Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Над пропастью национализма



 

Самое время теперь совершить краткий экскурс в историю праворадикального движения в Норвегии. Это движение состоит из мириады мелких организаций, среди которых можно выделить два более или менее чётких подмножества: военизированные скинхедские группировки, стоящие на открытых неонацистских позициях и появившиеся сравнительно недавно, "на злобу дня", антииммиграционные объединения. Срок жизни этих группировок весьма короток; новые группы возникают на месте только что распавшихся старых. Это делает их исследование весьма проблематичным занятием, так как подчас бывает трудно сказать, существует ли ещё та или иная организация, или же от неё остался один почтовый ящик "до востребования".

Ещё одно потенциальное для исследователя минное поле таит в себе классифицирование этих микропартий по признаку "политической платформы". Почти все предпочитают называться «националистами». Некоторые видят себя "оппонентами норвежской иммиграционной политики". И только малая их толика открыто провозглашает себя национал-социалистами. Клеймо нацизма в Норвегии выжжено значительно глубже, чем в соседней Швеции или, скажем, США, с которых берут пример для подражания большинство норвежских экстремистов. В основном это следствие немецкой оккупации Норвегии в 1940-45 гг. Видкун Квислинг, тогдашний лидер партии "Национальный Союз" пошел по пути создания коллаборационистского правительства. Как результат, откровенная нацистская риторика и идеология никогда не пользовались особой популярностью в правых кругах норвежской политики. Некоторые их представители время от времени, правда, заигрывали с нацистской символикой, но это было, скорее, желание привлечь к себе внимание и шокировать публику, нежели серьёзное увлечение национал-социалистической догмой.

Но, кажется, господа присяжные заседатели, лёд тронулся! Многие молодые группировки в свои боевые раскраски добавляют все больше и больше коричневых тонов. Верный индикатор того — антисемитизм, от которого чешутся языки у многих националистов последние несколько лет. Одним из ингредиентов этого преподносимого норвежскими правыми своим пребывающим во тьме неведения сородичам кушанья, является импортированный, как и большинство черно-рубашечных рецептов, из Штатов консервант под названием "С.О.Р." (Сионистский Оккупационный Режим), который правит в стране. Несколько любопытный тезис, если учесть, что процент населения, по каким-то причинам именуемый «махровым», в Норвегии до неприличия низок: из 4,5 миллионов жителей Норвегии сыновей и дочерей Израиля наберётся около полутора тысяч. Дело в том, что до 1851 года от рождества "иудейского царя" въезд в норвежское королевство "богоизбранному народу" был заказан. Из тех же, кто после отмены запрета решил обрести свой маленький Сион в суровой земле викингов, многих решили призвать на помощь в строительстве Рейха гитлеровцы, с которого вернулись лишь немногие.

Среди правых сил, надо заметить, не наблюдается единства, их альянс представляется крайне зыбким, в то время, как разногласия возникают повсеместно: главной их причиной является отношение к цветным иммигрантам. Если более старые «анти-иммигранты» озабочены, в основном, написанием писем и статей в местные газеты, то молодая поросль уже давно наращивает мускулатуру и чистит стволы, готовясь к открытому столкновению.

Надо сказать, что первые баталии уже имели место быть. Уже были и первые пострадавшие, пока только раненые. На совести скинхедов бомбометания на первомайской демонстрации, минирование мечети в Осло и нескольких книжных магазинов, торговавших просоциалистической литературой. Но покамест все эти происшествия носят исключительный характер, и вспышки насилия до сих пор были крайне редкими. Хотя тем, против кого направлено насилие, оно отнюдь не кажется увеселительной прогулкой, всё же до таких масштабов, каких достигли на поприще настоящего политического террора Ирландская Республиканская Армия или группа Баден-Майнхоф, норвежцам далеко. Из наиболее заметных исключений можно вспомнить только так называемые "хаделяндские убийства" в начале 80-х. Тогда между группировкой, называвшей себя "Норвежской германской армией", и двумя молодыми людьми, кравшим для них оружие, возник горячий спор. В панике что их «ассистенты» могут выдать их полиции, было решено их ликвидировать.

