1. Изучить теоретический материал по теме занятия и рассчитать и построить профиль типа D, если глубина скважины по вертикали составляет 1620 м, отклонение забоя о вертикали 135 м, длина первого вертикального участка 1000 м, азимут 140º.
2. Определяем вертикальную проекцию участка набора кривизны
м;
где - вертикальная проекция ствола скважины, м; - длина первого вертикального участка, м.
3. Определяем радиус искривления ствола скважины по формуле
где А – отклонения забоя скважины по вертикали,
м.
4. Рассчитываем угол искривления скважины
;
5. Определяем вертикальные и горизонтальные проекции профиля. Участок набора кривизны:
длина
м;
горизонтальная проекция
м;
вертикальная проекция
м.
6. Длина ствола по профилю
м.
7. Вертикальная проекция ствола
м.
8. Если, кроме вертикальной проекции ствола скважины, смещения забоя от вертикали, азимута и первого и вертикального участка, задан угол входа в пласт (между осью ствола скважины и плотностью напластования) и известен угол падения пласта (составляемый плоскостью напластования с горизонтальной плоскостью), то угол наклона ствола и вертикали в месте входа в пласт находим по формуле
9. Тогда радиус искривления скважины
м.
10. При бурении данной скважины долотом диаметром 244,5 мм с турбобуром Т12М3-215 = 450 м . Поэтому необходимо увеличить радиус искривления ствола скважины до минимального, т.е. R = 450 м.
11. Значения отклонения ствола скважины от вертикали на различных глубинах и величины углов искривления на тех же глубинах приведены в таблице.
2. Для построения вертикальной проекции на вертикальной линии откладываем отрезок АВ = = 1620 м, равный глубине наклонной скважины по вертикали. Далее наносим конечные точки определенных участков профиля: АС = = 1000 м; BD = A =135 м. Затем точки С и D соединяем по дуге радиусом R = 1491 м. Линия ACD будет представлять собой проектный профиль скважины.
Контрольные вопросы:
1. Назовите профили скважин?
2. Как измеряется искривления скважин?
3. За что отвечает центратор?
4. Причины искривления скважин.
Домашнее задание:Оформление результатов практической работы