Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регулярные парки России (первая половина XVIII века)



XVIII в. характеризуется расцветом регулярного стиля в паркостроении и созданием таких шедевров, как Летний сад, Петергоф, Царское село, Стрельна, Ораниенбаум, Кусково, Архангельское и др.

Основными чертами русских парков регулярного стиля являются:

- развитие ансамблевой композиции с выраженной продольной осью, доминированием главного здания, подчинением ему других сооружений;

- наличие самостоятельно решенных, часто замкнутых композиционных узлов, подчиненных общей планировке парка и связанных с дворцом;

- развитие партеров как открытых пространств, подчеркивающих архитектуру сооружений;

- учет и блестящее использование ландшафта – рельефа, воды, растительности, визуальная связь с природным окружением;

- преобладание в ассортименте местных видов;

- широкое распространение открытых театров;

- в оформлении дорог использование аллейных посадок, шпалер, берсо;

- завершение перспектив парка сооружениями, фонтанами, скульптурой с включением в парковый ансамбль внешних видов;

- использование и развитие традиционных русских приемов – «висячих» садов, птичников (в виде менажерий и вольеров), зверинцев, включение плодовых в боскеты, применение рощ, но уже в форме боскетов.

Летний сад (рисунок 4)

Среди первых регулярных садово-парковых ансамблей виднейшее место принадлежит Лет­нему саду

Он открывает собой целый ряд шедевров ланд­шафтного зодчества новой столицы и в то же вре­мя еще несет в себе черты, характеризующие переходную эпоху в садовом искусстве Российского государства.

Летний сад - летняя резиденция Петра I, пло­щадь — 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мой­ка (юг), Лебяжья канавка (запад), р. Фонтанка (восток). В первой четверти XVIII в. существо­вало четыре Летних сада — первый и второй в границах существующего в настоящее время сада (11,2 га), третий — ныне Михайловский сад(10 га) и Большой луг (Марсово поле, 9 га), чет­вертый — Итальянский сад (11 га).

Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредственным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.

1. 1704-1711 гг. — разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фонта­нов; 1710 г. — закладка дворца.

2. 1711-1716 гг. — завершается строительство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у дворца строится га­вань, на берегу Невы возводятся 3 галереи. Завер­шается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квадрата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгоро­дью (садовый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714-1716), Лебяжий канал (1711).

3. 1716-1725 — возводятся второй Летний дворец (1721 г.), «Зала для славных торжествований» (1725 г.), грот (арх. А. Шлюгер и Г. Маттарнови, 1721-1724 гг.), гавань у дворца облицо­вывается гранитом (1723 г.), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шредером устраивается лабиринт с фонтанами.

В квадратах на месте цветников создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Лиговский ка­нал (1718 г.) и для подачи воды в Фонтанку, пита­ющую систему фонтанов, — 3 водовзводные баш­ни (1724 г.). В 1716-1719 гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ансамбля Летних садов (не осуществлен).

4. 1732-1826 гг. — на месте «Залы для слав­ных торжествований» возводится деревянный дворец Анны Иоанновны (1732 г.). Строятся дво­рец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734 г.), сад у нового Летнего дворца (1736 г.), амфитеатр (арх. В. Растрелли, 1736 г.); устанавливаются скульптуры (1736 г.), ведется об­лицовка гранитом Невских набережных (1720—1784 гг.), устраивается ограда (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 гг.).

После наводнения в 1777 г. в третьем Летнем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанав­ливаются. Возводится дворец для Павла I (Ми­хайловский замок, арх. В. Баженов и В. Бренна, 1797-1800 гг.). После наводнения 1824 г. и завер­шения строительства Михайловского замка (1819-1825 гг.) примыкающий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзаж­ный парк — Михайловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был постро­ен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на берегу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826 г.), а в мас­сиве насаждений — Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827 г.). Претерпевает изменения и Боль­шой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в кон­це XVIII в. был уничтожен, а это место впослед­ствии стало называться Царицыным лугом.

Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г. — памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Ца­рицын луг получил название Марсова поля В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).

После 1824 г. царская резиденция стала обще­ственным городским парком.

Несмотря на все изменения, производившие­ся в Летнем саду более чем за столетие, первона­чальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направ­лялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, об­рамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубо­вая, еловая. По дорогам были устроены берсо, об­саженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украсили фонтанами. К концу XVIII в. в саду на­считывалось около 50 фонтанов. Четыре цент­ральных боскета, богато убранные фонтанами и скульптурой, имели различные устройства — во­льеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.

Ур. Фонтанки стоял грот—обязательная при­надлежность регулярных садов XVIII в. Грот со­стоял из 3 залов, соединенных арочными проема­ми. Фасад был украшен рустованными колоннами и увенчан высоким куполом. На парапете, окру­жавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплава­ние и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковинами, толченым стеклом, украшены скуль­птурой и фонтанами.

Одним из главных украшений сада были ра­боты известных венецианских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и тематические серии на ал­легорические и мифологические темы. В 1736 г. в саду было около 200 изваяний.

Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Новгорода, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпа­ны из Голландии, лилии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.

Летний сад является переходным в дальней­шем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с двор­цом, а замыкается галереей — чисто садовой по­стройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада в сравнении с предшествующими ему Головин­ским и Лефортовским садами в Москве про­слеживаются и новые черты — стремление к целостному решению территории, ее идейному единству, планировочному и масштабному сопод­чинению частей. Планировка территории носит уже вполне европейский характер

 

Петродворец (Петергоф ) (рисунок 5)

Расположен в 29 км от Петербурга. Он является своеобразным гимном в честь победы России в Северной войне.

Петергофский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объединенных единой доминантой – дворцом.

В истории создания парка выделяют 2 основных периода:

1714 – 1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) – строительство дворца, парковых павильонов, водной системы;

1747 – 1754 гг. (арх. В. Растрелли) – перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.

Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет трех частное членение пространства, типичное для садов этого времени. Центральная часть – парадный партер (230×35 м), ведущий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Композиция Верхнего сада построена на статичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, как бы рвется к морю, он пронизан аллеями-перспективами, направленными к Финскому заливу, шумными каскадами, струями множества фонтанов.

Нижний сад к середине XVIII в. представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самостоятельных узлов, композиционно подчиненных дворцу. Дворец расположен на краю верхней террасы. К ее подножию от берега Финского залива сходятся три планировочных луча: центральный – канал длиной 500 м, соединяющий ковш Самсона с морем, западный связан с Эрмитажем, восточный – с Монплезиром, боковые дороги сдвоены. В западной оконечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и прямоугольным водоемом, от которого вдоль нижней террасы также расходятся три аллеи: Малибанская (Марли-Монплезир), Марлинская (Марли-Александрия), Березовая (Марли-район Шахматной горы и Римских фонтанов). На Марлинской аллее в пересечении дворцовых трехлучий установлены фонтаны Адам и Ева.

С верхней террасы дворца обозреваются расстилающиеся у подножия ковры партера (25×135 м) с широкими чашами итальянских фонтанов, а через зелень боскетов видны панорама Финского залива, Эрмитаж, Монплезир, фонтаны.

Петродворец – уникальный комплекс водных устройств – спокойной глади воды (каналы, бассейны), поднимающихся фонтанных струй, падающей воды в каскадах. Центральное место занимает Большой каскад – своеобразный постамент, на котором высится дворец.

Фонтаны установлены в местах пересечения дорог, замыкая перспективы (Адам и Ева) или образуя композиционные узлы (Пирамида, Солнце, Менажерные, Римские). Особую группу составляют фонтаны – «шутихи» (Зонтик, Дубок, Диванчик).

 

Стрельна (рисунок 6)

Ансамбль в Стрельне расположен ближе к Пе­тербургу, чем другие крупнейшие резиденции петровского времени на южном берегу Финского залива (всего в 20 км).

