Во время правления царя Давида Израиль достиг небывалого процветания. Давид много трудился на благо своей страны. Все его дела были результатом любви к Господу и отражали его внутреннюю жизнь с Богом.
В книгах Царств есть несколько примеров того, как Давид обращался к Богу за советом, прежде чем что-либо предпринять. Когда на него нападали или он сам собирался начать войну, он спрашивал Господа: “Что мне теперь делать?” Иногда Бог отвечал: “Жди”, а иногда говорил: “Встань и атакуй”.
В Первой книге Царств, в 30-й главе, написано о том, как Давид со своей армией вернулся после битвы домой в Секелаг. В этом городе жили семьи воинов. И вот они обнаружили, что их жены и дети захвачены в плен, а город сожжен дотла. В гневе и отчаянии солдаты обратились против Давида и были готовы побить его камнями.
Вместо того чтобы защищаться, Давид обратился к Богу и сначала получил у Него одобрение для своих действий. Он спросил: “Преследовать ли мне это полчище, и догоню ли я их?” Бог ответил: “Преследуй, догонишь и отнимешь” (ст. 8). Царь послушался и возвратил всех женщин и детей в Секелаг, а также взял большие трофеи.
Однажды филистимляне выступили против Израиля, чтобы захватить в плен Давида. Как обычно, царь спросил у Господа совета, и Тот ответил: “Не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи; и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых деревьев, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское” (2 Цар. 5:23-24). Библия говорит, что Давид поступил так, как Господь сказал ему, и одержал блестящую победу над филистимлянами.
Святой Дух хочет говорить нам о таких же поразительных наступлениях и победах в нашей жизни. Для этого мы должны узнать Его и начать доверять Ему как нашему Советнику. Именно так поступал Давид.
Ключ к силе Давида
При чтении псалмов у читателя может возникнуть впечатление, что внутренняя жизнь Давида сильно отличалась от его жизни на людях. Обратили ли вы внимание на то, как часто он жалуется Богу в своих псалмах? Несмотря на то что многие псалмы написаны в глубоком отчаянии, они всегда заканчиваются жизнеутверждающе. В них Давид рассказывает о множестве страданий, но в итоге оказывается победителем. Для нас с вами это служит доказательством его сильной молитвенной жизни.
Очень интересно изучать молитвенную жизнь Давида в псалмах, чтобы затем сравнить ее с его жизнью на людях. Иногда мы читаем о том, как он жалуется на Саула. Об этом можно догадаться, если связать эти места с некоторыми событиями в книгах Царств. Зачастую точно соотнести события довольно трудно. Книги Царств описывают только жизнь Давида на людях: что он делал, куда ходил, с кем сражался. Гимны же в Псалтире повествуют о взаимоотношениях Давида с его друзьями, о сопротивлении, с которым он встречался, и трудностях, которые проходил. Нам раскрывается внутренняя жизнь Давида с Богом, и мы видим, как он во всем постоянно полагается на Него.
Что же Давид говорит о Боге в псалмах? Он описывает свое уязвимое положение перед лицом врагов: “Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня от лица нечестивых, нападающих на меня, от врагов души моей, окружающих меня; они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими. На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю” (Пс. 16:8-11). Поведав Господу о жестоких противниках и смертельных врагах, Давид продолжает: “А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим” (ст. 15).
Вот что Давид говорит Господу: “Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!” (Пс. 17:2). Он написал эту песню, когда Бог избавил его от Саула и всех остальных врагов.
Если вы любите Бога, скажите Ему об этом. Войдите в комнату, закройте дверь и проведите час, говоря Господу, как вы любите Его. Не пытайтесь решить тайны мира, не молитесь об особом откровении, не выкладывайте все свои молитвенные просьбы, просто побудьте с Ним, скажите, что вы любите Его, и наслаждайтесь Его присутствием.
Сказав, как сильно он любит Бога, Давид продолжает: “Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь” (Пс. 17:3-4).
В этих трех стихах Давид упоминает одиннадцать различных имен Бога. Он мог делать это, потому что знал Его. Именно в этом и заключалась сила жизни Давида.
Борения Давида
Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его. Я сказал: Господи! Помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою. Враги мои говорят обо мне злое: ‘когда он умрет и погибнет имя его?’ И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. (Псалом 40:2-7)
Вот что происходило с Давидом, но об этом не прочитаешь в Книге Царств. Когда Давид был болен, его друзья ожидали его смерти и, воспользовавшись случаем, за глаза говорили о нем злое. Царь всегда приходил с такими проблемами к Богу.
Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: ‘слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более’. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки. (Псалом 40:8-13)
Давид был глубоко уверен в Божьей любви к нему. Он знал, что прощен и ему не нужно ни за что расплачиваться. Поэтому он просил Бога сначала исцелить его душу после греха, а затем уже чувствовал себя праведником.
Больше всего Давид боялся потерять присутствие Божье. Он не страшился ни слов, ни мнения людей, ни неблагоприятных обстоятельств. Вместо этого он боялся потерять общение с Господом. Он просил о возможности приходить снова и снова пред Его лицо, находиться в Его храме и восходить на Сион.
Возрастая в зрелости
Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. (1 Иоанна 2:12-14)
Первое, что вы обнаружите, став дитем Божьим, - это возможность молиться во имя Иисуса и получать ответ на молитву. Вы познаете Бога как любящего Отца, утешающего и укрепляющего вас. Затем вы растете и становитесь юношей в Боге. У юноши есть сила, и он готов проявить ее в победах и стремлении к прорыву.
Младенцы, как правило, более эгоцентричны, хотят получить все сразу и плачут, если этого не происходит. Когда ребенок становится юношей в духовном смысле, он все еще сосредоточен на себе и хочет показать, как много умеет делать. Когда человек входит в духовное отцовство, его отношение меняется, приходит совершенно иная ответственность. Вдруг появляется множество духовных детей, о которых нужно заботиться, и уже не остается времени на то, чтобы подумать о себе. В духовном отце есть глубокая зрелость, которая отсутствует в младенце или юноше. Эта глубина приходит, когда человек видит Бога таким, какой Он есть на самом деле и каким был от начала творения.
Теперь центром жизни человека становится Бог, а не человеческое “эго”, стремление получить ответ на молитву или желание победить. Хотя все это важно, взаимоотношения с Господом важнее. Когда Бог интересует вас больше всего на свете, вы растворяетесь в Нем и наслаждаетесь тем, Кто Он есть, а не тем, что Он делает.