного, "западного" взгляда на Россию. И как можно скорее осознать пагубность сложившейся ситуации, при которой страна заимствует у Запада прежде всего потребительство, но не уважение к окружающим или деловую этику.
В условиях, когда новые формы экономики приобретают у нас какой-то уродливый, дикий характер, в которых нет света и духа, учебник всесторонне раскрывает существо эргономической деятельности, утверждающей ценность человеческой жизни и практически ориентированной на улучшение жизни каждого человека на работе, в средствах транспорта, дома, на отдыхе, в сфере услуг. Сверхзадача учебника: оказать посильное сопротивление процессу духовного обмеления, смертельного для эргономики, да и многих других научных и практических дисциплин. При осуществлении любого дела, убежден один из авторов философии японского управления К.Мацусита, необходимо учитывать и его духовную сторону.
Эргономисты не просто создают проекты совместно с другими специалистами и прежде всего дизайнерами, но хотят представить, каким будет XXI век. Для российских эргономистов это особенно значимо потому, что страна, духовно обогатившая мировую культуру, так и не создала подлинной цивилизации. Взять хотя бы неудачу Просвещения в России. Общеизвестна, что Просвещение — это борьба против церкви и религии. В действительности же, говорил М.Мамардашвили, Просвещение есть продолжение евангельской культуры, реализации истинного смысла Евангелия. Какого смысла? Что такое Просвещение? "Это взрослое состояние человечества или взрослое состояние человека, когда он способен и имеет силы на то, чтобы думать своим умом, действовать и идти, не нуждаясь в помощи и костылях... А это и есть одновременно следование Евангелию. Там задан образ... Все внутри, — заключает философ, — ничего нет вне. Никаких авторитетов, никаких помочей. Это и есть евангельская точка зрения".
Учебник на конкретном материале эргономики показывает, что в конечном счете развертывание человеческого потенциала определяет успех всех социальных начинаний или их крах, если им пренебрегают. В про-мышленно развитых странах стало аксиомой, что условия, а не управляющие побуждают рабочих и служащих эффективно трудиться. Все чаще девизом зарубежных фирм становится лаконичная и емкая формула: "Хорошая эргономика — хорошая экономика".
Россия стоит на пороге всеобъемлющей модернизации, так как сегодня практически все требует коренного преобразования или замены. Массированное перевооружение промышленности невозможно на прежних технократических принципах и требует новой социотехничес-кой парадигмы, составной частью которой являются научный и проектный потенциалы эргономики. Парадигма эта стала одним из живительных источников формирования проекта экономически, экологически и социально устойчивого развития мирового сообщества, предложенного участниками крупнейшей в истории встречи глав государств и правительств 179 государств Земли, которая состоялась в 1992 г. в Бразилии в Рио-де-Жанейро. В документах встречи указывается, что просвещение может помочь людям в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития.
Как и экологическое, эргономическое мышление становится не только экономическим фактором, но и открывает путь к новым сложным явлением в развитии науки, техники, производства. Естественно, все это может состояться при одном предварительном условии. Всякое общество, отметил как-то В.О.Ключевский, вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: "Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось". Пока же бюрократия в России, продолжал историк, думает иначе и расположена отвечать на такое требование: "Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспособиться к нашему управлению и потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим".
Сегодня многие задаются вопросом, о котором Вл.Соловьев заметил: "Спрашивать прямо: что делать? — значит предполагать, что есть какое-то готовое дело, к которому нужно приложить руки, значит пропускать другой вопрос: "Готовы ли сами делатели?" Нетрадиционные подходы, методы и средства эргономики, а также ее тесная связь с дизайном — это не роскошь для завтрашнего дня, а необходимые инструменты решения целого комплекса проблем вывода экономики из кризиса иперевода её на рыночные рельсы. Наиболее очевидным
условием такого развития экономики является востребованность эргономики и дизайна, т.е. тех видов научной и проектной деятельности, которые обеспечивают разработку промышленных изделий и систем намного экономичнее, функциональнее, удобнее, безопаснее и красивее, чем те, которые проектируются и производятся в России в настоящее время. Такое ненормальное положение в экономике — одно из проявлений непреложного факта, чтомы не бедны, а расточительны.
Эргономика и дизайн играют ключевую роль в предпринимательской деятельности, которую рассматривают как центральный элемент механизма экономического развития. В названном качестве указанные виды научной и проектной деятельности выступают прежде всего по отношению к инновационной направленности (нацеленность на нововведения) предпринимательства и его ориентации на потребителя. Если на фирме или предприятии развито эргономическое мышление, то там часто приходят к нововведениям, которые требуют новых технологий. И это технологии не ради технологий, а для людей (рис. П-1-П-9). Но дело не только в рыночной экономике. Эргономика и дизайн являются индикаторами технического и культурного развития. Поэтому не только студентам, но и руководителям промышленности, предпринимателям, менеджерам, инженерно-техническим работникам, дизайнерам, архитекторам, экономистам и другим специалистам придется осваивать и использовать в своей деятельности, хотят они этого или нет, современный научно-практических арсенал эргономики.
Эргономика еще до 1985 г. пыталась привнести в промышленность нашей страны новизну подходов к эффективности, качеству и надежности, которая проистекала из стремления воплотить на практике принцип — максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей или бытовой среды.Именно такая направленность эргономики делает ее эффективным