Дисциплина «История мировых цивилизаций» относится к циклу ГСЭ рабочего учебного плана вариативной его части.
Для изучения настоящей дисциплины студентам необходимы:
1) знание истории;
2) общая гуманитарная подготовка в объёме программы средней школы.
Эти дисциплина формирует социогуманитарные основы системы знаний обучающихся и составляет базу методологического и информационного обеспечения гуманитарного образования, являющегося существенной составляющей высшего профессионального образования.
В результате освоения предложенного курса студенты должны отчетливо представлять себе основные закономерности и формы мировой цивилизационной динамики, в ее общих, особенных и единичных характеристиках; знать основные характеристики локальных цивилизаций и культурно-исторических типов. Результаты освоения дисциплины «История мировых цивилизаций» в полной мере являются опорой для изучения курсов «Философия», «Социология», «Экономика», «Культурология». Также полученные знания и умения будут использованы при выполнении курсовых и расчетных заданий дисциплин гуманитарного цикла и выпускной работы бакалавра.
Цель освоения дисциплины «История мировых цивилизаций» - развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми обучающийся должен владеть методами анализа социокультурного и цивилизационного развития общества, освоить базовые ценности мировой культуры, быть способен квалифицированно применять на практике приемы межкультурной коммуникации, на основе усвоения отобранных теоретических и практических знаний, умений и навыков опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии
Для достижения данной цели обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «История мировых цивилизаций». Дисциплина изучается один семестр.
Задачи освоения дисциплины
1) фундаментальное изучение цивилизационной динамики, теории локальных цивилизаций и основных законов социокультурного развития;
2) практическое освоение методов изучения социокультурной динамики;
3) владение методами типологического анализа в контексте бинарных оппозиций «Культура-Цивилизация», «Восток-Запад», теории евразийства.
4) усвоение основ межкультурной коммуникации и языков культуры;
Предметом курса является история человечества со времен появления первых государств на рубеже IV-III тыс. до н. э. до наших дней, ее узловые проблемы.
Цель курса - формирование у студентов представлений об общих закономерностях и о многообразии путей развития общества и государства в древности, средневековье, новое и новейшее время.
Задачей курса является рассмотрение социальной, экономической, политической и культурной истории человечества в их синтезе в контексте современных научных подходов.
Темы и их краткое содержание
ВВЕДЕНИЕ
История как наука, ее понятийный аппарат. Место истории в гуманитарном знании. Исторические источники. Основные методологические подходы к изучению истории. Социологический и культурно-исторический подходы. Теории линейного и циклического развития. Дискуссии вокруг понятия "цивилизация". Типология цивилизаций. Региональные, культурные и религиозные критерии в определении типа цивилизации.
Раздел I. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
Понятие "первобытное общество". Дискуссии о его месте в человеческой истории. Источники по истории первобытности. Варианты ее периодизации.
Проблема происхождения человека. Человек и его место во Вселенной. Взаимосвязь процессов антропо- и социогенеза. Возникновение мышления и речи. Первые попытки осмысления окружающего мира. Проблема возникновения искусства. Древнейшие формы мифологии и религии.
Материальная культура, характер хозяйственной деятельности первобытного человека. Первоначальные формы семьи и брака. Родо-племенная организация общества. Проблема власти и управления на догосударственном уровне.
Предпосылки трансформации и усложнения первобытного общества. Переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Возникновение системы патриархата. Большая и малая патриархальная семья, отцовский род, древнейшая соседская община. Коренные изменения в хозяйственной жизни и социальных связях в процессе зарождения института индивидуальной собственности. Переход к социально-стратифицированному обществу. Политогенез и его варианты. Духовная культура позднепервобытного общества. Предпосылки перехода человечества на ступень цивилизации.