XVIII в. характеризуется расцветом регулярного стиля в паркостроении и созданием таких шедевров, как Летний сад, Петергоф, Царское село, Стрельна, Ораниенбаум, Кусково, Архангельское и др.
Основными чертами русских парков регулярного стиля являются:
- развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;
- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;
- развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;
- учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением;
- преобладание в ассортименте местных видов;
- широкое распространение открытых театров;
- в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо;
- завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;
- использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.
Летний сад (рисунок 4)
Среди первых регулярных садово-парковых ансамблей виднейшее место принадлежит Летнему саду
Он открывает собой целый ряд шедевров ландшафтного зодчества новой столицы и в то же время еще несет в себе черты, характеризующие переходную эпоху в садовом искусстве Российского государства.
Летний сад - летняя резиденция Петра I, площадь — 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Лебяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти XVIII в. существовало четыре Летних сада — первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), третий — ныне Михайловский сад(10 га) и Большой луг (Марсово поле, 9 га), четвертый — Итальянский сад (11 га).
Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредственным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.
1. 1704-1711 гг. — разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фонтанов; 1710 г. — закладка дворца.
2. 1711-1716 гг. — завершается строительство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у дворца строится гавань, на берегу Невы возводятся 3 галереи. Завершается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квадрата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (садовый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714-1716), Лебяжий канал (1711).
3. 1716-1725 — возводятся второй Летний дворец (1721 г.), «Зала для славных торжествований» (1725 г.), грот (арх. А. Шлюгер и Г. Маттарнови, 1721-1724 гг.), гавань у дворца облицовывается гранитом (1723 г.), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шредером устраивается лабиринт с фонтанами.
В квадратах на месте цветников создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Лиговский канал (1718 г.) и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов, — 3 водовзводные башни (1724 г.). В 1716-1719 гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ансамбля Летних садов (не осуществлен).
4. 1732-1826 гг. — на месте «Залы для славных торжествований» возводится деревянный дворец Анны Иоанновны (1732 г.). Строятся дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734 г.), сад у нового Летнего дворца (1736 г.), амфитеатр (арх. В. Растрелли, 1736 г.); устанавливаются скульптуры (1736 г.), ведется облицовка гранитом Невских набережных (1720—1784 гг.), устраивается ограда (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.).
После наводнения в 1777 г. в третьем Летнем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, арх. В. Баженов и В. Бренна, 1797-1800 гг.). После наводнения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка (1819-1825 гг.) примыкающий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзажный парк — Михайловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на берегу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826 г.), а в массиве насаждений — Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827 г.). Претерпевает изменения и Большой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в конце XVIII в. был уничтожен, а это место впоследствии стало называться Царицыным лугом.
Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г. — памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Царицын луг получил название Марсова поля В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).
После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком.
Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украсили фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства — вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.
Ур. Фонтанки стоял грот—обязательная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 залов, соединенных арочными проемами. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами.
Одним из главных украшений сада были работы известных венецианских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на аллегорические и мифологические темы. В 1736 г. в саду было около 200 изваяний.
Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.
Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с дворцом, а замыкается галереей — чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским садами в Москве прослеживаются и новые черты — стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному соподчинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер
Петродворец (Петергоф ) (рисунок 5)
Расположен в 29 км от Петербурга. Он является своеобразным гимном в честь победы России в Северной войне.
Петергофский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объединенных единой доминантой – дворцом.
В истории создания парка выделяют 2 основных периода:
1714 – 1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;
1747 – 1754 гг. (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.
Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет трех частное членение пространства, типичное для садов этого времени. Центральная часть – парадный партер (230×35 м), ведущий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, как бы рвется к морю, он пронизан аллеями-перспективами, направленными к Финскому заливу, шумными каскадами, струями множества фонтанов.
Нижний сад к середине XVIII в. представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, композиционно подчиненных дворцу. Дворец расположен на краю верхней террасы. К ее подножию от берега Финского залива сходятся три планировочных луча: центральный – канал длиной 500 м, соединяющий ковш Самсона с морем, западный связан с Эрмитажем, восточный – с Монплезиром, боковые дороги сдвоены. В западной оконечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и прямоугольным водоемом, от которого вдоль нижней террасы также расходятся три аллеи: Малибанская (Марли-Монплезир), Марлинская (Марли-Александрия), Березовая (Марли-район Шахматной горы и Римских фонтанов). На Марлинской аллее в пересечении дворцовых трехлучий установлены фонтаны Адам и Ева.