Вот такие исторические корни были у Einsatzgruppe. Сама же Einsatzgruppe была сформирована из бывших членов неонацистской группировки Birkebeiner, позаимствовавшей свое название у Birkibeinar, повстанческого движения конца XII-го века, чья бытность пришлась на царствование короля Сверре. (Birkibeinar дословно переводится как "берёзовые ноги" — чтобы спастись от холода, бойцы обматывали свои ноги берёзовой корой.) Birkibeinar распались после того как их лидер, весьма видная личность в стане молодых неонацистов, Ян Хольте, оставил движение и решил посвятить себя семейной жизни. Обломки его группировки вновь воссоединились под названием Einsatzgruppe.

Лучшего имени, чтобы шокировать публику и подчеркнуть свое духовное родство, им наверное, было бы не сыскать. Einsatzgruppen (карательные команды) назывались подразделения СС, на совести которых убийства партизан, мирных жителей, многие из когорых, кстати, были евреями. Самое кровавое преступление Einsatzgruppen — Бабий Яр, где они вырезали 40 тысяч человек. Чтобы ещё больше подчеркнуть родство со своими историческими менторами, норвежские «каратели» назвали свои «подразделения» Sonderkommando ("зондеркоманды", спецчасти). Эта классическая армейская структура вызывает большие сомнения понятного свойства: норвежским экстремистам всегда удавалось придумывать яркие и запоминающиеся названия своим крохотным предприятиям, отчего они могли показаться непосвящённому куда более многочисленными.

В любом случае, между словом и делом у норвежских праворадикалов существует огромная пропасть. Ненрик Люнде:

 

Einsatzgruppe появилась на свет в Брюмендале, когда Арне Мирдал (известный антииммиграционный деятель, прославившийся заявлениями о готовности взорвать центр по проблемам беженцев) собрал вокруг себя шайки местных гопников, обивавшихся возле ближайшей бензоколонки, и направил их неуёмную и в то же время невостре-бованную энергию в "политическое русло". Затем их ряды стали пополняться людьми со стороны. Среди них был и Хольте. Хольте уже предпринимал попытки организовывать различные груп- пировки. В частности, среди них была Hvit Arisk Molstand ("Белое Арийское Сопротивление") Созданная по образу и подобию шведской Vitt Ariskt Motstand. Он же организовал и Birkebeiner, послужившей позднее основой для Einsatzgruppe. Кроме того, он редактировал журнал Vikingen ("Викинг"). На бумаге у Хольте всё выходило очень гладко, но до конкретных дел он так и не снизошёл.

 

Мэр Брюмендаля постоянно испытывал некоторое беспокойство: никаких серьёзных актов вандализма, никаких разбойных нападений, но в его адрес по почте постоянно присылали всякую всячину, заказывали на его имя пиццу, вызывали «скорую». По пути следования его детей из дома в школу кто-то расклеивал порнографические коллажи. В знак несогласия с политикой городских властей двое брюмендальских активистов нагадили на ступеньках мэрии. Этот революционный опыт настолько вдохновил их, что они пришли повторить свою (дефек)акцию протеста, за коим занятием и были пойманы блюстителями порядка.

Дальше этого они не пошли. Когда же Хольте сошел с корабля на берег, команда развалилась. Но ненадолго — с тем лишь, чтобы собраться вскоре в Ставангере, под именем Einsatzgruppe. Во вновь созданном коллективе некоторые энтузиасты просто кипели жаждой активных действий. Особенно этим страдал Том Айтернес. Его убеждённость в правоте их дела не знала границ.

Поначалу они печатали листовки, наклейки, искали контакты. Затем они перешли в наступление. Характерен такой случай: однажды они всей гурьбой бежали по улице и били каждого попадавшегося им под руку «цветного». И так они бежали и били, бежали и били — до тех пор, пока их не задержали.

