Диаметр выступающего конца вала (рисунок 1.3) рассчитывают также на чистое кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба [2, c. 44]:
Рисунок 1.3 – Эскиз ведомого вала: : d2 – диаметр выходного конца вала, dп2 – диаметр вала под подшипник, dбп2 – диаметр буртика для упора подшипника, dк2 –диаметр вала под зубчатое колесо, dбк2 – диаметр буртика для упора колеса.
мм
(4)
где T2 - крутящий момент на ведомом валу, Н·мм.
Полученное значение диаметра выходного конца вала d2 необходимо увеличить на 5%, учитывая ослабление шпоночной канавки этой части вала.
После увеличения диаметр округляют по СТ СЭВ 208-75 до ближайшего большего значения из ряда Ra 40.
Пример.
Величина крутящего момента на ведомом валу Т2 = 325 Нм,
.
Увеличиваем d2 на 5%, d2 = 42,21 мм.
Принимаем по СТ СЭВ 208-75 d2 = 42 мм.
Диаметр вала под подшипник определяем по зависимости [2, с. 45]
dn2=d2+2t,
(5)
где t – высота буртика.
Выбирается t по таблице 1.2 в зависимости от диаметра d2.
Полученный результат округляют до ближайшего большего стандартного значения для подшипников.
Пример.
По таблице 1.2 принимаем t = 3,5 мм, тогда
.
Принимаем dn2 = 50 мм.
При проектном расчете диаметр буртика для упора подшипника принимают [2, с. 45]
dбп2=dп2 + 3,2r,
(6)
r – радиус галтели вала, мм.
Полученный диаметр округляют до ближайшего большего значения по СТ СЭВ.280 из ряда Ra 40.
Пример.
По таблице 1.2 принимаем r = 3 мм. Тогда
Принимаем по СТ СЭВ.280 dбп2 = 60 мм.
Диаметр вала посадочного места зубчатого колеса определяют по формуле
.
(7)
Диаметр dк2 принимают по СТ СЭВ 208-75, по ряду Ra 40.
Пример.
.
Принимаем по СТ СЭВ 208-75 dк2 = 65 мм.
Диаметр буртика для упора колеса определяют по соотношению
dбк2 = dк2 + 3f,
(8)
где f – размер фаски колеса.
Полученный диаметр dбк2, после расчета округлить до ближайшего большего значения по СТ СЭВ 208-75 по ряду Ra 40.
Пример.
По таблице 1.2 принимаем .
dбк2 = 65 + 3·2 = 71мм.
Принимаем по СТ СЭВ 208-75
Выбор типа подшипников для ведомого вала прямо- или косозубых колес производят по рекомендации, приведенной в п. 1.2. Однако ведомый вал редуктора рекомендуется устанавливать в подшипниках легкой серии.
Ведомый вал шевронной передачи, как наиболее нагруженный, фиксируют относительно корпуса в осевом направлении, применяя радиально-упорные шариковые или роликовые подшипники легкой серии. Размеры и грузоподъёмности выбранного подшипника по рекомендации, приведённой в таблице 1.3, заносятся в таблицу. Если при соотношению сил Fa и Fr назначается шариковый радиально-упорный однорядный подшипник, то заполняется таблица 1.5.