С верхней террасы дворца обозреваются расстилающиеся у подножия ковры партера (25×135 м) с широкими чашами итальянских фонтанов, а через зелень боскетов видны панорама Финского залива, Эрмитаж, Монплезир, фонтаны.
Петродворец – уникальный комплекс водных устройств – спокойной глади воды (каналы, бассейны), поднимающихся фонтанных струй, падающей воды в каскадах. Центральное место занимает Большой каскад – своеобразный постамент, на котором высится дворец.
Фонтаны установлены в местах пересечения дорог, замыкая перспективы (Адам и Ева) или образуя композиционные узлы (Пирамида, Солнце, Менажерные, Римские). Особую группу составляют фонтаны – «шутихи» (Зонтик, Дубок, Диванчик).
Стрельна (рисунок 6)
Ансамбль в Стрельне расположен ближе к Петербургу, чем другие крупнейшие резиденции петровского времени на южном берегу Финского залива (всего в 20 км).
Местные условия аналогичны Петергофу: богатые водные источники, пригодные для устройства фонтанов и каналов, приморская заболоченная и залесенная низина, уступ плато (12 м над уровнем моря), обращенный к морским просторам.
Грандиозный Стрельнинский дворец занимает бровку возвышенности и примыкает к парку протяженной аркадой, по верху которой устроена широкая видовая терраса. Именно отсюда раскрывается лучшая перспектива на регулярный Нижний парк. Особенностью этой центральной точки всего ансамбля является открытый сквозной проход от парадного дворца к террасе через три высокие арки, оформленные колоннадами. Этот прием (отличный от Петергофского, Царскосельского и других дворцов в пригородах Петербурга) придает особую торжественность и целостность главной продольной композиционной оси ансамбля, проходящей через центр дворца и обеспечивающей связь южной и северной его частей.
Нижний парк охватывает территорию от дворца до морского берега и имеет форму прямоугольника, расчлененного прямыми продольными и поперечными каналами на несколько частей. Положение самого широкого канала совпадает с осью ансамбля. Начинаясь у подножия дворца, он пересекается с поперечным и подводит к круглому Петровскому острову, где на вершине искусственного холма первоначально Леблоном предполагалось соорудить павильон «Замок воды» с бассейном и фонтаном. Позже Петр I, стремясь обеспечить прямую зрительную связь партерной части парка у дворца с морем, отказывается от этого и оставляет центральную полосу острова свободной, а по бокам собственноручно высаживает сосны, семена которых были им собраны ранее в Гарце (Германия).
Центральный канал не имеет прямого выхода к морю, с ним связаны западный и восточный каналы, которые ограничивают с боков регулярные композиции Нижнего парка. К югу от дворца также устроены пруды строго геометрических контуров, имеющие вид водных зеркал в каменной оправе. Система водоснабжения парка основана на использовании реки Стрельны, на которой в 1720-х гг. создается целый каскад больших и малых водоемов «для накопу воды», включая Американский, Карпиев и Форелиев пруды, связанных с каналами Нижнего парка.
К 1725 г. проведены посадки в аллеях, боскетах и берсо. В аллеях использовались штамбовые деревья (ольха, вяз, клен, липа, а также имеются экземпляры дуба и лиственницы) или устраивались шпалеры из липы и клена.
Липовые и кленовые аллеи были высажен еще в первый период строительства. Тогда же появились и зеленые уступы террас вдоль дворца (замененные в дальнейшем гротом), огибные дороги на деревянном каркасе, ели, стриженые в виде пирамид, шпалеры из липы, клена, узорчатые цветники с рисунком из тюльпанов, нарциссов. Лестницы, балюстрады на террасах, мос- тики через каналы, многочисленные беседки завершили общую великолепную картину ансамбля. Однако такого обилия фонтанных дворцов и скульптуры, как в Петергофе, здесь никогда не было. Главное в облике Стрельнинского парка - это ощущение простора, ясного и четкого порядка, с которым задуманы и осуществлены взаимосвязи архитектуры с окружающим пространством.