Призыв Орд Викингов не покупать не-арийский и не-североевропейский блэк-метал из Азии, Южной Америки, а также Южной и Восточной Европы.

 

WARNING TO ALL TRUE BLACK AND DEATH FREAKS:

Are you sick of rip-off bastards? Then you have to be warned about the most disgusting scenes in the underground: the Asian, the South- and East-European and the South-American scenes. Do not buy stuff from these big rip-off countries!!!!!! Don't support bands that trade the true Aryan North-European and North-American bands!!!!!! They poison our music!!!!!! Fuck them up the ass and let them know that our true scene has no need of such DICK SUCKING PIGS!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! DEATH TO FALSE METAL!!!!!!!!!!!!!!!!!! DEATH TO ALL NOT-ARYAN PEOPLE I!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

(signed: WIRING HORDES, mai 95)

 

В суде же начались очень странные вещи: один из пострадавших, вьетнамец, заявил, что он просто упал со своего мотоцикла, и никто его вовсе не бил. Но кроме него нашлись все же свидетели, которые подтвердили случившиеся, и судья не принял его показания во внимание, так как счёл, что пострадавший боится мести.

По подсчётам Люнде, основу Einsatzgruppe составляли четверо-пятеро человек: все они были арестованы полицией. (Весьма странно, как несколько человек собирались совершить чуть ли не государственный переворот!) Но были и другие:

Как и в любой среде, среди националистов существует большое число людей второстепенных, последователей, «сочувствующих». Einsatzgruppe, очевидно, насчитывала таких от пятнадцати до двадцати. Эта цифра постоянно колебалась, так как большинство из них были людьми в среде «наци» случайными. Скажем, одним из последних их планов было сорвать встречу делегации из Израиля в Ставенгере. Для этого предполагалось привлечь совсем молодых ребят. Это наглядный пример того, какая' роль отводилась этим «периферийным» членам: они должны были участвовать в чём-то «крутом», будоражащим молодую кровь. Но когда дело доходит до того, чтобы грабить оружейные магазины для расправы над «предателями» и резни дилеров, поставлявших оружие, в эту игру уже играют большие мальчики.

Всю правду об Einsatzgruppe мы сможем узнать только после суда, который намечен на февраль 98-го. Большое количество улик было скрыто от прессы, и ключевые фигуры, замешанные в этом деле, предпочитают хранить молчание до того момента, как присяжные вынесут свой вердикт.

 

Хенрик Люнде

Как получилось, что между блэк-металлистами и нацистами установился тесный контакт?

В блэковых фэнзинах всегда можно было найти рекламу, например, NorEffekter (контора, занимающаяся распространением нео-нацистской скинхедовской музыки и книг наподобие "Дневник токаря") или каких-нибудь политических группировок. Не стоит далеко ходить — в тех же фэнзинах без труда можно найти статьи, акцентирующие идеологическое родство этих течений. Так они и состыковались между собой, и существует даже некоторая "текучесть кадров": людей из одного андеграунда в другой. Есть прецеденты, когда люди меняли свои политические взгляды, а вслед за ними, естественно, и причёски.

Сегодня многие политические движения для объединения своих сторонников используют музыку. Праворадикалы прекрасно понимают, какие она таит возможности, и многие связи налаживались именно посредством музыки; некоторые блэк-метал команды, скажем, используют на своих пластинках такие лозунги, как "Норвежский Арийский блэк-метал". Хотя наиболее важным здесь, на мой взгляд, моментом является развитие Викернеса. Он даже намеревался записать одну песню для одного сборника, выпущенного фирмой Boot Boy Records. Этого, однако, не произошло. И, наверное, для него это и к лучшему: это был первый увиденный мной CD, вчистую забракованный Nordland (самый престижный европейский неонацистский журнал).

А со стороны не может ли показаться, что два этих течения абсолютно несовместимы между собой, в идеологическом плане?

