· Создание, заполнение, редактирование и форматирование электронных таблиц.
· Освоение операций, связанных с вычислениями по формулам в ячейках электронных таблиц.
Задание для домашней подготовки:
1. Ознакомьтесь с назначением электронных таблиц и возможностями программы Excel [2].
2. Ознакомьтесь с заданием и порядком выполнения лабораторной работы.
Порядок выполнения лабораторной работы:
После включения компьютера подготовьте шаблон отчёта в редакторе MS Word.
Для работы с электронными таблицами используются пакет программ MS Excel или программы OpenOffice.org Calc, которые являются аналогом Excel.
Задание 1. Создание, заполнение, редактирование и форматирование электронных таблиц
1.1. Запустите офисный пакет OpenOffice.org и в появившемся меню выберите программу для создания электронных таблиц «Электронная таблица». Ознакомьтесь с элементами и командами окна электронного процессора «OpenOffice.org Calc».
1.2. Введите в одну ячейку A1 листа 1 предложение и отформатируйте следующим образом
Электронный процессор
EXCEL
предназначен для обработки
данных, представленных в
табличной форме.
Для расположения текста в ячейке в несколько строк используйте вкладку «Выравнивание»команды «Ячейки» в меню«Формат» и установите флажок «Переносить по словам».
1.3. На листе 2 постройте таблицу следующего вида:
(текущая дата)
(текущее время)
Список студентов группы
№ п/п
Фамилия и.о.
Дата рождения
Средний балл
Иванов И.И.
12.05.92
7,0
Петров П.П.
23.07.91
8,0
Сидоров С.С.
01.12.92
7,5
Средний балл группы 7.5
1.4. На листе 3 записать в ячейки A1-A12 названия всех месяцев года, начиная с января, в ячейки B1-G1 названия всех месяцев второго полугодия, в ячейки A13-G13 названия дней недели. Для записи указанных последовательностей введите первое значение, затем используйте маркер автоматического заполнения (маленький квадратик, расположенный в правом нижнем углу активной ячейки или выделенной области).
1.5. На листе 4 введите и заполните следующие числовые данные.
1.5.1. Введите в ячейку С1 число 125,6. Скопируйте эту ячейку в ячейки C2, C3, С4, С5 и отобразите ячейку С1 в числовом формате, ячейку С2 в экспоненциальном (научном), ячейку С3 в текстовом, ячейку С4 в формате дата, ячейку С5 в дробном формате. Для задания формата отображения числа воспользуйтесь нужным форматом вкладки «Число» команды «Ячейки» меню«Формат»или определите свой (пользовательский) формат.
1.5.2. Заполните диапазон A1:A10 произвольными дробными числами и сделайте формат процентный. Скопируйте диапазон A1:A10 в диапазон D1:D10, увеличив значения в два раза. Установите для нового диапазона дробный формат.
1.5.3. При помощи встроенного калькулятора вычислите среднее значение, количество чисел, количество значений и минимальное значение построенного диапазона А1:А10 и запишите эти значения в 15-ю строку. При выделенном диапазоне чисел в строке состояние в нижней строке окна появляется значения калькулятора текущей функции. Изменить функцию калькулятора можно посредством вызова контекстного меню при нажатии правой кнопки мыши, поставив курсор мыши на строку состояния.
1.6. На листе 5 введите и заполните следующие числовые данные.
1.6.1. Заполните диапазон A1:A10 последовательными натуральными числами от 1 до 10, диапазон B1:D10 последовательными натуральными числами от 21 до 50, диапазон Е1:Е10 последовательными нечетными числами от 1 до 19, строку 27 числами 2, 4, 8, 16, … (20 чисел). Для заполнения чисел используйте маркер автоматического заполнения или воспользуйтесь командой «Заполнить» из меню «Правка». При выполнении команды выпадает меню, в котором можно выбрать нужный пункт, например,«Ряды».
