«Уведомление читателю. Книга, на которую сии примечания мною сделаны, издана в Париже в 1784 г. под названием: История естественная, нравственная, гражданская и политическая, древния и нынешния России. Сочинитель ее родом француз, ремеслом врач, многих академий член, и проч.
Прежде нежели начал я читать сию книгу, многими причинами предубежден был в ее пользу: десятилетним пребыванием сочинителя в России, коего главное намерение, как сам он говорит, живучи здесь, состояло в том, чтоб собрать все нужные сведения к сочинению истории Российской, и в чем он, по его ж словам, получил совершенный успех; знанием и способностями каковых должно было чаять в члене многих академий; сильными его уверениями о истине, беспристрастии и совершенном знании предлагаемого им; огромным и многообещающим титулом сочинения; и наконец, типографическим украшением оное сопровождающим. Но по прочтении нескольких страниц разрушилося во мне сие приятное предубеждение, возбуждавшее любопытство и охоту к чтению: ложь и клевета с коими сочинитель злословит вообще Россию, пристрастие с коим переиначивает он дела наиболее известные, наглость с которою решительно говорит о вещах, совершенно ему неизвестных, нелепость рассуждений, пустота доводов, бесчисленные и грубые во всех родах ошибки (оставляя осмеяния достойную надменность слога и образ писания странный и необыкновенный) заставили меня возыметь мнение, противное прежнему, и о сочинении и о сочинителе.
Подвигнут усердием к истине и к моему отечеству, предприял я сделать примечания на сию книгу, чтоб уличить и устыдить наглого и лживого ее сочинителя. По мере чтения ее, замечал я важнейшие в ней ошибки и злоумышленные от истины устранения; и не ограничиваяся опровержением оных, старался показать вещи, к коим те ошибки относятся, в точном их виде; отражая клевету и злословие без рвения, противопоставлял лже истину, заблуждению исправление, не сущему сущее; справедливость моих доводов, и беспристрастие моих мнений и рассуждений подкреплял свидетельством писателей достоверных. Почему ласкаться смею, что труды мои будут удовлетворительнее тех, каковы суть полемические сочинения, имеющие по большой части предметом своим не стоящие внимания распри писателей. Два года уже тому как я их кончил, но отлучка моя отсюда и другие препятствия выдать их в свет доныне меня не допустили.
§ XVI. ... Г. Леклерку не угодно, чтоб на тогдашнее время были у руссов законы; однако ж, вопреки его желанию, на многих местах как в сем, так и в первом мирном докончании с греческими императорами воспоминаются русские законы. Убежден будучи сими ясными свидетельствами, г. Левек признает существование оных на тогдашнее время, невзирая на заблуждения и некоторых русских, утверждавших, по неведению отечества своего истории, Ярослава первым быти законодавцем в Руси. «Историки русские, – говорит он, – сами суть в заблуждении, приписуя первые законы такому государю, который сто лет после Олега жил». Следующую статью г. Леклерк умышленно перевесть не захотел, чтоб не сказать ни слова о законах русских: «Ежели кто кого ударит мечем, копьем или иным каким оружием, русин грека или грек русина; да заплатит таковый за то свое преступление серебра литр пять, по закону русскому» и проч. … и после всего того говорит: «После русские клялися хранить условие Перуном и их оружием». Но в подлиннике написано: «Ежели кто от князей и подданных руских, крещеный или некрещеный, преступит сие, еже написано на хартии сей, да будет проклят от Бога и от Перуна» и проч. Из обстоятельств сего условия явствует, что в тогдашнее уже время имели русские правление на коренных законах и на непременных правилах утвержденное; что народ разделен был на разные сословия, яко на бояр, дворян, гостей, купцов, свободных и рабов, кои не иные были как пленники; что каждое сословие пользовалось особенными правами, преимуществами и отличностями; что все вообще имели суд и расправу; что успехи имели в торговле внутренней и внешней, мореплавании, художествах, ремеслах и, в рассуждении тогдашнего века, в нарочитом просвещении. Не ясно ли все сие доказывает, что древние руссы иначе жили в городах своих, нежели дикари в лесах; о благоустройстве общежития своего согласно пеклись, руководствуемы будучи здравым смыслом и рассуждением, на опытах основанном; имели благонамеренные виды; осторожность в поступках; мудрое предусмотрение; искусство во исполнении своих намерений и проч. Удостоверится о сем всяк чтущий наши древние бытописания со вниманием...
