Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЫБОР И ПРОВЕРКА КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НА ВАЛУ



Фиксирование в окружном направлении насаживаемой детали (колеса, шкива и т. п.) на валу часто осуществляют соединением с натягом (за счет сил трения). В таких соединениях диаметр подступичной части вала следует увеличивать на 5...10 % против соседних участков для снижения напряжений в зонах концентрации (на краях соединения).

Рекомендуемые посадки:

зубчатых колёс
подшипников скольжения жидкостного трения

 

При средних значениях вращающего момента и менее высоких требованиях к точности центрирования применяют шпоночные соединения (рис. 6, a), a при высоких вращающих моментах и повышенных требованиях применяют шлицевые соединения.

Для снижения напряжений на шлицевых и шпоночных участках валов целесообразно увеличивать диаметр подступичной части на 15...20 % по сравнению с диаметрами соседних участков вала. Если соединение (шлицевое или шпоночное) передает также осевое усилие, то насаженную на вал деталь (например, зубчатое колесо) фиксируют в осевом направлении с помощью буртика. Чаще буртик выполняют на гладкой части вала (рис.2).

Для крепления зубчатых колес на валах применяют призматические шпонки, длину l которых назначают приблизительно на 5 мм меньше длины ступицы из ряда стандартных значений, приведенных в табл. 2. Размеры поперечного сечения шпонки выбирают в зависимости от диаметра вала по ГОСТ 23360—78 (табл. 4).

 

 
 

Выбранную шпонку проверяют на смятие:

где Т – вращающий момент, передаваемый шпонкой, Нм;
d – диаметр вала, мм; h – высота шпонки, мм; t – размер из табл. 4, мм;

lр– расчетная длина шпонки, мм (принимают lp= l- b – для шпонки со скругленными концами); z – число шпонок, выбирают z = 1 или 2;

[sсм] - допускаемые напряжения смятия, МПа.

Для неподвижных шпоночных соединений рекомендуют: при статической нагрузке [sсм] = 0,8sТ; при пульсирующей [sсм] = 0,55sТ; при знакопеременной [sсм] = 0,4sТ. Значение предела текучести sТ принимается для наименее прочного материала деталей соединения: шпонки, вала или втулки. При материале шпонок – сталь 45 или Ст.6 [sсм] =110…190МПа для стальной ступицы и [sсм]=70…100 МПа для чугунной ступицы. Большие значения допускаемых напряжений следует принимать при спокойной, нереверсивной нагрузке и меньшие при нагрузке с частыми пусками и остановками, а также при реверсивной нагрузке.

При перенапряжении соединения возможна установка второй шпонки под углом 180° к первой.

 

 

Рис. 6. Соединения призматическими шпонками:
1– распорная втулка

 

 

Таблица 4

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр вала, d Сечение шпонки Радиус закругления пазов r или фаска s1´45° Глубина паза Длина l
b h вала t1 ступицы t2
Св. 12 до 17   2,3 10…56
» 17 » 22 0,25…0,4 3,5 2,8 14…70
» 22 » 30 » 30 » 38 8 10 7 8   3,3 3,3 18…90 22…110
 
» 38 » 44   3,3 28…140
» 44 » 50 0,4…0,6 5,5 3,8 36…160
» 50 » 58   4,3 45…180
» 58 » 65 » 65 » 75 18 20 11 12   7 7,5 4,4 4,9 50…200 56…220
 
» 75 » 85 0,6…0,8 5,4 63…250
» 85 » 95   5,4 70…280

Примечания. 1. Длину l (мм) призматической шпонки выбирают из ряда: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 70, 80, 90, 100, 110, 125, 140, 160, 180, 200, 220, 250, 280. 2. Пример обозначения шпонки с размерами b = 18 мм, h = 11 мм, l = 80 мм: «Шпонка 18 ´ 11 ´ 80 ГОСТ 23360—78».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.