Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конспектирование первоисточников



2.1. Методические рекомендации по составлению

конспектов первоисточников

 

Получение высшего образования предполагает углубление научных знаний, в том числе на основе анализа первоисточников в различных областях науки.

Конспект – это краткое изложение содержания первоисточника. Чаще всего студенты составляют конспекты при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла и особенно истории, где очень важно уметь осуществлять самостоятельный источниковедческий анализ.

Конспект первоисточника:

· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов на основе текста первоисточника;

· представляет внутреннюю логику изложения в соответствии с задачами, стоящими перед составителем конспекта;

· содержит основные выводы и положения, факты, аргументацию;

· отражает отношение составителя к материалу первоисточника;

· может быть использован как составителем, так и другими читателями.

По видам конспекты, в том числе и исторические, можно условно разделить на подгруппы - в зависимости от задач конспектирования:

1. Плановый составляется на основе предварительного плана, каждому пункту которого соответствует его определенная часть.

2. Текстуальный конспект составляется чаще всего из цитат исторического источника, которые связаны логическими переходами, определяемыми составителем.

3. Свободный конспект представляет собой сочетание тезисов, выписок, цитат, имеющих отношение лишь к некой теме либо без определения выбора материала для конспектирования.

4. Тематический конспект,как правило, не отражает всего содержания текста, отрабатывает только определенную конкретную тему, отвечает на поставленный вопрос. Подразделяется на:

4.1 Хронологический,который отражает прежде всего хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий.

4.2 Обзорный,раскрывающий конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников, относящихся к одному периоду, событию либо автору источника.

При конспектировании необходимо избегать излишнего цитирования, многословия. Стремление сохранить стилистическую особенность текса очень часто приводит составителя к потере логики изложения текста в соответствии с поставленной задачей.

В любом виде конспекта важно отразить три составляющих: главную идею всего текста; что утверждается по данному конкретному вопросу; как доказывается провозглашаемая идея.

Тематический конспект может сопровождаться выводами составителя о представленных в историческом источнике событиях, фактах, явлениях.

Конспект оформляется в соответствии с требованиями написания цитатного материала с точным указанием автора источника и всеми исходными данными.

К конспекту рекомендуется прилагать историческую справку об авторе (авторах), особенностях периода создания источника.

 

К критериям оценки конспекта можно отнести: адекватность передачи содержания первоисточника; структуру текста; языковую правильность и оформление конспекта


2.2. перечень рекомендуемых для конспектирования первоисточников

Раздел 1. От древней Руси к императорской России. Тенденции развития в IX-XIX веках

Рекомендуемые первоисточники:

1. Русская Правда в Краткой редакции.

2. Пространная редакция Русской Правды.

3. Судебник 1550 г.

4. Соборное уложение 1649 г.

5. Жалованная грамота дворянству.

6. Проект Конституции Н.М. Муравьева

7. Конституционный проект «Русской правды» П.И. Пестеля.

8. Положения реформ 60-70-х гг. XIX века.

 

Раздел 2. Россия в XX веке: выбор моделей развития

Рекомендуемые первоисточники:

1. Программы партий начала XX века.

2. Декреты Советской власти.

3. Декларация об образовании СССР.

4. Людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг.

5. Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на XX съезде партии.

6. Декларация глав Независимых Государств.

7. Конституция РФ.


Глава 3

Реферирование

3.1 Методические рекомендации по реферированию

 

Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов) по теме.

Реферат имеет следующие свойства:

· реферат адекватен источнику (источникам) реферирования;

· максимально точно и полно излагает содержание при небольшом объеме вторичного текста;

· объективен в трансляции содержания материалов реферирования;

· отражает отношение автора при передаче информации.

 

Реферат отличается следующими признаками:

1. От конспекта:

· не копирует дословно фрагменты первоисточника;

· представляет собой вторичный текст, созданный в результате структурирования и систематизации;

· реферату присущи целостность изложения материала, связность, упорядоченность и завершенность;

· не допустимо использование понятных лишь автору реферата сокращений, пометок, значков.

2. От исследования:

· не включает в себя самостоятельного исследования;

· выводы представляют результаты реферирования, а не эксперимента или научного исследования.

 

По видам рефераты, в том числе и по истории, можно условно разделить на подгруппы в зависимости от количества реферируемых источников:

· монографические – написанные на основе одного источника;

· обзорные –созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных одной темой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.