§ ХС. «От Рурика до Ярослава не было часа потерянного для честолюбия; оно предлагало всегда войну в покое; оно показывало ежедневно новых неприятелей государям сея области ... грабеж и раздел добычи был полезен русским, несведущим тогда художеств... грабеж был одно средство к обогащению людей частных... тогда в России были только два вида людей, невольники и тираны». Первоначальных римлян главный промысел состоял в разбое, однако ж частию и в земледелии упражнялися. Жители брегов Балтийского моря от промысла разбойнического варягами прозваны, однако ж и торг с соседними народами вели. Жители Корсики название свое получили от грабительства ж и разбоя; так как и жители азиатского берега моря Средиземного названы корсерами не по иному чему, как по их промыслу, который в старину был общий почти всем народам, по берегам морей живущим; и промысел такой ни в стыд ни в бесчестие не ставили. Не отрицаю я, чтоб и праотцы наши тем не промышляли, но гораздо прежде Рурика; однако ж и тогда имели правительство, торговлю, земледелие, следовательно и ремесла. Иоаким сказует о Гостомысле, что правосудием своим повсюду был славен; и о Рурике то ж, что прилежал о суде и расправе, и чтоб сие повсюду равное и единообразное производимо быть могло, определил по пределам князей. Что торговля и мореплавание задолго до Рурика известны были руссам, Константин Порфирогенит и многие северные писатели свидетельствуют; следовательно не один грабеж был средством для обогащения людям частным. Что в Руси не двух видов были люди, свидетельствуют по летописи договоры, заключенные Олегом и Игорем с греками, и самые законы Ярославовы: были тогда князья, дворяне, гости, купцы, мещане, поселяне и рабы, а сии не иные были, как токмо пленные; прочий ж чиностояния государственные были вольные. Все вообще древние северные народы вольность за первейшее благо, а рабство за гнуснейшее и посрами-тельнейшее для человечества состояние признавали. Им одолжены европейские народы избавлением от тяжкой неволи, в коей они под игом римлян несколько сот лет томились; они научили их познати права свои, природою им дарованные...
§ СI. «Самодержавие России было тогда якобы разделенное, и было два великих князя». Не якобы, но в самой вещи было разделено, и не на две, но на четыре великие части; да и из сих каждая разделялась еще на многие малые. Все сии большие и малые державы не признавали между собою другого права власти и подчинения кроме права силы. Первую из сих великих частей составляло великое княжение Владимирское, содержащее в себе княжение Суздальское, Ростовское, Ярославское, Переславское и Рязанское. Вторую часть сочиняло великое княжение Киевское; в нем, кроме многих удельных княжеств, состояли княжения Черниговское и Галицкое в Польше. Третью часть делало княжение Смоленское, которое, вмещая в себе множество княжеств удельных, не зависело ни от которого великого княжения, почему и само именовалось иногда великим княжением. Четвертую часть государства составляли области Новгорода, превосходившие все прочие в пространстве, силе и богатстве; но беспредельное своеволие черни все сии деятельные способы обращало более в собственный вред, нежели в пользу; оно было причиною и падения сей республики, гордые и беспокойные. Г. Левек рассказывает только о великих князьях владимирских, да и сих деяния местами весьма сокращенно описывает, а многие и пропускает. Г. Леклерк, не могучи на сей случай пользоваться свободностыо своей воли, из пяты в пяту последует за ним и во извинение молчания своего не находит другого сказать: деяния сего времени недостойны повествования ... Надобно поверить ему в том: ибо в самой вещи в истории г. Левека часто встречаются такие места, кои ничего достойного чтению не представляют; но те, кои русские летописи читали, с сожалением видят, что многие важные и любопытные деяния между тем пропущены, без коих и описанные им остаются невразумительны.
Весьма те ошибаются, кои думают, что всякий, тот, кто по случаю мог достать несколько древних летописей и собрать довольное количество исторических припасов, может сделаться историком; многого еще ему не достанет, если кроме сих ничего больше не имеет. Припасы необходимы; но необходимо также и умение располагать оными, которые вкупе с ними не приобретаются. Я согласен с г. Леклерком, что деяния наши в том виде, не доставят читателям полного удовольствия по причине их краткости, сухости и отсечения от них всех союзных им обстоятельств; но не летописи наши тому виною, не недостаток припасов, а худое избрание, расположение, образование и составление их, тем паче стеснение, смешание и разрыв союза времен и происшествий. Должно, по крайней мере, отдать г. Левеку справедливость в том, что если и не имел он удачи в избрании, успеха в образовании и сочетании собранных им припасов; если и впадал он иногда в погрешности и заблуждения по недостаточному употреблению внимания и рассмотрения; но на место исторических бытии, сказок и небылиц он не подставлял безобразных басен и не соплетал, и неприметно, чтоб он имел умысел клеветать и злословить...
