Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И БОЛЕЗНЯМИ ЛОР-ОРГАНОВ



 

Ряд деформаций и аномалий прикуса возникают вследствие нарушенияфункций мышц челюстно-лицевой области ненормальная тяга мышцили необычное давление мягких тканей при еще окончательно не завершившемся развитии лицевого отдела черепа может привести к нарушению пропорций указанной зоны черепа и явиться причиной возникновения деформации. Патогенетическая связь взаимоотношений мягких тканей и лицевых костей в ходе развития деформации достаточна сложна. Роль этого фактора в нарушении процессов формирования челюстей или отдельных участков альвеолмрных отростков признается X.А. Каламкаровым (1978), Д.В. Ильиной-Маркосян (1974), В.П. Окушко (1975), Д.А. Калвелисом (1961), Л.М. Грековой, Л.С. Персиным 1974), О. Peterson (1968) и др. Однако имеются и противоположные суждения о том, что ненормальные функциональные взаимоотношения возникают вследствие уже развившихся аномальных соотношений скелетных фрагментов, определяющих необычность точек прикрепления и степень натяжения мышц.

В большинстве случаев установить первопричину крайне трудно или невозможно, в связи с этим требуется дальнейшее изучение вопроса.

В настоящее время общепризнанно, что около 15-20 % всех аномалий прикуса и около 10 % деформаций лицевого черепа может быть связано с вредными привычками, из которых наиболее часто встречаются привычка сосания и прикусывания губ, щек, языка и предметов, ротовое дыхание, а также привычные нарушения процесса жевания. Многочисленные литературные данные [Грекова Л.М., 1970; Ильина Иаркосян Л.В., 1972; Окушко В.П., 1975; Popovich F., Thompson б., 1973; Rakos Т., 1959; Kay L., 1964; Rix К., 4946, и др.] убедительно показывают роль ненормальных функциональных взаимоотношений и нарушений мышечной тяги в патогенезе нарушений роста отдельных фрагментов лицевого отдела черепа, приводящих к формированию аномалий прикуса и деформаций.

Однако у некоторых детей причиной этих привычек являются нераспознанные заболевания ЛОР-органов, нервной системы или самих мышц, которые компенсируются соответствующими изменениями функции. Так, обнаруживается, что: привычное ротовое дыхание часто обусловлено увеличением глоточных и язычных миндалин, развитием аденоидов, полипоза слизистой оболочки носовой полости, гипертрофией раковин носа.

Привычка сосания, как показал A. Salzman (1956), может быть связана с заболеваниями центральной нервной системы, в том числе пороками ее формирования при хромосомных и эндокринных болезнях. Многие ортодонты и педиатры отмечают появление вредных привычек после перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, рахита, что дает основание предположить развитие нервно-мышечных нарушений глотания и жевания.

Вредные привычки у детей могут быть обусловлены особенностями строения, аномалиями развития и патологией зубочелюстной системы и смежных органов: чрезмерным развитием языка, укорочением или атипичным прикреплением уздечки языка, чрезмерным развитием и низким прикреплением верхней губы, адентией, ретенцией зубов, неправильным прорезыванием или расположением их в зубной дуге, нарушением миодинамического равновесия мышц (губ, щек, языка).

Примечательны в этом отношении некоторые эмбриологические исследования, касающиеся пороков закладок тканей головы, из которых следует, что ротовое дыхание связано не только с гиперплазией миндалин и аденоидов, но и с врожденной гипотонией жевательной и шейной мускулатуры и мышц диафрагмы [Jarmer К., 1960]. Возможно, гиперплазия миндалин, которая наблюдается у эмбрионов, влияет на закладку мышц.

Как отмечает В. П. Окушко (1975), вредные привычки в большинстве случаев возникают в раннем детском возрасте – до 1,5 лет, а также к 5-8 годам почти у половины их обладателей появляются аномалии соотношения зубных рядов и деформации зубочелюстного аппарата, заставляющие их обратиться к ортодонту. Чаще всего обнаруживается дистальное смещение нижней челюсти, сочетающееся с открытым прикусом и сужением верхней челюсти или обеих челюстей. У детей, имеющих привычку прикусывать язык, развивается прогеническое соотношение зубных рядов, которое также осложняется открытым прикусом.