Местные условия аналогичны Петергофу: бога­тые водные источники, пригодные для устройства фонтанов и каналов, приморская заболоченная и залесенная низина, уступ плато (12 м над уровнем моря), обращенный к морским просторам.

Грандиозный Стрельнинский дворец занимает бровку возвышенности и примыкает к парку про­тяженной аркадой, по верху которой устроена ши­рокая видовая терраса. Именно отсюда раскрыва­ется лучшая перспектива на регулярный Нижний парк. Особенностью этой центральной точки все­го ансамбля является открытый сквозной проход от парадного дворца к террасе через три высокие арки, оформленные колоннадами. Этот прием (от­личный от Петергофского, Царскосельского и дру­гих дворцов в пригородах Петербурга) придает особую торжественность и целостность главной продольной композиционной оси ансамбля, про­ходящей через центр дворца и обеспечивающей связь южной и северной его частей.

Нижний парк охватывает территорию от двор­ца до морского берега и имеет форму прямоуголь­ника, расчлененного прямыми продольными и поперечными каналами на несколько частей. По­ложение самого широкого канала совпадает с осью ансамбля. Начинаясь у подножия дворца, он пе­ресекается с поперечным и подводит к круглому Петровскому острову, где на вершине искусствен­ного холма первоначально Леблоном предполагалось соорудить павильон «Замок воды» с бассейном и фонтаном. Позже Петр I, стремясь обеспечить прямую зрительную связь партерной части пар­ка у дворца с морем, отказывается от этого и оставляет центральную полосу острова свобод­ной, а по бокам собственноручно высаживает сосны, семена которых были им собраны ранее в Гарце (Германия).

Центральный канал не имеет прямого выхода к морю, с ним связаны западный и восточный каналы, которые ограничивают с боков регуляр­ные композиции Нижнего парка. К югу от двор­ца также устроены пруды строго геометрических контуров, имеющие вид водных зеркал в камен­ной оправе. Система водоснабжения парка осно­вана на использовании реки Стрельны, на кото­рой в 1720-х гг. создается целый каскад больших и малых водоемов «для накопу воды», включая Американский, Карпиев и Форелиев пруды, свя­занных с каналами Нижнего парка.

К 1725 г. проведены посадки в аллеях, боске­тах и берсо. В аллеях использовались штамбовые деревья (ольха, вяз, клен, липа, а также имеются экземпляры дуба и лиственницы) или устраива­лись шпалеры из липы и клена.

Липовые и кленовые аллеи были высажен еще в первый период строительства. Тогда же появились и зеленые уступы террас вдоль дворца (замененные в дальнейшем гротом), огибные дороги на деревянном каркасе, ели, стриженые в виде пирамид, шпалеры из липы, клена, узорчатые цветники с рисунком из тюльпанов, нарциссов. Лестницы, балюстрады на террасах, мос- тики через каналы, многочисленные беседки завершили общую великолепную картину ансамбля. Однако такого обилия фонтанных дворцов и скульптуры, как в Петергофе, здесь никогда не было. Главное в облике Стрельнинского парка - это ощущение простора, ясного и четкого порядка, с которым задуманы и осуществлены взаимосвязи архитектуры с окружающим пространством.

Наряду с парками у Большого дворца долгое время сохранялись регулярные композиции и вокруг старого деревянного дворца Петра I. Eго окружали небольшие, правильной формы, цветники партера, фонтаны. К морю от дома была пpоложена прямая и уходящая в перспективу центральная аллея, поблизости находились оранжереи, плодовые сады, пасека. Это именно тот редкий случай, когда первичное историческое ядро большого ансамбля не было поглощено в дальнейшем его новыми элементами, а продолжало свое обособленное сосуществование.

Дворцово-парковый ансамбль Стрельны считается единственным в своем роде «водным садом».

С 1792 г. начинается новый этап жизни парка, связанный с развитием пейзажного стилевого направления. Во время войны дворец был разрушен, а насаждения в Верхнем парке уничтожены. В 1949 г. дворец был восстановлен. А в 80-е г.г. XX столетия в западной части Нижнего парка произведена полная замена старых насаждений и восстановлена дорожная сеть .