§ СХVIII. «Надлежит поместить между басен недостойных вероятия, излишества, жестокости, коими отягощают память Иоанову... Толико умеренность не входит в характер тирана. Не начинают тою, чтоб кончить ужасными жестокостями». Вероятно, что приписывают царю Ивану Васильевичу Грозному больше жестокостей, нежели он учинил, однако ж всего всклепать нельзя: согласяся на сотую часть из рассказываемого о нем, придет в крайнее затруднение желающий его оправдать. Что и с начала царствования своего, то есть по пришествии в лета разумения, не явил он себя умеренным, в том сам признается в речи своей к членам Собора, созванного в 1542 г., царствования его в 12-е, а от рождения его в 21-е лето. С сокрушением сердечным раскаивается о погублении дядьев своих, кои, по словам его, в жестоких муках живот свой скончали, извиняяся, что согласился на сие по злым советам бояр своих, ищущих себе самовластия; кои, пользуясь юностью его, царством управляли самоправно и, ссоряся между собой, друг друга гнали и убивали; что сам он между тем рос в небрежении и в ненаказании, и навык злым обычаям и нравам, подражая своим воспитателям. Признает, что за те его злые дела наказал бог царство его разорением, пленом и кровопролитием от неверных, потопами, а паче пожарами, истребившими все богатства, собранные от предков его, церкви, мощи и бесчисленное множество народа. В заключение сказывает, что получил уже он от святителей, в тех злых делах своих, прощение себе, и тогда ж, по их благословению, а от бояр своих по обещанию, что впредь не будет делать худова, и их простил. Из речи его видеть можно, что имел он разум, но помраченный крайним невежеством и суеверием, свойственными тогдашнему веку; имел он природу добрую, но испорченную худым воспитанием и худыми примерами; кажется, что и сердце его не было бы столь жестким, если б родился он сто лет после. Благоразумно и рассудительно сказал г. Леклерк: «Иоанн имел все от природы, а от воспитания ничего; великие качества его были его собственными, а пороки злоприобретенные».
§ СХХ. В рассуждениях на Судебник царя Ивана Васильевича IV автор пишет: «Первые законодавцы русские, Ярослав и Изяслав, почерпнули начала своих законов из германских... Сии законы сделалися недостаточны во многих случаях, по мере, как русские оставлять стали жизнь кочевую, как торговля их распространилася... Нравы русских различилися столь много от законов древних, что осталися сии без силы... В сем состоянии вещей, царь почувствовал нужду возродить старые законы, и издать новые, сообразные обстоятельствам». Что руссы законы имели гораздо прежде Ярослава, о том говорил я прежде и после еще иметь буду случай; теперь же, касательно закона Ярославова, приведу мнение Татищева, в предисловии его на Русскую Правду. Вот слова его: «Мню закон сей из Вандалии принесен. Историк ганзеатский Вилдебранд на стр. 26, сказует, что в городе Юлине Вандальском был, в древние времена, мудрый законодавец Полнотацко, и, может быть, от него сей закон произошел, но после по обстоятельствам русским переправлен и пополнен». Прибавлю к тому: ежели и не сей Полнотацко сочинитель был оных законов, так по крайней мере то несумнительным быти кажется, что славяне принесли их с собою; и сии суть самые те законы, на кои Олег I ссылался в договоре с греческими императорами.
По несходству народов древних руссов с славянами, для и коих Правда была сделана, и по различию времен и обстоятельств, надлежало некоторые статьи из Правды уничтожить, другие переменить, пополнить и к ним новые приложить, что прежде еще Ярослава, а может быть, и прежде Рурика было сделано, но летописи известия о сем нам не сохранили. Ярослав в том же намерении приказал двум старшим сыновьям своим, как Нестор пишет, и присовокупя к ним несколько человек вельмож, древнюю Правду рассмотреть и пополнить; что ими и учинено. Последующие Ярославу великие князья, и особливо Владимир II, сын его и преемник Мстислав и Ярополк II, издали многие статьи законов по требованию нужд, случаев и обстоятельств, кои и присовокуплены к прежним славянами принесенным и от Ярослава переправленным; а совокупный состав их законов наименовали Судебником, то есть собранием законов по коим суд и расправа во всем государстве российском людям давалася; и сей есть, по мнению моему, тот самый Судебник, который исправил царь Иван Васильевич, как последующее изъявит слово.
Нравы переменяться могли от стечения многих различных случаев, а не единственно по мере оставления русскими кочевной жизни. Помнится мне, в другом месте говорил уже я о сем, что, когда русские вели кочевную жизнь, тому никаких следов, по крайнему отдалению времени, ни в истории, ни в предании не обретаем. Главными причинами в перемене и различии нравов между народов, населяющих Россию, по мнению моему, тогда были: 1) разделение государства на многие уделы; 2) тесное сообщение, а частью и смешение пограничных из них с разными иноплеменными народами; 3) последовавшие потом завоевания татарское и долговременность их начальства; 4) перемена древнего образа жизни, обычаев и поверьев; 5) ослабление законов и расстроение или уничтожение прежнего единообразного управления.
