Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Сердце их вопиет к Господу: стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, не спускай зениц очей твоих. Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц. (Плач Иеремии 2:11,18-19)
Иеремия говорит о народе Израиля как о детях. В Новом Завете это сравнение применимо и к церкви. Отступничество в стране привело к тому, что у детей Божьих не оказалось даже необходимой пищи. Они ослабли и “издыхали от голода на улицах”. Лишившись власти и защиты, они были рассеяны. В их жизни не было ни порядка, ни силы, ни здравого учения, а только полный хаос. Ворота сжег огонь, стены разрушились. Дочь Сиона, церковь, лишилась сил.
В подобной ситуации Бог всегда поднимает ходатаев. Их задача - не просто бегать за детьми и пытаться навести порядок, а молиться о том, чтобы отступничество и мирское влияние ушли и трагическая ситуация изменилась к лучшему. Когда приходит беда, глаза ходатая наполнены слезами. Сердце его встревожено и “изливается на землю”. На всем народе кровоточит рана, которую может заживить только Бог.
В 14-м стихе второй главы Иеремия говорит: “Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию”. Иеремия имеет в виду поверхностное учение, основанное на страхе перед человеческим мнением. Оно не называет грех грехом, успокаивает людей, внушая им ложное чувство благоденствия. Бог осуждает такое учение.
Почва человеческого сердца должна быть распахана. Необходимы изменения, и тогда почва сможет приносить хорошие плоды. Поэтому мы должны позволить Богу распахать наши сердца до самых глубин, чтобы стало возможным истинное покаяние. Это будет способствовать созреванию здоровых плодов. Когда пророки и пасторы не хотят делать этого, они приносят церкви позор и поношение.
Обличающий
Мы уже говорили о том, что пробуждение необходимо церкви, когда она находится в состоянии духовного спада. Оно также необходимо, когда в мире процветают и приобретают большое влияние грешники. Уверенный в себе грешник не осознает своего духовного положения. Он высокого мнения о себе и не понимает, что потерян.
До спасения в вашей жизни был период “безопасности” в грехе. Безрассудство и глупость приводили вас к тому, что вы грешили и даже не задумывались об этом. Но однажды кто-то начал молиться за вас. Бог ничего не делает до тех пор, пока в Его распоряжении не появится ходатай. Тогда Дух Святой начинает действовать. Часто мы говорим о различных проявлениях, но при этом забываем, что одно из самых мощных проявлений Духа ? это обличение в грехе. Ни один журналист, писатель, адвокат или политик не сможет обличить вас в грехе так, как это сделает Дух Святой. Человек, который молился за вас, не видел того, что происходило в это время в невидимом мире и в вашем сердце. Ходатай должен был действовать по вере. Когда вы начинаете ходатайствовать, знайте, что вы не одиноки в молитве, потому что Дух Святой молится вместе с вами. Вы становитесь проводником неба для какого-то человека, а он или она даже не подозревает об этом.
Путь отчаяния
Благодаря вашим молитвам Дух Святой обличает человека о грехе, о суде и о праведности. Он начинает “шевелить” его совесть, и в конце концов она просыпается и уверенный в себе грешник вдруг теряет былую уверенность. Закон Божий открывает ему глаза на грех, и он слышит внутри себя слово “нельзя”. Он становится чувствительным к тому, что правильно и неправильно, и начинает оправдываться: “Я делаю все, что в моих силах, я обманываю не больше других”. Грешник пытается найти себе оправдание перед Богом своими делами.
Каждый не рожденный свыше человек хочет прийти на небо благодаря своим заслугам. Таким образом человек присваивает себе славу за спасение. Но Бог никогда не согласится на это. Когда Дух Святой начинает работать в уже сомневающемся грешнике, тот пытается исправиться: перестает ругаться, меньше пьет, старается не так много курить, ведет себя более нравственно. Чем больше он старается, тем яснее сознает, что не может соответствовать новым требованиям. Чем больше недостатков он обнаруживает в себе, тем сильнее впадает в отчаяние. В конце концов, он не выдерживает: “Ну что еще я должен делать? Что еще нужно, для того чтобы спастись?” Именно в такой момент человек готов услышать ответ: “Веруй в Господа Иисуса, и тогда спасешься!” Когда Дух Святой показывает, что грех реален, а праведность невозможно заработать, грешник понимает, что Бог судит его и имеет на это полное право. Он не мыслит теми же категориями, что и мы с вами, но чувствует то же самое. Осознание этого - единственный путь к спасению. Дух Святой трудится над тем, чтобы показать каждому человеку безысходность его положения без Бога.
