Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ.



ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Е.М.Барсуков

М.В.Клтиментьев

 

Воронеж 2002

 

В учебном пособии определены требования к архитектурно-дизайнерской организации жилой и общественной среды с точки зрения комфортности, эффективности и безопасности происходящих функционально-технологических и бытовых процессов, методические основы проектирования средовых структур и иллюстративно-справочный материал.

 

 

«Человек –мера всех вещей».

Протагор

 

 

Эффективность и качество жизни человека определяются не столько количественными показателями роскоши и богатства, сколько качеством организации среды и эффективностью, происходящих в ней процессов.

Средовое проектирование в последние годы приобретает все большее развите, а комплексный подход к решению самых сложных задач формирования полноценной среды жизнедеятельности становится одним из ведущих факторов проектного процесса.

Комплексные методы проектирования требуют знания анатомических и психофизиологических особенностей человека, умения учитывать их в социологических, инженерных, акустических, светотехнических и колористических расчетах.

Комплексное проектирование обязывает находить объемно-пространственные и пластические решения наиболее удобные в эксплуатации, обеспечивающие максимальный комфорт и эффективность происходящих в средовой структуре процессов. Слова Витрувия об архитектуре: «ПОЛЬЗА, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА» определяют содержание средовой структуры - это единство функциональных, инженерно-технологических, объемно-пространственных решений в увязке с социально-психологическими и психофизиологическими особенностями восприятия человека.

Одним из важнейших условий при комплексном подходе к проектированию среды выступает требование обеспечения удобства и безопасности жизнедеятельности человека на основе учета особенностей строения человеческого тела. Также принимается во внимание человеческое самочувствие и психологическое состояние в зависимости от воздействия различных внешних факторов.

Как известно еще в античные времена архитекторы в своем творчестве ориентировались на воображаемые размеры богов.

В архитектурной практике ориентация на человека получила развитие в эпоху Возрождения, когда формула “человек – мера всех вещей” стала руководством для строителей.

В последствии этим принципом стали пользоваться не только архитекторы, строители, но и дизайнеры.

Учет человеческого фактора при проектировании различных объектов начиная от простейших бытовых предметов и заканчивая сложнейшими средовыми структурами стал возможен благодаря развитию науки под названием эргономика.

 

 

ПОНЯТИЕ ЭРГОНОМИКИ

Согласно словарю иностранных слов, - эргономика [в переводе с греческого ergon – работа + monos - закон], - научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые условия и сохраняет здоровье и работоспособность человека.[1]

В широком смысле слова - эргономика – это область знаний о соответствии функционального назначения пространства и антропометрии человека оптимальной организации технологических процессов, обеспечивающих комфортность среды.

Эргономические требования к предметному и средовому дизайну – это комфортность, безопасность, удобство использования, экономичность.

ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ.

Влияние требований эргономики распространяются на все сферы деятельности архитектора и дизайнера: разработку предметов обихода, одежды, рекламной продукции, инструмента, мебели и оборудования, габариты проходов и пространств.

В процессе средового проектирования архитектор-дизайнер должен знать размеры основных предметов домашнего обихода и других предметов интерьера, чтобы правильно определить габаритные размеры мебели. Необходимо также знать величины проходов и рабочих зон в зданиях различного функционального назначения с тем, чтобы обеспечить комфортные условия человеческой деятельности.

Функциональная целесообразность[2] искусственной среды определяется учетом природно-климатических условий, технологическими и жизненными процессами, происходящими в данном объекте, антропометрическими особенностями человека и эргономическими закономерностями его деятельности.

Антропометрические данные человека разделяют на первичные ивторичные. К первичным антропометрическим данным относятся показатели, получаемые на основе изучения пропорциональных соотношений и измерений фигуры и различных частей телачеловека в статичном состоянии. Измерения проводятся у большого количества людей и обрабатываются при помощи методов вариантной статистики. «Первичные антропометрические признаки устанавливаются из соотношения размеров тела человека в статистических положениях стоя, сидя, лежа и определяют высоту ступеней и поручней, отметки сидений, высоту расположения дверных ручек, длина кроватей и т.д.»[3]

Вторичные антропометрические данные выводятся функциональной антропометрией на основании изучения движений человека при выполнении определенного вида деятельности, той или иной работы. Изучение рабочих поз и пределов движений, дает информацию о необходимом для каждого вида деятельности минимальном пространстве.

Разрабатывая средовую структуру, необходимо учесть, что деятельность человека побуждается множеством потребностей и ощущений.

Активность человека (изучаемая функциональной антропометрией) состоит из множества движений и в пространстве сочетают в себе состояние покоя и сумму перемещений. Это позволяет говорить о такой особенности среды, как зависимость от динамической модели обживания пространства человеком.

Физиологические признаки функциональной организации пространства определяются тем, насколько полно учитываются антропометрические особенности человека при проектировании минимальной функциональной ячейки, функциональной зоны, цепочке функциональных зон и обеспечению их комфортности. Комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды требует произвести функциональное упорядочивание уже на уровне минимальной функциональной ячейки, задать размеры рабочего места и сенсомоторного поля.

Учет эргономических признаков оказывается важным на всех стадиях проектной организации пространства. Операции по обеспечению фукционально-технолгической целесообразности производятся в определенном порядке:

- определение функциональных и технологических процессов;

- совмещение графиков движения людей и грузов как временной показатель с одной стороны, и пространственно-организующая составляющая (пропускная способность, габариты товаров, транспорта в соответствующих типах зданий), с другой;

- составление перечня расчетных функциональных процессов;

- определение состава функциональных зон;

- выделение коммуникационных зон;

- определение характера связи между отдельными функциональными зонами;

- определение номенклатуры мебели, оборудования в зависимости от функционально-технологического процесса в общественном или промышленном здании или стиля жизни семьи в жилой ячейке.

Психологическая составляющая функциональной целесообразности определяется тем, что архитектурную среду можно представить как комплекс «режимов качеств и структур, воздействующих на психику и сознание человека».[4]

Приняты три уровня отражения воздействий архитектуры психикой человека:

психофизиологический – ощущение внутреннего состояния организма под воздействием микроклимата, инсоляционного, радиационного и других физико-химических режимов среды, а также отражение ее физических качеств системой внешних органов чувств;

психологический – восприятие предметов и качеств архитектурной среды как целостности эмоциональных и эстетических объектов, образные ассоциации, представления и воображения при восприятии среды эмоциональное отношение к комфортным и ориентационным условиям, эстетическое соотношение гармонических качеств архитектурной среды;

- логический – осознание, осмысление воздействий архитектуры, всех ее качеств, режимов и структур.[5]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.