Ораниенбаум (рисунок 7)

Западнее Петергофа (в 41 км) одновременно с ним и в схожих условиях создавался Ораниенба ум — резиденция сподвижника Петра I Меньшикова А. Д. Первоначально она даже превосходит своей пышностью дворцы самого царя и была в целом закончена к 1727 г.

Ораниенбаумский дво­рец, как и Петергофский, занял высокую бровку берегового уступа Финского залива, которая до­минирует в пространстве широкой и низменной прибрежной полосы.

Нижний сад охватывает территорию (около 5 га) от дворцовых террас до Копорской дороги, от которой он отделен огра­дой. В открытом пространстве, представляющем собой огромный полукруглый в плане партер, зрительно господствуют торжественный ритм высоких подпорных стен с балюстрадами и плав­но изогнутыми лестничными сходами, централь­ный корпус дворца и два выдвинутых вперед бо­ковых флигеля.

Партер распланировал шведский садовый мас­тер X. Гарц, трудившийся в Ораниенбауме 19 лет.Этот партер расположен по оси дворца и офор­млен 6 боскетами, в которых были высажены кле­ны, дубы, березы, из хвойных — ель, а из плодо­вых —яблони и вишни. Из оранжерей на площад­ки сада выносились в кадках лавровые и померан­цевые (апельсиновые) деревья, изображение которых, кстати, вошло и в герб Ораниенбаума. Количество деревянных и золочено-свинцовых из­ваяний на аллеях уже в меншиковский период было свыше 40.

Композиционная ось ансамбля продолжена за пределами Нижнего сада прямой, как стрела, ли­нией морского канала, выходящего непосред­ственно к берегу залива и предназначенного для связи с крепостью Кроншлот. Длина канала пре­вышала 1 км, он был выкопан крепостными Мень­шикова в 1712-1713 гг. Его берега обсадили двой­ными рядами деревьев у пристани-«ковша». Вблизи ворот, ведущих в сад, поставили Камен­ный павильон.

Торжественность картины, открывающейся с моря, подчеркивается объектами первого пла­на: богато украшенной террасой пристани, дву­мя зелеными уступами, которые возвышают сад над уровнем дороги, воротами, отмечающими главный подход к дворцу. На втором плане пара­дность центральной композиции ансамбля уси­ливается архитектурной обработкой террас само­го дворца: в нишах установлены на пьедесталах мраморные бюсты и вазы. Благодаря этому под­порные стены и лестницы берегового уступа сли­ваются в единое целое с фасадом дворца; он ка­жется значительно внушительнее своих истинных размеров.

Восточнее Нижнего сада между крутыми бе­регами речки Карость с помощью деревянных шлюзов и запруды было создано искусственное озеро, названное Малым увеселительным морем, с пристанью для парусных и гребных лодок. Вод­ный каскад — непременное украшение парков на южном берегу Финского залива — был органи­зован здесь же, ниже запруды, на выходе реки к берегу залива. Однако он, как и само «увесели­тельное море», не связан со строго регулярным центром дворцово-парковой композиции.

Нижний сад сохранял регулярный характер вплоть до 20-х гг. XIX в. Архитектор А. Риналь­ди работал в Верхнем парке. Он творил там бо­лее 20 лет и создал ансамбль переходного перио­да, характерный для переходного этапа в архитектуре и садово-парковом искусстве. Ри­нальди, единственный в России, создал памятни­ки стиля рококо, переходного от барокко к ран­нему классицизму. Это Петерштадт и Собственная дача .

 

Регулярные сады Царского Села (рисунок 8)

Ансамбль дворцов и парков г. Пушкина, в прошлом Царского Села, складывался на протя­жении полутора столетий. В его развитии про­слеживаются четыре этапа, два из которых (1710— 1720-е и 1740—1750-е гг.) связаны с созданием регулярных садов.

