Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИАМЕТРОВ ВАЛА



 

 
 

Ориентировочный диаметр вала d , мм, в рассчитываемом сечении из расчета на прочность:

По формуле (12) подсчитываются диаметры вала для 2-х сечений. Результаты этих подсчетов сводятся в таблицу, приводимую в пояснительной записке.

Диаметры dц, мм, цапф вала под подшипник скольжения

(рис. 1) принимаются наибольшими из расчета на прочность и износостойкость.

 
 

Расчет по износостойкости выполняется по условию работы в режиме полужидкостного трения [1]:

 

 
 

где Fri - реакция опоры, Н:

RiХ , RiY – проекция реакций опоры на горизонтальную и вертикальную плоскости, Н ;

[р] - условное среднее давление, МПа ;

l ц – длина цапфы вала.

Для стационарных машин рекомендуется [р] = 3…4 МПа ;
(lц /dц)= 0,6…0,9.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ ВАЛА

Вал – деталь машины, передающая вращающий момент и поддерживающая вращающиеся детали. Различают валы прямые (гладкие и ступенчатые), коленчатые, валы-шестерни и т. д.

Валам, как правило, придают ступенчатую форму, обеспечивающую удобства при последовательной посадке на них деталей (рис. 2). Кроме того, ступенчатая форма близка по форме к балкам равного сопротивления.

 


Рис. 2. Конструктивные элементы вала: 1– буртик; 2 –цапфа (шейка);
3 – переходный участок; 4 – подступичный участок; 5 – бурт;
6 – канавка; 7 – шпоночный паз; 8 – переходный участок;
9 – цапфа (шип); 10 – фаска

 

 
 

Концевые опорные участки валов и осей называют цапфами (шипами). Цапфы (шейки) валов и осей, когда в опорах установ­лены подшипники скольжения, выполняют: цилиндрическими (рис. 3, а, б) или коническими (рис. 3, в). В большинстве случаев цапфы валов и осей для подшипников скольжения имеют цилиндрическую форму с закругленным переходом (галтелью) и с заплечиком (буртиком) для односторонней фиксации в осевом направлении (рис. 3, а). В случае необходимости двусто­ронней осевой фиксации вала (оси) в одной опоре цапфа снабжает­ся дополнительным буртиком (рис. 3, б).

а б в

Рис. 3. Цапфы валов и осей под подшипники скольжения

В целях облегчения монтажа и центрирования наса­живаемых деталей на валах предусматривают фаски. Размер фаски с углом 45° назначают с учетом диаметра участка вала di в пределах с = (0,03…0,05)di. Плавный переход от меньшего диаметра di к большему d i+1 выпол­няют галтелью с радиусом закругления r » 0,4 (d i+1 - d i). Рекомендуется выбирать размеры фасок и радиусов закруглений из следующего предпочти­тельного ряда (в мм): 0,1; 0,16; 0,25; 0,4; 0,6; 1; 1,6; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25
и т. д. Возможно также применение размеров из 2-го ряда (в мм): 0,12; 0,2; 0,3; 0,5; 0,8; 1,2; 2; 3; 5; 8; 12; 20 и т. д.

При разработке чертежа вала из конструктивных и технологических соображений его форму упрощают, а полученные размеры округляют до ближайших нормальных (табл. 2), кроме заданных расстояний между опорами и закрепленными на валу зубчатыми колесами l1, l2, l3. Длину подступичных частей вала в местах посадки зубчатых колес (рис. 2) принимают в пределах lc = (1,1…1,3)dc , где dc – диаметр вала в месте ступицы.

Таблица 2

Нормальные линейные размеры, мм

3,2 5,6
3,4 6,0 10,5 34/35 60/62
3,6 6,3 63/65
3,8 6,7 11,5 67/70
4,0 7,1 71/72
4,2 7,5
4,5 8,0 45/47
4,8 8,5

 

Для осевого фиксирования деталей (подшипников, зубчатых колес и др.) на валах выполняют упорные буртики или заплечики (рис. 4, а – д).

Переходные участки валов между соседними ступенями разных диаметров выполняют радиусной галтелью (рис. 4, а) или в форме канавки (рис. 4, б – д). Высота t упорных буртиков (рис. 4, г) для фиксирования подшипников должна обеспечивать их демонтаж и подход смазочного материала.

а б в г д

 

 

Рис. 4. Сопряжения ступеней вала

Диаметры посадочных поверхностей (под ступицы колес, шкивов, звездочек и т. п.) следует выбирать из стандартного ряда посадочных размеров.

Технические условия на изготовление валов зависят от требований к конструкции. Шероховатость посадочных поверхностей в местах установки подшипников на валу и в корпусе должна соответствовать по ГОСТ 2789—73 Ra = 1,25...3,2 мкм. Такую шероховатость целесообразно получать шлифованием. Для выхода шлифовальных кругов выполняют канавку: по рис. 5, а, б — при шлифовании поверхности вала; по
рис. 5, в – при шлифовании отверстия в корпусе. Размеры канавок (мм) приведены в табл. 3.

Таблица 3

d b h R R1
св. 10 до 50 0,25 1,0 0,5
св. 50 до 100 0,5 1,6 0,5
св. 100 0,5 2,0 1,0

 

 

 

Рис. 5. Форма и размеры канавок для выхода шлифовального
круга

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.