Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ



Учебно-методическое пособие по изучению курса

«Социология»

 

Составители:

А.И. Верецкая,

А.П. Дьяков,

Е.Ю. Литинская

Ю.Б. Матюшина

 

 

ВОРОНЕЖ

 

Утверждено Научно-методическим советом исторического факультета ВГУ протокол

 

Составители: А.И. Верецкая, А.П. Дьяков, Е.Ю. Литинская,

Ю.Б. Матюшина

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета.

 

 

Рекомендуется для студентов всех факультетов ВГУ, изучающих курс «Социология»

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса: развитие познавательной активности, творческое освоение научных категорий, развитие у будущих специалистов потребности и способности анализировать сложные социальные процессы и явления.

 

Задачи курса:

- дать студентам знания теоретических основ социологической науки, выделяя ее специфику и роль в системе социально-гуманитарных наук;

- помочь студентам овладеть методами самостоятельного анализа сложных социальных процессов и явлений;

- способствовать подготовке широко образованных специалистов, обладающих активной гражданской позицией в условиях трансформирующегося российского общества.

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

· знать объект, предмет и методологию социологической науки;

· освоить основные социологические категории и их характеристики;

· владеть навыками социологического анализа, уметь их использовать в своей будущей профессионально-трудовой деятельности;

· уметь дать характеристику обществу как многомерной социальной системе, роли социальных институтов в функционировании развития общества;

· знать основные социокультурные особенности и проблемы развития российского общества;

· понять специфику социологического анализа культуры как ценностно-нормативной системы;

· иметь представление о социологическом подходе к личности, о факторах ее формирования в процессе социализации;

· знать источники социальных конфликтов, кризисов и способы их разрешения;

· получить представление об особенностях современной цивилизации, глобализации социокультурных процессов в современном мире.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (посмотреть, исходя из факультетов)

Тема Лекции Семинары Самостоят. работа Форма контроля
1. Социология как наука Опрос
2. История становления и развития социологии   Реферат
3. Методология и методика социологических исследований Практическая работа
4. Общество как социальная система   Тестирование
5. Социальная структура и стратификация общества Опрос
6. Социология молодежи   Круглый стол
7. Личность как социальная система Опрос
8. Культура как ценностно-нормативная система Опрос
9. Социальные институты и социальные организации Круглый стол
10.Социальный процесс как взаимодействие социальных общностей и изменение социальной системы   Тестирование
11. Социальные конфликты и кризисы Опрос
12. Девиантное поведение и социальный контроль Опрос
13. Глобализация современных процессов Реферат
Итого

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Специфика социального познания общества. Социология как наука о социальных отношениях и социальных процессах, о поведении людей в социальных структурах, о становлении, эволюции и кризисах социальных систем.

Структура социологии: общесоциологическая теория, специальные социологические, отраслевые теории. Макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология. Мировое человеческое сообщество как объект мегасоциологии.

Основные методы социологической науки. Научные и социальные функции социологии.

Место социологии в системе социально-гуманитарных и естественных наук. Роль социологии в повышении культуры социального мышления и совершенствования социальной практики.

 

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

СОЦИОЛОГИИ

 

Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Основоположники социологии. Позитивизм О. Конта. Эволюционная концепция Г. Спенсера.

Западноевропейская классическая социология (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

Социологическая мысль в России в ХIХ - начале ХХ вв. Субъективное, психологическое и марксистское направления. Интегральная социология П.А. Сорокина.

Теоретические ориентации в социологии, сформировавшиеся в ХIХ-ХХ вв.: психологическое направление, бихевиоризм, структурный функционализм, символический интеракционизм.

Социологические исследования и социологические теории в 1920-х гг. Кризис социологии (30-50 гг. ХХ века). Возрождение отечественной социологии (1950-60 гг.). Современное состояние отечественной социологии.

Особенности современного этапа развития социологии. Сдвиг в сторону неклассической социальной методологии. Консолидация мирового социологического знания. Теоретические традиции и исследовательские техники в основных направлениях современной социологии: неопозитивизм), неомарксизм, понимающая социология, феноменология).

Социологическая мысль в России в последние десятилетия.

 

 

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Понятие методологии и методики в социологическом исследовании.

Факт и его интерпретация в социологии. Его роль в объяснении и построении теории. Понятие социального факта. Программа социологического исследования, ее задачи и функции.

Проблемы измерения в социологии. Типы и виды шкал, применяемых в социологическом исследовании (номинальные, ранговые, интервальные).

Выборочные методы в социологии. Типы и виды выборок. Основные понятия выборочного метода: генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность, объем выборки.

Основные методы сбора социологической информации. Соотношение качественных и количественных методов. Особенности метода наблюдения в социологии. Специфика применения метода анализа документов в социологических исследованиях. Контент-анализ документов. Опросные методы в социологии и особенности их применения. Экспериментальные методы в социологии и их специфика.

Сбор социологической информации с помощью метода фокус-групп: особенности организации и проведения. Особенности традиционного анализа документов, глубинного интервью. Метод экспертных оценок.

Обработка и статистический анализ социологических данных. Обобщение и анализ. Разработка рекомендаций, представление результатов социологического исследования

 

Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Общие положения системного подхода. Понятие системы. Внутреннее строение системы: элемент, связь, целостность. Понятия, характеризующие функционирование системы: функция, равновесие, устойчивость, прямая и обратная связь. Понятия, описывающие развитие систем: генезис, становление, эволюция, кризис, распад. Система и подсистемы, система и среда.

Специфика социальных систем. Понятия социальных связей, отношений взаимодействия.

Общество как социальная макросистема. Методологические парадигмы изучения общества (структуралистская, функционалистская, историко-генетическая, конфликтологическая).

Социетальная система и подсистемы. Взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной подсистем общества.

Типология обществ: традиционное, открытое, закрытое, индустриальное, постиндустриальное. Понятие гражданского общества.

 

Тема 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.