Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пейзажные парки России ( конец XVIII-XIX вв.)



Во второй половине XVIII – начале XIX вв. в России развивается новое направление в архитектуре – русский классицизм, которое ознаменовалось созданием прекрасных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы, широким городским и усадебным строительством.

В тесной связи с архитектурой классицизма развивается пейзажное стилевое направление в паркостроении.

Русские пейзажные парки характеризуются следующими чертами:

- явные различия ранних (романтических) парков XVIII в. и более поздних XIX в.

- построение пространства с учетом условий местности, включение ее природных достоинств в парковую среду и образная трактовка природы как завершающий итог художественного решения парка;

- роль архитектуры в образном строе парка как композиционного элемента, дополняющего его картины, гармонически усиливающие звучание природы;

- территориальное подразделение парка на планировочные части – ландшафтные районы и участки, характеризующиеся общностью физиологических черт и своим обликом;

- композиционная взаимосвязь и пространственная нерасторжимость районов и участков парка;

- соблюдение масштаба планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов;

- пейзажное разнообразие и пейзажные картины – основные методы объемно-пространственного построения парка.

Первоначально пейзажные приемы вошли в регулярную планировку, затем, все более обретая самостоятельность, они стали основой для формирования романтических парков Царского Села, Гатчины, Ораниенбаума, Павловска.

Павловский парк (рисунок 9)

Ансамбль Павловского парка складывался с конца 1770-х до конца 1820 гг. Площадь парка составляет 543 га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории парка выделяют три периода : 1779-1785 гг. (арх Ч. Камерон), 1786-1800 гг. (арх. В. Бренна), 1803-1820 гг. (художник П.Гонзаго, а также арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, Т. де Томон).

В первый период Ч.Камерон возводит дворец, занимается планировкой парка и строительством парковых сооружений. Им создаются районы: Придворцовый с Павильоном трех граций и Вольером; реки Славянки с колоннадой Аполлона, Холодной ванной, Храмом дружбы; Большой звезды; пробиваются просеки в лесном массиве будущего района Белой березы. Возводятся пасторальные постройки – Молочня, Старое Шале, Хижина пустынника и др. В результате уже в первый период Ч. Камероном была заложена планировочная структура парка. Его произведениям свойственны стилистическая утонченность и лиричность.

Во второй период парк приобретает все более парадный вид. В.Бренна перестраивает дворец, вносит дополнительные дороги в район Большой звезды, создает участок Больших кругов в Придворцовом районе, который соединяется с р. Славянкой Большой лестницей. У Мариентальского пруда строит Большой трельяж, а в некотором отдалении – крепость Бип. На реке Славянке В.Бренна строит Пиль-башню, пластически обрабатывает склоны берегов и устраивает амфитеатр, а у Круглого пруда – Большой каскад. В лесном массиве создает районы Старой Сильвии и Новой Сильвии. По сравнению с творчеством Ч.Камерона работы В.Бренна более официальные, парадно-эффектные.

Третий период знаменит работами П. Гонзаго, который на территории плаца создает район парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства долину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке и павильоны у Тройной аллеи, в районе Новой Сильвии строится Храм Супругу-благодетелю.

За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учитывал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения.

Павловский парк состоит из 6 районов: Дворцовый;.Долина реки Славянки; Большая звезда с Краснодолинными прудами; Старая и Новая Сильвии; Парадное поле; Белая береза.

Каждый из них характеризуется своим объемно-пространственным решением, своим физиономическим обликом, и все они подчинены общей художественной идее – созданию образа северной русской природы.

Все районы парка пространственно взаимосвязаны. Лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвии обрамляют долину р. Славянки, Парадного поля и Белой березы, образуя живописные опушки; просеки Большой Звезды и некоторые дорожки Старой Сильвии завершаются пейзажными картинами Славянки, развернутыми в ином ракурсе, чем с дорожек, идущих вдоль речного русла, и с более широким – панорамным охватом. Дворец, находящийся как будто в стороне от основных районов, воспринимается из самых разных точек.

 

Гатчина (рисунок 10)

Дворцово-парковый ансамбль Гатчина распо­ложен в 45 км от Ленинграда. Он создавался в благоприятных условиях — на участке с живо­писным рельефом, лесными массивами, озерами. История его развития включает три периода:

1. 1766-1781 гг. — владение графа Г. Орлова. Построены дворец (А. Ринальди), хозяйственные сооружения, проложены дороги, возведены Чес­менский обелиск и Колонна орла.