1.6.2. Скопируйте диапазон A1:D10 в ячейки A16:D25. Обменяйте местами содержимое ячеек диапазона A1:A10 с ячейками D1:D10 и содержимое ячеек диапазона A16:D16 с ячейками A25:D25.
Задание 2. Вычисления по формулам
2.1. Выполните вычисления на листе 5 по следующим формулам:
,
считая заданными величины соответственно в ячейках А3, В3, С3.
2.1.1. Введите в ячейки A3, B3 и C3 конкретные значения переменных и присвойте этим ячейкам соответственно имена X, Y, Z. Для присвоения имен ячейкам используйте команду «Названия» в меню «Вставка». В выпадающем меню выберите пункт «Определить» и в открывшемся окне «Определить названия» для каждой указанной ячейки присвойте соответственно имена X, Y, Z.
2.1.2. Введите поясняющий текст в следующие ячейки:
в ячейки А1:С1, объединив предварительно в одну ячейку, введите текст «Вычисления по формулам»;
в ячейки А2:С2 введите соответственно «X», «Y», «Z»;
в ячейки А4:С4, объединив предварительно в одну ячейку, введите «Результаты»;
в ячейки А5:А7 введите соответственно текст «А=», «В=», «С=».
2.1.3. Введите в ячейки B5, B6 и B7 соответствующие формулы, используя в качестве операндов созданные имена. При наборе формул используйте кнопку «Мастер функций» на панели формул.
2.2. Полученный результат, содержащийся в ячейках А1:С7, скопируйте и перенесите в отчет.
2.3. На листе 6 создайте следующую таблицу (см. табл. 2), содержащую сведения о ценах на продукты. Заполните пустые клетки таблицы произвольными ценами, кроме столбца «Среднее значение» и строки «Всего».
Таблица 2.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Среднее значение
Молоко
Масло
Сметана
Творог
Всего
Создайте имена по строкам и столбцам и вычислите среднемесячные цены каждого продукта и всего молочных продуктов по месяцам, используя введенные имена. Для вычисления среднего значения используйте функцию «Среднее значение», которая содержится во встроенном калькуляторе (см. пункт 1.5.3).
2.4. Полученный результат в виде таблица скопируйте и перенесите в отчет.
2.5. Составьте на листе 7 электронную таблицу, определяющую стипендию по следующему правилу:
По рассчитанному среднему баллу за экзаменационную сессию (s) вычисляется повышающий коэффициент (k), на который затем умножается минимальная стипендия (m). Повышающий коэффициент высчитывается по алгоритму
Если , то стипендия не назначается и поэтому нужно в этом случае коэффициент k вычислять специальным образом, например, присвоить k текст «Неправильные данные».
2.5.1. Составьте исходную таблицу «Итоги экзаменационной сессии» (см. табл. 3)
2.5.2. Составьте электронную таблицу для выплаты стипендий вида табл. 4. При этом графу Ф.И.О. скопируйте с исходной таблицы, а графы средний балл и стипендии рассчитайте по соответствующим формулам с использованием логических функций ЕСЛИ, И, ИЛИ, НЕ.
Таблица 3.
№ п/п
Ф.И.О.
Математика
Физика
Информатика
1.
Иванов И.И.
2.
…
…
Средний балл
Таблица 4.
№ п/п
Ф.И.О.
Средний балл
Стипендия
1.
Иванов И.И.
2.
…
…
2.6. Полученный результат в виде таблица скопируйте и перенесите в отчет.
2.5. Выйдете из системы, закрыв её главное окно. Оформите отчет, сделайте общий вывод по лабораторной работе.
Контрольные вопросы
1. Какие команды требуются для форматирования текста в ячейке электронной таблицы?
2. Какие возможности дает маркер автоматического заполнения?
3. Какие функции реализует встроенный калькулятор электронной таблицы?
4. Как присваиваются и используются имена ячеек электронной таблицы?
5. Какие возможности дает «мастер функций» при наборе математических формул?