Царское Село — небольшая летняя резиден­ция императрицы Екатерины I. В 1718-1723 гг. по проекту арх. И. Браунштейна и К. Ферстера здесь были возведены каменные палаты. В пери­од с 1716 по 1726 г. по проекту Яна Роозена был разбит сад. Покатый склон превращен в систему плоских террас. На первой были цветники, окру­женные кленовым шпалерником и боскетами по сторонам, на второй — огибные дороги в сочета­нии с трельяжными беседками, на третьей — два одинаковых прямоугольных водоема. Нижний сад (четвертая терраса) имел радиальную планиров­ку из трех аллей, соединенных дуговой дорогой. Боскеты этой части сада были засажены плодо­выми деревьями (яблони и вишни), ягодными ку­старниками (крыжовник, смородина) и земляникой, а по периметру окружены сплошной стеной из стриженых деревьев, обрамлявших узкие дорожки. Измельченность плана соответствовала назначению сада и масштабу дворца. Эта часть сада, получившая название Старый сад, в насто­ящее время восстановлена.

Сад, окруженный зелеными стенами, спус­кался к Рыбному каналу, за которым была поса­жена «Дикая роща» из березы. К югу от дворца был устроен искусственный водоем, к западу — охотничий парк (Зверинец) с радиальными про­секами.

Второй этап развития дворцово-паркового ком­плекса связан с перестройкой дворца (арх. М. Зем­цов, А. Квасов, С. Чевакинский). Его реконструк­цию к 1757 г. завершает В. Растрелли. Он создает пышный красочный ансамбль в стиле барокко. Протяженность дворцового фасада составляет 325 м. Сад перед дворцом, хотя и приобретает некоторые черты парадности (кружевные парте­ры на первой террасе, скульптура), уже не удов­летворяет масштабам нового комплекса, и разви­тие парка Растрелли переносит к западу от дворца. Перед дворцом полукругом возводятся служебные сооружения, образующие парадный ансамбль придворцовой площади, за ней устраи­вается Новый сад. Он состоит из четырех боске­тов (каждый размером 200 х 200), окруженных по периметру Крестовым каналом: боскет Грибок с 37 павильонами; боскет Театр; боскет гора Пар­нас; боскет Карусель с искусственными прудами. Таким образом, внутренняя композиция боскетов отчасти решена в соответствии с новым пейзаж­ным направлением в паркостроении.

От дворца с северо-запада на юго-восток про­ходит главная ось, которая закрепляется компо­зиционными узлами: павильонами Мон-Бижу (на территории Зверинца) и Эрмитажем (на террито­рии «Дикой рощи» в Старом саду). Они соору­жаются также в стиле барокко, подчеркивая гла­венствующую роль дворца.

По сторонам главной оси к дворцу, широко охватывая Новый сад, подходили боковые аллеи, образуя вместе с ней трехлучье. От них раскры­вались перспективы на дворец с отдаленных то­чек. В последующем значение этих лучей было утрачено при постройке Большого и Малого Кап­ризов, перекрывших один из лучей, и создании пейзажных композиций у двух других.

Большой пруд приобретает регулярные очер­тания в виде неправильного шестиугольника, на его берегу в перспективе одной из поперечных аллей Старого сада возводится грот в стиле ба­рокко.

Территория Зверинца была обнесена оградой по проекту В. Растрелли, она имеет вид квадра­та, в центральной площади которого и был устроен павильон Мон-Бижу.

Таким образом, благодаря стилевому единству архитектурных сооружений, оба сада — Старый и Новый — объединяются в единый комплекс. При этом квадрат боскетов Нового сада является масштабным переходным звеном к большому квадрату Зверинца.

В целом ансамбль Старого и Нового садов Цар­ского Села позволяет проследить развитие регу­лярного паркостроения, идущего в направлении усиления продольной оси, доминирования глав­ного здания, все большей взаимосвязи и сопод­чинения планировочных элементов, создания единого ансамбля.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.