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. (Иоанна 16:7-11)
Необходимое обличение
Целые церкви и деноминации не желали говорить об обличении и были обмануты. Их христианское наследие превратилось из христианства пробуждения в “культурное” христианство.
Многие церкви упразднили покаяние, рекламируя христианство, в котором все спасены независимо оттого, покаялись они или нет. Эти люди проповедуют о том, что все попадут на небо, и при этом отказываются проводить четкую линию между чистым и нечистым, между светом и тьмой.
У нас нет права проводить разделительную черту между людьми в физическом мире, но мы можем сделать это в духовном. Линия, которую переступают люди, переходя от смерти в жизнь, четко определена Духом Святым. Для того чтобы пересечь ее и осознать безысходность своего положения, Дух Святой должен прежде обличить вас о грехе и о праведности. Он говорит вам, что за свой греховный характер и дела вы заслужили вечную смерть. Если бы Бог действительно судил вас за грехи, то вы навсегда были бы потеряны для вечности. Однако Дух объясняет вам, что Отец по Своей благодати и милости простил вас, а Иисус, умирая на кресте и проливая Свою кровь, приобрел для вас праведность. Вы понимаете, что для спасения важны Его дела и Его милость, а не ваши собственные дела, мораль, религиозные поступки и даже не ваши молитвы. Вам остается только уповать на то, что Господь спасет вас.
Ложное христианство
Когда Дух Святой дает человеку понимание всего этого, он или она получают спасение. Хотя эмоциональные ощущения у разных людей могут быть разными, в духе происходит одно и то же. В момент спасения не все падают с лошади и видят свет, как это было с апостолом Павлом, но все переходят из смерти в жизнь.
Все появляются на свет одинаково: нас рожают наши мамы. Точно так же все мы должны родиться и в духе. Если люди не пережили сокрушенность сердца и отчаяние из-за своих грехов и не уверены, что без Иисуса погибнут, тогда их убеждения имеют мало общего с настоящим христианством. Они просто согласились с интересной философией, которая устраивает их, но не изменяет жизни. Это ложное христианство. Люди верят, что можно следовать за Иисусом, не отрекаясь от этого мира. Они думают, что могут идти по двум путям сразу, не спотыкаясь ни на одном из них.
Когда сердце христианина сокрушается и он осознает свою несостоятельность в деле спасения, это ведет к здравой духовной жизни и посвящению Богу: такой человек редко отпадает от веры. В жизни таких людей может быть много трудностей, но, несмотря ни на что, они продолжают духовно расти, любить Бога и следовать за Ним. Они хранят себя от путей этого мира и не сидят в обществе развратителей и насмешников. Они перешагнули из смерти в жизнь и распрощались с гордостью и эгоизмом. Стирание духовных границ между истинным и ложным является первым препятствием к пробуждению.
Бог есть Ревнитель
Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. (Иакова 4:2-4)
Эти слова Иакова адресованы христианам, а не язычникам. Он называет их прелюбодеями и напоминает им о том, что дружба с миром - это вражда с Богом. Другими словами, если мир вам аплодирует и восхищается тем, что вы делаете, будьте осторожны! Когда вы, как Сион в Книге Плача, “ложитесь в постель с этим миром”, вы становитесь врагом Богу. Враждовать с Господом - это не то же самое, что находиться в Его любящих объятиях. Послание к Евреям говорит нам очень прямо: “Страшно впасть в руки Бога Живого!” (см. 10:31).
Бог относится к вам так же, как если бы вы состояли в браке с Ним. Если человек, с которым вы обручены, неверен вам, из-за его предательства ваша душа наполняется печалью и гневом. В сердце Бога возникают те же чувства, когда вы неверны Ему. Иаков продолжает: “Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, живущий в нас?” (4:5).
Дух Святой ревнует, когда видит, как христианские церкви заигрывают с миром. Он сердится на неверность мирских христиан, которые устами исповедуют веру, но их сердце далеко от Бога. Дух Святой жаждет наполнить сердца людей любовью Отца, а они хотят лишь удовольствий мира и при этом еще просят, чтобы Бог благословил их отступническую жизнь.