Основы исследовательской работы в области лингвистики
План
1. Объект лингвистического исследования.
2. Методологические принципы изучения и описания языка.
3. Понятийный аппарат научного исследования по лингвистике.
4. Основные научные жанры.
Практическое задание
Составьте терминологический словарик, объяснив значение следующих терминов: язык, речь, система, единица языка, уровень языка, функциональная разновидность языка, социальная обусловленность языка; объект исследования, предмет исследования, методология, методологический принцип исследования.
Покажите на конкретных примерах многомерность объекта лингвистических исследований (назовите научные работы, посвященные изучению разных единиц языка, разных сфер его функционирования и т.п.).
Какой интерес для языковедческого исследования могут представлять анекдот; текст гороскопа; речь русских, живущих за границей; речь подростков; способы обращения к собеседнику.
Какие научные жанры относятся а) к академическим; б) к учебным; в) к научно-популярным?
Литература
1. Алефиренко Н.Ф.Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2005.
2. Голдин В.И. Наука, науковедение и высшая школа. – Архангельск, 2008.
3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2010.
4. Трубачев О.Н. Беседы о методологии научного труда («Трактат о хорошей работе») // Русская словесность. – 1993. – № 2.
5. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / ред. А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов. – М., 2008.
Практическое занятие № 2
Направления и методы современной лингвистики
План
1. Метод, его понимание в языкознании.
2. Общенаучные и специальные методы лингвистических исследований.
3. Понятие о различных видах анализа единиц языка: компонентный, контекстуальный, дистрибутивный, деривационный, морфологический, лексико-семантический, коммуникативно-синтаксический, концептуальный, лингвогеографический, исторической реконструкции и др.
4. Подходы к анализу текста.
5. Направления современной лингвистики, их методическая база: когнитивная лингвистика, лингвокультурология, социолингвистика, психолингвистика, корпусная лингвистика и др.
6. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению языка.
7. Использование статистических и экспериментальных методов в языкознании.
Практическое задание
1. Составьте терминологический словарик, объяснив значение следующих терминов: функциональная лингвистика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика, социолингвистика, психолингвистика, энолингвистика, лингвокультурология; концепт, понятие, значение языкового знака, функция языкового знака, форма языкового знака, коммуникативный статус единицы; актуальность исследования, метод исследования, методика анализа.
2. Кратко охарактеризуйте известные вам научные центры по изучению русского языка. Назовите ученых, направления, в рамках которых они работают, что и с какой целью изучают, каковы основные достижения, перспективы исследований.
3. Как вы считаете: благоприятно ли сказывается на развитии русистики разнообразие подходов, методов к изучению языка, существующих в современной лингвистике? Ответ аргументируйте.
4. Проанализируйте частеречный состав стихотворения А. Вознесенского: укажите слова каких частей речи и в каком количестве употреблены автором. Как можно проинтерпретировать полученные результаты?
ГОРНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Вода и камень.
Вода и хлеб.
Спят вверх ногами
Борис и Глеб.
Такая мятная
вода с утра –
вкус Богоматери
и серебра!
Плюс вкус свободы
без лишних глаз.
Не слово Бога –
природы глас.
Стена и воля.
Вода и плоть.
А вместо соли –
подснежников щепоть!
1970
Литература
1. Алефиренко Н.Ф.Современные проблемы науки о языке: учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2005.
2. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004.
3. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Известия АН. Серия литературы и языка. – 2004. – № 3. – С. 3–12.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2010.
5. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995.
6. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / ред. А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов. – М., 2008.