Наблюдения В.П. Окушко позволяют считать, что среди различных причин, приводящих к формированию открытого прикуса, вредные привычки составляют одну из наиболее репрезентативных групп. При этом открытый прикус у лиц с вредными привычками не имеет существенных отличий по своим признакам от проявлений этой аномалии другого происхождения. У всех его обладателей отмечается увеличение размеров гониального угла, укорочение ветви нижней челюсти, а у лиц старшего возраста небольшое уменьшение размеров длинника задней черепной ямы, сужение верхней челюсти и дистальное ее положение. В оценке состояния лицевого черепа при открытом прикусе, связанном с вредными привычками, мы полностью солидарны с В.П. Окушко, которая, изучив 27 детей и подростков старше 9 лет, обнаружила у всех указанные выше скелетные изменения.

Формирование открытого прикуса при вредных привычках сосания связано с нарушением вертикального роста альвеолярного отростка верхней и нижней челюсти в тех участках, где между антагонирующими зубами располагались пальцы, язык, щека, карандаш или другие предметы. Неправильная поза, изменения осанки также могут быть причиной нарушения развития челюстей. Так, у детей с привычной позой с опущенной на грудь головой часто развива- ется прогенический прикус в связи с чрезмерным ростом нижней челюсти, а при осанке с приподнятой головой – прогнатический. При привычке поддерживать голову ладонями или опираться на подбородок нередко развивается прогнатический прикус с недоразвитием и дистальным смещением нижней челюсти.

Неправильное положение головы ребенка во время сна также может быть причиной деформации. Сон с запрокинутой головой сопровождается напряжением мышц шеи, оттягивающим нижнюю челюсть кзади. В результате этого рост нижней челюсти нарушается и она принимает дистальное положение по отношению к верхней. Если ребенок спит с опущенной на грудь головой, то у него может возникнуть прогения в результате чрезмерного роста нижней челюсти.

Большое значение в возникновении зубочелюстных аномалий и деформаций придается неправильному, атипичному (инфантильному) глотанию. В норме в момент глотания зубные ряды плотно сомкнуты, кончик языка и боковые поверхности его опираются на твердое небо, альвеолярные отростки и оральную поверхность сомкнутых зубов.

Инфантильное глотание отличается от нормального отсутствием смыкания зубных рядов в момент глотания. Поэтому кончик языка для отправного толчка упирается не в небную поверхность резцов и альвеолярный отросток, а в губы и щеки, как у младенца. В полости рта в момент глотания вместо отрицательного давления возникает положительное. В связи с этим происходит компенсаторное сокращение мышц губ, щек, подбородка и других мимических мышц. Постоянно повышенное напряжение этих мышц и слабое сокращение височной и собственно жевательных мышц нарушают нормальное миодинамическое равновесие, что в свою очередь отражается на формировании зубных рядов, челюстей и других костей лицевого черепа.

При неправильном глотании чаще всего формируется открытый прикус, так как язык постоянно располагается между зубными рядами и приводит к недоразвитию челюстей в переднем отделе и чрезмерному росту в боковых отделах. Инфантильное глотание может быть причиной недоразвития нижней челюсти. Последнее возникает в связи с чрезмерным напряжением мышц, отодвигающих челюсть дистально.

Нарушение функции жевания, которое может быть обусловлено кариозным процессом и его осложнениями, неравномерной стираемостью молочных клыков и моляров, аномалиями развития или потерей многих зубов, вредными привычками, нарушением носового дыхания, заболеваниями височнонижнечелюстных суставов или поражением мышц, может привести к отставанию в росте челюстей.

Привычка жевать на одной стороне по какой-либо причине приводит к гипертрофии мышц, ускорению роста челюсти и всей половины лица. Другая, нефункционирующая сторона челюсти отстает в развитии в связи с отсутствием функциональных стимулов и ухудшением трофики. С течением времени это приводит к асимметрии лица и нарушению соотношения челюстей в трансверсальном направлении. Этому же способствует привычное смещение челюсти в соответствующую сторону.

При смещениях нижней челюсти изменяется функция жевания и миодинамическое равновесие между различными группами жевательных мышц, а также между мимическими мышцами приротовой области и языком. В известной мере нарушается также функция мышц смежных областей – гортани, глотки, шеи и головы. В результате этого нарушается нормальная функциональная нагрузка на различные отделы черепа и изменяются обычные функциональные напряжения в костной ткани челюстей и других отделов черепа. Это в свою очередь приводит к замедлению темпа роста в одних участках лицевого черепа и ускорению его в других за счет длительной ненормальной нагрузки на относительно податливые и недостаточно обызвествленные костные структуры.

