Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Многообразие форм естественно-научной деятельности



ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Назначение и задачи курса

 

Курс "ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" посвящен рассмотрению ряда специальных вопросов и проблем, не входящих в традиционные курсы отдельных естественно-научных дисциплин (математики, физики, химии и др.), но имеющих принципиально важное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов и педагогов.

К кругу этих вопросов и проблем относятся: мировоззренческие, методологические, философские и интегративные. Они не принадлежат ни к одной из конкретных естественно-научных дисциплин и не могут быть эффективно разрешены их методами. Однако, такие вопросы играют важную роль в понимании сущности самих естественно-научных методов, их области компетентности и закономерностей внутреннего саморазвития естественных наук. Поэтому, знакомство с современным состоянием в указанной области является необходимым элементом высшего образования, предназначенного для подготовки специалистов и просто культурных и мыслящих людей.

Данный курс согласован с общей концепцией введения интегративной естественно-научной подготовки в высшей школе, реализуемой в рамках реформы высшего образования, а также с требованиями Государственных образовательных стандартов по естественно-научным специальностям.

Курс предполагает усвоение студентами основного содержания дисциплин "Математика", "Физика" и "Общая химия", входящих в цикл ОЕН.

Студент, успешно освоивший курс, должен продемонстрировать:

- умение грамотно сформулировать и изложить сущность проблемы, выделить ее математические, физические, химические (и т.д.) аспекты, определить адекватные подходы к ее решению и необходимые для этого конкретные методы;

- умение правильно подготовить реферат, обзор, лекцию по естественно-научной проблематике;

- понимание роли и значения естественных наук в современной цивилизации и умение пропагандировать естественно-научные знания.

Структура курса

 

В соответствии со своими целями, курс состоит из трех основных разделов, согласованных в рамках единого плана.

I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:

Цели и задачи естественных наук.

Научный метод и область его компетентности.

Научный язык: понятия и термины, теории и модели.

II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МОДЕЛИ И ПОНЯТИЯ:

Обзор универсальных научных понятий и моделей.

Анализ взаимосвязей и системного характера.

Роль и применение в конкретных естественных науках.

III. СМЕЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

Естественные науки и другие области мысли.

Наука и общество.

История и перспективы естествознания.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

В данном разделе перечислены основные вопросы, содержащиеся в программе курса. Эти вопросы упорядочены по их взаимосвязям в виде согласованных тем (разделов). Для облегчения восприятия и понимания вопросы сгруппированы по иерархическому принципу: сначала формулируется более общий (и более значимый) вопрос, внутри которого затем выделяются более частные моменты и аспекты.

В конце каждой отдельной темы приведены вопросы для самопроверки. Студент должен тщательно обдумать содержание и смысл этих вопросов и попытаться сформулировать обоснованные ответы на них.

Обзор основных вопросов снабжен подробным списком рекомендуемой литературы. Этот список, естественно, не является исчерпывающим и студент может самостоятельно пополнить его, работая в библиотеке.

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Тема 1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

 

Роль и значение естественных наук в жизни современной цивилизации

Естественные науки как базис для современных технологий:

- ХИМИЯ (вещества и материалы, синтез и модификация).

- ФИЗИКА (конструкции, получение, транспортировка и преобразование энергии, получение и обработка информации).

- МАТЕМАТИКА (оптимизация, прогнозирование, планирование).

Естественно-научное мировоззрение.

Естественные науки как элемент культуры и творчества.

Многообразие форм естественно-научной деятельности

Учебные дисциплины.

Способ мышления.

Сфера профессиональной деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.