Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 32 : Итоговое занятие по темам: «Сенсорные системы».



 

Цель занятия

Сформировать систему знаний по общей физиологии сенсорных систем, зрительной сенсорной системе. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по общей эстезиологии и офтальмологии. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые закономерности процессов, обеспечивающих сенсорные функции и зрительные функции в частности; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования сенсорных систем и зрительной сенсорной системы в частности; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии сенсорных систем и зрительной сенсорной системе в частности.

Темы итогового занятия

1. Общая физиология сенсорных систем.

2. Зрительная сенсорная система.

3. Слуховая, вестибулярная, вкусовая и обонятельная сенсорные системы.

4. Тактильная, температурная сенсорные системы.

5. Ноцицепция.

6. Физиологические основы обезболивания.

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Высшая нервная деятельность. Архитектура целостного поведенческого акта. Целенаправленная деятельность.».

 

 

Литература[a213] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— С.[Мф214] 541-562; 562-567, 567-571, 581-582, 579-581; 571-578, 582-584;

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф215] .


Тема 33 : Высшая нервная деятельность.

Цель занятия

Сформировать систему знаний по физиологии высшей нервной деятельности. Студент должен быть ознакомлен с истоками формирования знаний по физиологии высшей нервной деятельности. На основе полученных теоретических и практических навыков студент должен знать базовые общие закономерности процессов, обеспечивающих высшую нервную деятельность; уметь использовать полученные знания для объяснения изменений происходящих в организме при нарушении высшей нервной деятельности; обладать навыками в решении вопросов о необходимости применения клинико-физиологических методов исследования высшей нервной деятельности; владеть элементарным понятийным аппаратом, навыками поиска и анализа информации в области физиологии высшей нервной деятельности.

 

Исходные знания

1. Рефлекторная дуга (анатомия, гистология).

2. Онтогенез (биология, анатомия, гистология).

3. Нервная система (физиология, анатомия, гистология).

.

План изучения темы

1. Понятие «высшая нервная деятельность».

2. Врожденные формы поведения.

3. Роль этологии в исследовании врожденных форм поведения.

4. Понятие «условный рефлекс».

5. Свойства (признаки) условных рефлексов.

6. Классификация условных рефлексов.

7. Механизм образования условного рефлекса первого типа.

8. Стадии образования условного рефлекса.

9. Условия формирования условного рефлекса первого типа.

10. Методы изучения условных рефлексов первого типа.

11. Условные рефлексы второго типа (следовые, инструментальные).

12. Торможение условных рефлексов. Значение торможения условных рефлексов.

13. Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову и темпераменты Гиппократа.

14. Интерпретация темпераментов Г.Айзенка.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое «высшая нервная деятельность»? Чем отличается от «психических функций»?

1.1. Кто ввел в науку термин «высшая нервная деятельность»?

1.2. И.П.Павловым считал термин «высшая нервная деятельность» равнозначным понятию «психическая деятельность»?

1.3. Кто был непосредственным предшественником И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности?

1.4. Согласно И.П.Павлову в основе высшей нервной деятельности лежат условные или безусловные рефлексы?

1.5. Что такое «низшая нервная деятельность»?

2. Что такое врожденные формы поведения?

2.1. Что такое «безусловный рефлекс», «инстинкт»?

2.2. Кто ввел в науку термин «безусловный рефлекс»?

2.3. Какова роль Р. Декарта, Я. Прохазки, И.М. Сеченова, И.П. Павлова в создании рефлекторной теории жизнедеятельности?

2.4. Какие критерии используются при классификации безусловных рефлексов? [A216]

2.5. Какие шесть основных видов рефлексов, или уровней рефлекторных реакций выделяют по А.Б.Когану? Какие из них относятся к безусловным?

2.6. Какие три основные группы рефлексов, или уровней рефлекторных реакций выделяют по П.В.Симонову?

2.7. Что такое «инстинкт» по К.Лоренцу и по И.П.Павлову?

2.8. Какие компоненты включает в себя инстинкт?

2.9. Что такое «компетентное состояние особи» как компонент инстинкта?

2.10. Какое состояние (компонент инстинкта) определяется нейрофизиологическими и гуморальными факторами?