По мере измены во нравах, должно было переменять и законы. Те законы кои при единоначальстве были приличны, стали быть по разделении на уделы, а паче и под игом варваров, ненужными, неудобными; тем более что и нравы и обстоятельства не те уже быть стали, которые были прежде. Удобнее законы сообразить нравам, нежели нравы законам; последнего без насилия сделать не можно. Солон, давши афинянам законы, сказал: я издал законы не лучшие из возможных, но лучшие из приличествующих афинянам; разумея, что мог бы он и лучшие сделать, но они были бы не сообразны нравам афинян и, следовательно, были бы для них неудобны, неприличны. Удельные князья, сообразуясь обстоятельствам и потребностям своих подданных, к общим законам собственные присовокупляли, которые не могли быти согласны с законами других областей, в рассуждении разных нужд каждого княжества особенно; а сие различие законов еще вящшую отмену во нравах, между народов живших в тех областях, причинило; ослабление ж власти начальства и деятельные силы законов при татарском владении усовершенствовало оных разрушение. По ниспадении татарского владычества и по соединении большой части уделов под единоначальствие надлежало, для восстановления силы законов и расстроенного порядка во управлении духовном и гражданском, издавать новые учреждения, уставы и правила. В таком намерении собираны были соборы и изданы были великими князьями Иваном Васильевичем и Василием Ивановичем, дедом и отцом царя Ивана Васильевича Грозного. Уложения, или уставы, о коих впоследствии воспоминатися будет. Однако ж сии новоиздаваемые законы не могли выполнить желаемого намерения, чтоб восстановить прежний порядок и единообразие в судопроизводствах; затруднения и замешательства, происходящие от различия удельных законов, полагали тому препоны. Нельзя было согласить законов, не соглася прежде нравов, мнений и польз: время одно могло без насильства произвести сию перемену. В таком состоянии были вещи, когда царь Иван Васильевич принял кормило государственного правления в свои руки. Он увидя сие неустройство, почувствовал нужду Судебник рассмотреть и исправить по-прежнему; время для сего было благоприятно, понеже почти все уже уделы присоединены были к единодержавию, что в скором времени, испрося на то от митрополита Макария благословение себе, и исполнил. Сам он о сем в речи своей к духовным, собравшимся по указу его на собор в 1542 г. для рассуждения о веществах церковных, изъясняется тако: «Благословился есми у вас Судебник исправить по старине... и по вашему благословению тот Судебник исправил». Сии собственные его слова отнимают всякое сумнение, что нового закона он не делал, а исправил старый, пришедший в неисправность и разгласив. Собственного ж его сочинения, как из слов тоя ж речи заключить можно, есть грамота уставная, до которой вскоре дойдет речь…
… «Все отрасли правления показывали на себе изображение зверства русских, их невежество в государственном управлении и наклонности их к грабительству своих соседей».
Не должно приписывать единому народу пороков и страстей общих человечеству. Прочитайте первобытные века всех царств, всех республик, найдете во всех нравы, поведения и деяния их сходными. Можно привести тысячу примеров, что повсюду человеки были и ныне суть во всем один другому подобны, кроме некоторых легких черт, составляющих особенность образования в их характере. Касательно наклонности к грабительству своих соседей, не примечается, чтоб и в том русские отличилися от прочих народов. Первобытные римляне упражнялися в разбойничестве, как жители Алжира и Сале, что видеть можно из первых трактатов их с карфагенцами, сохраненных нам Полибием. В старом языке латинском слово, значившее вкупе и неприятеля и иностранного, ясным есть доказательством, что жители стран сих признавали всех иностранных без исключения за неприятелей себе, и по смыслу сего слова и поступали с ними не иначе. Сколько раз ломбарды, для добычи, впадали в Италию, прежде нежели поселилися в части оные? Колико крат франки разоряли и грабили Галлию, пока совершенно ее игу власти своея покорили? Что причиною было оставления своих природных стран норманнам, саксонам, готам, вандалам и пр., и пр.? Не иное, как жадность к добыче и завоеванию. Отступя на тысячу и более лет назад, найдется ли один народ в Европе, который бы остался на своем месте? Каждый грабил, разорял, истреблял слабейшего ему соседа, а после и сам равной участи подвергался от другого сильнейшего его. Римляне ограбили все племена и языки, а готы, гунны и вандалы, в свою очередь, ограбили римлян...
§ ХVII. «Рурик привел с собою великое число варяг... Они стали быть вскоре первыми учителями русских. Они подали им первые понятия о мореплавании».