Может. Я, во всяком случае, считаю именно так. Но ведь и те и другие крайне мало пишут о том, чего же они всё-таки хотят. Они всё больше причитают об иммиграции и иммигрантах. Но их странная свадьба порой кажется мне даже логичной. В футболке с изображением Гитлера, рука об руку с Варгом Викернесом — самым знаменитым норвежским поджигателем церквей — дальше уж просто некуда! При таком положении дел они, с одной стороны могут смело распрощаться с возможностью влиться в респектабельный мэйнстрим, но с другой, они смогут найти сторонником среди блэк-металлистов.

Когда говорят о крайне правых, почему-то обычно забывают о том, что ход их мыслей абсолютно не схож с другими политическими партиями. Взгляните на их вызывающую и грубую пропаганду, и вы поймёте, что они ищут симпатий не человека на улице, не подростка-школьника. Они ищут тех, кто может сражаться.

 

Катрин Фанген — социолог, специализирующаяся, в основном, на изучении праворадикальных партий Норвегии. Её авторству принадлежит работа Skinheads i rodt, hvitt og blatt ("Скинхеды в красном, белом и синем" — намёк на цвета национального флага Норвегии), посвященная молодым представителям этого движения. Кроме того, в этой статье она затрагивает и связи скинхедов с блэк-металлистами.

 

Катрин Фанген

Какой, на Ваш взгляд, тип молодых людей можно отнести к приверженцам блэк-метал?

Как мне кажется, большинство из них происходит из среднего класса общества, из семей буржуа, они гораздо лучше образованы, нежели те, из которых рекрутируют новобранцев неонацисты. Поэтому мотивы, движущие ими, отличны от тех, что не дают покоя не наигравшимся школьникам. Их скорее можно отнести к тому типу подростков, которых привлекает тёмная сторона человеческой природы. Мне доводилось читать интервью с ними, где они рассказывают как их возбуждают прогулки по ночному лесу. Они — исследователи всего таинственного, непознанного, что есть в этой жизни. Так что это скорее духовный поиск, нежели просто выплеск агрессии и разочарования жизнью.

Что же, по-вашему, на уме у этих парней?

Я бы назвала этих ребят «искателями». Когда они попадают в среду, подобную блэк-метал, то начинается некая неконтролируемая цепная реакция: они втягиваются в эту атмосферу, и всё может зайти достаточно далеко. Они могут совершать самые настоящие ритуалы, они будут пытаться переплюнуть друг дружку в стремлении быть как можно больше экстремальнее. Для некоторых эта дорога может оказаться дорогой в один конец, когда возможности повернуть назад уже не будет.

То есть может оказаться так, что они будут соревноваться, в некотором роде, кто из них сможет подняться по этой лестнице выше, последовательно взбираясь на всё более и более крутые ступени?

Да. Им будет нужно доказывать свою "преданность делу": участвовать в ритуалах или ещё бог весть в чем — идти туда, куда пойдут все, делать то, что будут делать все, наплевав при этом на какие бы то ни было нравственные ограничения.

На Ваш взгляд, в том, что большое число молодых людей заинтересовалось блэк-метал как идеологией, следует винить скандальные газетные статьи?

А затем они начинают «тусоваться» в тех местах, где часто бывают музыканты. В Осло, например, есть несколько кабачков, где постоянно собираются блэк- металлисты. Как правило, там же собираются «представители» и других субкультур, например, праворадикалы. Ясно, что в результате возникает некоторое сращивание группировок.

Существует ли в этих группировках какая-либо иерархия?

Конечно. На вершине «блэковой» находятся некоторые музыканты и ключевые фигуры жанра. Эта иерархическая структура может быть весьма серьёзным делом. Скажем, если кто-то полагает, что блэк-метал — это всерьёз и надолго, то с его стороны логично было бы стремиться завоевать признание и положение в своих кругах. Борьба за лидерство может стать очень принципиальным моментом, она может привести даже к крайностям, как это произошло в случае когда «Граф» убил Евронимуса. На мой взгляд, это была борьба за статус внутри группировки.