Наряду с парками у Большого дворца долгое время сохранялись регулярные композиции и вокруг старого деревянного дворца Петра I. Eго окружали небольшие, правильной формы, цветники партера, фонтаны. К морю от дома была пpоложена прямая и уходящая в перспективу центральная аллея, поблизости находились оранжереи, плодовые сады, пасека. Это именно тот редкий случай, когда первичное историческое ядро большого ансамбля не было поглощено в дальнейшем его новыми элементами, а продолжало свое обособленное сосуществование.
Дворцово-парковый ансамбль Стрельны считается единственным в своем роде «водным садом».
С 1792 г. начинается новый этап жизни парка, связанный с развитием пейзажного стилевого направления. Во время войны дворец был разрушен, а насаждения в Верхнем парке уничтожены. В 1949 г. дворец был восстановлен. А в 80-е г.г. XX столетия в западной части Нижнего парка произведена полная замена старых насаждений и восстановлена дорожная сеть .
Ораниенбаум (рисунок 7)
Западнее Петергофа (в 41 км) одновременно с ним и в схожих условиях создавался Ораниенба ум — резиденция сподвижника Петра I Меньшикова А. Д. Первоначально она даже превосходит своей пышностью дворцы самого царя и была в целом закончена к 1727 г.
Ораниенбаумский дворец, как и Петергофский, занял высокую бровку берегового уступа Финского залива, которая доминирует в пространстве широкой и низменной прибрежной полосы.
Нижний сад охватывает территорию (около 5 га) от дворцовых террас до Копорской дороги, от которой он отделен оградой. В открытом пространстве, представляющем собой огромный полукруглый в плане партер, зрительно господствуют торжественный ритм высоких подпорных стен с балюстрадами и плавно изогнутыми лестничными сходами, центральный корпус дворца и два выдвинутых вперед боковых флигеля.
Партер распланировал шведский садовый мастер X. Гарц, трудившийся в Ораниенбауме 19 лет.Этот партер расположен по оси дворца и оформлен 6 боскетами, в которых были высажены клены, дубы, березы, из хвойных — ель, а из плодовых —яблони и вишни. Из оранжерей на площадки сада выносились в кадках лавровые и померанцевые (апельсиновые) деревья, изображение которых, кстати, вошло и в герб Ораниенбаума. Количество деревянных и золочено-свинцовых изваяний на аллеях уже в меншиковский период было свыше 40.
Композиционная ось ансамбля продолжена за пределами Нижнего сада прямой, как стрела, линией морского канала, выходящего непосредственно к берегу залива и предназначенного для связи с крепостью Кроншлот. Длина канала превышала 1 км, он был выкопан крепостными Меньшикова в 1712-1713 гг. Его берега обсадили двойными рядами деревьев у пристани-«ковша». Вблизи ворот, ведущих в сад, поставили Каменный павильон.
Торжественность картины, открывающейся с моря, подчеркивается объектами первого плана: богато украшенной террасой пристани, двумя зелеными уступами, которые возвышают сад над уровнем дороги, воротами, отмечающими главный подход к дворцу. На втором плане парадность центральной композиции ансамбля усиливается архитектурной обработкой террас самого дворца: в нишах установлены на пьедесталах мраморные бюсты и вазы. Благодаря этому подпорные стены и лестницы берегового уступа сливаются в единое целое с фасадом дворца; он кажется значительно внушительнее своих истинных размеров.
Восточнее Нижнего сада между крутыми берегами речки Карость с помощью деревянных шлюзов и запруды было создано искусственное озеро, названное Малым увеселительным морем, с пристанью для парусных и гребных лодок. Водный каскад — непременное украшение парков на южном берегу Финского залива — был организован здесь же, ниже запруды, на выходе реки к берегу залива. Однако он, как и само «увеселительное море», не связан со строго регулярным центром дворцово-парковой композиции.
Нижний сад сохранял регулярный характер вплоть до 20-х гг. XIX в. Архитектор А. Ринальди работал в Верхнем парке. Он творил там более 20 лет и создал ансамбль переходного периода, характерный для переходного этапа в архитектуре и садово-парковом искусстве. Ринальди, единственный в России, создал памятники стиля рококо, переходного от барокко к раннему классицизму. Это Петерштадт и Собственная дача .