Клинические нарушения развития челюстей проявляют себя изменением прикуса в сагиттальном, вертикальном и трансверсальном направлениях, различными деформациями зубных рядов, аномалиями положения отдельных зубов или их групп. В далеко зашедших случаях эти дисгармонии роста и деформации челюстей и всего лицевого черепа приводят к тяжелым нарушениям эстетических норм, которые в различной степени уродуют лицо больного. В клинике встречаются 3 вида смещения нижней челюсти: мезиальное (вперед), дистальное (назад) и латеральнае (в сторону).

Мезиальное смещение нижней челюсти чаще всего возникает в раннем детском возрасте. Первые его признаки выявляются уже в периоде молочного прикуса. Мезиальный сдвиг нижней челюсти может быть обусловлен различными причинами, чаще всего нарушением носового дыхания при патологии носоглотки или увеличении лимфоидной ткани в области язычной миндалины, вредными привычками, неравномерной стираемостью молочных зубов, ранней потерей молочных ли постоянных зубов [Ванкевич М.М, 1928; Ильина-Маркосян Л.В., 1961; Гаврилов Е.И., 1968; Каламкаров X.А., 1970 – 1978; Василевская З.Ф., Мухина А.Д., 1975; ОкушкоВ.П., 1975].

Клинические наблюдения показывают, что переднее выдвижение нижней челюсти у детей раннего возраста приводит к так называемому принужденному прикусу. В начальных стадиях оно представляет собой лишь функциональное нарушение, величина и форма самой нижней челюсти и зубного ряда не отличаются от нормы. На томограммах височно-нижнечелюстных суставов в это время определяется переднее ноложение головки в суставной ямке.

В дальнейшем постепенно развиваются анатомические изменения. Нарушение соотношения передних зубов закрепляется зубоальвеолярным удлинением в области резцов и клыков обеих челюстей. Нижние зубы, располагаясь кпереди от верхних, плотно охватывают их с вестибулярной стороны.

Возникает блок, тормозящий сагиттальное развитие переднего, отдела верхней челюсти, последняя отстает в росте, уплощается во фронтальном отделе. Такую аномалию называют ложной фронтальной прогенией. Одновременно с этим происходит деформация нижней че­люсти в области ее угла, ветви, суставного отростка, а также гипертрофия переднего отдела альвеолярного отростка и подбородочной части нижней челюсти. Наряду с морфологическими изменениями наступает также адаптационная функциональная перестройка в мышцах, связках и височно-нижнечелюстных суставах.

Чем раньше возникает сдвиг нижней челюсти, тем сильнее выражены эти изменения.

Дистальное смещение нижней челюсти может быть обусловлено рядом причин. Одной из них является нарушение носового дыхания, которое наступает в результате гипертрофии глоточной миндалины (рж, 6-). Для облегчения дыхания ребенок запрокидывает голову кзади. При этом напрягаются мышцы шеи, отодвигающие нижнюю челюсть дистально (М.М. Ванкевич). Подобное дистальное смещение нижней челюсти происходит при вредной привычке у детей спать с запрокинутой головой.

К дистальному сдвигу челюсти может привести также инфантильное глотание, при котором отсутствует окклюзия зубных рядов. В связи с этим в момент глотания сокращение мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости и нижней челюсти, отодвигает ее кзади. Возникает оно и при вредной привычке сосания нижней губы и большого пальца. В этом случае ребенок накладывает кулак на подбородок и надавливает на челюсть, смещая ее кзади. В дистальном положении челюсть удерживается при искусственном вскармливании и пользовании корсетом Мильвока для лечения сколиоза позвоночника.

Рубцовые изменения мягких, тканей лица и шеи, возникшие после ожогов и травм мягких тканей, могут вызывать грубые деформации зубочелюстной системы, особенно если развиваются у, детей и подростков. Чаще всего послеожоговые рубцы развиваются на губах.

Рубцы на нижней губе приводят к нарушению ее подвижности и задержке роста нижней челюсти в переднем участке. Нижние резцы и клыки вместе с альвеолярным отростком отклоняются в язычную сторону, а иногда возникает дистальное смещение и недоразвитие всей нижней челюсти. В результате этого формируется прогнатическое соотношение челюстей. Рубцовые изменения обеих губ вызывают недоразвитие зубных и альвеолярных дуг обеих челюстей в переднем отделе и скученное расположение резцов и клыков.

Особенно тяжелые последствия наблюдаются после, ожогов шеи. Рубцы шеи оттягивают нижнюю челюсть книзу, деформируют ее, тормозят ее рост, приводят к развитию открытого прикуса, недоразвитию отдельных участков тела, ветви, отростков челюсти, изменениям в суставах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.