Какие невидимые механизмы движут ординарными в обычной жизни молодыми людьми, когда они поджигают церкви я убивают друг друга? Их толкает желание выделиться среди подобных себе?

Отчасти да, но желание выделиться среди сверстников — это, можно сказать, фикция, потому что они совершают эти поступки не с единственной целью завоевать уважение окружающих. Они верят, что эти самые окружающие ожидают от них, что они поступят именно так и никак иначе. А так как их круг очень замкнут и закрыт для внешнего мира, то в нём вырабатываются свои собственные нормы поведения.

Что же нужно делать, чтобы завоевать уважение своих товарищей?

Существует несколько вариантов. В таких средах, как блэк-метал, всегда будут возникать разногласия, всегда будут споры о том, что принципиально, а что нет. Для одних важно принимать участие в, скажем так, «обрядах», быть постоянно вместе со своими единомышленниками, другие будут считать это пустой тратой времени и сочтут, что заниматься собственно музыкой, совершенствоваться как музыкант гораздо важнее. Это, наверное, был ключевой момент в противостоянии Аарсет — Викернес. У меня сложилось такое впечатление, что для Аарсета на первом месте стояла всё же музыка, нежели что-то другое. Напротив, «Граф» считал, что активная деятельность гораздо актуальней. Оба обладали харизмой, необходимой для того, чтобы стать законодателями моды в своём кругу.

Значит, здесь не причём, скажем, "верность идеям"?..

Нет. Лично у меня лично сложилось представление, что в блэк-метал превалирует желание казаться «злыми», тяга к сверхъестественному. Смелость быть антиподами.

На Ваш взгляд, символика, характерная для блэк-метал, ритуалы, совершаемые ими, как-то сказываются на их психике, умонастроениях?

Безусловно, если человек участвует в ритуалах, где присутствует кровь и т. д., это не пройдет для него бесследно. Такие действа обладают сильнейшим символическим эффектом, и их воздействие на подсознание может иметь абсолютно непредсказуемые последствия. Попав на этот зыбучий песок, некоторые могут потерять точку опоры.

Какого рода связь существует между правыми и блэк-металлистами?

Как такового формального контакта нет. Об этой связи скорее не говорится вслух: националисты на каждом углу кричат, что они борются за правое дело, что большая часть населения их поддерживает, но предпочитает открыто не говорить об этом. Поэтому официальное «братание» с Сатанистами, борющимися уже за "злое дело", может их только скомпрометировать. Так что "протокола о намерениях" стороны не подписывали. Тем не менее некоторая диффузия «чёрных» частиц блэк- метала в националистическую среду явно налицо. Многие уже пресытились Сатанизмом и смотрят на него как на детскую забаву. Теперь они хотят попробовать чего-нибудь серьёзного, «настоящего», с политическим привкусом. За последние года два в этом направлении откочевала весьма внушительная группа блэкушников.

Это превращение, кажется, проходит для них довольно безболезненно. Почему?

Я думаю, это связано с тем, что отправной точкой для блэк-метал служат всё-таки не идеологические мотивы, а элементарная жажда развлечения. Увлечение нордической мифологией повсеместно в блэк-метал кругах. Следующим шагом многие захотят определиться со своими идеологическими пристрастиями. Хотя, наверное, кто-то скажет, что те, кто идут такой дорогой, не рассматриваются своими коллегами как "серьёзные активисты". Они находят в этом своеобразное развлечение — цепляют на себя различную провокационную символику, много пьют и орут "Зиг хайль!"

А есть ли у блэк-метал и национализма точки соприкосновения?

И те, и другие оперируют тёмными сторонами человеческой натуры. Праворадикалы соглашаются с тем, что у них есть уйма предрассудков; больше того — они ими гордятся. Другие, быть может, пытались бы подавить их в себе, забыть о них как-то, не думать о них. Нацисты же, напротив, кричат о своих предрассудках во весь голос. Романтизируя насилие, они становятся открыты для иррационального и явлений, не приветствуемых общественной моралью. Их мораль позволяет ненавидеть.