2.11. Голодное животное готово к поиску пищи; сексуально-восприимчивое к поиску партнера. О каком компоненте инстинкта идёт речь?

2.12. Что такое «ключевой раздражитель (релизер)» как компонент инстинкта?

2.13. Какой компонент инстинкта включает "врожденное размыкающее устройство" и тем самым, запускает инстинктивное поведение?

2.14. У самца корюшки красная окраска брюшка подплывающей рыбы является ключевым раздражителем для оборонительного поведения. О каком компоненте инстинкта идёт речь?

2.15. В состоянии готовности (компетентности) животное часто само активно ищет ключевые раздражители?

2.16. Инстинкт может сработать "вхолостую", в отсутствие релизера? В каком случае?

2.17. Что такое «завершающее (консумативное) действие» как компонент инстинкта?

2.18. Добывание пищи или спаривание с партнером являются проявлением какого компонента инстинкта?

2.19. Что такое «подавляющий раздражитель» как компонент инстинкта?

2.20. Инстинкт может быть реализован, если имеется "мешающий" стимул, переключающий активность особи на другое поведение? Как называется этот компонент инстинкта.

2.21. Самец может прекратить ритуал ухаживания за самкой, если он встретит пищевой раздражитель. О каком компоненте инстинкта идёт речь?

2.22. Как классифицируются инстинкты по П.В.Симонову?

2.23. Какие инстинкты удовлетворяют витальные потребности?

2.24. Какие два признака являются определяющими для витальных инстинктов?

2.25. К чему ведёт невозможность реализации витального инстинкта?

2.26. Реализация витального инстинкта требует участия другой особи того же вида?

2.27. К какой группе инстинктов по П.В.Симонову следует отнести следующие инстинкты: пищевой, питьевой, оборонительный (включая рефлекс: "биологической осторожности"), регуляции сна, рефлекс экономии сил? Почему?

2.28. К какой группе инстинктов по П.В.Симонову следует отнести следующие инстинкты: половой, родительский, территориальный, «сопереживания" (эмоционального резонанса), групповой иерархии? Почему?

2.29. К какой группе инстинктов по П.В.Симонову следует отнести следующие инстинкты: свободы, "прирожденного рефлекса рабской покорности" (по И.П.Павлову), подражательный, игровой, имитационный? Почему?

3. Что такое «этология»?

3.1. Какой вклад в появление и развитие этологии внесли К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш?

3.2. Какой вклад в развитие этологии внес И. Жоффруа Сент-Илер?

3.3. В чём состоит разница между этологией и сравнительной психологией?

3.4. Что такое «четыре вопроса Н.Тинбергена»?

3.5. Кто открыл у них явление импринтинга?

3.6. Кто из этологов изучил многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека?

3.7. Кто из этологов открыл так называемый «язык кругового танца» у пчёл?

3.8. Кто из этологов изучал химический уровень коммуникации пчёл, открыл феромоны, производимые маткой и являющиеся регулятором иерархических отношений в пчелином социуме.

4. Что такое «условный рефлекс»?

4.1. Кто ввел в науку термин «условный рефлекс»?

4.2. Каково биологическое значение условных рефлексов?

5. Назовите основные свойства (признаки) условных рефлексов.

6. Какие критерии используются при классификации условных рефлексов? [A217]

6.1. Как классифицируются условные рефлексы по механизму формирования (порядку предъявления условного и безусловного стимулов)

6.2. Что такое условные рефлексы первого и второго типа, классические, павловские, следовые, инструментальные, скиннеровские?

6.3. Как классифицируются условные рефлексы по потребностям организма?

6.4. Как классифицируются условные рефлексы по характеру условного стимула?

6.5. Что такое натуральные и искусственные условные рефлексы?

6.6. Как классифицируются условные рефлексы по структуре условного стимула?

6.7. Что такое простые, комплексные и цепные условные рефлексы?

6.8. Как называются условные рефлексы, если предъявляется один условный стимул, сочетание условных стимулов, сочетание условных стимулов в строго определённой последовательности?

7. Опишите механизм образования условного рефлекса первого типа.

8. Какие выделяют стадии образования условного рефлекса?