2. 1783-1801 гг. — владение Павла I. Ведутся основные работы по формированию ансамбля и переустройству дворца (В. Бренна). Зеленый луг перед дворцом заменен плацем и ограничен рвом. Создаются регулярные сады: Собственный, Ли­повый, Верхний и Нижний, Голландские (рядом с дворцом), Цветочный и Ботанический (на противоположном берегу Белого озера), Сильвия (на границе со Зверинцем). Ведется обработка бере­гов Белого озера с заливами, насыпными остро­вами, каскадом, устраиваются пруды (Карпин, Ковш, Восьмигранный, Круглый, Овальный), и возводятся основные парковые сооружения. Ра­ботают садовые мастера: Д. Гэкет и Ф. Гельм­гольц. В 1798 г. арх. Н. Львов возводит Приоратский дворец и разбивает парк на Черном озере.

3. 1844-1857 гг. — надстраиваются каре (ку­хонный и арсенальный корпуса) и башни дворца Часовая и Сигнальная (арх. Р. И. Кузьмин).

Ансамбль состоит из 3 парков, последователь­но расположенных и объединенных одной вод­ной системой: Приоратский парк (143 га) на Чер­ном озере, Дворцовый парк (140 га) на Белом озере и Зверинец на речке Малой Гатчинке, или Теплой. Парк создавался путем частичной выруб­ки естественного хвойного леса и посадки ли­ственных, пластической обработки рельефа, тон­кой прорисовки из глыб береговой линии Белого озера и устройства внутренних водоемов. Для строительства использовался местный материал, главным образом известняк — пудостский ка­мень, а также дерево. Приоратский дворец и Ам­фитеатр — землебитные сооружения. Это обу­словило стилевое единство всего ансамбля.

Центральное место занимает Дворцовый парк с Белым озером — его главным узлом и двор­цом — архитектурной доминантой. Дворец рас­положен на поляне (150 х 200 м) недалеко от не­большого Серебряного озера, скрытого между двумя холмами и видимого только с верхних эта­жей дворца или непосредственно с берега. Сереб­ряное озеро отделено от Белого узкой грядой, на которой была устроена терраса-пристань, спус­кающаяся отвесной стеной в воды Белого озера и воспринимающаяся с его противоположного бе­рега как постамент дворца.

Площадь Белого озера — 30 га, протяженность 1200—1500 м. Цепь островов и полуостровов пе­ресекает водную гладь по продольной оси, обра­зуя так называемый Длинный остров. Попереч­ные оси уравновешены сооружениями: Колонна орла — павильон Орла (арх. В. Бренна), павиль­он Венеры — Турецкая палатка; или садовыми устройствами: Голландские — Ботанический сад. В районе Белого озера можно выделить ряд уча­стков, различных по площади, решению и значе­нию, но образующих единый по облику ланд­шафт: Адмиралтейство, Водный лабиринт, остров Любви, участок у Каскадских, или Зверинцевых, ворот, Длинный остров, участок с Чесменским обелиском, Серебряное озеро, Сильвия, Нижний и Верхний сады, Ботанический сад, участок у Бе­резовых ворот.

Характерная особенность дворцового пар­ка — широкие панорамы, воспринимающиеся с высоких точек — верхних этажей дворца, коль­цевой дорожки нижнего Голландского сада, ви­довых площадок на повышенных отметках рель­ефа и т. д. Это также сочетание мощных многоплановых перспектив Белого озера с камер­ными лирическими пейзажами его прибрежной части. Так, важную роль играют Лебяжий ост­ров с живописной группой из ивы белой и пави­льон Венеры на острове Любви, находящиеся на пересечении главных видовых лучей и много­кратно участвующие в пейзажных картинах Белого озера. Цепь же небольших островов у бе­рега (Березовый, Сосновый, Еловый), располо­женных с интервалом в 45-50 м, образует свою серию видов, которые, ритмически чередуясь, как бы разворачиваются перед зрителем и поперемен­но становятся фоном, кулисами, центрами пей­зажных картин.

Отдельную группу составляют внутренние «картины» в парковом массиве. Например, уча­сток Сильвии (что значит «лес»), решенный как романтический лесной лабиринт со сложной си­стемой дорожек, имеет три луча, направленных из леса на светлую вертикаль Колонны орла. Картина воспринимается через входные ворота, от которых эти лучи расходятся. Характерная особенность Дворцового парка Гатчины — свет­лота колорита. Слегка дрожащий воздух (благо­даря испарению воды Большого озера) придает пейзажам особую, акварельную легкость и пер­ламутровость тонов. Это впечатление усилива­ется и благодаря отражению пейзажей в воде, особенно интересному у островов с низкими бе­регами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.