Рурик, пришедши в Новгород по просьбе и приглашению новгородцев, имел с собою некоторое число вельмож варяжских, а может быть, и малое число войска для охранения своего; великого ж числа войск ввести с собою Рурику было неприлично, предосудительно и не нужно, а для новгородцев впустить оное было бы опасно и глупо. Варяги не просвещеннее были русских, они живучи в соседстве с ними, общие и одинакие имели с ними познания. Руссы по всей Финляндии, между природных жителей, а паче по городам жили: в Абове в самом почти городе есть гора, которая называется Русскою, и предание между жителей хранится, что на той горе русские жили. Нашествие славян по всему окрестному краю их рассеяло, а как по времени не меньше стало быть их как и природных, то и стали называть и тех и других вкупе варяго-руссами, в отличие от тех варяг, кои не перемешалися с русскими. Касательно мореплавания: россияне задолго прежде прихода Рурикова, ездя по Балтийскому морю к разным пристаням, торговали.
§ ХVIII. «Завоевание Киева Олегом способствовало успехам художеств, могущих иметь отношение к кочевной жизни русских».
Чтобы русский народ был кочевным, о том история никаких следов нам не оставила. Если ж и был он некогда таковым, то не прежде как за несколько сот лет до завоевания Олегом Киева. Писав историю, наобум говорить не дозволяется. В предыдущем параграфе ссылался я на писателей древних и летописи русские, согласно свидетельствующих, что русские задолго прежде прихода Рурикова имели города, правление, торговлю, промыслы; а теперь сошлюсь на г. Левека, который, не на собственной догадке, но на повествовании тех же историков утверждается, пишет: «Великое число городов, находящихся в России, от первобытных времен до коих история восходит, доказывают, что издревле общественное состояние учинило великие в сей стране успехи. Разорения, причиненные сей стране кочевными народами, пребежавшими чрез «ее наподобие ужасного наводнения, в скором времени досужеством жителей исправлены; народы ж русские жили в обиталищах неподвижных, питаяся земледелием и скотоводством. Хотя сии грады и не похожи были на нынешние, кои украшая Европу суть вместилищем выгод, праздности, талантов и досужства, но служат доказательством, что тот народ, коего хижины обнесены оградою, далеко уже отошел от дикия жизни».
§ ХIХ. «История российская в продолжение двух столетий (разумея владычества татар над Россиею) представляет области без законов, самодержавие без начальников, государей без подданных».
Хотя государство и разделено было на многие уделы, но каждое княжество имело законы, или сообразные законам великого княжения, или особенные; о чем говорил я довольно в примечаниях моих на древнюю историю. Начальников по несчастию было больше нежели было нужно и потребно, и сих излишество главнейшим было несчастием России; мало было из них мудрых и великих, но таковых везде и во все времена бывает недостаточно. Подданных государи имели больше, нежели умения ими управлять и человеколюбия их беречь. Сие было причиною тех междоусобий, кои непрестанно и до впадения татар и в продолжении владычества их внутренность России терзали и больше ей язв причинили, нежель все иноплеменные войны, впадения и кровопролитные завоевания татарские...
§ ХХХVI. «Прежде завоевания царства Казанского и Астраханского, были в России крестьяне без помещиков, без собственности, имевшие вольность переходить с одной земли на другую, обязываться добровольно владельцам, полагать цену своим трудам и служению. Другие крестьяне принадлежали в собственности дворянству, и сии невольники были подобны невольникам римским. Сии холопи дворянские означаются во многих грамотах и трактатах частных великих князей, под именем численные люди; они обязаны были ходить на войну с дворянством. Дворяне могли их дарить, закладывать, продавать как скот или пересаживать с места на место, яко деревья».
Прежде завоевания царств Казанского и Астраханского крестьяне в России были все вольные и могли переходить с места на место по своему желанию. Подати они платили тогда не с душ, не с дворов, не с имения, а с пашни; имеющий во владении своем больше земли платил больше и сам более приобретал; ленивец, обрабатывая меньше земли, меньше платил, меньше имел выгод и меньше мог удовлетворять свои прихоти. Земли принадлежали или короне, или дворянству; поселившиеся на них должны были платить государю по установлению, а владельцу по условию. Не мог помещик от крестьян своих требовать или взыскивать ничего сверхусловного или законом предписанного, или обычаем установленного, если не желал остаться без крестьян и без дохода. А дабы от безвременных переходов крестьян с места на место не было в сборе государственных податей недоимки и замешательства и в помещичьих работах остановки, узаконен был один срок в году, а именно в осень о Юрьевом дни, для перехода их на другое место; предписаны были правила, как им переходить и что помещику пожилого за двор платить.