Да, в этом что-то есть, тем более что одно из главнейших табу в обществе — это ненависть к людям иной национальности. А блэк-метал всегда очень трепетно относился к нарушениям табу. Сейчас, когда они, кажется, меняют дьяволопоклонничество на нордическую мифологию, а праворадикалы давно исторгают словоизлияния в тот же адрес, то не исключено, что пройдя через эту призму, лучи их световых потоков сойдутся.

Говоря обо всем нордическом в возвышенных тонах, они лишь развивают свой интерес к скандинавскому фольклору и истории. Для многих это лишь следующий шаг в прежнем направлении, по той же оси координат.

 

То, что некоторые революционно настроенные праворадикалы и кое-кто в блэк-метал кругах достигли некоторого, пусть неопределённого, но очевидного уровня взаимного влияния, безусловно. Главной точкой пересечения является, конечно, Викернес — благодаря своим откровенно националистическим высказываниям. Трудно сказать, какое влияние он сейчас оказывает на блэк-метал среду, но если судить по шкале продаж его пластинок, то этот барометр показывает довольно приличное давление. В среде же националистов Einsatzgruppe открыто поддерживала Викернеса, а несколько радикальных скинхедовских журналов в последнее время были замечены в публикации ряда статей о нём. Неясно, правда, каково отношение к его взглядам и спорному общественному имиджу со стороны более устоявшихся и «солидных» праворадикальных сил. Но невзирая ни на что, Викернес продолжает посредством масс-медиа и "приватных каналов" сеять смуту в умах сородичей. Благодаря его известности он никогда не бывает обделён вниманием пишущей братии, более того, теперь благодаря телевидению перед ним открываются новые горизонты "голубых экранов" соотечественников. Тем не менее, пресса подвергает непременной цензуре все его спичи, вырезая из оных места, которые негоже слышать респектабельным норвежским буржуа и, тем паче, их чадам, чем вызывает в Викернесе поток нескончаемых жалоб о том, что его неправильно подают на ТВ. Вскоре после того, как весной 97-го года провалилась попытка Einsatzgruppe освободить Гришнака из лай норвежской пенитенциарной системы, им всё же была достигнута одна серьёзная победа на пропагандистском фронте — наконец-то была издана его книга, Vargsmal.

Кто издал этот труд на 156 страницах, так и осталось загадкой, но по неподтверждённым сведениям, книга была отпечатана в Италии. На её обложке запечатлен норвежский флаг, посредством добавления круга над перекрестием превращенный в солнцеворот — националистический символ. Сам автор снабдил первое издание Vargsmal вступительным словом, в котором призывает читателей писать в нацистскую организацию Zorn 88, чтобы получить другую "хорошую норвежскую литературу". Кроме того, Варг не преминул обмолвиться о своём вновь обретённом имени: "Я посвящаю Vargsmal памяти Видкуна Абрахама Лауритца Ионсона Квислинга, за его старания, за его борьбу за свой народ, за родину своих предков в тяжелейшее из времён. Да займёт он место в Валхалле рядом с Одином!"

 

 

Сумерки богов

 

Если крайне правым и блэк-металлистам пришлось бы совместными усилиями выбирать эмблему с нетерпением ожидаемого ими грядущего апокалипсиса, то, конечно же, для этой цели они выбрали бы древнескандинавский миф о Рагнароке. Эта драматическая легенда наполнена таким количеством крови, огня и смертоубийства, какое только может представить себе человек в тот день, когда сегодняшний мир встретит свой конец. В поэмах скальдов, вошедших в Старшую Эдду, описано, как наступят! сумерки богов и погибнет мир. Циничный же наблюдатель может с уверенностью заявить, что час Рагнарока уже настал:

 

На брата брат пойдет войной

Свою мать сын предаст родной

Щит топору заплатит виру

Горе и блуд — кончина мира

Доносит ветер волчий клич, тогда

Земли отмерен будет век

Когда, пронзив копьем врага,

Умрёт последний человек.

