Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие «функциональное состояния» человека



ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для самостоятельного изучения теории дисциплины «Основы эргономики».

Целью лекционного курса дисциплины является получение студентами теоретических знаний по эргономическому проектированию архитектурной среды.

Структура методических указаний содержит Модуль 1. Антропометрия в эргономике, в составе которого 6 тем лекционных занятий. Модуль 2. Эргономика архитектурно-дизайнерской среды, в составе которого 12 тем. Методические указания завершаются вопросами к экзамену и литературой.

 

 

МОДУЛЬ 1. АНТРОПОМЕТРИЯ В ЭРГОНОМИКЕ

Лекция 1.1.

Предмет и основные задачи эргономики.

Название эргономика происходит от греческого ergon– работа, nomos– закон. Эргономика вырабатывает требования, прежде всего, к организации производства: рабочих мест, средств управления, информации. Эргономика исследует человека в его разных видах деятельности.

Предметом эргономики является изучение закономерностей взаимодействия человека (или группы людей) с искусственной средой, с техническими средствами в разных видах деятельности.

Задачей эргономики является проектирование и совершенствование процессов выполнения той или иной деятельности человека в контакте с предметной средой, влияющей на его психофизиологическое состояние.

Междисциплинарные связи эргономики. Эргономика руководствуется данными различных областей знаний:

гигиены труда, изучающей влияние на организм человека трудовых процессов, воздействий производственной среды и разрабатывающей гигиенические нормативы и мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда и предупреждению профессиональных заболеваний;

функциональной анатомии человека,которая выявляет взаимосвязи особенностей строения органов и систем человеческого организма с характером их функционирования (особый интерес представляет здесь взаимная обусловленность морфологических, биохимических и психических характеристик);

антропометрии,разрабатывающей систему измерений человеческого тела;

различных отраслейпсихологии(классической психологии, психологии труда, социальной психологии и психологии личности, инженерной психологии, психогигиены и психоневрологии и др.)

технических и математических наук (кибернетики, системотехники, общей теории систем, квалиметрии.)

Эргономические требования к проектируемым объектам делятся на антропометрические, физиологические, психофизиологические, социально-психологические, гигиенические.

 

Лекция 1.2.

Понятие «функциональное состояния» человека

Функциональное состояние человека является сложной системной реакцией индивида. Для разных состояний характерны определенные сдвиги в основных психических процессах – восприятии, внимании, памяти, мышлении, эмоционально-волевой сфере. Многочисленны состояния, которым сопутствуют комплексы субъективных переживаний: усталость, вялость, бессилие – при утомлении; скука, апатия, сонливость – при монотонии; тревога, нервозность, переживания опасности страха – при повышенной эмоциональной напряженности.

При некоторых видах утомления меняются показатели сердечно-сосудистой системы, в частности уменьшение силы сердечных сокращений и объема выталкиваемой крови. При интенсивной физической нагрузке увеличиваются энергетические потребности организма, что приводит к увеличению скорости и объема кровотока.

Основанием для классификации функциональных состояний служит критерий адекватности ответной реакции организма на требования выполняемой деятельности. Согласно этой концепции все состояния человека можно разделить на состояния адекватной мобилизацииидинамического рассогласования.Состояние адекватной мобилизации характеризуется полным соответствием степени напряжения организма условиям деятельности. При ее отсутствии возникает состояние динамического рассогласования.

Понятия «надежность системы человека-машины» и «цена деятельности».Выполнение любой деятельности возможно лишь при нормальном режиме функционирования системы человек-машина. Для оценки эффективности работы этой системы в эргономических исследованиях обычно используется понятие: надежность системы человек-машина. Критерием надежности является безотказность, безошибочность и своевременность выполнения необходимой деятельности всей системы человек-машина. Поскольку самым сложным ее элементом является человек, то труднее всего разработать критерии надежности применительно к нему.

С этой точки зрения важнейшим оказывается понятие цена деятельности, т.е. величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение той или иной деятельности.

Понятия надежности и цена деятельности служат основанием для наиболее общей классификации функциональных состояний. Все их множество делится на два класса: допустимые и недопустимые(разрешенные и запрещенные).

 

 

Лекция 1.3.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.