Холопи были также вольные люди, и служили по кабале и по летной, а рабами были токмо одни пленники и дети их; а как и сии также под одним названием с первыми заключалися, то отличие одних от других, первые называлися кабальными, то есть служащими по обязательству, а последние старинными или полными холопами, т. е. родовыми или крепостными. В состояние первых входили добровольно из вольных людей, яко из чужестранцев, из мещан, из детей боярских и других чиностоя-ний, кроме крестьян, и договорясь о плате, давали на себя записи, чтоб им служить до смерти того, кому они запись дали, или на несколько лет: первая называлася кабала, а последняя летная. Полного или родового холопа мог помещик продать, подарить и в приданое за дочерью отдать; а кабальный холоп был крепок только тому, к кому он в холопство добровольно обязался, по смерти ж его паки становился свободен. Чтоб истребить бродяг, тунеядцев и нехотящих быть полезными членами отечеству, запрещено было помещикам брать вольных людей к себе во служение без обязательства письменного и в судебном месте засвидетельствованного; в противном случае, ни в чем суда на таких людей помещикам давать было не велено, хотя бы такой человек обокрав его бежал: не держи без кабалы. Разумели тогда, что вольность не на иной конец человеку дана, чтоб употреблять ее во благое и полезное отечеству и себе; что промышляя о собственном благосостоянии, не должно забывать и того, чем каждый отечеству своему обязан. Тем, кои долг сей забывали, напоминал закон; повиноваться сему заставляла нужда. Вольный человек не мог иметь пропитания, не причисляя себя к какому-либо государственному сословию; а вошед в которое-нибудь из них, должен был подчинить себя и повинностям того общества, которого восприял звание и учинился членом. Всякое чиностояние обязано было особенною должностью, службою, повинностью государству и своей собратий; праздные люди, тунеядцы, ни в котором терпимы не были.
Помещики, недовольны будучи сказанною властью над кабальными холопями, стали их сравнивать с полными холопями; но они, не хотя дать себя поработить, воспротивилися таковому помещиков своих притязанию и собравшися подали царю Василью Ивановичу Шуйскому челобитную, жалуяся на притеснение вольности их от помещиков. Царь Василий Иванович закон сделал, чтоб пленным только быть рабами, а холопям служить по-прежнему, по кабале и по летной. В сем состоянии оставались холопи до подушной переписи, в коей они в равный оклад положены с крестьянами, как сказано будет ниже.
Паки обращуся к первой моей речи о крестьянах: как запрещен стал быть им переход с места на место, тогда всякий должен был остаться на месте, где был поселен вечно, дети и потомки его. Поселенные на землях помещичьих, стали быть крепки помещикам, не сами по себе как холопи, но по земле, не имея воли ее оставить. Запрещение перехода обратили владельцы в свою пользу и распространили власть свою над крестьянами; стали принуждать их к платежу большого оброка и требовать от них работ излишних. Крестьяне, будучи связаны, не смели им отказать ни в том ни в другом, чтоб не почтено было то за ослушание, противность, бунт; понеже закон, отнявший от них волю перехода, не предписал меры работ их и повинностей. Недоразумение пределов помещичьей власти и крестьянского подчинения производило сначала многие споры, жалобы, возмущения; но помещики, будучи умнее и богатее, умели растолковать закон в свою пользу и сделать крестьян виноватыми. Однако ж ниже в сие время имели помещики власть крестьян своих и кабальных холопей продавать, как скот, и пересаживать с места на место, как деревья. Закон, запрещающий крестьян делать холопями, чинить сие не дозволял: одним только сим различалися крестьяне от рабов, что степению были выше скота и деревьев. Долго существовало сие различие, полагающее некоторого рода границы пемещичьей власти над крестьянами, и сих преимущество над полными холопями. Крестьяне продавалися, закладывалися, в приданое отдавалися, в наследие детям оставлялися (разумея о вотчинах) не иначе как с землею; не смели еще отделять их от земли и продавать поодиночке. Над поместными крестьянами власть помещичья еще была меньше; сих ни продать, ни заложить было неможно, понеже поместья даваны были вместо жалования по смерть, а не потомственно и в собственность. Первый повод к продаже поодиночке подан владельцам набором рекрут с числа дворов, показав тем дорогу, что можно их отделять от земли и от семейств поодиночке. Указ, сравнивший поместья с вотчинами, и вскоре потом последовавшая подушная перепись, которою и холопы, без различия кабальных от полных, поверстаны в одинакий оклад с крестьянами, утвердили владельческое притязание присвоить над теми и другими одинаковое властительства право. После сего стали холопей превращать в крестьян, а крестьян в холопей; отделять их от семейств, и наконец, продавать на вывод семьями и поодиночке. С того времени стали быть помещики таковыми ж властителями над имением и жизнью крестьян и холопей своих, каковыми, по древнему закону, были над одними только пленными. Нет закона, делающего лично крестьян помещикам крепостными: обычай, мало-помалу введенный, обращать их в дворовых людей, прямо в противность уложенные статьи о сем, и под названием дворовых продавать их поодиночке, сначала был терпим, послабляем, превратно толкуем, обратился наконец, чрез долговременное употребление в закон.