 

Как гласит пророчество, эти знамения предвещают ещё более ужасный катаклизм — последнюю битву, после которой наступят Сумерки Богов. Один и остальные Асы будут сражаться с силами тьмы несмотря на то, что их собственная судьба предрешена. Нечестивый Локи, коварный лжец и плут, освободится от своих уз и примкнёт к схватке. Его сын, ужасный волк Фенрир (Фенриз) победит Одина, проглотит Солнце, и Земля погрузится во мрак. Сурт, великан, охраняющий вход в царство злобных духов Муспелльхайм, своим огненным мечом подожжет Землю, и весь мир охватит очистительный огонь. После того, как погибнут небеса и земля, начнется воскрешение мира и его новая молодость. Поля вновь зазеленеют и зацветут, бог Солнца Бальдр вернётся и на горе Гимли построит залу великих и справедливых правителей.

Идеальную параллель с легендой о Рагнароке можно найти в египетской мифологии, где сказочная птица Феникс сгорает в пламени с тем лишь, чтобы! воскреснуть вновь и в ослепительном опереньи восстать из пепла.

Был момент, когда «отцы-основатели» блэк-метал просто-таки бредили Рагнароком, всерьёз мечтая ускорить его приближение. Они пытались поджечь фитиль пороховой бочки, лежащего за фасадом цивилизации двадцатого столетия затаённого чувства злобы на ближнего — так же, как и их нечаянные попутчики — праворадикалы. Ни первым, ни вторым этого сделать не удалось. Это отнюдь не означает, что в бочонке закончился порох, просто пока ещё никто не нашёл конец бикфордова шнура.

Наше путешествие в мир, где непостижимым образом сплелись музыка, преступление и инфернальная философия, мы начали отрывком из стихотворения одного из самых одарённых норвежских писателей и поэтов уходящего столетия Тарьея Весааса. В нём он пишет об "огненной птице", незабываемом мифологическом Фениксе. Поразительно, но в своем несложном стихотворении «Пепел» Варг Викернес выражает почти те же настроения. Сочиняя свои стихи, оба автора, безусловно, вкладывали в них разный смысл, вдобавок стиль и язык Викернеса безмерно примитивны в сравнении с таким мастером слова, как Весаас, но в то же время оба стихотворения звучат сверхъестественно в одной тональности. Помимо того, что оба они навевают одно и то же настроение, главное кроется всё же в том, что в стихах как Викернеса, так и Весааса, заключена глубоко символичная правда.

Их вдохновенные слова могут сказать о движущих миром силах, обо всех великих потрясениях, куда больше, нежели любая, даже самая мощная теория, любые исследования, ибо они передают невыразимое. Помимо этого в них есть и упоминание о циклической сути человеческого бытия: бесконечной органической смене рождения, жизни, смерти. В них заключен свой особенный символизм, а именно в царстве символов можно найти ключ (не забудьте о всепоглощающем человеческом стремлении идентифицировать себя с помощью символов!) к разгадке такого необъяснимого, казалось бы, феномена, как блэк-метал.

В этом свете тот факт, что скандинавские повстанцы использовали в качестве своего оружия исключительно огонь, не вызывает ни малейшего удивления. Огонь олицетворяет собой все силы, которые заключены внутри подобных вспышек. Как сказал древнегреческий философ Гераклит, "всё превращается в огонь, и из огня всё рождается". Гастон Бахелард в своей книге "Психоанализ огня" (Psychoanalysis of Fire) так рассуждает на эту тему:

 

Если всё бренное жизнью познаваемо постепенно, то огнём оно познается мгновенно. Огонь — это сверхживой элемент. Он последняя и вселенская инстанция. Огонь живёт в наших сердцах. Он живёт в небесах. Он возникает в самых сокровенных недрах материи и согревает нас теплом любви. Иначе он может вернуться туда, откуда пришел — вернуться в свое латентное состояние в материи, в темнице которой он будет тлеть ненавистью и местью.

