Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 3. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ



МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ

НАУЧНЫХ РАБОТ ПО ЛИНГВИСТИКЕ

 

ПЗ № 1–5

ЛБ № 1–8

Практические занятия

Практическое занятие № 1

Основы исследовательской работы в области лингвистики

План

1. Объект лингвистического исследования.

2. Методологические принципы изучения и описания языка.

3. Понятийный аппарат научного исследования по лингвистике.

4. Основные научные жанры.

 

Практическое задание

  1. Составьте терминологический словарик, объяснив значение следующих терминов: язык, речь, система, единица языка, уровень языка, функциональная разновидность языка, социальная обусловленность языка; объект исследования, предмет исследования, методология, методологический принцип исследования.
  2. Покажите на конкретных примерах многомерность объекта лингвистических исследований (назовите научные работы, посвященные изучению разных единиц языка, разных сфер его функционирования и т.п.).
  3. Какой интерес для языковедческого исследования могут представлять анекдот; текст гороскопа; речь русских, живущих за границей; речь подростков; способы обращения к собеседнику.
  4. Какие научные жанры относятся а) к академическим; б) к учебным; в) к научно-популярным?

 

Литература

1. Алефиренко Н.Ф.Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2005.

2. Голдин В.И. Наука, науковедение и высшая школа. – Архангельск, 2008.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2010.

4. Трубачев О.Н. Беседы о методологии научного труда («Трактат о хорошей работе») // Русская словесность. – 1993. – № 2.

5. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / ред. А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов. – М., 2008.

 

Практическое занятие № 2

Направления и методы современной лингвистики

План

1. Метод, его понимание в языкознании.

2. Общенаучные и специальные методы лингвистических исследований.

3. Понятие о различных видах анализа единиц языка: компонентный, контекстуальный, дистрибутивный, деривационный, морфологический, лексико-семантический, коммуникативно-синтаксический, концептуальный, лингвогеографический, исторической реконструкции и др.

4. Подходы к анализу текста.

5. Направления современной лингвистики, их методическая база: когнитивная лингвистика, лингвокультурология, социолингвистика, психолингвистика, корпусная лингвистика и др.

6. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению языка.

7. Использование статистических и экспериментальных методов в языкознании.

Практическое задание

1. Составьте терминологический словарик, объяснив значение следующих терминов: функциональная лингвистика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика, социолингвистика, психолингвистика, энолингвистика, лингвокультурология; концепт, понятие, значение языкового знака, функция языкового знака, форма языкового знака, коммуникативный статус единицы; актуальность исследования, метод исследования, методика анализа.

2. Кратко охарактеризуйте известные вам научные центры по изучению русского языка. Назовите ученых, направления, в рамках которых они работают, что и с какой целью изучают, каковы основные достижения, перспективы исследований.

3. Как вы считаете: благоприятно ли сказывается на развитии русистики разнообразие подходов, методов к изучению языка, существующих в современной лингвистике? Ответ аргументируйте.

4. Проанализируйте частеречный состав стихотворения А. Вознесенского: укажите слова каких частей речи и в каком количестве употреблены автором. Как можно проинтерпретировать полученные результаты?

ГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ

 


Вода и камень.

Вода и хлеб.

Спят вверх ногами

Борис и Глеб.

 

Такая мятная

вода с утра –

вкус Богоматери

и серебра!

 

Плюс вкус свободы

без лишних глаз.

Не слово Бога –

природы глас.

Стена и воля.

Вода и плоть.

А вместо соли –

подснежников щепоть!


1970

Литература

1. Алефиренко Н.Ф.Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2005.

2. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004.

3. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия АН. Серия литературы и языка. – 2004. – № 3. – С. 3–12.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2010.

5. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995.

6. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / ред. А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов. – М., 2008.

Практическое занятие № 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.