8.1. С какой стадией образования условного рефлекса связан ориентировочный рефлекс?

8.2. Какая стадия образования условного рефлекса связана с иррадиацией, а какая с концентрацией возбуждения?

9. Почему условные рефлексы называются «условными»?

9.1. Перечислите законы (условия) формирования условного рефлекса первого типа.

9.2. Сформулируйте «закон (условие) силы» при формировании условного рефлекса первого типа.

9.3. Сформулируйте «закон (условие) индифферентности» при формировании условного рефлекса первого типа.

9.4. Сформулируйте «закон (условие) времени» при формировании условного рефлекса первого типа.

9.5. Сформулируйте «закон (условие) активного (деятельного) состояния центральной нервной системы» при формировании условного рефлекса первого типа.

10. Какие методы используются при изучении условных рефлексов первого типа?

10.1. Классические исследования условнорефлекторной деятельности организма, заложившие основу учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, были проведены с использованием каких рефлексов?

10.2. В чём особенность современных методов исследования условнорефлекторной деятельности организма?

11. Что такое условные рефлексы второго типа?

11.1. Каково значение работ Б.Ф.Скиннера в изучении уловных рефлексов?

11.2. Что такое «скиннеровский ящик»?

11.3. Скиннер выделил особую группу условных рефлексов — оперантных, считая её принципиально отличной от классических условных рефлексов, открытых И. П. Павловым. В чём состоят эти отличия?

12. Что такое «торможение условных рефлексов»?

12.1. Каково значение торможения условных рефлексов в деятельности организма?

12.2. Что такое внешнее (безусловное) и внутреннее (условное) торможение условных рефлексов?

12.3. Какие типы торможение условных рефлексов относятся к внешним, а какие к внутренним? Почему?

12.4. Что такое «запредельное» торможение условных рефлексов?

12.5. Что такое «гаснущий тормоз» при торможении условных рефлексов?

12.6. Что такое «постоянный тормоз» при торможении условных рефлексов?

12.7. Что такое «угасательное» торможение условных рефлексов?

12.8. Что такое «дифференцировочное» торможение условных рефлексов?

12.9. Что такое «запаздывающее» торможение условных рефлексов?

12.10. Что такое «условный тормоз» при торможении условных рефлексов?

13. Что такое «типы высшей нервной деятельности»?

13.1. Кто ввел в науку понятие «тип высшей нервной деятельности»?

13.2. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов. Каких?

13.3. По каким критериям И.П.Павлов выделял типы высшей нервной деятельности?

13.4. Что под термином «темперамент» понимали Гиппократ и Гален?

13.5. По каким критериям Гиппократ выделял темпераменты?

13.6. Какие темпераменты выделял Гиппократ?

13.7. Какому типу высшей нервной деятельности соответствуют меланхолический, холерический, флегматический и сангвинический темпераменты?

13.8. Покажите алгоритм определения типа высшей нервной деятельности по И.П.Павлову.

13.9. Какими темпераментами обладали герои знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра» д'Артаньян, Атос, Портос и Арамис?

14. Какую интерпретация темпераментов предложил английский психолог Ганс Юрген Айзенк?

14.1. Какие три фактора в структуре личности выделил Г.Айзенк?

14.2. На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностическую методику EPI (Manual of the Eysenck Personality Inventory). В чём её суть?

Работа в лаборатории

Студенты самостоятельно выполняют следующие лабораторные работы:

1. Выработка и угашение мигательного условного рефлекса на звонок у человека

2. Выработка и угашение мигательного условного рефлекса на звонок и слово у человека

3. Выявление соотношения сигнальных систем у человека по методике Е.А.Климова.

4. Выработка двигательного стереотипа у человека.

5. Определение типа высшей нервной деятельности у человека (по психомоторной реакции – тейпинг-тест).

6. Определение личностных характеристик (по Айзенку).

 

Задание на дом

Подготовиться к занятию по теме: «Высшие психические функции».

 

Литература[a218] :

1. Лекции.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.— 2-е изд., перераб. И доп.— М.: Медицина, 2003.— 585-593 с[Мф219] .

3. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А. Г. Камкина и А. А. Каменского. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. — 1072 с[Мф220] .

 

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.