 

В нашем исследовании мы воочию убедились как действуют силы, описанные в мифах Европы, напрямую связанные с огнём. Титан Прометей украл огонь у богов и дал его людям; он являет собой образец дерзкого, пытливого бунтаря, который не видит инертность и косность. Он идеал провидца, искателя и художника. Более того, Прометей представляет собой главнейший прототип Сатаниста: он иконоборец, противник существующего, своими делами подстегивающий наступление перемен. Ещё один сказочный великан предстает перед нами в форме Сурта, стража Муспелльхайма, огненного царства, которому подвластны разрушительные аспекты огня. Он выкорчевывает старое, дряхлое, изжившее себя, не дающее взойти молодой поросли. Сурт — ещё один вдохновитель бунтарства, но венцом его усилий должно быть воскрешение, рождение заново. Без этого его бунт суть не более, чем материализованный нигилизм.

Огонь разжигает в человеке дух творчества; это искра, от которой Загорается воля к созиданию. Как точно заметил Бахелард, он олицетворяет полярность чувств: с одной стороны — пылкие высшие идеалы, с другой — горячий всепоглощающий, не прислушивающийся к голосу разума, нрав. Революционеры обладают пламенным характером, и их самая высокая мечта — увидеть как огонь революции уничтожает прогнивший старый мир. Религиозному фанатику, будь он христианин или Сатанист, видятся гротескные картины огненной адской геенны.

Нынешнее «цивилизованное» общество не очень-то жалует огонь, как в буквальном, так и в переносном смысле. Большинство людей потеряло связь с настоящим огнём; некогда мистическое, вселенское действо разведения костра во тьме ушло из их жизни. Тех, кто пытается разжечь пламя раздора и разногласия, мир, ставший рабом комфорта и сферы всевозможных услуг, с распростёртыми объятиями не встречает. Голос тех, кого природа одарила неукротимым духом, заглушают или заставляют петь под общие аккорды. Их порывы должны быть погашены раз и навсегда. Проявлений чувств, выходящих за общепринятые рамки, следует остерегаться — ослушникам же уготована участь изгоев. Выходящее из берегов море приторных развлечений — в награду за прилежное поведение предоставляет нам официозная «культура». Искусство и музыка, доступные массам, имеют консистенцию мягкой, рыхлой пульпы — среды, которую трудно назвать огнеопасной.

Но несмотря на это, пламя ещё не умерло. Оно теплится в угольях, покрытых толстым слоем пепла, и погасить его нельзя. Силы прагматизма и материализма страждут раскидать эти головешки и затоптать ногами. Но чем под большим покровом пытаются они скрыть огонь, тем интенсивнее становится в его недрах жар сопротивления. Вместо того, чтобы погаснуть и навсегда остыть, угольки неповиновения только разгораются пуще прежнего. В них начинается движение, они со всё большим ожесточением пытаются найти источники кислорода. Горящие искры ума, духа и чувств ищут друг друга. Их самая светлая надежда заключена в том, что они вновь смогут слиться в единое пламя, высвободив всю свою внутреннюю энергию. Если у них будет необходимое горючее, они смогут рассеять тьму и испепелить все дряхлое, увядающее, стоящее без движения.

В своих стихах Тарьей Весаас часто говорит об огне, этой неукрощённой обществом людей энергии. Он рассказывает нам о "стране тысячи огней", аллегорической земле, которую может посетить всякий, но только никому не удастся найти её на географической карте. Варг Викернес хорошо знает её координаты — она лежит в нас самих.

Стихами Весааса мы открыли нашу книгу, ими же мы её и закончим:

 

Пепел и лавы мёртвой след

Да лишь воспоминаний дым

О мире юном — днях седых

Счастливой некогда земли, которой уж в помине нет

Страна несчитанных огней во мгле веков погребена

Но под плитою гробовой геенны пекло ждёт — до дня

Когда поднимется со дна

Огонь, рождённый от огня

Тарьей Весаас, "Страна тысячи огней"

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.