«Были в России крестьяне, – говорит г. Леклерк, – без владельцев, без собственностей». По смыслу слов, в каком мы разумеем слова сии, владелец или помещик, крестьянин, собственность, речь сия представляется мне непонимаемою, противоречащею естественному разумению о вещах. Как крестьянин без помещика, так вольный человек без собственности быть не может. Собственность есть принадлежность свободы, так как подчинение есть относительность ко власти, к начальству. Хотя старинные наши крестьяне были и свободны, однако ж помещиков имели. Вольны были они по состоянию, а крестьянами назы-валися по чиностоянию, по званию своему. По праву свободы своея, могли переходить с места на место; а по долгу звания своего, обязаны были подчинением, повинностью, платежом некоторого оброка тому, на чьей земле они сидели. Земли все были и суть или государственные, или владельческие: поселенным на государственной земле помещик есть государь. Не было таких земель, на которых бы поселенные исключены были от подчинения общенародным законам, обелены бы были от платежа подати поземельные. Крестьяне по праву вольности имели собственность такого ж рода, каковую имеют ныне государственные крестьяне; оная состоит в движимом имении, в котором они полную и независимую ни от кого власть не имеют. Заплатя законом постановленное, все приобретаемое трудами их оставалося в приращении их собственности. Земля была собственностью владельческою, а плоды трудов и промыслов – собственностью крестьянскою. Собственность того и другого охраняема была законом: крестьянин не мог отойти прежде положенного срока и не заплатя предписанного законом за пожилое и владеное; а помещик не мог ни лишнего с него взять, ни удержать его у себя противу его воли. Довольно сказанного в показание, что старинные русские крестьяне, будучи вольными, имели владельцев и имели собственность, не имев земли; а помещики владели крестьянами, не имев власти учинить их невольниками; получали с них оброки, не могучи их грабить. Другие крестьяне, говорит г. Леклерк, принадлежали в собственности дворянам; называя крестьянами, как последствие речи разуметь заставляет, дворовых людей; но сие название им не приличествует. Писавши о русском народе, надобно сообразовать русским обычаям, употреблениям и законам. Крестьянин и холоп были тогда два чиностояния, различные одно от другого, во всех их относительностях: некоторые из них после уничтожилися, а прочие и поныне существуют. В старину главное различие между холопей и крестьян состояло в том, что первые были невольники (разумея полных холопей) и податей никаких не платили; а последние свободные, но подати платили. Различия, существующие поднесь, суть: дворовые люди домов не имеют, в земледелии и промыслах не упражняются, живут неотлучно при своих господах, исправляют всякие их работы, должности, дела; питаются, одеваются, содержатся от помещика.
Под названием численных людей не холопи, как говорит г. Леклерк, означилися, а крестьяне. Завели числение делать татары. Баскаки их всех тех, кои жили домами, имели земли, промыслы, доходы, переписав, обложили податью и по причине сего их исчисления и податию обложения стали называть их численными людьми. Неимеющие дворов, промыслов, собственности, каковы суть рабы, в перепись сию не входили, никаких податей не платили и о числе их было неизвестно; следовательно, и численными называться не могли. Ходили на войну с помещиками холопи их, токмо для охранения их и услуги им; а с численных людей, т. е. с крестьян, брали в службу со ста дворов по человеку в полном доспехе, на их жаловании и содержании. По причине вольного крестьян с места на место перехода должно было делать перепись им ежегодно. По переписным книгам известно было, сколько в котором уезде крестьян; следовательно, известно было, и сколько с которого уезда должно выйти людей на службу, которые и собиралися на сборное место в срок по наряду. Дворяне, все без исключения, должны были выходить на службу, и который на срок не явится, тех в списках писали в нетех, а после за то лишали их поместьев. Сколько должно было помещику иметь при себе холопей, о сем узаконения не было; каждый брал с собою столько, сколько мог или сколько хотел; зависело сие от их достатка и воли. Холопи наши на войне при своих помещиках ту ж отправляли должность, что при древних рыцарях их щитоносцы, ёсиуегз. У бояр должность сию отправляли их знакомцы и дети боярские: первые обыкновенно были дворяне, а последние были вольные люди, между коих были также и беспоместные дворяне и князья...
§ ХСV. «Первейший дар из данных роду человеческому от предвечного вседержателя природы, есть вольность... Всякий человек, пользующийся свободою, внутренне удостоверен, что рабство есть первый грех противу природы, понеже оно точно противно есть людскому праву, утвержденному на разуме и правоте, на постановлении всех обществ и запечатленному божественною печатью».