Регулярные сады Царского Села (рисунок 8)
Ансамбль дворцов и парков г. Пушкина, в прошлом Царского Села, складывался на протяжении полутора столетий. В его развитии прослеживаются четыре этапа, два из которых (1710— 1720-е и 1740—1750-е гг.) связаны с созданием регулярных садов.
Царское Село — небольшая летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1718-1723 гг. по проекту арх. И. Браунштейна и К. Ферстера здесь были возведены каменные палаты. В период с 1716 по 1726 г. по проекту Яна Роозена был разбит сад. Покатый склон превращен в систему плоских террас. На первой были цветники, окруженные кленовым шпалерником и боскетами по сторонам, на второй — огибные дороги в сочетании с трельяжными беседками, на третьей — два одинаковых прямоугольных водоема. Нижний сад (четвертая терраса) имел радиальную планировку из трех аллей, соединенных дуговой дорогой. Боскеты этой части сада были засажены плодовыми деревьями (яблони и вишни), ягодными кустарниками (крыжовник, смородина) и земляникой, а по периметру окружены сплошной стеной из стриженых деревьев, обрамлявших узкие дорожки. Измельченность плана соответствовала назначению сада и масштабу дворца. Эта часть сада, получившая название Старый сад, в настоящее время восстановлена.
Сад, окруженный зелеными стенами, спускался к Рыбному каналу, за которым была посажена «Дикая роща» из березы. К югу от дворца был устроен искусственный водоем, к западу — охотничий парк (Зверинец) с радиальными просеками.
Второй этап развития дворцово-паркового комплекса связан с перестройкой дворца (арх. М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский). Его реконструкцию к 1757 г. завершает В. Растрелли. Он создает пышный красочный ансамбль в стиле барокко. Протяженность дворцового фасада составляет 325 м. Сад перед дворцом, хотя и приобретает некоторые черты парадности (кружевные партеры на первой террасе, скульптура), уже не удовлетворяет масштабам нового комплекса, и развитие парка Растрелли переносит к западу от дворца. Перед дворцом полукругом возводятся служебные сооружения, образующие парадный ансамбль придворцовой площади, за ней устраивается Новый сад. Он состоит из четырех боскетов (каждый размером 200 х 200), окруженных по периметру Крестовым каналом: боскет Грибок с 37 павильонами; боскет Театр; боскет гора Парнас; боскет Карусель с искусственными прудами. Таким образом, внутренняя композиция боскетов отчасти решена в соответствии с новым пейзажным направлением в паркостроении.
От дворца с северо-запада на юго-восток проходит главная ось, которая закрепляется композиционными узлами: павильонами Мон-Бижу (на территории Зверинца) и Эрмитажем (на территории «Дикой рощи» в Старом саду). Они сооружаются также в стиле барокко, подчеркивая главенствующую роль дворца.
По сторонам главной оси к дворцу, широко охватывая Новый сад, подходили боковые аллеи, образуя вместе с ней трехлучье. От них раскрывались перспективы на дворец с отдаленных точек. В последующем значение этих лучей было утрачено при постройке Большого и Малого Капризов, перекрывших один из лучей, и создании пейзажных композиций у двух других.
Большой пруд приобретает регулярные очертания в виде неправильного шестиугольника, на его берегу в перспективе одной из поперечных аллей Старого сада возводится грот в стиле барокко.
Территория Зверинца была обнесена оградой по проекту В. Растрелли, она имеет вид квадрата, в центральной площади которого и был устроен павильон Мон-Бижу.
Таким образом, благодаря стилевому единству архитектурных сооружений, оба сада — Старый и Новый — объединяются в единый комплекс. При этом квадрат боскетов Нового сада является масштабным переходным звеном к большому квадрату Зверинца.
В целом ансамбль Старого и Нового садов Царского Села позволяет проследить развитие регулярного паркостроения, идущего в направлении усиления продольной оси, доминирования главного здания, все большей взаимосвязи и соподчинения планировочных элементов, создания единого ансамбля.