Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Практическое занятие № 1

Библия как литературный источник

П Л А Н

 

1. Мир Ветхого Завета/От сотворения мира до Вавилонской башни, Авраам, Исаак и Иаков. Бурная история Иосифа. Моисей, Иисус Навин и судьи. Золотой век Израиля. Израиль и Иудея/.

2. Мир Нового Завета /Новый Завет и его предполагаемые авторы. Деяния святых апостолов и послания. Иисус – загадочная личность. У истоков христианства/.

3. Цикл христианских праздников.

4. Библейские реминисценции, образы, мотивы в литературе и искусстве.

 

Вопросы и задания

 

1. Сравните Завет, данный Моисею Богом Яхве на горе Синай, с Нагорной проповедью Иисуса. Каково отношение Иисуса к Ветхому Завету, как он дополняет заповеди Моисея, в чем заключаются восемь заповедей блаженства, в рамках которых провозглашаются заповеди Христа?

2. Вспомните стихотворение Анны Ахматовой «И встретил Иаков в долине Рахиль». На сюжет какого библейского мифа написано это стихотворение? Кто такие Иаков, Рахиль,Лия, Лаван? Почему царь Лаван назван «сребролюбцем»? За ответами обратитесь к Ветхому Завету /книга Бытие. Гл.27-50. Какие еще события, связанные с Иаковом, изложены в Библии? Прочтите и перескажите историю Иакова и Исава /продажа первородства за чечевичную похлебку/, историю сына Иакова и Рахили и его братьев /продажа Иосифа в рабство/, историю «соревнования» Рахили и Лии в деторождении. Почему Иаков был наречен Богом Израилем?

3. В стихотворении А.С.Пушкина «Десятая заповедь» поэт своеобразно трансформирует заповеди Бога:

Добра чужого не желать

Ты, Боже, мне повелеваешь,

Но в меру сил моих ты знаешь –

Мне ль нежным чувством управлять?

Обидеть друга не желаю,

И не хочу его села,

Не нужно мне его вола…

Но ежели его рабыня

Прелестна…Господи! Я слаб!

…Но строгий долг умею чтить,

Страшусь желаньям сердца льстить,

Молчу… и втайне я страдаю.

 

О какой заповеди говорит Пушкин? Проследите, как преломляются библейские образы и мотивы в поэме Пушкина «Медный всадник», стихотворениях «Пророк» и «Отцы пустынники и жены непорочны…».

4. В творчестве многих русских поэтов нашел отражение образ иудейской царицы, красавицы Саломеи, которая потребовала в награду за свой танец голову пророка Иоанна. Евангелия говорят, что мать Саломеи, жена царя Ирода, растленная Иродиада заставила девушку совершить столь страшный поступок. Образ Саломеи получил в литературе и искусстве самое разное, порой противоположное толкование. Вспомним строчки Блока: «В тени дворцовой галереи, /Чуть озаренная луной, / Таясь, проходит Саломея /С моей кровавой головой…»; А.Ахматовой: «…И такая на кровавом блюдце /Голову крестителя несла»; Н.Гумилева: «…Из мрака будущего Саломея /Кичилась головою Иоканаанна"» О.Мандельштама; "«Соломка звонкая, соломка сухая, /Всю смерть ты выпила и сделалась нежней, /Сломалась малая соломка неживая, /Не Саломея, нет, соломинка скорей!» Подумайте: почему образ Сломеи столь широко популярен в литературе. Внимательно прочтите сам библейский миф о Саломее. Полностью прочтите и цитированные выше произведения. Осмыслив весь этот материал, попробуйте разобраться, в чем же философская глубина, загадка, противоречивость этого библейского образа.

5. Сравните одну из строф стихотворения С.Есенина «Цветы мне говорят – прощай…» с фрагментом из Книги Екклезиаста:

И потому, что я постиг ! Что было, то и будет;

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,- ! и что делалось, то и

Я говорю на каждый миг, ! будет делаться, и нет ничего

Что все на свете повторимо… нового под солнцем.

/Ек. 1,9/

В чем смысл этих библейских строк, и для чего, по вашему, поэт вводит библейский мотив в свое стихотворение?

6. В «Поэме конца» Марины Цветаевой есть неоднократные обращения к библейской «Песне песней Соломона», например: «Как печать на сердце твое, как перстень на руку твою…» Найдите продолжение этой строки в поэме Цветаевой и в тексте Библии. Как контекст высвечивает разницу смысловых значений и эмоционального содержания? Что имела в виду Цветаева, когда в той же поэме писала: «Самой песней Песен уступлена речь /Нам, птицам безвестным/Челом Соломон/Бьет…» В пользу какой любви решается выбор поэта,/ чувственной/ «совместный сон»/ или возвышенно-духовной / «совместный плач»/?

7. В чем смысл Апокалипсиса /Откровения Иоанна Богослова/? Как Иоанн Богослов описывает второе пришествие Христа и конец света? Какая из трактовок Апокалипсиса вам кажется наиболее истинной: эсхатологическая /Откровение рассказывает о тех катастрофах, которые будут предшествовать концу света/, богословская /Откровение излагает историю христианской церкви в пророческой форме/, историческая /Откровение связано с сотоянием христианства на раннем этапе его становления/.

8. Найдите 2-3 репродукции с картин, написанных на сюжет рождения Христа. Какая из них ближе всего к тексту Библии. Сравните также с соответствующими местами из Евангелий картину рождения Иисуса, описанную Борисом Пастернаком в стихотворении «Рождественская звезда». Какие эпизоды Нового завета отражены художниками в следующих картинах:

М.Крамской «Христос в пустыне», Н.Ге «Что есть истина?», «Голгофа», В.Поленов «За кого меня почитают люди?», И.Репин «Воскресение дочери Иара», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»?

9. В стихотворении М.Волошина «На дне преисподней» есть строки, обращенные к России: «Умирать, так умирать с тобой /И с тобой, как Лазарь, встать из гроба!» Какой библейский персонаж упомянут в стихотворении? Найдите в Новом завете /Евангелие от Иоанна/ историю воскрешения Христом Лазаря, прочтите и вдумайтесь в этот эпизод. Почему имеено к этому образу обратился поэт?

10. Как вы понимаете «троичность лица Божества» /святую Троицу/. Найдите репродукции фресок Андрея Рублева, Феофана Грека и Симона Ушакова. Кому из авторов, как вам кажется, удалось с большим мастерством выразить в живописном виде смысл Троицы?

 

Л и т е р а т у р а

1. Библия. Ветхий и Новый завет. Любое издание.

2. Гече Густав. Библейские истории. М., 1988.

3. Косидовский Зенон. Библейские сказания. М., 1991.

4. Косидовский Зенон. Сказания евангелистов. М., 1979.

5. Библейская энциклопедия. М., 1990.

6. Мень Александр. Православное богослужение. Таинство, слово и образ. М., 1991.

Практическое занятие № 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.