Все проповедники вольности говорят, человек родится свободен и следовательно, всякая неволя есть нарушение его права, природою ему данного. Не спорю я в том, хотя бы и мог нечто предложить на рассмотрение к ограничению сея природные свободы; но желаю, чтобы меня вразумили, во всяком ли состоянии, во всякое ли время и всякому ли народу одинакая приличествует свобода; или, по различению оных, с некоторым исключением, изъятием, с некоторыми условиями, предписаниями, правилами? Еще хотел бы я знать, с состоянием или, приличнее, с названием свободных (понеже нет в Европе вольных по состоянию) сопряжено ли некое действительное счастие, благоденствие, покой; и те народы, кои называются вольными в Европе, вящшими ли выгодами, лучшим ли жребием благосостояния пользуются, нежели мы? Не говоря о дворянстве, яко о малочисленном государств сословии, спросим о земледельцах, яко о составляющих главное число жителей повсюду, где они суть вольны и вкупе счастливы? Земледельцы государств, тщеславящихся изгнанием из пределов своих рабства, выгоднейшую ли жизнь ведут, меньше ли отягощены поборами и всякородными налогами, нежели наши? Если окажется по справке, что с названием свободы благоденствие не сопряжено; что народы, называющиеся вольными, не лучшею участию пользуются нас, признаваемых за находящихся в тяжкой неволе; что земледельцы сих государств, вольных по воображению, не меньше отягощены, как и наши, называющиеся рабами; то что ж пользы в сей вольности, пустой и мечтательной, толико проповедуемой и превозносимой?
Между вольности и вольности, и между рабства и рабства, есть разность, да и разность великая и многообразная: название одно ничего не составляет. Бывает вольность хуже, несноснее рабства, а рабство выгоднее, удовольственнее свободы. Прусский земледелец называется свободным, а российский невольником; но рассмотри того и другого состояние, найдется, что первый отягощен больше, нежели невольник, а последний меньше, нежели свободный. Ежели все степени вольностей, коими пользуются разные народы, рассмотреть и различить, обрящется их великое количество, одна на другой больше или меньше с названием своим несходствующие. Из сих многообразных вольностей надобно нам избрать такую, которая бы сообразна была нашему настоящему физическому и нравственному состоянию, а за всякую без выбора хвататься отнюдь не должно; понеже та ж самая вольность, которая один народ делает счастливым, для другого будет руководством к нещастию, к погибели. Избрание сие требует прилежного рассмотрения и опасного внимания, и рассуждения. Земледельцы наши прусской вольности не снесут, германская не сделает состояния их лучшим, с французскою помрут они с голода, а английская низвергнет их в бездну погибели. … Не всякому народу вольность может быть полезна; не всякий умеет ее снести и ею наслаждаться; потребно к сему расположение умов и нравов особливое, которое приобретается веками и пособием многих обстоятельств. Не будучи апологистом рабства, не скажу я, чтоб наши земледельцы в таком состоянии были, чтоб не нужно было дать им облегчение, пособие к выгоднейшей жизни; но скажу, что сие облегчение, сие пособие, не в даче вольности долженствует состоять, а в ограничении помещичьей над ними власти и в некоторых других средствах, о коих предложу я на другом месте. Прежде должно учинить свободными души рабов, а потом уже тела.
§ СХIХ. «Помещики русские должны делать вольными крестьян своих, с благоразумием и умеренностию: они должны оставить нарочитое число крестьян невольными, пока народ познает потребность, важность и пользу земледелия... Надобно оставить в числе неувольненных, для рекрут и для услуг, и нужд домашних». При даче рабам свободы, все благоразумие в том, по мнению моему, должно состоять, чтоб не прежде оную им даровать, как науча их познавать ее цену и как надлежит ею пользоваться; в противном случае вместо благодеяния сделан будет им вред, зло и гибель: о сем говорено было прежде... Оставлять нарочитое число неувольных, единственно для того, чтобы народ познал потребность, важность и пользу земледелия, никакой нужды не настоит. Народ русский потребность и пользу земледелия давно знает и вследствие того и прилежит к нему не меньше других народов. Доказывается сие тем, что Россия никогда у соседственних держав хлеба не покупала и не покупает, а ежегодно продает немалое количества оного другим. Касательно до искусства в земледелии, должно признаться, что в России не доведено еще оно до такой степени, в каковой оно в Англии; однако ж и о том всевозможное попечение прилагается, и многие уже помещики нарочито в том успели. Для приведения сего в лучшее состояние нужно ободрение, а не вразумление о потребности и пользе его: первое никогда не может быть излишним, а последнее без первого.